Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Классный час "Огонь - друг или враг?"

методическая разработка

Автор: Донская Снежана Степановна, учитель начальных классов, МБОУ Октябрьская СОШ, с. Октябрьское Карасукский район Новосибирская область



В раздел начальное образование




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Карасукского района Новосибирской области





Классный час «Огонь - друг или враг?»

Составитель:
С.С. Донская, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Классный час «Огонь - друг или враг?»


Цель
: формирование навыка осторожного обращения с огнём.
Задачи:
1. Познакомить с основами пожарной безопасности. 2. Познакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения. 3. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Планируемые результаты:

Личностные
: развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные:
освоение основ элементарных правил поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; актуализировать знания о правилах противопожарной безопасности и их применении в жизни.
Познавательные
: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений.
Регулятивные:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.
Оборудование:
1. Демонстрационный материал: - презентация по теме занятия; - набор карточек – рисунков по теме «Пожарная безопасность» и набор –подписей к ним; - огоньки из бумаги – причины возникновения пожаров; - памятки по пожарной безопасности; - утюг, носовой платок, салфетка, головной платок набор карточек с описаниями ситуаций; 2. Компьютер, проектор.
Ход занятия

I.

Организационный момент. Настой на занятие.
Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь, теперь посмотрите на меня. Улыбнитесь друг другу, садитесь. Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая!
II.

Мотивационно – целевой этап.
Учащиеся читают стихи. 1. Люди, сколько жили на свете, Пуще глаза огонь берегли. Ведь огонь в холода, в непогоду У костра их всегда согревал.
И людскому великому роду Замерзать никогда не давал. 2. Сохраняли его, как умели, - Всемогущий, горячий огонь. И хоть тысячи лет пролетели, Людям нужен по-прежнему он, Ведь издревле до нашего века Он помощник и друг человека. 3. Поутру, чтобы все были сыты, Ставим пищу в духовки, на плиты. Печь-громада мартен пышет жаром: Варят сталь для страны сталевары. 4. И до дальних звезд от Земли Мчит космические корабли. Люди силу и мощь ощутили С той поры, как огонь приручили. 5. Но бывает огонь и другим – Не согреет ладошек он ваших Превращает все в пепел и дым, И жесток он, и грозен, и страшен Учитель: - Ребята, послушав стихотворение и обратя внимание на оформление классной доски, предположите, какова тема нашего классного часа? О чем мы сегодня с вами будем говорить? -Молодцы, сегодня мы с вами будем говорить об огне, и особенно о том, каким бывает огонь: добрым или злым, помощником или коварным врагом. (Приложение 1, слайд 1) Мы познакомимся с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения; будем учиться правилам пожарной безопасности в различных жизненных ситуациях и закрепим знания основ пожарной безопасности. (Приложение 1, слайд 2) В начале нашего занятия я хочу задать вам вопрос, но не спешите с ответом, потому что ответ я спрошу в конце нашего классного часа «Огонь – друг или враг?». (Приложение 1, слайд 3)
III.

Основной этап.

