Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Роль приставок и суффиксов в словах".

Методическая разработка урока

Автор: Гордейко Марина Юрьевна, учитель начальных классов, МОБУ Покровская НОШ, с. Покровка, Приморский край



В раздел начальное образование




Тема урока:
Роль приставок и суффиксов в словах.
Цель урока:
познакомить со словообразовательной ролью приставки и суффикса в русском языке.
Задачи урока:
 развивать умения образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок;  повторить написание слов с непроверяемыми орфограммами;  развивать умение разбирать слова по составу;  развивать орфографическую зоркость и внимательность;  прививать интерес к изучению состава слова.
Планируемые образовательные результаты:

Предметные:
определяют, какие суффиксы вносят в слова уменьшительно-ласкательный оттенок значения и значения названия лица по профессии; выполняют словообразовательный разбор слов.
Метапредметные
:
Регулятивные:
применяют правила делового сотрудничества; оценивают результаты своей и чужой деятельности.
Познавательные:
расширяют познавательный интерес, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно, применяют приобретённые знания в практической деятельности.
Коммуникативные:
планируют цели и способы взаимодействия; участвуют в коллективном обсуждении проблем; доносят свою позицию до участников образовательного процесса; решают поставленную задачу.
Личностные:
оценивают собственную учебную деятельность, принимают правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения.
Форма проведения урока:
урок с использованием дидактических игр.
Характеристика этапов урока
I. Организационный момент. Настрой на работу.
Слайд
1. (Солнышко)
Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Слайд
2.
Очень я хочу учиться,

Не лениться, а трудиться.

Точно знаю – я смогу

И друзьям я помогу.
- Давайте пожмём друг другу руки и пожелаем удачи. - Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы. Введение в тему.
1
.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Слайд

3.

Существительное, прилагательное, приставка, глагол.

Предлог, суффикс, союз, частица.
- Найдите лишнее слово? Объясните, почему. - Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? (Тема урока – приставки и суффиксы.) - Какую цель ставите в начале урока? (Узнать, какую роль выполняют приставки и суффиксы в словах, какие значения они несут.)
2
. Словарная разминка. - Но прежде чем приступить к работе, проведём орфографическую разминку.
Дидактическая игра «Кто быстрее достигнет вершины?»
- Один человек у доски, остальные работают в паре на индивидуальных карточках. - Отгадывать слова начинайте снизу к вершине. а с б а д т к ь к м к в 1) Группа людей, которые имеют общие интересы, вместе трудятся. 2) Мера массы, равная 1000 граммов. 3) Судно, плавающее по воде. 4) Фрукты или сладкое блюдо, подаваемое в конце обеда. 5) Разговор, обмен мнениями. 6) Надпись на конверте, указывающая место, куда его надо отправить. Проверка. Чья пара первая - получает жетон.
3
. Зарядка для глаз
«Снежинка»
(на проекторе). III. Работа по теме урока.

1
. Друзья! Моя задача такова – Открыть вам, как построены слова. Какие их морфемы составляют, Какую роль в словах они играют. - Напомните мне, какие морфемы (части) помогают образовать новые слова? (Приставка, суффикс.) - Закончите предложения:
«Приставка – это значимая часть …»,

«Суффикс – это …»
- Проверим, посмотрите на слайд.
Слайд

4.
- А сейчас проверим ваши знания на практике.
Дидактическая игра.
- Образуйте и запишите в тетрадь однокоренные слова к корню: 1в.
-мороз-;
2в.
-снег-
, используя приставки и суффиксы (за-, по-, на-, под-; -ик-, -к-, -ец-, -очк-, -инк-, -ок-, -н-, -ищ-, -ов-). - Приставки и суффиксы выделите. Проверка. - Назовите, какие вы образовали слова.
1в.
– морозище, морозный, морозец, заморозки, заморожу
2в.
– снежинка, снежный, снежок, снеговик, заснеженный, снегурочка, подснежник - Кто образовал 5 слов и больше? (Получает жетон.) - Назовите слова с уменьшительно-ласкательным значением. (Морозец, снежок.) - Какая часть слова помогает их образовать? (Суффикс.) - А какие ещё суффиксы вносят в слова уменьшительно-ласкательный оттенок значения? - Назовите их. (Прикрепляю их на доску.) Кто вспоминает эти суффиксы – получает жетон.
-к-, -ок-, -ик-, -ек-, -чик-, -оньк-, -еньк-, -ичк-, -очк-, -ышк-, -ушк-, -юшк-

