Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

" кончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова"

проект урока

Автор: Паянова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ "Школа № 20", город Нижний Новгород



В раздел начальное образование



Проект урока русский язык Выполнил учитель начальных классов МБОУ «Школа № 20» Автозаводского района Паянова Светлана Анатольевна Квалификационная категория: первая Стаж работы учителем начальных классов 12 лет Контакты ( сот. телефон – 89535638350, адрес электронной почты – payanova99@mail)
Проект урока

Общие сведения о проекте:
Название учебного предмета: русский язык Класс: 3 УМК начального образования: «Школа России» Программа по учебному предмету: авторы учебника В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, автор рабочей тетради: В.П. Канакина Фрагмент календарно – тематического планирования учителя по изучаемой теме: № Название раздела: Состав слова (16ч)
32 Корень слова. Однокоренные слова. 33 Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. 34 Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.
Тема урока:
Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.
Планируемые результаты:
Предметные: формулировать определение окончания, находить окончание слова, путем изменения формы слова, определять значимость окончания в слове. Метапредметные: Коммуникативные: - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами -Оформлять мысли в устной форме -Умение работать в паре, группе Регулятивные: -Самостоятельно организовывать свое рабочее место. - Осуществлять познавательную и личностную рефлексию - Высказывать предположения на основе наблюдений Познавательные:
-Выявлять сущность. особенности объектов, на основе анализа делать выводы -Выполнение действий по алгоритму - Преобразовывать информацию из одной формы в другую - Анализировать, обобщать, подводить под понятие
Оборудование урока
: учебник русского языка, рабочая тетрадь, интерактивная доска, карточки для групповой работы. Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Теоретическое обоснование 1. Мотивация, минутка чистописания - Прочитайте пословицу ( на доске) Воля и труд дивные всходы дают. - Как вы понимаете эти слова? - Вы готовы приложить свою волю в работе на уроке? - Тогда за работу! - В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Только трудом и прикладывая волю, упорство можно добиться хороших результатов в жизни, успехов. Личностные результаты - формируем мотивацию к обучению и целенаправленно й познавательной деятельности - самоопределение Коммуникативны
Так скорей, друзья, за дело! - О каком деле идет речь? - Как же вы открываете все новое? - Начнем урок с минутки чистописания. Работа по таблице(на слайде) - Я называю числа, вы находите их в таблице и записываете те буквы, которые им соответствуют: 16 - о, 18 - с, 10 - и, 1 - а, 15 - н. Запишите эти буквы, повторяя до конца строки. Составьте из данных букв слово. Запишите и выделите орфограмму. Да! - Об открытии нового знания. - Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и постараться открыть это новое). е УУД - планирование учебного сотрудничества вместе с учителем и сверстниками Регулятивные УУД - умение рационально расположить учебные принадлежности на парте, контролировать правильную осанку 2. Актуализация знаний. - Все на свете из чего - то состоит: облака- из мельчайших капелек, лес - из (....). Речь состоит из (....), а предложения из (...). Слова сделаны из своего "строительного материала". И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла. - Из чего состоят слова? деревьев, предложений слов Познавательные УУД - анализ, обобщение - выполнение
На доске появляется карточка ( графическое изображение корня) - Давайте вспомним, что мы знаем о этой части слова. Из слогов, из букв, звуков, частей слова) Ученик рассказывает о корне по плану (на слайде) 1. Название 2. Роль 3. Обозначение действий по алгоритму 3. Постановка учебной задачи. На доске тема: " Части слова - ?" (карточки) - Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься на уроке? - Открываем тетради, записываем число, классная работа. На слайде: Бабушк... помогает внучк... . - Продолжите слова так, чтобы получилось предложение. Обсудите в парах. - У всех получилось одинаково? Оба предложения записываются на доске и в тетрадях. Бабушк
а
помогает внучк
е
