Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование и развитие целостной личности ребенка"

статья

Автор: Овдейчук Елена Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 46 с УИОП, Сургут



В раздел начальное образование




ПРОГРАММАнравственного воспитания младших школьников
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". Свадковский И.Ф. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Педагога должен не только оградить младшего школьника от мира жестокости и грубости, но, что самое главное, познакомить ребенка с принципами морали и этики, сформировать нравственные представления и понятия. Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его гражданской позиции по отношению к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Для реализации комплекса задач была разработана Программа нравственного воспитания младших школьников «Мир вокруг нас» (в дальнейшем Программа). Содержание Программы многогранно, оно включает в себя следующие аспекты: Формирование механизмов собственного субъективного поведения, характера, мировоззрения. Формирование качеств культуры поведения. Приобщение к культуре родного края, традициям семьи. Формирование бережного отношения к природе. Развитие познавательных интересов детей. Пропаганда здорового образа жизни. Работа с родителями.
Актуальность программы
Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагога: формирование потребности в здоровом образе жизни; патриотическое воспитание; эстетическое развитие детей; развитие детского коллектива; совместная работа педагога и семьи.
Цель
нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагог превратил во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитал такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Понятие “нравственное воспитание” достаточно широкое. Сердцевина воспитания – развитие нравственных качеств личности. Когда воспитаны эти качества, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни. Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: отношение к “малой Родине”, к другим людям, к труду, природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания. Программа нравственного воспитания
является механизмом реализации целенаправленного воспитательного процесса через разнообразные формы, методы, способы и приемы деятельности. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как беседы, конкурсы, классные часы, выставки, проведение праздников, посещение театров и музеев, викторины, игры-путешествия, диспуты. Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность, она ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других.
Цель программы
: формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий. Для достижения указанной цели решаются следующие
задачи:
 формировать потребности и мотивы нравственного поведения;  формировать представления о здоровом образе жизни;  формировать патриотические чувства: любовь к малой Родине, чувства гордости за свой край;  обогатить эмоциональный мир детей;  развивать умение общаться и сотрудничать;  развивать и совершенствовать интеллектуальные умения;  формировать положительную «Я – концепцию».
Прогнозируемые результаты программы:
 формирование навыков и привычек нравственного поведения;  обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;  накопление и обогащение опыта нравственного поведения у детей путем организации их практической деятельности;  формирование у детей ответственности за свое здоровье;  вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;  формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
 педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;  тестирование;  микроисследования. 
Основное содержание программы нравственного воспитания

Формы проведения мероприятий:
Участие в школьной детской организации «Игранавтики» Социокультурный курс «Истоки»
 беседа  классный час  рассказы детей, беседа  викторина  праздник  акция  конкурсы рисунков, стихов, сочинений  фото-выставка  конкурс рисунков  экскурсии  спортивные праздники  игры  конкурс рисунков  игра - путешествие  конкурс для всей семьи  КВН
Срок реализации программы:
4 года:
Игра-путешествие «Мир вокруг нас»

Цель:
создания целостной картины восприятия мира и компенсация недостатка жизненного опыта обучающихся через организацию разнообразной и полезной внеурочной деятельности.
Структурные компоненты программы:

1 ступень:
«Я узнаю мир»
2 ступень:
«Я – часть мира»
3 ступень:
«Я могу изменить мир»
4 ступень:
«Я горжусь историческим наследием Родины» 1 ступень:
«Я узнаю мир»

Цель:
развитие у обучающихся умения общаться и сотрудничать.
Задачи:
1. Учить учиться. 2. Изучать индивидуальные особенности учеников, их интересы. 3. Работать над созданием классного коллектива, способствовать формированию положительного климата.

Ожидаемый результат:
создание сплоченного классного коллектива с положительным психологическим климатом, заинтересованного процессом учения Направления Содержание работы
Духовно - нравственное
Устав МБОУ СОШ №46 с УИОП. Правила поведения в школе. Экскурсия по школе. Беседа «Волшебные слова». Беседа «Символы Родины». Игра – путешествие «Откуда берутся грязнули?» Утренник «Прощание с Азбукой». Концерт для мам «Загляните в мамины глаза». Конкурсная программа «Пришла коляда – отворяй ворота!»
Общекультурное
Праздник 1 звонка «Веселая мозаика». Конкурсы: стихи об осени, рисунки о зиме. Праздник озорных листочков. Праздник «Посвящение в первоклассники». Посещение музея, библиотек. Конкурсная программа «Вперед, мальчишки!». Устный журнал «Весна – красна». Утренник «Прощай, 1 класс!
Общеинтеллектуальное
Игра «Поле чудес». Конкурсная программа «В гостях у Яги». «Путешествие в Спасибоград».
Спортивно-оздоровительное
Утренник «Уроки Мойдодыра». Поход в лес. Классный час «Вредные привычки». Спортивный праздник «Веселые старты». Беседа «Конфликты».
Трудовое
Внеклассное занятие «Аппликация из листьев» (совместно с родителями). Озеленение кабинета, оформление к праздникам и мероприятиям. Изготовление сувениров для пап и мам.
Мастерская Деда Мороза». 2 ступень:
«Я – часть мира»

