"Коррекционно - развивающее обучение на уроках математики"
мастер - класс
Автор: Душа Светлана Юрьевна, учитель начальных классов, МАОУ "Подгорнская СОШ", Томская область Чаинский район
В раздел начальное образование
Мастер-класс
«Коррекционно-развивающие упражнения на уроках математики»
Данный мастер- класс адресован учителям начальных классов, которые обучают детей с ограниченными возможностями здоровья. Он содержит виды коррекционных упражнений, направленных на коррекцию и развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ на уроках математики
.
Актуальность Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств ведёт за собой снижение успеваемости школьников. Среди неуспевающих была выявлена особая категория – детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности детей с ОВЗ состоят в следующем: В сенсорно-перцептивной сфере; в психомоторной сфере; в мыслительной сфере; в мнемической сфере; в речевом развитии; в эмоционально-волевой сфере; в мотивационной сфере; в характерологической сфере. Среди учебных предметов, вызывающих повышенные затруднения в начальных классах ведущее место занимает математика. Это связано с тем, что многие школьники не могут абстрактно мыслить, не умеют анализировать и быстро обобщать учебный материал, рассуждать, делать умозаключения. На основании этого были выделены основные направления коррекционной работы: 1. совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики, развитие навыков каллиграфии, развитие артикуляционной моторики) 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие зрительного восприятия и узнавания, развитие зрительной памяти и внимания, формирование общественных представлений о свойствах предметов, развитие пространственных представлений и ориентаций, развитие представлений о времени, развитие слухового внимания и памяти) 3. Развитие основных мыслительных операций (формирование навыков соотносительного анализа, развитие навыков группировки и классификации, формирование умения работать по алгоритму, формирование умения планировать свою деятельность, развитие комбинаторных способностей) 4. Развитие различных видов мышления (наглядно – образного, словесно – логического, умение устанавливать логические связи между предметами) 5. Коррекция нарушения речи, развитие речи, владение техникой речи. 6. Расширение представлений об окружающем и обогащении словаря. 7. Коррекция индивидуальных проблем в знаниях .
Направления данной работы я решаю с помощью следующих задач. 1. коррекция речи 2. коррекция мышления 3. коррекция эмоционально волевой сферы 4. коррекция ощущений, восприятий, представлений 5. коррекция памяти 6. коррекция внимания 7. коррекция самооценки Основные требования к организации учебно-воспитательного процесса: СЛАЙД6 1
Это триединство целей : дидактической, коррекционно-развивающей и воспитательной. Эти цели реализовываются в разнообразных типах и структур уроков. Эти уроки должны быть доступными, с оптимальным темпом ведения занятия; учащиеся должны планировать свою работу за урок или на отдельных этапах; включение заданий нарастающей трудности; смена видов деятельности на уроке. За счет использования современных образовательных технологий осуществляется коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья .Об одной из технологий совершенствования общеучебных умений Всеволода Николаевича Зайцева мне и хотелось бы рассказать. Работа ведётся по такой системе.В начале каждого урока дети работают в тетрадях «Учусь считать быстро» по технологии В.Н. Зайцева. Каждый ученик получает карточку с примерами (1 класс - на сложение, 2 класс – на сложение, вычитание, 3, 4 кл. - на сложение, вычитание, умножение, деление. Скорость при этом не учитывается. Я вижу, в каких примерах дети чаще ошибаются и включаю их в любые виды работ на уроке, а затем и в карточки, по которым дети будут работать на следующем уроке. Для коррекции внимания и памяти использую сорбонки (от названия парижского университета). На одной стороне которых приведён элемент таблицы, а на другой результат. Перетасовав колоду таких карточек, показываю ученику поочерёдно каждую из них, а он называет результат. При правильном ответе карточка сдвигается в одну сторону, при неправильном - в другую. Затем ученик записывает в тетради те элементы таблицы, результаты которых он не знает. Даже при столь сжатой технологичной проверке затраты времени будут большие – до 8 минут на одного ученика. Поэтому при массовой проверке всех учеников класса надо иметь несколько помощников из сильных учеников. Сорбонки изготавливает сам ученик по числу неусвоенных им элементов таблицы. В сорбонки можно играть «в парах» как на уроке, так и на перемене:«Угадал, не угадал?»Они хороши тем, что концентрируют внимание только на тех элементах таблицы, которые ещё не освоены. Такая форма работы очень эффективна: в ходе игры дети с удовольствием повторяют таблицу умножения. В тетрадях
