Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Красная книга. Будь природе другом!"

конспект урока по окружающему миру 2 класс

Автор: Негрозова Елена Михайловна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №56", город Чебоксары Чувашская Республика



В раздел начальное образование



План-конспект урока по предмету « Окружающий мир» (2 класс). Тема урока: Красная книга. Будь природе другом! Цель урока: Познакомить детей с Красной книгой, животными и растениями, которые в нее внесены; Расширить и углубить знания детей о животных, встречающихся в нашей местности; Донести до сознания детей, по какой причине многие животные и растения оказались на страницах книги;

Воспитывать бережное отношение ко всему живому. Задачи: 1. Расширять и углублять знания о природе, её значении, взаимосвязях в ней; 2. Совершенствовать знания о нормах поведения в природе, умения предвидеть последствия своего поведения в природе; 3. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру; 4. Развивать интерес к познанию природы; 5. Развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - Уметь высказывать своё предположение (версию) при продуктивном чтении; - уметь отличать верно выполненное задание от неверного; -уметь совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательней УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: и оформлять свою мысль в устной речи; - слушать и понимать речь других; - выразительно читать и пересказывать текст. Личностные УУД: - оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые можно оценить как хорошие или плохие; - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Оборудование: Мультимедийный проектор; компьютер, выставка книг об исчезающих растениях и животных, рисунки животных и растений, о которых пойдет речь на уроке, цветные карандаши, экологические знаки "Правила поведения в природе". Ход урока. I. Организационный момент. Слайд № 1. - Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Посмотрите, пожалуйста, на них, улыбнитесь гостям и тихонечко присаживайтесь. - Если вы веселы, то улыбнитесь. Если вы дружны, возьмите за руку своего соседа, подержите его руку в своей руке и поделитесь своим теплом. - С каким настроением мы начинаем наш урок, поделитесь со мной (смайлики). Я надеюсь, что хорошее настроение у вас сохранится до конца урока. II. - Итак, приступаем. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Я приглашаю к доске одного ученика. Кто желает? - ….послушай задание. На карточках напечатаны породы кошек и собак. Тебе нужно выбрать только те, которые обозначают породы собак, и прикрепить магнитами на доску. Задание понятно? - А мы с вами разгадаем кроссворд. (Слайд № 2) 1) У зверя длинные уши, В тёпленькой шубе не холодно в стужу. Он мягкий комочек, пушистик, мохнатик, А серый зайчишка родной ему братик. ( Кролик) 2) Ест траву, жуёт, молчит… А потом полдня мычит: - Мне погладите бока – Дам парного молока! (Корова) 3) Четыре ноги, Пятый хвост, Шестая грива. (Лошадь) 4) Молоко её полезно, В огород она залезла, И глядит "во все глаза" – Длиннорогая ...(коза) 5) Заворчал живой замок, Лёг у двери поперек. Две медали на груди - Лучше в дом не заходи. (Собака) - Какое слово выделено другим цветом?
( Кошка)
- О них мы говорили на прошлом уроке. Вспомним породы кошек. Поработаем по периметру. Посмотрите. Вокруг развешаны фотографии разных пород кошек. Я буду описывать породу кошки, а вы должны догадаться, о какой породе идёт речь. Найти правильный ответ и показать рукой. Слайд № 3
Названа в честь города Ангора (сегодня - Анкара). Гибкая кошка, по сравнению с другими породами - более крупная. Она производит впечатление настоящей леди, грациозной и изящной, легко дрессируется, ласковая, привязывается к хозяину.
(Ангорская кошка)

