Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Содержание коррекционной работы на уроке математики с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (обучение на дому) в условиях введения ФГОС ОВЗ"

учебное пособие

Автор: Ананьева Маргарита Васильевна, учитель начальных классов, МАОУ "Савинская ООШ", деревня Савино, Новгородский район



В раздел начальное образование




Содержание коррекционной работы на уроке математики с

обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (обучение на

дому) в условиях введения ФГОС ОВЗ.
Содержание 1. Введение 2-3 2. Конспект урока 4-11 3. Самоанализ урока 12-15 4. Литература 16 1

Введение
Основными эффектами внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ), определяющими его место и значение в общей системе образования РФ, являются: -обеспечение доступности качественного образования всем категориям учащихся за счет сохранения и модернизации системы специального образования, системного становления инклюзивного образования, развития форм семейного образования школьников с ОВЗ; -повышение инновационного потенциала базового образования обучающихся с ОВЗ, в том числе за счет реализации деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, культуросообразного подхода в образовании, особого структурирования содержания образования, в том числе через выделение в качестве компонентов «академической грамотности» и «жизненной компетенции»; -модернизация институтов системы образования РФ , усиление их роли и возможностей в обеспечении социального развития лиц с ОВЗ, повышения конкурентоспособности выпускников, формирования комфортной социокультурной среды, в том числе и через изменение в подходах к внеурочной деятельности, к сетевому взаимодействию, к расширению зоны социальных контактов в образовании и к включению родителей в образование школьников; -единение образовательного пространства РФ, обеспечение преемственности общего образования на разных его ступенях и вариантах, создание основы для разумной вариативности в содержании образования и путях его изучения школьниками с ОВЗ с учетом региональной специфики Стандарт ориентирован на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовую школу. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в 2
развитии и равные права в получении адекватного его уровню развития образования. Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специального психолого-педагогического сопровождения как инклюзивного процесса в целом, так и его отдельных структурных компонентов. Целью сопровождения является обеспечение оптимального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, получения качественного образования детьми в условиях общеобразовательного учреждения. Реализация цели включает в себя выполнение следующих задач: - координация деятельности педагогов и специалистов образовательного учреждения при организации образовательного процесса детей с ОВЗ; - психолого-педагогическая поддержка всех участников инклюзивного обучения (детей с ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов); - создание оптимального уровня психологического комфорта в образовательном учреждении через развитие толерантности детей, педагогов, родителей. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ предполагает целостный, и непрерывный комплекс мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса. Инклюзивное образование в условиях введение ФГОС требует кардинальной перестройки организации деятельности учителя на уроке. 3