. Мы продолжим работать над темой "Части слова", и нам предстоит совершить новые "открытия", узнать о новой части слова. Регулятивные УУД - высказывать предположения на основе наблюдений Познавательные УУД - выявлять сущность, особенности объектов - на основе
Бабушк
е
помогает внучк
а
. - Одинаковый ли смысл у предложений? - Почему он изменился? - Бабушка и бабушке- это одно и то же слово или разные? А внучка и внучке? - Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же? - Разные буквы на конце слов бабушка и внучка. Это одно и то же слово. Изменилась какая - то их часть. анализа объектов делать выводы Коммуникативны е УУД - оформлять свои мысли в устной форме 4. Решение задачи (открытие нового знания) - Как называется эта изменяемая часть слова? - Проверим наши предположения, прочитав первую часть правила из учебника на с.80 (на слайде, чтобы не видели пока все правило целиком) На доске переворачивается карточка со знаком вопроса - окончание. - Как вы поняли, что такое изменяемая часть? -Окончание выделяют графически при помощи квадратика. - Почему окончание получило такое название? Высказывают предположени я То. что у слова меняется Познавательные УУД - анализ, обобщение, подведение под понятие
Выделим окончания в записанных предложениях. - Интересно, для чего нужно окончание? Оно ведь не образует новые слова, только разные формы одного и того же слова. - Какую же роль играет окончание? Попробуем ответить на этот вопрос. Упр. 105 из рабочей тетради (на слайде) - Прочитайте слова первой строчки. Можно ли считать, что здесь записано предложение? - Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложение? Ученики составляют и записывают первое предложение. Моряки спустили парус на воду и устроили в парусе купальню. - Прочитайте слова на второй строчке. составьте и запишите предложение. Мальчики прыгнули с корабля в воду. - Так для чего служит окончание? Читаем вторую часть правила. Стоит в конце слова. Нет. Слова между собой не связаны. Изменить окончания Для связи слов в предложении. Познавательные УУД - умение применять ранее полученную информацию 5. На слайде слово - сад, по щелчку появляются другие слова. Если Познавательные
Физкультминутк а это формы слова, то ученики выполняют хлопок над головой, если - однокоренные слова, то приседают(сады, садовник, садик, в саду, около сада, садовый, за садом, посадить, рассада). УУД - отличать однокоренные слова и формы слова 6. Первичное закрепление (усвоение) новых знаний. На слайде: Прочитай. Что написано в каждом столбике - одно и то же слово или разные слова? Какой вывод ты можешь сделать? Осина роса Осины без росы К осине росу Про осину росой -Как найти в слове окончание? Чтение правила в учебнике на с. 81. Работа в группах - Заполните таблицу, ответьте на вопросы. Вопросы Окончание Обозначение Нужно изменять форму слова. Познавательные УУД - выявлять сущность особенности объектов - анализировать, сравнивать, обобщать и классифицироват ь по признакам Коммуникативны е УУД - развиваем умение слушать и понимать других - оформлять свои мысли в устной форме - умение работать в группе
Изменяемая/ неизменяемая часть слова Роль Как найти 7. Физкультминутк а для глаз Обучающиеся следят за движением красной точки на слайде 8. Самостоятельна я работа (закрепление способов действий) Упр. 145 Взаимопроверка Упр 146. Коллективное чтение и называние пропущенных окончаний. Запись по рядам по 2 строки. Регулятивные УУД - выполнение пробного учебного действия - контроль -коррекция - оценка 9. Рефлексия - Часть слова, которая изменяется, Познавательные
учебных действий.
Окончанием
называется. Работа с сигнальными карточками: да - зеленая, нет - красная - Окончание - часть речи? (нет) - Окончание - изменяемая часть слова? (да) - Окончание служит для связи слов в предложении? (да) - У одного и тог же слова могут быть разные окончания? (да) - С помощью окончания образуются новые слова? (нет) - На следующем уроке мы продолжим тренироваться, будем учиться находить в словах окончание. - Какое настроение было на уроке? Обозначь свое настроение цветом:
Красным
- плохое настроение, ничего не получалось
Желтым
- было тревожно, возникали затруднения
Зеленым
- радостное. работал с удовольствием - Спасибо вам за работу! УУД - на основе анализа объектов делать выводы Регулятивные УУД - осуществлять познавательную и личностную рефлексию 10. Домашнее задание Выучить определения на с. 80, 81, упр. 107, с. 44 (рабочая тетрадь)


В раздел начальное образование