"Организация работы с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве школы (из опыта работы)"
Статья
Автор: Лебедева Людмила Александровна, заместитель директора по УВР, МБОУ "СШ №1", город Нижневартовск
В раздел начальное образование
Организация работы с детьми с ОВЗ и их социализация
в образовательном пространстве школы (из опыта работы)
Одной из перспективных задач развития системы образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения их социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ. Детям с особенностями здоровья в настоящее время совсем необязательно обучаться в специальных учреждениях, наоборот, получить качественное образование и адаптироваться к жизни они могут в обычной общеобразовательной школе. Это будет полезно не только детям с проблемами развития, но и обычным здоровым детям. Обучаясь совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, здоровые дети смогут развить толерантность, ответственность. Значит, школа должна быть предназначена для обучения любого ребёнка. Кому-то понадобиться отдельная образовательная программа, кому-то тьютор, лифт или пандус. Всё это можно обозначить одним термином инклюзия, инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современных общеобразовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Наша школа, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1», имеет некоторый опыт по организации обучения детей с отклонениями здоровья. В частности, с обучающимися с задержкой психического развития. В 2014 учебном году в школе был скомплектован класс для детей с ЗПР. Класс был скомплектован с 3 года обучения. Соответственно проучились дети 3 и 4 класс. Дети были не готовы к обучению в школе и испытывали трудности в усвоении общеобразовательных программ, имели
высокую степень педагогической запущенности, тревожности, отклонения интеллектуального и личностного развития. Чтобы организовать образовательную деятельность моих учеников, мне пришлось изучить особенности психологического развития детей ЗПР через специальную литературу, дистанционные семинары, личные наблюдения, тесное сотрудничество с педагогом-психологом, социальным педагогом. Всё это мне помогло понять, что патология этих детей в психической сфере проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Дети быстро утомлялись, имели низкий уровень восприятия, не умели слушать и слышать учителя. Обозначив для себя проблему, стала искать пути её решения. Началась кропотливая работа по организации учебного процесса с детьми с ЗПР. В мае 2016 года эти дети успешно закончили начальную школу, перешли на второй уровень образования. На выпускном вечере посвящённому окончанию начальной школы мои дети ничем не отличались от сверстников из параллельного класса. С большим успехом выступали на сцене, читали стихи, пели, участвовали в инсценировках. А зажигательная «Лезгинка» никого не оставила равнодушным. Праздничная программа продолжалась более часа. Причём всю праздничную программу от начала и до её завершения вели сами дети. Созданные условия обучения позволили детям адаптироваться к школьной жизни, они стали активными, сформировалось желание учиться, повысилась самооценка. В настоящее время все условия для обучения детей с проблемами развития прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Введён 01 сентября 2016 года. Наша школа одна из первых общеобразовательных школ города, которая реализует ФГОС НОО ОВЗ. На базе школы сформирован (согласно рекомендаций ТПМПК для родителей) класс для детей с ОВЗ по варианту 7.1. (для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Этому предшествовала планомерная работа. Изучены нормативные документы. Проведены: - административный совет, где было принято решение об участии в реализации ФГОС НОО ОВЗ; - педагогических совет по теме: « Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Через родительские классные и общешкольные родительские собрание проведено информирование родительской общественности об основных вопросах введения ФГОС НОО ОВЗ, изучено мнение родителей, выявлены потребности. После предварительной работы представленной выше - издан приказ о введении ФГОС НОО ОВЗ;
- разработан и утверждён план мероприятий по обеспечению введения и реализации федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - сформирован банк нормативных документов различных уровней (федерального, регионального, муниципального); - внесены изменения и дополнения в Устав ОУ в части раздела «Цели и задачи деятельности бюджетного учреждения»: предметом (основными видами) деятельности бюджетного учреждения является реализация адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования». В рамках реализации плана мероприятий по обеспечению введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО ОВЗ должностные инструкции работников ОУ участвующих в реализации ФГОС НОО ОВЗ, проведён анализ материально – технических и кадровых условий реализации ФГОС НОО ОВЗ, обеспечена информационная среда через сайт школы, информационные стенды, родительские собрания, осуществляется дистанционная связь с федеральным сайтом Минобрнауки в плане актуальной информации для работы по реализации ФГОС НОО ОВЗ. Разработаны, утверждены и реализуются: - адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1.; - коррекционно-развивающая программа «Радуга над головой». Обеспечено психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. На сегодняшний день в моём классе обучаются 15 детей с задержкой психического развития. В интеллектуальном плане мои ученики не уступают сверстникам, просто они медленнее взрослеют, медленнее думают, им требуется больше внимания, заботы, доброты, тепла, любви, понимания. Моя задача состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых их таланты и способности раскрылись. Учебный процесс организую по традиционной системе. Планирую и провожу уроки с обязательным проведением физминуток, зрительной гимнастикой. Определила для себя следующие принципы организации работы с детьми с ЗПР: - ежеурочное использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности; - максимальная опора на игру, как пока ещё ведущую деятельность ребёнка; - стимулирование познавательного интереса различными приемами занимательности (задачами с элементами игры, занимательными упражнениями, загадками, задачами-шутками, элементами театрализации и т. д); - максимальное использование слухового, зрительного анализаторов. Самое главное в моей работе – не навязывать детям своего мнения о решении поставленной проблемы, а дать детям возможность высказать свою точку зрения, послушать мнение соседа, в беседе найти правильное решение.