2. Конспект урока
Урок математики во 2 классе Тема: Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Тип: Урок повторение материала. Цель: Научить определять время по часам, циферблат, направление движения стрелок. Задачи Образовательные: - формировать у учащихся представления о часах, познакомить детей с разными видами часов, деталями часов (циферблат, стрелки); - учить определять время по часам с точностью до 1 часа; - закреплять знания детей о частях суток; - коррекционно-развивающие: упражнять в правильном согласовании числительных с существительным "час"; - коррекция и развитие связной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса) через выполнение заданий и участие в играх; - коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально- волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства); Воспитательные: - воспитывать интерес к учебе, предмету; - воспитывать самостоятельность. 4
Оборудование Компьютер, презентация, часы с секундной стрелкой, трафареты часов со стрелками, циферблаты часов без цифр и стрелок, часы электронные (наручные, настенные, настольные) и механические (наручные, настенные, настольные), песочные часы; образец циферблата на парте; модели часов со стрелками ; белый круг диаметром 20-25 см), набор чисел от 1 до 12, листочек с заданием. Ход занятия 1. Организационный момент. Учитель: Долгожданный дан звонок, начинается урок. Сядем прямо, не согнёмся, за работу мы возьмёмся. Учитель: Погладь себя по голове скажи: «Я, молодец! У меня всё получится!». 2. Домашнее задание. Учитель: Давай вспомним, времена суток и их порядок. (Ответ). Учитель: Посмотри на доску. А теперь давай назовем вместе названия частей суток в той последовательности, как они сменяют друг друга. Вместе с учителем проговаривает названия частей суток: утро-день-вечер- ночь. Учитель: Молодец! А теперь я усложняю задание. Нужно правильно расставить занятия и время суток. Учитель: Молодец, ты хорошо справился с заданием. 3. Актуализация имеющихся у детей знаний Учитель: Внимательно послушай загадку. Отгадав, её ты узнаешь тему урока. 5
Мы ходим ночью, ходим днём. Но никуда мы не уйдём. (часы) Ответ… Учитель: Правильно, это часы. Как ты думаешь, зачем нужны часы? Ответ… Учитель: Часы — это предмет для определения времени. Сегодня мы будем учиться определять время по часам. Ты знаешь, что часы бывают разные. Учитель показывает разные часы на слайдах. Учитель: Как можно назвать одним словом часы, которые висят на стене (настенные), стоят на столе (настольные), носят на руке (наручные)! Чем отличаются часы друг от друга? (Формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками.) Чем похожи? (На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.) Учитель: Цифры нанесены на циферблат. Повтори… Ответ… Учитель: Посмотри внимательно на циферблат, на него нанесены цифры от 1 до 12. Давай вместе их назовём и покажем, ты показываешь на своих часах. Ответ… Практическое задание Учитель: У тебя на партах лежит лист с циферблатом. Посмотри на циферблат внимательно. Что ты видишь? Ответ… На циферблатах пропущены цифры. 6
Учитель: Правильно. Тебе задание вставить пропущенные числа на циферблатах. Учитель: Посмотри на образцы и проверь себя. Молодец! Теперь давай поиграем. Игра «Найди ошибку». Учитель предлагает сначала разложить числа по порядку от 1 до 12, как на циферблате, а затем проверить по образцу, правильно ли выполнено задание. После ученик закрывает глаза, в это время учитель меняет цифры местами. Открыв глаза, ребенок находит ошибки и исправляет их. Игра продолжается. Учитель: Молодец! Ты справился с заданием. Кроме циферблата на часах есть стрелки. Стрелки движутся только в одном направлении по кругу слева, направо (показать движение стрелок на модели). Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная (большая) стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Короткая (маленькая) проходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута — короткий промежуток времени, а час — длинный. Что показывает длинная, большая стрелка? Ответ. Учитель: Правильно! Что показывает короткая, маленькая стрелка? Ответ… Учитель: Что длиннее час, или минута? Ответ… Физминутка для глаз. «Часы». Учитель: Посмотри на доску, следите внимательно за движением стрелки. Учитель: Молодец! Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит прошел час. Короткая, за это время передвинется от одной цифры до следующей. Чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Поставь обе стрелки на 12, сделай это так как у меня (по- 7
казывает). Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную — на 12. Часы показывают ровно час. Выполняет задание. Учитель: Сколько времени показывают твои часы? Ответ… (Ровно час.) Учитель: Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12. Поставь минутную стрелку на 12, а часовую на цифру 2. Это значит сейчас ровно 2 часа. Который час показывают часы? (Ровно 2 часа.) Ученик выполняет задание и называет время. Учитель: Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4 часа, большая стрелка часов всегда будет на цифре 12, а маленькая — около той цифры, которая показывает данный час. Практическое задание Учитель: Поставь на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов. Который час показывают часы? (Ровно 5 часов.) Ученик выполняет задание и называет время. Учитель: Как расположены стрелки? Ответ. (Минутная, длинная стоит на цифре 12, а часовая короткая — на цифре 5.) Учитель: Поставь стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов. При этом учитель каждый раз просит назвать время и рассказать, как должны быть расположены стрелки. 8
Учитель: Молодец! Теперь давайте поиграем. «Подбери пару». Правила игры. Игрок берет по одной карте и называет время на нарисованных часах. Затем ребенок находит часы на другой карточке, которые показывают то же время. 5. Физминутка "Расскажи стихи руками". Таблица 1. Физминутка
Учитель описывает движение

