Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Чтение-лучшее учение"

статья

Автор: Турайханова Гульчира Фагиловна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 46 с УИОП, Сургут г



В раздел начальное образование



1 Введение. Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества. Именно книга хранит в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях. О важности чтения говорят многие, однако далеко не все понимают, на сколько чтение обогащает духовный мир человека. Важность книг и чтения доносят до нас даже старые русские пословицы, такие как: “Кто много читает, тот много знает” или, например, “Книга мала, а ума придала”. И уж если о важности чтения задумывались древние жители нашей земли, то как можем мы не понимать, насколько важен этот невзрачный, на первый взгляд, предмет, под названием книга? Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным. Для учащихся образовательных организаций городские библиотеки города Сургута уже не первый год реализуют проект «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОПИЛКА» Цель этого проекта заключается в том, чтобы привлечь интерес к книге и чтению через творческую самореализацию, мотивирование к чтению посредством вовлечения, приобщения. Проект задуман для учащихся начальных классов. Сроки реализации
:
в течение учебного года. Наш учитель предложил нам принять участие в этом проекте всем классом и побороться за звание «Самый читающий класс». Мы поддержали нашего учителя. И вот мы – участники этого проекта.
Гипотеза:
предположим, что став участниками проекта мы станем больше читать. Но как читать? С удовольствием, потому что интересно. Или
2 же читать, потому что надо! А когда подведут итоги проекта, не снизится ли интерес к чтению.
Объект исследования:
книга
Предмет исследования:
приобщение к чтению.
Цель работы
: изучить и сравнить детские читательские интересы
Задачи:
1. Познакомиться с книгами из рекомендательного списка 2. Изучить мнение учащихся, провести анкетирование 3. Создать свой хит-парад из самых интересных книг
Методы исследования:
1. Анализ литературы, электронных источников 2. Анкетирование 3. Беседа 4. Наблюдение 5. Сравнение 6. Обобщение
План исследования:
1. Провести анкетирование 2. Проанализировать результаты анкетирования
3.
Сделать вывод.
Практическая значимость
данной работы состоит в том, что в исследовании рассматривается круг чтения людей разных поколений в детстве и отношение к книге учащихся 4-х классов нашей школы. Результаты работы могут послужить для учителей основой для дальнейшего изучения читательских интересов учащихся, а для школьников – помогут найти свою книгу по душе.
Структура работы:
исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
3 Глава 1. Основной этап данного проекта включает в себя: знакомство с правилами создания «Читательской копилки»: схема, правила заполнения, перечень творческих заданий, рекомендательный список произведений (приложение 1); чтение, осмысление прочитанного, выполнение заданий.
1.1
В процессе создания «Читательской копилки» мы начали читать книги из предложенного списка. В списки для прочтения включены книги, рекомендуемые ведущими специалистами крупнейших детских библиотек России, в том числе, произведения современных детских писателей – лауреатов различных литературных премий, не вошедшие в школьную программу внеклассного чтения. У нас была хорошая возможность выбирать самостоятельно порядок чтения и количество книг. После прочтения мы заполняли страничку («отчетный лист»). Каждая страничка содержит отзыв о прочитанном. Страничка (отчетный лист) мы предъявляли библиотекарю. Она проверяла выполненные задания и выдавала нам жетоны «ЧИТ» (1 задание – 1 «ЧИТ») (приложение 2) И сегодня у некоторых ребят накопилось уже немало жетонов. Проект продолжается.
1.2.
Но мы стали замечать, что некоторые ребята стали терять интерес к проекту. Они не то, чтобы стали меньше читать, а просто стали выбирать книги, которых не было в списке. И тогда мы решили узнать, что интересно читать одноклассникам. После беседы с учителем я предложил ребятам нашего 4-А класса заполнить анкету (приложение 3). В анкетировании приняли участие 28 ребят из нашего класса и 17 родителей.
4 Глава 2.
2.1
.
Определение читательских интересов моих одноклассников
1. Алексин А. Мой брат играет на кларнете. 2. Броди Э. Девушка с ароматом ночи. 3. Булычев К. Алиса и дракон. 4. Вебб Х. Котенок Снежинка. 5. Никитинский Ю. Девчонки, которые в меня влюблены 6. Джексон П. Похититель молний. 7. Емец Д. Таня Гроттер. 8. Терлицци Т., Блэк Х. Спайдервик. Хроники. 9. Кичайкина А. Дневник Мишки Клюшкина. 10.Линдгрен А. Рони, дочь разбойника. 11.Оковитая Е., Матюшкина Е. Лапы вверх! 12.Патерсон К. Мост в Терабитию. 13.Прокофьева С. Приключения желтого чемоданчика. 14.Саломатов А. Возвращение Цицерона. 15.Самарский М. Радуга для друга. 16.Толкиен Р.Р. Властелин колец. 17.Хантер Э. Коты – воители.
Вывод
. Таким образом, изучив анкеты детей, мы узнали, что мои одноклассники отдают предпочтение книгам о животных, приключенческим романам о путешествиях, читают фантастику, развлекательную литературу и книги о ровесниках. Но есть и такие жанры книг, которые оказались не востребованными. Это книги о войне, о Родине, об исторических событиях. (приложение 4) В своем исследовании мы предложили детям составить список произведений классической и современной литературы, которые они бы порекомендовали для чтения своим сверстникам. Список очень порадовал нашего учителя. 1. 1.Беляев А. Человек-амфибия. 2. Бианки В. Рассказы о животных
5 3. Драгунский В. Смешные рассказы о школе. 4. Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес 5. Лагин Л. Старик Хоттабыч 6. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей 7. Олеша Ю. Три толстяка 8. Осеева В. Рассказы 9. Прокофьева С. Приключения желтого чемоданчика 10.Пушкин А. Сказки
Вывод.
Список книг получился очень интересным. Оказывается, мои одноклассники знакомы с классической литературой. Значит, участвуя в проекте мы можем заявить о себе как самый читающий класс!
2.2
. Некоторые ребята рассказали об анкетировании дома родителям. Многие мамы и папы проявили интерес к нашей анкете и тоже стали участниками нашего исследования. Список книг, рекомендованный нашими родителями. 1. Грин А. Алые паруса. 2. Кэрролл Л. Алиса в стране чудес. 3. Лондон Д. Белый клык. 4. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей. 5. Твен М. Приключения Тома Сойера. 6. Дефо Д. Робинзон Крузо 7. Родари Дж. Приключения Джельсомино 8. Родари Дж. Приключения Чиполлино
Вывод.
Все эти произведения нам знакомы только через кино и мультфильмы, значит, пришло время прочитать эти книги! Таким образом, при сравнении читательских интересов ребят и наших родителей, мы выяснили, что дети больше предпочитают книги, написанные современными авторами, хотя есть и такие, которые переходят из поколения в поколение. Получился большой список книг. И мы решили создать свой хит- парад из самых интересных книг! Тем более проектом это только поддерживается.
Создание хит-парада из самых интересных книг.