Цели:
развитие индивидуальности обучающегося через реализацию собственных способностей и возможностей
Задачи:
1.Пробудить интерес обучающегося к самому себе. 2.Формировать у обучающегося способность к самопризнанию себя как личности. 3.Учить обучающихся управлять самим собой.
Ожидаемый результат:
воспитание интереса к самому себе, формирование адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах и желание самореализоваться, ответственности за свои поступки.
Направления

Содержание работы

Духовно - нравственное
Беседа «Российский флаг». Классный час «День матери». «Моя родословная». Семейные традиции и праздники. Беседа «Общение. Проблемы общения». Вечер «Пасха – праздник праздников». Беседа «Никто не забыт, ничто не забыто». Праздник по ПДД.
Общекультурное
Праздник «Именинники – листопаднички». Вечер загадок. Посещение музыкального театра, музеев. Конкурс «Рыцарский турнир». Праздник «Масленица широкая».
Общеинтеллектуальное
Игра «Путешествие в страну Читалию». Внеклассное занятие «Смекай, считай, отгадывай».
Игра «Звездный час». КВН по сказкам Г–Х Андерсена. Игра «Умники и умницы».
Спортивно-оздоровительное
Беседа «Ослепительная улыбка на всю жизнь». Встреча с детскими врачами. Спортивный весенний праздник «Весне – физкульт-ура!» Игра «Цапля – курильщица». Эстафета «Здоровый образ жизни».
Трудовое
Беседа для детей и родителей «Трудовое воспитание детей». Операция «Трудовая атака». Благоустройство класса, озеленение кабинета. Изготовление сувениров для пап и мам. «Мастерская Деда Мороза». Работа на пришкольном участке. Участие в неделе Добра. 3 ступень:
«Я могу изменить мир»

Цель:
формирование положительной «Я – концепции»
Задачи:
1. Учить обучающихся взаимодействию с другими людьми. 2. Развивать у обучающихся систему представлений о самом себе. 3. Воспитывать у обучающихся чувство толерантности к себе и окружающим.
Ожидаемый результат:
научить воспитанников действовать, сознавая личную и социальную ответственность, необходимую гражданину Земли, развивать умение самостоятельно думать и принимать моральные решения.
Направления

Содержание работы

Духовно- нравственное
Беседа «Ученье – свет, а не ученье – тьма». Праздник «Самая красивая, добрая и милая». Конкурс знатоков русской истории.
Тренинг «Семейный очаг». Беседа «Скажем наркотику - НЕТ!» Пасхальные забавы «Велик день Пасхи». Школа человечности «Забота о маленьких». Беседа «Чтобы помнили».
Общекультурное
«Наш Эрмитаж». Игра «Осенний калейдоскоп». Устный журнал «Природа и мы». Фольклорный праздник «Сядем рядком – поговорим ладком». Посещение музыкально-драматического театра, музеев. Конкурс новогодних газет. Конкурс «Коса – девичья краса».
Общентеллектуальное
Игра – путешествие «Вокруг света». Литературный ринг. Праздник «Знай и люби родную природу». Сказочный фестиваль. Игра «Угадай мелодию». Игра – соревнование «Сигналы – символы». Познавательная игра «На ошибках учатся».
Спортивно-оздоровительное
Утренник «Чистота и здоровье». Беседа «Как отучить себя от вредных привычек». Спортивный праздник «Ловкие и быстрые». Вечер «Путешествие в страну Здоровья».
Трудовое
Участие в неделе добровольца. Выставка работ: «Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера». Обустройство классной комнаты. Изготовление поделок к новогоднему празднику. Изготовление сувениров к праздникам. 4 ступень: «
Я горжусь историческим наследием Родины»

Цель:
воспитание целостной личности как модель выпускника начальной школы.

