Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Интегрированное обучение в начальной школе"

Структурно-функциональная модель методики билингвального обучения

Автор: Мокина Елена Владимировна, учитель английского языка, МАОУ гимназия № 99, город Екатеринбург



В раздел начальное образование




Структурно-функциональная модель билингвального

обучения младших школьников в условиях неязыковой среды

Мокина Елена Владимировна

учитель английского языка

МАОУ гимназии № 99

город Екатеринбург
В сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к деятельностной [1]. Этот переход находит свое выражение в новом стандарте [7], рассматривающем образование как институт социализации, обеспечивающий вхождение подрастающего поколения в общество. «Жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности». В рамках выделенного перехода в качестве одного из приоритетных направлений современного школьного образования рассматривается обучение иностранному языку в начальной школе. Но, несмотря на то, что изучению иностранного языка в современной школе уделяется значительное внимание, иностранный язык как учебный предмет продолжает оставаться несколько изолированным от остального содержания образования. В связи с этим становится актуальным обращение к проблеме билингвального обучения, выступающего как альтернативный путь изучения иностранного языка, который, в свою очередь, из цели обучения трансформируется в средство постижения мира специальных знаний и поликультурного воспитания. Особенности становления механизма билингвизма говорят о необходимости его формирования уже на начальном этапе обучения, когда происходит становление личности учащегося, выявление и развитие его способностей. Дополнительные возможности для реализации выделенных преимуществ дает использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Обеспечение активного внедрения информационных технологий в учебный процесс является необходимым условием реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и федеральных образовательных стандартов нового поколения, где говорится [7, с.252], что овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации с использованием компьютера обладает «мощным развивающим потенциалом».
Была построена
структурно-функциональная модель
методики билингвального обучения младших школьников в условиях неязыковой среды, состоящая из трех блоков.
Целеполагающий блок модели
Целеполагающий блок представляет интегративную цель методики и опирается на лингводидактические и методические принципы, имеющие, как мы считаем, значение для организации билингвального обучения с помощью ИКТ.
Организационно-содержательный блок модели
Организационно-содержательный блок включает в себя содержательный и организационный компоненты. Так как в основу билингвального обучения нами положены такие предметные области как «Окружающий мир», «ИЗО», «Технология», «Английский язык», то и содержательный компонент будет представлен в интегрировании содержания этих областей. Организационный блок модели представляет основные этапы дидактического цикла, а также методы, формы, используемые в разработанной методике. К средствам можно отнести «Программу билингвального и поликультурного развития младших школьников « The World Around Us»» и средства ИКТ. «Программа билингвального и поликультурного развития младших школьников « The World Around Us»» была разработана нами в рамках инновационной деятельности ИРО Свердловской области. В ней нами были составлены таблицы сопряжения таких предметов, как «Окружающий мир», «ИЗО», «Технология», «Английский язык» между собой. В этих таблицах определен коммуникативно-речевой репертуар устного общения на иностранном языке, лексико-тематический каркас английского языка, языковые структуры и аспектно-временные формы английского языка используемые на каждом уроке. Пример такой таблицы представлен ниже.
Окружающий

мир

Русский язык

Труд

ИЗО


Коммуникативно-

речевой репертуар
устного общения на английском языке: закрепление старого + добавление: выражение благодарности и ответы на нее (Thank you very much. Not at all.); расспрос и ответ собеседника о причине (Why? Because it’s so nice); выражение ощущения состояния радости и удовлетворения жизнью (It’s great/ wonderful. I’m very happy).
Лексико-тематический

каркас
английского языка: morning, afternoon, evening, night, summer, winter, spring, autumn, weather, warm, hot, cold, rain, snow.
Языковые структуры:
It’s… This/that is… Let’s… I like/don’t like…
Аспектно-временные

формы:
Present Simple. Отличия предложения от группы слов. Признаки предложения. Составление предложений по схемам и картинкам. Правила записи предложений. Оформление предложений на письме. Конструирование предложений. Знаки препинания в конце предложения.
Коммуникативно-

речевой репертуар
устного общения на английском языке: закрепление старого + добавление: выражение благодарности и ответы на нее (Thank you very much. Not at all.); расспрос и ответ собеседника о причине (Why? Because it’s so nice); выражение ощущения состояния радости и удовлетворения жизнью (It’s great/ wonderful. I’m very happy).
Лексико-тематический

каркас
английского языка: summer, winter, spring, autumn, weather, warm, hot, cold, rain, snow, colour, red, yellow, blue, green, black, white, brown, leaves.
Языковые структуры:
It’s… This/that is… Let’s… I like/don’t like…
Аспектно-временные

формы:
Present Simple.
Коммуникативно-

речевой репертуар
устного общения на английском языке: закрепление старого + добавление: выражение благодарности и ответы на нее (Thank you very much. Not at all.); расспрос и ответ собеседника о причине (Why? Because it’s so nice); выражение ощущения состояния радости и удовлетворения жизнью (It’s great/ wonderful. I’m very happy).
Лексико-тематический

каркас
английского языка: summer, winter, spring, autumn, weather, warm, hot, cold, rain, snow, colour, red, yellow, blue, green, black, white, brown, brush.
Языковые структуры:
It’s… This/that is… Let’s… I like/don’t like…
Аспектно-временные

формы:
Present Simple.

