Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Наши первоцветы"

конспект внеклассного занятия по окружающему миру

Автор: Савдерова Надежда Ивановна, учитель начальных классов, МКОУ "СШ №2 р.п. Новая Майна", р.п. Новая Майна, Мелекесский район, Ульяновская область



В раздел начальное образование




Конспект открытого внеурочного занятия,
проведённого учителем начальных классов МКОУ «СШ № 2 р. п. Новая Майна» МО «Мелекесский район» Ульяновской области Савдеровой Надеждой Ивановной.
Предмет:
окружающий мир
Класс
: 1 «Б»
Тема:
« Наши первоцветы».
Цель:
познакомить учащихся с разнообразием первоцветов, их особенностями. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы; воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней; воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;
Планируемый результат:
- учащиеся научатся обнаруживать особенности приспособления первоцветов к условиям ранней весны; - подбирать необходимые факты из материалов научно-познавательного литературы- представлять информацию на линии времени «Цветение весенних растений (март, апрель, май).
Умения,

характеризующие

достижение

этого

результата
: Владеть информацией о первоцветах, выстраивать факты на линии времени
Форма работы:
групповая.
Оборудование:
Картинки с цветами
,
,таблички
-
«помощник ответов», презентация.
Ход занятия.

1.

Актуализация знаний.
-Добрый день, ребята, я рада вас снова видеть всех в хорошем настроении, да и как не радоваться ведь сегодня такой замечательный день за окном, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Начинаем внеклассное занятие по окружающему миру.
Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?
(Да) -Какое время года наступило? (Долгожданная весна
) (Слайд№2)
- По каким признакам в неживой природе вы определили, что наступила весна? - Сейчас я проверю, как вы знаете весенние месяцы.
Игра

«Играй - не зевай, месяц быстро узнавай».

-
Я буду называть месяцы, а вы, ребята, если услышите месяц весны, покажите зелёный кружок, а если услышите месяцы других времен года, то красный. (Январь, март, июнь, апрель, октябрь, ноябрь, май.)
(Слайд№3)

- Молодцы! Знание весенних месяцев нам очень пригодится во время работы. -Сегодня на занятии будем разгадывать тайны, связанные именно с этими весенними месяцами. Девизом нашего занятия станут слова.(
Слайд№3 с анимацией )
Вы должны быть очень наблюдательными и внимательными
.

Концентрирование внимания на работу.
- Чтобы обдумать нам дела, нужна будет …(голова)! - Чтоб из книг нам всё узнать, нужно быстро нам …(читать)!
2.Мотивация.
-За материалом для исследования я предлагаю отправиться в весенний лес, а точнее на опушку леса
. (Звучит музыка 2 мин.) (Слайд №3, включить музыку)

-
Ребята, а когда вы оказываетесь на полянке, какое желание у вас возникает. (Поиграть)
2.1.Игра "Плетем, плетем венок'.
(Учитель предлагает ребятам встать в хоровод, и выбирает помощницу, цветочницу и ребят которые исполнят роли цветов, заранее на карточках написаны слова героев)
Ведущий: Белая рубашка, желтенький платок. Как зовут?

Ромашка.
Ромашка полевой цветок!
Цветочница
. Вам нужна ромашка?
Хоровод
. Пустьбежит сюда скорей. Мы плетем, плетем венок. Становись - ка в хоровод!
Ведущий. Цветик-невеличка, яркий огонек. Кто же ты?

Гвоздика.
Гвоздика - полевой цветок.
Цветочница
. Вам нужна гвоздика?
Хоровод
. Пусть бежит сюда скорей. Мы плетем, плетем венок. Становись- ка в хоровод!
Ведущий. Вот еще малютка, голубее дня. КТО ТЫ?

Незабудка
.Незабудка,с поля я пришла.
Цветочница
. Незабудку примем?
Хоровод
. Пусть бежит скорей сюда! Мы плетем, плетем венок. Становись- ка в хоровод!
Ведущий. Из глуши еловой прибежал сюда? Кто же ты?

Колокольчик
. Лиловый колокольчик я.
Ведущий
. Вот какие маки, вот какие маки!
Мак. Красивые большие в поле расцвели.

Цветочница
.Маки вам нужны?
Хоровод
. Да! Пусть бежит скорей сюда! Мы плетем, плетем венок. Становись
-
ка в хоровод! -Ребята, кто к нам в хоровод прибегал? (Цветы) - На какую тему мы будем беседовать? (Цветы) - А именно какие цветы мы будем исследовать, вы узнаете, разгадав ребус.
(Слайд №4, с

анимацией)
- Как понимаете значение этого слова
? (Слайд №4 с анимацией)

2.3.Создание проблемной ситуации.