«Проблемные задачи»
дети решают самостоятельно задачи по карточкам. Чтобы ребята могли успешно справиться с заданиями, для них печатаю на карточку алгоритм разбора задачи. СЛАЙД№9 На начальном этапе задача решается с помощью вопросов-помощников. Одному ребёнку достаточно дать краткую запись для успешного решения задачи, а другому ещё и вопросы-помощники. СЛАЙД№11 Иногда ребята просто выбирают нужную краткую запись к задаче. Выбирают выражение, которое является решением задачи, соединяя стрелкой. Такая система заданий позволяет максимально реализовать индивидуальный и дифференцированный подход, формирует у учащихся самостоятельность и ответственность в учебном поведении, то есть происходит коррекция эмоционально-волевой сферы, а также коррекция мышления (развивается умение сравнивать, анализировать), происходит коррекция внимания( формируется навык самоконтроля т.д.) Следующий вид работы – это математические диктанты. Математические диктанты направлены на коррекцию памяти, внимания, на формирование математической лексики. Одним из интересных видов математических диктантов – это диктанты с опорой на зрительный анализатор. Пример: -Запиши все однозначные числа. -Запиши все двузначные числа. -Обведи кружочком число, соседи которого15 и 17. -Обведи число, в котором 1дес. И 4 ед. -Подчеркни самое большое однозначное число. Не менее интересна работа с квадратом. 2
В ходе математического решения заданий математического диктанта дети закрашивают поле с ответом. В итоге вырисовывается определенная цифра или буква, если работа выполнена верно.
На этапе проверки и самопроверки
можно предложить карточки с заданиями
.
В 1 классе можно предложить деформированные равенства. Предлагаю всевозможные карточки, раскраски. Раскраски я применяю обычно в конце урока, так как если ребёнок не успевает выполнить задание, заканчивает с удовольствием дома. Следующий день является для меня выявлением затруднений у учащихся, выделением типичных ошибок и выбором в дальнейшем коррекционной работы по устранению индивидуальных пробелов в знаниях у ребят. Во время выполнения проверочных работ осуществляется коррекция эмоционально-волевой сферы ( формируется стремление добиваться результата, доводить начатое дело до конца, воспитывать трудолюбие, настойчивость, дисциплину. ) В групповой работе можно использовать игры «Собери деталь», «Собери картинку», «Чья это деталь» т. д Ещё одним из эффективных видов работы считаю мультимедийные уроки. Они позволяют не только прочно усвоить материал, но и использовать специальные корректирующие приёмы на развитие внимания, мышления, памяти. И cпользование информационно-коммуникационных технологий способствует индивидуализации учебного процесса и созданию на уроке ситуации успешности для каждого ученика, позволяет одновременно активно усваивать учебный материал детям. Но осуществлять ее следует постепенно, не перегружая ученика и существенно экономя его время; а также формировать первоначальные навыки работы с компьютером. На уроках используются электронные приложения к учебнику «Математика» , электронные издания «Кирилл и Мефодий». При изучении таблицы умножения на уроках используют также компьютерные игры «Весёлая математика», «На планете игр». СЛАЙД№16 Контрольные работы провожу дифференцированно, на основе диагностики. Так , например, ученик не усвоил сложение 2, 3, 4, предлагаю индивидуальную работу. На слайде вы видите технологическую карту по теме «Сложение в пределах 10».В ходе такой работы над темой заполняется карта, на которой ясно видно, кто из ребят усвоил, а кто допускает ошибки и кто не усвоил совсем. Ученик, который не усвоил таблицу получает индивидуальную работу. На протяжении 2х летнего обучения детей с ОВЗ в начальной велись технологические карты на основании которых была составлена результативность некоторых познавательных процессов. С помощью коррекционной работы и определенных видов тренировочных упражнений у учащихся улучшилось внимание, память, мышление. Дети стали успешнее, повысилась мотивация, работоспособность. ВЫВОД: Я считаю, что только при условии осуществления целенаправленного систематизированного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья , осуществление комплексной коррекционной работы способствует нормальному развитию ребёнка, учёту всех индивидуальных и личностных особенностей, даёт возможность ребёнку с отклонениями в здоровье успешно восполнить проблемы предшествующего обучения, преодолеть негативные особенности эмоционально – волевой сферы, повысить работоспособность и активизацию познавательной деятельности. 3
В раздел начальное образование