1.Огонь – друг.
(Приложение 1, слайд 4) Учитель: Когда же огонь является другом? Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
2.Огонь – символ.
(Приложение 1, слайд 5) Учитель: Огонь также является символом.
Олимпийский огонь - огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину. Что вы можете сказать про огонь – какой он? (Этот огонь является другом).
3. Огонь – враг.
(Приложение 1, слайд 6) Учитель: Но огонь бывает и другим. В какое бедствие может превратиться огонь, если с ним обращаться неосторожно, небрежно? (Пожар) Что такое пожар? Определение пожара. (Приложение 1, слайд 7). Пожар —неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. На нашей планете ежегодно происходит 5 миллиардов пожаров, каждые 5 секунд вспыхивает новый пожар, каждый час в пожаре погибает человек, каждый третий погибший – это ребёнок. Что теперь мы можем сказать об огне? (Огонь может быть и врагом). Учитель: Ребята, теперь мы знаем, что огонь есть добрый и злой. Если огонь добрый, значит он приносит пользу. А если огонь злой – приносит вред.
4.Причины возникновения пожаров.
Учитель: Почему возникают пожары? Почему огонь становится врагом для человека? Что является причинами пожаров? Назвать причины пожаров нам помогут огоньки на доске. На каждом огоньке – номер. Называете номер, слушаете вопрос и отвечаете. (Учащиеся отгадывают загадки и называют причины пожара, связанные с данными предметами) (Приложение 2) № 1. В избе — Изба, На избе — Труба. Я лучинку зажег, Положил на порог, Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, А тушить не идет. (Печка) Назовите причины пожара, связанные с печкой. (Не открывать печную дверцу, когда печка топится. Не сушить вещи на горячей печке. Не применять при розжиге печи легковоспламеняющиеся жидкости.) №2 В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки — Раздают всем огоньки. (Спички) (Не играйте со спичками!) № 3 Четыре синих солнца У бабушки на кухне, Четыре синих солнца Горели и потухли. Поспели щи, шипят блины. До завтра солнца не нужны. (Газовая плита) (Нельзя оставлять без присмотра газовую плиту. Нельзя сушить вещи над газовой плитой. При запахе газа – не включать свет и не зажигать спички). № 4. Взрослый дяденька идёт,
Палочку во рту несёт, На той палочке горит огонёк. (Сигарета) (Сигарета или непотушенный окурок могут привести к пожару). № 5 И гремит он и сверкает, Звёздный дождик проливает. Отмечают праздник им. Побежим и поглядим? (Фейерверк) (Фейерверки, петарды нельзя зажигать детям. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, петарды дома.) № 6 В Полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход То назад, то вперед. А за ним такая гладь - Ни морщинки не видать! (Утюг) (Утюг – электроприбор. Электроприборы нельзя оставлять без присмотра. Уходя из дома – выключать). Огоньки помогли узнать причины возникновения пожаров, давайте подведём итог, какая самая основная причина пожаров? (Небрежное, неосторожное обращение с огнём.)
5.Практическая работа «Учимся пользоваться утюгом»
Учитель: Часто причиной пожара становится электроприборы, которых очень много у нас дома. Об одном из них нам расскажет наша гостья. Появляется гостья – Коза. Тише, детки, не шалите, Поскорей сюда взгляните. Вот купила я утюг, Для того чтоб стал он другом И помощником всегда. Чтоб не сломался никогда, Надо правила все знать И их точно выполнять. (Подходит к столу, расстилает одеяло, ставит утюг на стол) Чтоб ученье было в прок, Дам вам глаженья урок. Чтоб пожара избежать Будем вместе изучать, С утюгом как обращаться Чтоб утюжить не бояться. Подходи ты первым, детка, Вот утюг, а вот розетка. (Учащийся выходит с мокрыми руками.) Разве можно, моя детка Подходить вот так к розетке? Через воду ненароком Поразить ведь может током. Надо делать это так: (Вытирает руки полотенцем, берёт вилку и включает в розетку и говорит второму.) Разутюжь теперь при всех ты салфетку снизу вверх. (Учащийся начинает гладить, шнур попадает по утюг.) Посмотри сюда, мой друг: Шнур попался под утюг. Ты следи за этим строго –
До беды ведь тут недолго! Надо сделать всё вот так: (Показывает, где должен быть шнур. Говорит третьему учащемуся.) Разутюжь – ка ты, браток, Этот мятый весь платок. (Начинает гладить) Чтобы гладкой ткань была, Намочи платок сначала. (Учащийся оставляет утюг на платке и идёт за чашкой с водой.) Вот и ты ошибся, крошка, Поспешил сейчас немножко, На бельё утюг поставил. Больше так не делай ты, Чтобы не было беды. Надо делать это так. (Показывает, как поставить утюг, сбрызнуть ткань и гладить. Говорит четвёртому учащемуся.) А теперь и ты, дружок, Для меня утюжь платок. (Учащийся гладит головной платок и делает всё правильно.) Хорошо работал ты, Не спеша, без суеты. Ну, погладил ты платок И запомнил мой урок. Отключи утюг. (Учащийся хочет отключить утюг, взявшись за шнур.) Но чур! Не хватай его за шнур! Надо делать это так. (Показывает.) Всем запомнить надо, дети, Никогда включённым в сети Оставлять утюг нельзя! Учитель: Спасибо, тебе Коза, какой хороший урок преподала ты ребятам. С какими правилами познакомила вас Коза? (Ответы учащихся.)
6. Физкультминутка.