Перед вами названия разных цветов. Нам нужно собрать букет из ранних весенних

цветов, то есть в корзинку мы должны поместить только те цветы, которые

зацветают весной первыми. (Слайд №5)
-Почему не получается поместить первоцветы в корзинку? (Затрудняемся определить название растения, время зацветания).
- Что же мы должны сделать, чтобы правильно поместить цветы в корзинку? (Изучить различные материалы и выяснить: 1. Какие цветы зацветают первыми, а какие – позже? 2. Почему цветут так рано
?
- А что нам поможет узнать об этом? (Помогут книги, тексты, картинки и наши знания)
3.Исследование в малых группах. Информация о первоцветах.

3.1.
- Ребята вас три группы, у каждой группы на столах лежит необходимый материал. Ваша задача выбрать нужную информацию о первоцветах. Каждая группа будет выбирать свою информацию, то есть о тех цветах, которые зацветают в определенный месяц, а в какой месяц каждая группа узнает, отгадав загадку.
Загадка №1
Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март
) (учитель даёт карточку)

Загадка №2
Яростно река ревет И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? (Апрель)
Загадка №3
Зеленеет даль полей Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы уж давно жужжат. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? (Май
)
- И так в течение 3 минут первая группа ищет информацию о первоцветах марта, вторая группа о первоцветах – апреля, и третья - мая. Как работаете? Все читают информацию вполголоса, в процессе обсуждения, определяют, какие 2 первоцвета зацветают в указанном месяце. По описанию находят картинку. Представляют первоцвет по карточке «Подсказка».
«Подсказка»
1. Мы узнали о растении, которое называется………………. 2. Название такое потому, что ……………………………… 3. Мы выяснили, что это растение приносит пользу………… 4. Зацветает оно в месяце ………………………
За каждый правильный ответ по карточке команда получает балл. Помните правила работы в группе.
(Слайд№6)

3.2.

Подготовка

информации

о

первоцветах

в

группах.

(Звучит

муз.

П.И.Чайковского

«Времена

года»

.Эксперты

помогают

заполнить

карточку.)

(Слайд№7)

3.3. Обмен информацией.
- Давайте обменяемся информацией. Заслушаем собранный вами материал. За правильные ответы поставим баллы.
(Слайды№8- №13)

3.4.Дополнение учителя о корнях. Слайд№14

3.5.Загадки о первоцветах. Слайд№15, 9 кадров

Как-то Марина просила у Светы:

«Ты назови мне первоцветы».

«Ромашки, тюльпаны и васильки,

Лютики, кашки – вот эти цветы».

-
Командам предоставляется возможность заработать дополнительные баллы за правильные отгадки.
Март – апрелю Лиликина Лиза
1.Из-под снега появились, Солнцу, ветру удивились, Будто облако с небес, Синевой окрасив лес. (Пролески)
Март – маю Шаталина Арина
2.Шмель цветку очень рад: - Ах, медовый аромат! И цветки красивые – Розовые, синие. ( Медуница)
Апрель – марту Еруков Никита

3.Как гусята разбежались Жёлтые цветочки, Улыбнулись детворе Нежные комочки. (Гусиный лук)
Апрель – маю Юнусов Рома
4.Вот сиреневый цветок, Словно птичий хохолок И резной листочек, Тонкий стебелёчек. (Хохлатка)
Май – марту Грецкая Лиза
Знаменита не цветами, А необычными листами. То твёрдыми, холодными, То мягкими и тёплыми. ( Мать-и-мачеха)
Май апрелю Шаталин Саша
Пробивался сквозь снежок, Удивительный росток. Самый первый, самый нежный, Самый беленький цветок. (Подснежник - галантус)
Маша – марту
На зелёной хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек зашуршал И развеял этот шар. (Одуванчик)
Люда - апрелю Слайд№16
Цветок весеннею порой Найдёшь в тени лесной. На стебельке как бусы в ряд Цветы душистые висят. (Ландыш)
Учитель – маю Слайд№16

Фиолетовый цветок


И пушистый стебелёк.

Тихий нежный перезвон

Так и клонит, клонит в сон.

(Сон- трава или прострел)
Учитель:
Вот весенние цветы

Или первоцветы.

Их запомнить должен ты,

Как весны примету.

4. Рефлексия. Слайд№17 с анимацией
- Кто сможет собрать в корзину первоцветы, а дома рассказать о них родителям, друзьям?
5. Охрана первоцветов.