6 Наш классный кабинет был полон книг. Каждый презентовал свою книгу. И каждый был уверен, что его книгу нужно прочитать в первую очередь. Когда наш учитель увидел горящие глаза ребят, то предложил каждую субботу обмениваться мнениями о прочитанной книге. И сегодня мы уже готовы предложить всем новый список из самых интересных книг. При создании этого списка мы учитывали результаты анкетирования. И в первую очередь включили в список книги о Родине, о войне. 1. Алексеев С. Рассказы о Великой Отечественной войне 2. Артюхова Н. Светлана 3. Баруздин С. Шел по улице солдат 4. Воронкова Л. Девочка из города 5. Гайдар А. Клятва Тимура, Сказка о Военной Тайне, о Мальчише- Кибальчише и его твердом слове 6. Голявкин В. Рисунок на асфальте 7. Драгунский В. Арбузный переулок 8. Кассиль Л. Дорогие мои мальчишки. Огнеопасный груз. Твои защитники 9. Маркуша А. Я — солдат, и ты — солдат 10.Паустовский К. Похождения жука-носорога 11.Соколовский А. Валерий Волков 12.Суворина Е. Витя Коробков 13.Туричин И. Крайний случай 14.Яковлев Ю. Как Серёжа на войну ходил 15.1.Беляев А. Человек-амфибия. 16.Бианки В. Рассказы о животных 17.Драгунский В. Смешные рассказы о школе. 18.Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес 19.Лагин Л. Старик Хоттабыч 20.Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей 21.Олеша Ю. Три толстяка 22.Осеева В. Рассказы 23.Прокофьева С. Приключения желтого чемоданчика 24.Пушкин А. Сказки
7 25.Грин А. Алые паруса. 26.Кэрролл Л. Алиса в стране чудес. 27.Лондон Д. Белый клык. 28.Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей. 29.Твен М. Приключения Тома Сойера. 30.Дефо Д. Робинзон Крузо 31.Родари Дж. Приключения Джельсомино 32.Родари Дж. Приключения Чиполлино 33.Толкиен Р.Р. Властелин колец. 34. Никитинский Ю. Девчонки, которые в меня влюблены Заключение. В процессе работы мы выяснили, что мы любим читать! Хотя в
с
овременном мире роль книги в жизни ребенка меняется. Если еще до недавнего времени книга была учебником жизни, то сейчас книга – это, прежде всего, источник информации. Современный книжный рынок во многом ориентирован на развлечения, и часто книги, предлагаемые читателям, в том числе и детям, носят развлекательный характер. Родители хотят, чтобы мы много читали. Но возникает вопрос: а как часто и что читают наши родители, а что лучше читать нам? В практической части работы мы выяснили, что с течением времени меняются взгляды людей и их интересы, в том числе и читательские. Но есть определенные книги, которые остаются любимыми на протяжении нескольких поколений, их до сих пор читают и перечитывают. Используя метод анкетирования мы выявили читательские интересы людей разных поколений от 10 до 60 лет, и выяснили наиболее популярные произведения у читателей старшего возраста и у современных школьников. А так же составили свой хит- парад из самых интересных книг, рекомендуемых для детского чтения. Своей работой мы сделали небольшой вклад в исследование проблемы чтения современного поколения. Нашими данными
8 заинтересовались организаторы проекта по изучению читательских интересов. Участвуя в проекте, мы не только стали больше читать, а узнали больше друг друга. У нас стало больше тем для общения с родителями. Именно исследование помогло нам понять, что книг много, а выбрать по душе бывает не просто. Таким образом, интерес к книгам у детей присутствует и его необходимо поддерживать и развивать, прежде всего, родителям, которые могут своим примером показать важность и актуальность книжного чтения. Благодаря участию в проекте мы смогли стать абсолютными победителями в школьном фестивале «Фильм, фильм, фильм…», где показали на сцене понравившийся эпизод из прочитанной нами книги. В дальнейшем планируем познакомить с нашим хит-парадом из самых интересных книг учащихся 2-6 классов. Продолжить участие в проекте «Читательская копилка» и заявить о себе, как самый читающий класс.
9


В раздел начальное образование