Сибирская
Своим названием эта порода кошек обязана Сибири. Эти крупные кошки получили название за свои могучие размеры. У них длинная плотная шерсть, оберегающая животное от холодов.
Сфинксы
Эти кошки только кажутся голыми. Точнее будет сказать, что они бесшерстные, потому что их кожа покрыта очень тонким слоем шерсти. Тело на ощупь теплое и мягкое, напоминающее кожицу персика.
Персидская кошка
Визитной карточкой этой породы является ее маленький сплюснутый и курносый носик. Отдельного внимания заслуживает гордость данной породы – потрясающая шерсть. Шерсть – это второй (после носика) элемент неповторимого имиджа данной кошки.
Мейн кун
самая большая кошка, другое название - Мейнская енотовая кошка. Вес взрослого кота этой породы иногда достигает 11 кг – среди домашних кошек это рекорд. Выразительные глаза и кисточки на кончиках ушей придают кошке особое очарование.
Кот Манул
Единственный дикий кот, схожий по размеру с домашними котами. Он может казаться несколько большим только из-за своего очень густого меха. В дикой природе эта порода довольно мало изучена, и находится под угрозой исчезновения. Несмотря на запрет охоты их все равно истребляют ради пышного меха. - Молодцы, присаживайтесь. Проверим работу Кати. Посмотрите на доску. Согласны? (Сигнальные карточки). Самооценка ученика. - Катя, какое у тебя было
задание
? - Ты с ним
справилась?
-
Правильно?
Покажи, какие слова у тебя остались. Есть ли среди этих слов те, которые обозначают породы собак? - Ты работу выполнила
сама
, или с чей-то помощью? - Какую
отметку т
ы себе поставишь? III. Введение в тему. Слайд № 4. - Ребята, вы знаете, наш муравей Вопросик готовился к сегодняшнему уроку. Ему нужно было принести Красную книгу. Вот что он принёс. Вы согласны? (показ сигнальных карточек). - Ребята, речь идёт не о любой книге в красной обложке, а об особой. - …., почему ты согласился? (Ответ ученика). Ничего не хочешь спросить? Проблемный вопрос: Что такое Красная книга, и с какой целью она была создана? Слайд № 5. - Назовите тему нашего урока. ( Формулируют дети) - Да, ребята, тема нашего урока: « Красная книга. Будь природе другом!» Слайд № 6. - Что мы узнаем сегодня на уроке, прочитаем на странице 88 учебника. (Один ученик читает вслух). IV.Работа по теме урока. Слайд № 7 В 1948 году ученые мира создали Международный союз охраны природы. Главной его задачей было выявление видов животных, а позднее и растений которые находились на грани
исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Слайд № 8. - Подумайте, почему выбран красный цвет? Что он символизирует? (Красный цвет- сигнал тревоги, опасности, предупреждения) - Да, он как красный сигнал светофора предупреждает: « Осторожно! Может случиться беда!» В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у неё - красная, а страницы разноцветные. (Слайд №9.) Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер. (Слайд №10.) Красные страницы показывают нам исчезающих и особо редких животных. (Слайд №11.) На желтых страницах – те, животные количество которых быстро уменьшается. (Слайд № 12.) На белых страницах – те животные, которых всегда было немного. (Слайд № 13) На серые страницы – внесены те животные, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны. (Слайд № 14) На зеленых страницах – те животные, которых нам удалось сохранить, и спасти их от вымирания. (Слайд №! 15.) Сейчас уже издано несколько томов Международной Красной книги. В нашей стране такая книга появилась в 1978 году. Слайд № 16 Учитель: - Что это за книга? Ученик (Сюда заносятся редкие и исчезающие виды животных и растений.) Учитель: Верно, ребята. В Красную книгу заносятся редкие и исчезающие виды животных и растений. Красный цвет всегда был сигналом тревоги, надвигающейся опасности. Красную книгу называют документом человеческой совести. Она обращается к совести человека, призывает его одуматься и с сочувствием отнестись к братьям нашим меньшим, с которыми он разделяет нашу планету. В нашей стране Красная книга была переиздана в 2-х томах в1984 году. Слайд № 17 - Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась? Ученик (Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.) Красная книга Российской Федерации выглядит так. ( Показ Красной книги). - Давайте мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги и поговорим о некоторых представителях животного и растительного мира. - Ученики нашего класса подготовили информацию. Давайте их внимательно послушаем.
( Зубр. 1 ученик)
Слайд № 18
( Шмели. 2 ученик)
Слайд № 19 (
Ландыш. 3 ученик)
Слайд № 20
( Женьшень. 4 ученик)
Слайд № 21 Спасибо ребятам за хорошее выступление. Путешествие наше продолжается, и давайте заглянем в зимний лес. Немного отдохнём. V.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА « ЗИМНИЙ ЛЕС» (1 ученик у доски). Слайд № 22 - Спасибо, молодцы, присаживайтесь. -Ребята, а наше путешествие продолжается. Как вы думаете, существует ли Красная книга Чувашской Республики? ( Ответы детей). Да, ребята. У нас тоже есть своя Красная книга. В 2001 году издали 1 часть 1 тома растения и грибы. 2 часть - животные вышла в свет в 2010 году. ( Показ Красной книги Чувашской Республики) Слайд № 23.
- Давайте внимательно послушаем выступления наших учеников о некоторых представителях красной книги Чувашской Республики.
(Жужелица.1 ученик
) Слайд №24.
(Аполлон. 2 ученик)
Слайд № 25.
(Филин. 3 и 4 ученики
) Слайд № 26. VI Работа по учебнику - Ребята, а о следующем представителе растительного мира, занесённого в Красную книгу Чувашской Республики вы узнаете, разгадав загадку. Я в лесу нашла цветок, Он похож на башмачок, Имя у него богини, Носит он его доныне. В Красной книге он, друзья. Значит, рвать его нельзя!
( Венерин башмачок)
Слайд №27 - Ребята, а вы не знаете, почему этот цветок получил такое название? ( Ответы детей). - Давайте проверим ваши предположения. Откроем учебники на странице 90 и прочитаем текст. - Ваши предположения подтвердились? - Охрана растений и животных - проблема государственная. На территории России созданы заповедники, национальные парки. В России Беловежская пуща, Кавказский заповедник, Лосиный остров и др. В Чувашской Республике – Присурский заповедник, национальный парк « Чаваш вармане» и др. - А как вы думаете, по чей вине большое количество животных и растений попали на страницы Красной книги? (Ответы детей) - А в чём виноваты люди? (Человек вырубает леса, загрязняет воду и почву. Осушает болота и распахивает поля.). Слайд № 28 - Многие люди неравнодушны к таким действиям нерадивых людей. Поэты, композиторы, певцы в своих произведениях призывают беречь природу. Певец Олег Газманов написал песню о Красной книге. Внимательно послушайте и посмотрите.
Показ слайдов на песню Олега Газманова.
- Ребята, как вы понимаете выражение «Будь природе другом?» ( Ответы детей) Слайд №29 1 вариант
-Сейчас мы с вами поработаем в группах. Посмотрите, какой это знак? ( Учитель показывает запрещающий знак). А в природе мы можем встретить такой знак? Каждая группа нарисует свой экологический запрещающий знак, чего в природе делать нельзя и представитель из каждой группы объяснит, что обозначает нарисованный вами знак.
1 группа - «Нельзя шуметь в лесу!»