2
. Работа по учебнику –
стр.46 упр.12
- А сейчас проверим наши знания, поработав в учебнике. - Обменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка.) - Какие слова вы записали в 1 группу, назовите? (маленький, ленточка, беленький, форточка, мягонький, берёзонька) - Во 2 группу? (каменщик, лётчик, наборщик)
- Поднимите руку, кто не ошибся. (Получает жетон.)
3
.
Дидактическая игра «Лишнее слово»
- А сейчас повернулись и образовали группу из четырёх человек. - Вам, ребята, необходимо найти лишнее слово. Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов по своему составу. - Каждому ряду достаётся своя группа слов.
забег, заплыв, закон
- Первый ряд, какое слово лишнее? ( Лишнее слово закон.) - Почему? ( Слова имеют приставку, а у слова закон нет приставки.) - Верно, ребята, молодцы.
чайник, молочник, веник
- Второй ряд, какое слово лишнее? ( Лишнее слово веник, так как оно, в отличие от остальных слов не имеет суффикса.) - Молодцы, ребята.
победить, подумать, погрустить
- Третий ряд, какое у вас слово лишнее? (Слово победить, так как в этом слове нет приставки.) - Молодцы ребята. Вы хорошо поработали. - Итак, что же такое приставка? - Что такое суффикс? - Какова их роль?
4
. Физкультминутка. С
при
- приставкою присесть, С
по
- приставкою подняться, С
под
- подпрыгнуть, подмигнуть, С
по
- приставкой посмеяться, С
вы
- вытягиваем руки, С
о
- опустим их опять. Вот и всё настало, время С
за
- зарядку завершать.
5
.
Дидактическая игра «Родственники»
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Родственники». В карточке у каждого подобраны слова, которые являются родственными (однокоренными) для выделенного первого слова. Но эти слова записаны без пропусков. Вы должны отделить слова друг от друга и записать их в тетрадь. В каждом слове выделить те части, которые помогли их образовать.

Осина
осинкаосиновыйподосиновикосинушкаосинник.
Берёза
берёзкаберёзонькаберёзоваяберезнякподберёзовик. - Прочитайте, каких родственников нашёл I вариант. - II вариант?
6
.
Дидактическая игра «Переделай обычные названия на ласковые»
- Прочитайте текст и найдите подчёркнутые слова. Выпишите подчёркнутые слова в тетрадь в столбик, вставив пропущенные буквы. - Образуйте и запишите рядом (через тире) слова с уменьшительно-ласкательным значением, используя суффиксы. Суффиксы выделите.
Белка.

С ветки на ветку скачет рыжая

белка. То там, то здесь мелькает её

рыж . й

хвост. В стволе старого дуба у белки кладовка. В кладовке хранятся запасы грибов,

ягод, орехов, желудей. Х . рошая белка х . зяйка!
Самопроверка.
Слайд

5.
белка – белочка рыжий – рыженький хвост – хвостик грибов – грибочков ягод – ягодок хозяйка – хозяюшка - Тот, кто верно образовал, получает жетон. IV. Итог урока. Рефлексия. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли ли мы цели? Оценка ребят. - Подсчитайте количество заработанных жетонов. Если урок прошёл для вас удачно, и вы активно участвовали в работе, с заданиями справлялись успешно и довольны собой – поднимите значок
«Приставка»
. Если на уроке для вас не все задания оказались лёгкими, и вам было трудно находить приставки и суффиксы в словах – поднимите значок
«Суффикс»
. - Ребята, вы замечательно потрудились. Но я заметила, что некоторых ребят что-то не получилось. Мы продолжим эту работу на последующих уроках. - Урок окончен.
Слайд

6
. (Солнышко)


В раздел начальное образование