5.1. Посмотрите на слайд и попробуйте составить правила охраны первоцветов.

5.2. Игра «Да – нет».
-Проверим, насколько хорошо вы знаете правила бережного отношения к природе: Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. На неправильный совет. Говорите: нет, нет, нет. Говорила Катя Пете «Принеси ты мне букетик! Я люблю цветы лесные, Желтые и голубые!» Это правильный совет? (Нет, нет, нет) Если ты в лесу гуляешь, Кусты и ветки не ломаешь. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. Если ты не рвешь цветы, Любишь первоцветы, Наблюдай за ними ты, Береги при этом! Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши!
5.3. Практическая работа. Плакат «Берегите первоцветы!» Слайд№18.
Одно из правил охраны первоцветов гласит: «Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов». Как можно это сделать? Оформить плакаты и развесить их на подъезды домов, чтобы люди запомнили эти цветы. Изучите инструкцию по выполнению практической работы. Выполните работу и сдайте её учителю.
Инструкция. Внимательно рассмотрите содержимое конвертов. Выберите рисунки первоцветов. Разместите эти рисунки на листе бумаги с надписью «Берегите первоцветы!», наклейте их. Дооформите плакат, нарисовав недостающие листья и стебли.
Вывод
: необходимо бережно относиться к хрупкому миру живой природы, понимать необходимость ее охраны.
6. Итог. Решение жюри.
7.Закончить занятие хочется словами великого сказочника Г. Х. Андерсена «
Чтобы жить,

нужно солнце, свобода и маленький цветок». Слайд№19.
Подарим же наши маленькие цветочки дорогим гостям, как символ жизни! -Спасибо за работу.
Приложения

Март


Подснежник -галантус
Галантус одним из первых извещает о приходе весны. Цветы похожи на небольшие колокольчики белого цвета. Белоснежные цветы украшают ещё почти зимний лес. Их ещё называют подснежниками. Такое название они получили потому, что начинают расти в феврале под снегом. А в марте, на только что проснувшейся от зимнего сна земле, эти цветы уже цветут, радуя глаз человека.
Пролеска
В конце марта - начале апреля на лесной полянке, где снег почти растаял, загорелись маленькие ярко-голубые звёздочки, похожие на цветки галантуса. Это зацвели пролески (перелески). Назвали так пролеску за то, что растёт она на лесных полянках, опушках – перелесках, где весной снег тает прежде всего. Зацветёт пролеска - увидишь над полянкой первых пчёл.
«Подсказка»
1. Мы узнали о растении, которое называется………………. 2. Название такое потому, что ……………………………… 3. Мы выяснили, что это растение приносит пользу………… 4. Зацветает оно в месяце ………………………
Апрель


Мать – и – мачеха
Расцветает мать – и – мачеха в апреле на склонах, у лесных ручьёв, хорошо прогретых солнцем. Кажется, что загораются маленькие золотистые огоньки жёлтого цвета. Только в ясный солнечный день можно увидеть эти цветки раскрытыми. В пасмурную погоду цветки закрыты. Проходит весна, и цветы отцветают. Потом вырастают листья, снизу покрытые нежным белым п у хом . Притронешься к ним, а они тёплые, нежные, как мамины руки. А сверху листья холодные, гладкие – это мачеха. Это лекарственное растение, средство от кашля. Пчёлы и шмели собирают пыльцу и нектар с цветов.
Хохлатка
В мае месяце в лесу распускаются пышные цветы хохлаток. Цветки у хохлаток бывают розовато – фиолетового, сиреневого, бледно – жёлтого и белого цветов. Они небольшие, но их много. У каждого цветка будто небольшой хохолок. Поэтому назвали это растение хохлатка. Красоту растения дополняют резные тройчатые листки. Жужжат возле неё пчёлы и шмели.
«Подсказка»
1. Мы узнали о растении, которое называется………………. 2. Название такое потому, что ……………………………… 3. Мы выяснили, что это растение приносит пользу………… 4. Зацветает оно в месяце ………………………
Май


Медуница
В апреле раскрываются цветки у медуницы. Различные окраски цветов на одном растении. Одни цветы - розовые, другие - фиолетовые, а третьи – синие. Такое растение с разными цветами легче заметить в лесу пчёлам и шмелям, которые собирают нектар. Сладкого, медового на вкус сока – нектара в цветках медуницы много, поэтому её и называют медуницей. Медуница кормит первых насекомых, лечит людей.
Гусиный лук
Весной в мае месяце в лесу можно увидеть скромные жёлтые цветки, собранные букетиком на невысоком стебельке. А рядом со стебельком из земли поднимается один длинный и узкий листок. Это и есть гусиный лук. В земле у гусиного лука небольшая луковка, что остаётся зимовать. За эту луковку и назвали растение луком. А гусиным назван потому, что это растение – любимое лакомство гусей.
«Подсказка»
1. Мы узнали о растении, которое называется………………. 2. Название такое потому, что ……………………………… 3. Мы выяснили, что это растение приносит пользу………… 4. Зацветает оно в месяце ………………………



Подснежник
Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает?