Средства ИКТ
 инструменты для совместной работы: google диск;  различные образовательные сайты на иностранном языке;  сетевые технологии, позволяющие работать в информационной среде в рамках сети Интернет, в частности онлайн энциклопедии, словари, переводчики, интерактивные карты;
Результативно-оценочный блок модели
Результативно-оценочный блок выполняет диагностическую и оценочную функции . Диагностическая функция заключается в процессе диагностики, осуществляемой на всех этапах обучения, которая позволяет производить контроль и корректировку процесса обучения, что способствует наилучшему результату данного процесса обучения. Оценочная функция состоит в сопоставлении полученных результатов с предполагаемыми, соотношении этих результатов с определенными критериями. Ниже представлена разработанная нами структурно-функциональная модель методики билингвального обучения с помощью средств ИКТ.

Целеполог а ющи й

блок
Интегративная цель: формирование основ вторичной языковой личности младшего школьника в условиях неязыковой среды при помощи средств ИКТ Формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей младших школьников и предметных потребностей Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран Развитие общеучебных, речевых, интеллект. и познавательных способностей мл. школьников; развитие мотивации к дальнейшему овладению ИЯ и др. предметными областями Воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка Лингводидактические и методические принципы, имеющие значение для организации билингвального обучения с помощью ИКТ: - принцип системно-деятельностного подхода; - принцип коммуникативного подхода; - принцип наглядности языковой, зрительной, слуховой; - принцип опоры на положительный эмоциональный фон . Рисунок 1 Целеполагающий блок структурно-функциональной модели методики билингвального обучения младших школьников в условиях неязыковой среды с использованием средств ИКТ

Ор г аниз ац ионно-с од ер жат ельный

блок

Содержательный компонент
Окружающий мир Английский язык Русский язык Информатика ИЗО Технология
Организационный компонент

Методы
билингвального обучения : — общедидактические (традиционные, развивающие, открытые); — специальные методы и приемы билингвального обучения; — методы преподавания специальных предметов (окружающий мир, русский язык, технология, ИЗО); — методы преподавания иностранного (английского) языка
Этапы

Формы
Индивидуальные Парные Групповые Коллективные Урок Внеклассное занятие Домашняя работа Контроль Иллюстрация, демонстрация, проблемная и игровая ситуации, учебная дискуссия, упражнение, взаимное обучение, опорный конспект, самостоятельный поиск, художественное исполнение и критический анализ результатов учебной деятельности.
Ср ед с т ва
: инт ег р ир ованный к у р с “T he Wor l d Ar oun d Us ”, с р ед с т ва ИК Т Рисунок 2

Рез у льт ат ивно-оц еночный

блок
Предметные Методы : тест, наблюдение, игровые методы Результаты Метапредменые Реч евые Яз ык овые Компенс ат ор ные Соц иок у ль т у р ные Рег у лят ивные У Д Поз нават ельные У Д
Ср ед с т в а
: с р ед с т ва ИК Т Диагностика достижения целей методики билингвального обучения Личностные К омму ник ат ивные У Д Самооц енк а Вну т р енняя поз иц ия шк оль ник а Мот ивац ия у че бно й д ея т ель нос т и Инос т р анны й я з ык Тех нолог ия Ок р у жа ющи й мир Ру с с к и й я з ык ИЗ О Уровни Критерии Организационно-содержательный блок структурно-функциональной модели Рисунок 3 Результативно-оценочный блок структурно-функциональной модели Деятельность учителя по данной модели заключается в выборе оптимальных методов, форм, методических приемов и средств с учетом когнитивных особенностей учащихся.
Все компоненты предложенной модели билингвального обучения находятся в тесной взаимосвязи, и реализация их в процессе обучения младших школьников в условиях неязыковой среды с использованием средств ИКТ позволяет повысить результативность двуязычной подготовки учащихся. Построенная структурно-функциональная модель методики билингвального обучения позволила выделить и обосновать цели, принципы, методы, формы и средства билингвального обучения младших школьников в условиях неязыковой среды с помощью средств ИКТ.

Литература

Литература

1.
Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов / А.Г.Асмолов // Практика образования. – 2008 – №2 – С. 23-26
2.
Бабенко, И.В. Педагогическое лингвострановедение как культурологический компонент образования учащихся-мигрантов: автореф. дис.… канд. пед. наук : 13.00.01/ Бабенко Иван Викторович : Ростовский гос. ун-т. – Ростов-н/Д, 1998. –27 с.
3.
Павлова, Е.С. Методическая система формирования билингвальной личности учащегося при обучении химии: автореф. дис….канд. пед. наук: 13.00.02 / Павлова Елена Сергеевна : Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена – С.-П., 2011 – 27 с.
4.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. � М. : Просвещение, 2009.  317с.
5.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.  М. : Просвещение, 2009.  317с.
6.
Рыжов, В.А.Управление знаниями: Работа с информацией − от источников, поиска, сбора и анализа к представлению знаний / В.А. Рыжов, Р.В. Рыжов, А.В. Корниено  М.: ИНИНФО, 2005. – 98 с.
7.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  М. :Просвещение, 2010. – 38 с.
8.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.  М. : Просвещение, 2010 – 48с.


В раздел начальное образование