Ученик показывает движение
Соблюдается совой Сжимает и разжимает Распорядок часовой кулачки на обеих руках Ночью в час по распорядку Показывает один палец Совы делают зарядку Руки на поясе, наклоны влево и вправо Циферблат покажет два Показывает два пальца В магазин спешит сова Шагает на месте В три - готовит суп Показывает три пальца и "варят" В четыре Показывает четыре пальца Вытирает пыль в квартире Делает вид, что вытирает пыль В пять сова идет читать Показывает пять пальцев и "читает книгу" В шесть она садится есть Показывает шесть пальцев и "кушает" Семь показывают стрелки Показывает семь пальцев В гости к ней приходят белки Прыгает на месте, руки перед грудью Не поздней восьми часов Показывает восемь пальцев Совещание у сов "Совещаются" между собой Но как только девять бьет Показывает девять пальцев В лес сова идет гулять Шагает на месте В десять у нее - вязанье Показывает десять пальцев и "вяжет" А в одиннадцать - купанье Показывает сначала десять пальцев, затем еще один палец и "плавает" Как двенадцать бьет часов Показывает сначала десять пальцев, затем еще два пальца Двери в доме на засов "Закрывает дверь на ключик" В полдень ей пора в кровать Потягивается и зевает Любит днем сова поспать Руки под щеку и "спит" Дальше все по распорядку в час - встает и на зарядку Сжимает и разжимает кулачки на обеих руках. 9
6. Закрепление изученного материала При помощи модели часов учитель показывает время. Учитель: Назови который час? Ответ… Учитель: Сколько времени? Ответ… Учитель: Молодец! Поставь на своих моделях - часов время – ровно 4 часа. Выставление времени по инструкции учителя. Учитель: Поставь на своих часах время – ровно 10 часов. Выставление времени по инструкции учителя. 7. Итог занятия Учитель: Что такое часы? Ответ: Часы — это предмет для определения времени. Учитель: На циферблате часов есть стрелки, как они называются? Ответ: Минутная и часовая стрелки. Учитель: Что показывает маленькая стрелка? Ответ: Маленькая стрелка показывает часы. Учитель: Что показывает большая стрелка? Ответ: Большая стрелка показывает минуты. Учитель: Молодец! Чему ты научился на уроке? Ответ: Определять время по часам. Учитель: Теперь ты сможешь всё вовремя сделать и всё успеть! 10
11