2 группа)- « Нельзя пинать и топтать мухоморы и другие ядовитые грибы!»

3 группа - « Нельзя разрушать муравейники!»

4 группа «Не разоряйте гнёзд!»

5 группа)- «Нельзя на коре деревьев вырезать надписи и рисунки!»

6 группа - «Нельзя оставлять мусор в лесу после пикника!»

7 группа) – «Не рви цветы!»
(Представители от каждой группы объясняют, что обозначает нарисованный ими знак).
Вывод:
Каждый из нас много может сделать для сохранения окружающего растительного и животного мира, если поможет стрекозе, станет на защиту ландыша и кувшинки; не будет разорять птичьи гнёзда, оставлять мусор в лесу и у водоёма, убивать лягушек и ужей, разводить костры, брать лесных зверей домой. Давайте же учиться видеть красоту растений и животных в их родной стихии, там, где им положено расти и жить.
Работа в парах.
Слайд № - Муравей Вопросик принёс для вас тест. Он хочет проверить, насколько внимательно вы слушали на уроке. Поработаем в парах. Представители от каждого ряда получите листы. Задание следующее: вам даются вопросы с вариантами ответа. Напротив каждого варианта вы видите буквы. Ваша задача - выбрать правильный ответ и стоящую рядом с ним букву внести в таблицу по порядку, начиная с первого квадрата. Таблица расположена внизу страницы. В итоге вы разгадаете ключевое слово. Приступаем. - Какое слово у вас получилось? ( Хором « Молодцы!») Слайд №31 -Да, вы все молодцы. И давайте, как всегда с нашей Мудрой Черепахой дадим оценку своей работы по алгоритму:
Я - знал, запомнил, смог.
- Д.з. Подготовить сообщение об одном представители животного или растительного мира, занесённого в Красную книгу России или Чувашской Республики о котором сегодня на уроке не сообщалось - И в заключении исполним песню Евгения Птичкина. ( Звучит минусовка песни « Не дразните собак») -Молодцы! Спасибо за работу!


В раздел начальное образование