Задачи:
1.Развивать и совершенствовать интеллектуальные умения и навыки. 2. Работать над развитием эмоционально - волевой сферы обучающихся. 3. Способствовать формированию у обучающихся нравственных ценностей.
Ожидаемые результаты:
воспитание выпускника начальной школы, готового к успешной деятельности и реализации себя в среднем звене

Направления

Содержание работы

Духовно - нравственное
Тематический вечер «Человек, на котором держится дом». Внеклассное занятие «Потолкуем о маме» Праздник «Стар да умен – два угодья в нем». Беседа «Рождество Христово». Конкурсная программа «Правовая дискотека». Праздник «Я и моя семья у самовара». Беседа о правдивости и честности. Конкурс сочинений о Великой Отечественной войне. Беседа «Герои живут рядом».
Общекультурное
Игра – викторина «Шедевры русской живописи». Конкурс рисунков к празднику «Я и моя семья у самовара». Конкурс стихов о войне. Осенний бал «Арбузник». Посещение музеев, театров, цирка, библиотек. Подготовка к турслёту: эмблемы, музыкальный номер. Конкурс новогодней открытки. «Семья – шоу» к 8 Марта. Игра «День Святого Валентина».
Общеинтеллектуальное
Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных». КВН «Клуб веселых мастеров». Игра «Кто хочет получить приз?» Конкурсная программа «Ключи от форта Байяр».
Спортивно-оздоровительное
Устный журнал «Береги здоровье смолоду». Спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья». Беседа «Наркотик – тренинг безопасного поведения». Турслет. КВН «Наше здоровье». Участие в четырехборье.
Трудовое
Участие в неделе добровольца. Изготовление кормушек для птиц. Оформление кабинета, украшение класса к праздникам и мероприятиям. Беседа «Все работы хороши». Изготовление сувениров к праздникам.
Воспитание личности в школе будет не полным, если не найдет продолжение в семье, ведь именно в семье ребенок проводит большую часть времени. Общение с родителями помогает ребенку уточнять свое мнение, свое чувство, оценку своих и чужих поступков. Цель этой работы – помочь родителям правильно строить свои взаимоотношения с ребенком, чтобы воспитать гармонично развитую личность.
Работа с родителями
 Изучение воспитательного потенциала семьи  Психолого-педагогический всеобуч родителей  Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс  Индивидуальная работа с родителями  
Задачи классного руководителя
:  Повысить психологическую компетентность и педагогическую культуру родителей.  Организовать взаимодействие и обмен опытом между родителями.
Задачи участников (родителей)
:  Раскрыть в себе качества и способности успешного родителя.  Развить навыки анализа своих действий и постановки перед собой задач по их изменению.  Учиться понимать детей, учиться разбираться в мотивах и значении их поступков.  Осознать свои мотивы воспитания ребенка с целью дальнейшего его развития как личности.
Принципы сотрудничества:
 Считаться с родителями как с активным фактором, а не пассивным элементом педагогической системы;  Знать и учитывать личные качества родителей и на основе этого формировать оптимальные социально – педагогические связи, создавать рабочую высокопродуктивную атмосферу в учреждении дополнительного образования;  Ценить в родителях компетентность, инициативу, ответственность;  Максимально развивать и поддерживать инициативу, творческие способности родителей, умение проявить их в мероприятиях центра;  Поощрять достижения и личный вклад каждого родителя в дела класса.
Принцип уважения и доверия:
 Уважать человека в себе и уважать человека в родителях;  Предоставлять родителям свободу выбора;  Создавать атмосферу доверия на основе взаимоуважения;  Бережно и чутко относиться к родителям, избегать противоборства и конфликтов, так как в итоге страдают дети;  Не ограничивать отношения с родителями только должностными обязанностями, вникать в их жизнь, духовный мир и стремления.

Ожидаемые результаты
.
Для класса:
 повышение результативности образовательного и воспитательного процесса за счет организации совместной работы с родителями.
Для классного руководителя:
 формирование среды, достаточно безопасной для самораскрытия, обмена опытом и апробации новых форм взаимодействия;  получение нового профессионального опыта;  взаимодействие работы с родителями не только в классе, но и в школе.
Для родителей. Участие родителей в жизни класса в качестве постоянных участников поможет им:
 повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;  преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;  относиться к ребенку как к равному;  развивать умение объективно оценивать свои поступки;  знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;  проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей, горестей;  установить хорошие, доверительные отношения с ребенком;  освоить разнообразные игры и способы совместного времяпрепровождения в семье.
Основные формы работы с родителями:
 лекции, дискуссии,  семейные советы,  круглый стол,  устный журнал,  беседы,  анкетирование,


В раздел начальное образование