Медуница.
Лиловый, красный, голубой Цветет любимая пчелой, В дубраве царь-девица.
Никто другой в стране лесной Не может как она весной, В три цвета нарядиться.
Ветреница.
Я маленькое хрупкое растение. У меня желто-яркие цветы. Когда небо хмурится, Мои цветы закрываются, А когда солнышко раскрывается. От любого ветерка, целый день качаюсь я.
Ландыш.
Белые горошки, на зеленой ножке.


Ромашка.
Стоят в полесестрички: Золотой глазок, белые реснички
Пролеска.





Учитель:
Вот весенние цветы Или первоцветы. Их запомнить должен ты, Как весны примету.
Март – апрелю Лиликина Лиза
1.Из-под снега появились, Солнцу, ветру удивились, Будто облако с небес, Синевой окрасив лес.
Март – маю Шаталина Арина
2.Шмель цветку очень рад: - Ах, медовый аромат! И цветки красивые – Розовые, синие.
Апрель – марту Еруков Никита
3.Как гусята разбежались Жёлтые цветочки, Улыбнулись детворе Нежные комочки.
Апрель – маю Юнусов Рома

4.Вот сиреневый цветок, Словно птичий хохолок И резной листочек, Тонкий стебелёчек.
Май – марту Грецкая Лиза
Знаменита не цветами, А необычными листами. То твёрдыми, холодными, То мягкими и тёплыми .
Май апрелю Шаталин Саша
Пробивался сквозь снежок, Удивительный росток. Самый первый, самый нежный, Самый беленький цветок.
Маша – марту
На зелёной хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек зашуршал И развеял этот шар.
Люда - апрелю
Цветок весеннею порой Найдёшь в тени лесной. На стебельке как бусы в ряд Цветы душистые висят. Как-то Марина просила у Светы: «Ты назови мне первоцветы». «Ромашки, тюльпаны и васильки, Лютики, кашки – вот эти цветы». Правильный Света дала ей ответ?
Учитель – маю
Фиолетовый цветок И пушистый стебелёк. Тихий нежный перезвон Так и клонит, клонит в сон. (Сон- трава или прострел)
6. Правила охраны первоцветов. (Слайд 8) Не рвите большие букеты! Не губите места произрастания первоцветов! Не вырывайте первоцветы с корнем! Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов!
Сон-трава луговая (прострел)
Пробиваются ранней весной из холодной еще земли не ростки, а какие-то мохнато-пушистые лапки, будто неведомые диковинные зверушки лезут на свет любоваться весной. Листья еще где-то в темноте под землей копошатся, запаздывают. А сине-фиолетовые крупные цветки уже солнышку радуются. Цветет, даже если температура воздуха нулевая. Внутри цветка температура +8 °С. Оказывается, чашечка цветка - это вогнутое зеркальце, которое собирает солнечное тепло. Цветы сон- травы синего, фиолетового, сине- фиолетового, голубого, лилового цвета. Стебель покрыт мелкими волосками и может достигать 40 см. Когда у сон-травы созревают семена, она напоминает шляпку одуванчика. Подует легкий ветерок – и цветок зашатается. Насекомые спешат к этому нежному красивому цветку. Перед непогодой прострел закрывает лепестки и склоняется к земле. Склоненный к земле цветок как будто засыпает. Отсюда и его второе название «сон-трава».
Растет сон-трава в основном в сосновых лесах, по склонам, на песчаных холмах.

Размножается прострел (сон-трава) семенами.




К сожалению, прострел уничтожается сборщиками

цветов. А ведь лесные цветы не стоят в вазах, быстро вянут и гибнут. Плохо

поступают и те люди, которые выкапывают прострел с корнем и пытаются посадить

возле своего дома. Этот цветок пересадку не выдерживает и гибнет на новом месте.

Так что страдает прострел за свою красоту. Осталось прострелов так мало, что без

охраны и защиты человека, не выжить этому красивому цветку. Растение занесено в

Красную Книгу Украины.


В раздел начальное образование