Игра «Чем тушат пожар?»
Если тушат пожар – хлопаем Если нельзя тушить – топаем (Вода, спички, бумага, песок, земля, огнетушитель, резина, бензин, опилки, влажное одеяло.) 7.
Профессия – пожарный.
Учитель: По какому номеру нужно звонить если случился пожар? Люди какой профессии занимаются тушением пожаров? На борьбу с пожарами направляются очень смелые люди - пожарные. Рискуя собственной жизнью, они бросаются в огонь для спасения людей и их имущества. Современная пожарная техника позволяет в считанные минуты локализовать огонь и свести до минимума нанесенный пожаром ущерб. Зачастую пожарным помогают и обычные люди.
IV.

Закрепление.


Создание плаката «Правила пожарной безопасности».
(Приложение 3) Учитель: Ребята, вы знаете правила пожарной безопасности, а кого бы вы могли познакомить с правилами, рассказать о них? (Первоклассникам). Как это сделать? Давайте вместе создадим плакат для учащихся 1 класса по правилам пожарной безопасности.
Работа в группах.
Каждая группа получает картинки и правила. Подобрать правила к ситуации, изображённой на картинке. Проверка: 2 человека из группы зачитывают и прикрепляют правила на доску.
V.

Рефлексия
.
Игра на внимание «Это – я, это – я, это все мои друзья!»
Учитель: Кто задорный и весёлый, Верность правилам храня, Бережет родную школу От огня? Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья! Учитель: Кто поджег траву у дома, Подпалил ненужный сор, А сгорел гараж знакомых И строительный забор? Ребята: (Молчат) Учитель: Кто соседской детворе Объясняет во дворе, Что игра с огнем недаром Завершается пожаром? Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья! Учитель: Кто украдкой в уголке Жег свечу на чердаке? Загорелся старый стол - Еле сам живой ушёл? Ребята: (Молчат) Учитель: Кто пожарным помогает, Правила не нарушает, Кто пример для всех ребят: Школьников и дошколят? Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
VI.

Итог.
Учитель: Ребята, какой вопрос я задала вам в самом начале нашего классного часа? (Огонь – друг или враг?) Как бы вы ответили на него? (Огонь может быть другом, если соблюдать правила пожарной безопасности. Огонь может стать врагом если обращаться с ним небрежно, не соблюдая эти правила). - Какие правила нужно соблюдать, чтобы не было пожара? 1. Не балуйся со спичками и зажигалками. 2. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы. 3. Не суши белье над плитой. 4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома. 5. Не подходи к печке, когда она топится, и не открывай печную дверцу. 6. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. 7. Не дотрагивайся до поводов и электроприборов мокрыми руками.
8. Не оставляй включённую газовую плиту без присмотра. Учитель: Чтобы вы всегда помнили о правилах пожарной безопасности, я раздам вам памятки, здесь много полезных советов и напоминаний о нашем занятии. (Приложение 4) Учитель: завершит наше занятие песня. (Приложение 5) Приложение 2 Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Песня на мотив «Мы желаем счастья вам»
В мире где пылает иногда Очень, очень страшная беда Кто-то поиграл с огнём И начался пожар. При пожаре 01 звони Точный адрес дома назови И на помощь и придут К вам пожарные. Очень просим вас, друзья Не играть с огнём никогда Со спичкой не играй И утюг ты выключай. Ацетон, бензин и лак Не бери, дружок, просто так Они горят легко До беды не далеко.


В раздел начальное образование