3. Самоанализ урока
Я педагог с 30-летним стажем работы учителем начальных классов, имею 1 квалификационную категорию. Стаж работы в школе более 30 лет. Занятие, анализ которого представляется вашему вниманию, я проводила с учеником 2 класса, находящимся на домашнем обучении по индивидуальной программе для УО.
1.Тема:
Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок.
2.Тип занятия:
Урок повторение материала.
3.Методы работы на уроке:
Словесные, наглядные и практические, а также объяснение, демонстрация, игра, самостоятельная работа.
4.Цель:
Научить определять время по часам, циферблат, направление движения стрелок.
5.Задачи:
1.Коррекционные. - развитие мелкой моторики рук, зрительного восприятия, внимания и памяти; - коррекция эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности, внимания, памяти, умения рассуждать; -развивать умение вести диалог, коммуникативные способности. 2. Предметные: - формировать у учащихся представления о часах, познакомить детей с разными видами часов, деталями часов (циферблат, стрелки); - учить определять время по часам с точностью до 1 часа; - закреплять знания детей о частях суток; 12
3. Мета предметные: Познавательные УУД: - закрепить умение сравнивать свою работу с образцом, развивать умение обобщать. Коммуникативные УУД: - учиться работать доброжелательно, взаимодействуя с педагогом. Анализ своего занятия я хотела бы провести исходя из выполнения системы требований, предъявляемых современной дидактикой к урокам при работе с обучающимися с УО в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Эти требования послужат критериями для анализа. Одно из дидактических требований состоит в том, чтобы выделить главные вопросы любой изучаемой темы и многократно повторять их на уроке. Известно, что у детей с УО страдает память, как кратковременная, так и долговременная, поэтому для достижения эффекта запоминания приходится многократно повторять основные вопросы изучаемой темы. Выбранная мной тема занятия была направлена на выполнения данного дидактического требования. Прежде чем изучить новый материал, я предложила ребенку в игровой форме повторить ранее изученный. Современная дидактика требует, чтобы при обучении детей с УО педагог учил всему: слушать, повторять, говорить правильно. Современная дидактика при обучении детей с УО рекомендует излагать материал маленькими дозами, каждую постоянно закрепляя. Обучать от простого к сложному. Я стараюсь следовать этой рекомендации. Поскольку дети с УО эмоциональные, то главной составляющей обучения ребенка остается общение, позволяющее расположить его к себе. Для общения с ним я использую самые разнообразные педагогические ситуации: сама участвую в проведении физкультминутки, начинаю занятие с поднятия настроения, стараюсь пошутить, одобрить ребенка, никогда не делаю замечаний в унизительной форме. Большое значение имеет поведение учителя: «открытые» 13
жесты, улыбка, комплимент. На данном занятии я в полной мере постаралась использовать свой потенциал и педагогическое общение, на мой взгляд, состоялось. Поскольку внутренняя мотивации обучения у детей с УО ослаблена, учителю необходимо стимулировать познавательную активность игровыми, наглядными и творческими методами. Игру, как метод стимулирования познавательной активности, использую часто. На данном занятии мы поиграли в игры «Найди ошибку», «Подбери пару». На мой взгляд, самым важным дидактическим требованием обучения детей с УО является развивающая направленность урока.
Анализ поставленных коррекционно-развивающих задач на данном

занятии.
- развитие мелкой моторики рук, зрительного восприятия, внимания и памяти; - коррекция эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности, внимания, памяти, умения рассуждать; - развивать умение вести диалог, коммуникативные способности. 1. При выполнении заданий ребенок должен постоянно переключать внимание с одного вида работы на другой. Слежу за развитием устойчивости внимания. 2. Много внимания в течение занятия я уделила коррекции и развитию связной устной речи ребенка. 3. На всех своих занятиях, также, как и на анализируемом, я уделяю внимание коррекции и развитию памяти ученика: кратковременной и долговременной. 14
4. Занятия по математике дают большие возможности для коррекции и развития мыслительной деятельности: операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установления логических и причинно-следственных связей. Иногда на уроке математики не требуется проводить специальных упражнений на развития мышления, поскольку сам программный учебный материал дает для этого большие возможности. 5. На уроке проводилась коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства. Для коррекции и развития этих качеств, на мой взгляд, большую роль играет личный пример учителя. Спокойный доброжелательный тон, построение педагогического взаимодействия без использования принуждения и подавления настраивает ребенка на подобный стиль общения. Дети с УО редко бывают усидчивыми. Им требуется постоянная смена видов деятельности. Развитие усидчивости может проходить только в условиях тренировки воли и внимания. На анализируемом уроке я неоднократно создавала ситуации, при которых ребенку приходилось выполнять задания под моим контролем, и они поощрялись за усидчивость.
Общие выводы
: Проведенное занятие в целом, прошел неплохо, поскольку мне удалось решить поставленные задачи и достичь цели. Показателем достижения цели я считаю желание моего ученика учиться. Вместе с тем, занятие обозначило проблемы, над которыми мне предстоит работать в дальнейшем: 1. Устойчивость внимания. 2. Необходимо больше работать над развитием кратковременной памяти детей. 3. Работа над развитием речи 4. Коррекция эмоционально-волевой сферы. 15

4. Литература
1. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития». Бгажнокова И.М., 2012г. Изд. Владос. 16


В раздел начальное образование