Стараюсь в оценке деятельности ученика не употреблять выражений «Нет!» «Неправильно!», «Ты не справился!», чтобы не подавлять самостоятельность мышления, не убить желание учиться, думать, рассуждать, принимать решение. Пусть ученик мыслит самостоятельно, совершает свои маленькие открытия. Дети, обучающиеся в классе, обладают своими и только своими им свойственными качествами и уровнем развития. Поэтому задания предлагаю дифференцированного характера с учётом индивидуальных особенностей детей, создавая ситуацию успеха для каждого, т. к. каждый из них должен продвигаться вперёд со своим темпом и непременно с успехом. В работе с детьми ЗПР эмоциональный настрой на уроке играет важную роль. Поэтому неотъемлемым условием достижения положительного результата в обучении считаю обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Не следует отчаиваться, что на каком-то этапе обучения дети что-то не знают или что-то забыли. Всякий раз, кажется, что всё нужно начинать сначала. У детей с ЗПР замедлены приём и переработка информации, кратковременная память, неустойчивое внимание. Поэтому не гружу детей «по полной», а даю учебный материал небольшими частями. Строю объяснение через рассуждение, использую личный опыт детей, с применением наглядного материала, простейших памяток, схем, инструкций. Задания отбираю те, которые ребёнок может выполнить. Это повышает интерес к изучаемому материалу, повышает его самооценку, улучшает настроение, формирует позитивное отношение к учебному труду. Не следует думать, что задания даются совсем лёгкие, не требующие мыслительной деятельности ученика. Работа с такими детьми требует большого внимания, терпения, настойчивости и веры в то, что всё получится. Этим качествам стараюсь учить своих родителей. Работу с родителями строю как с равноценными участниками образовательных отношений. Даю понять родителям, что они ответственны за успешное образование своих детей. Часто родители стараются что-то сделать для своих детей, имитируя быстрый внешний успех: то рисунки нарисуют за детей, то сами выполнят поделку, а то и напишут в прописи целую строку, застегнут пальто и завяжут ботинки, чтобы долго не ждать пока ребёнок сам оденется. Такая помощь на самом деле только мешает и не даёт положительных результатов. Ежедневно за каждым ребёнком приходят родители. И каждый из родителей спрашивает «Ну как мой сегодня?». Неизменно стараюсь хвалить каждого «Сегодня он молодец!», а затем, успокоив родителей, обращаю внимание, над чем ещё нужно поработать и о чём нужно побеседовать с ребёнком. Еженедельно в конце недели по мере востребовательности провожу консультации для родителей по возникшим вопросам обучения, воспитания. Чтобы помочь родителям увидеть своего ребёнка в новой для него стороны провожу совместные классные мероприятия, участвуем в общешкольных. Привлекаю к решению школьных проблем. В работе с родителями формирую у них представление о собственном ребёнке как о личности, имеющее своё восприятие мира, своё мировоззрение.
И пусть мы пока ещё не многому научились. Но мы уже умеем слышать школьный звонок, готовимся к предстоящему уроку, наводим порядок на рабочем столе, медленно читаем по слогам, стараемся как можно лучше написать в прописи непослушные буквы. Я уверена, теплая и комфортная обстановка, созданная администрацией, педагогическим коллективом, родителями в нашей школе, построенная на доверии, любви и ответственности поможет всем детям быстрее адаптироваться к учебному процессу. А через четыре года выйдут они из класса уверенными в себе и в своём успехе, читающими, умеющими работать над собой, а главное счастливыми. Своё выступление я хочу закончить цитатой из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!: «Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земную жизнь. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру!»
В раздел начальное образование