Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ."

статья

Автор: Привезенцева Римма Владимировна, Учитель английского языка, МОУ-гимназия №15, г. Клин, Моск. обл.



В раздел основное общее образование



ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. Одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики является обучение устному общению. Владение суммой знаний на иностранном языке отнюдь не означает умения говорить на этом языке. Навык говорения должен быть настолько развит в процессе обучения, чтобы учащиеся могли общаться на иностранном языке, как только в этом возникнет необходимость. Самым надёжным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу различной степени сложности по заданным темам. Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке — одна из самых острых проблем современной педагогической науки. Подтверждением сказанному служит целый ряд исследований, статей, пособий, появившихся за последнее время. И, тем не менее, данная проблема требует дальнейшего методического разрешения, поскольку современные требования к диалогической речи - научить учащихся вести беседу на изучаемом иностранном языке — не всегда и в полной мере выполняются. Создавшееся положение требует новых поисков более рациональной методики обучения диалогической речи, при которой желаемые практические результаты достигались бы кратчайшим путем, с минимальной затратой времени и усилий, а сам процесс обучения стал бы посильным, интересным и увлекательным для обучающихся.Несмотря на то, что диалогическая речь сложнее монологической, и с точки напряженности внимания, и с точки зрения разнообразия и качества используемых речевых образцов, и по ряду других причин, тем не менее, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение следует отдать диалогической речи. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи.Уже на начальном этапе обучения английскому языку учащиеся могут, а учитель должен им помочь приобрести умение пользоваться изучаемым языком для общения. На начальном этапе устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, учитывая способности учащегося 8 – 10 лет к более легкому восприятию звучащей речи и воспроизведению услышанного и приближает процесс обучения к условиям реального общения, что вызывает интерес учащихся к предмету и создает высокую мотивацию к изучению английского языка.
Говоря о задачах обучения диалогу, надо отметить, что методика обучения диалогической речи не так давно выделилась в самостоятельный аспект обучения устной речи. В этой области есть еще много вопросов, требующих теоретического и экспериментального исследования. К их числу можно отнести: соотношение диалогической и монологической речи в курсе средней школы; принципы и приемы создания коммуникативной обстановки на уроке; особенности восприятия речи в процессе диалога; отбор ситуаций, лежащих в основе обучения диалогу на разных этапах обучения; способы создания диалогической речевой ситуации на уроке; возможности использования ТСО для обучения диалогу; отбор материала для обучения диалогу. Под диалогом понимается форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. В основе любого диалога лежат различные высказывания, комбинирование которыми составляет его сущность. По цели общепринято выделять повествовательные, вопросительные и побудительные высказывания, каждое из них может быть утвердительным и отрицательным. Повествование состоит в сообщении (положительном или отрицательном) о каком-либо факте действительности, явлении, событии. Вопросы имеют целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. В побудительных высказываниях выражается волеизъявление говорящего: приказ, просьба, мольба, угроза, совет, предложение, предостережение; согласие, разрешение, отказ; призыв, приглашение к совместному действию; желание. Каждое из трех названных высказываний может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в соответствующей интонации. Восклицательной интонации нередко сопутствует особая структура. Так, в английском языке восклицательные предложения часто начинаются с местоимения what или наречия How: How well he reads ! How clever she is! What an interesting book that is! Этими типами охватывается бесконечное многообразие конкретных высказываний, которыми обмениваются говорящие в процессе общения. Как показывают специальные исследования, все они весьма распространены в диалогической речи на разных языках. Диалогическая речь имеет свои особенности в отношении подбора, оформления и функциональной направленности использования языкового материала. Так, для нее, характерно употребление вводных слов, междометий, штампов, выражений оценочного характера, отражающих реакцию, говорящего на полученную информацию, отрицающих или
подтверждающих высказанную мысль, выражающих сомнение, удивление, пожелание и т. п. В диалоге в большей степени, чем в монологе, употребляются сокращенные и слабые формы слов, такие как I ' ll , you ' ll , doesn ' t , shan ' t , won ' t , can ' t , I ' d , he ' d , you ' re и др. Возможно опущение неспрягаемой части сказуемого и инфинитива при модальных глаголах: Have you read this book? — Yes, I have. Can you speak English? — Yes, I can. Для диалога характерно широкое использование экстралингвистических средств выражения мысли: жестов, мимики, указаний на окружающие предметы. Соотнесенность в речи языковых и неязыковых знаков определяется как ситуативность. Ситуация — совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение — облегчает общение, способствует экономии языковых средств. В психологическом плане диалогическая речь всегда обладает следующими характеристиками: 1. Диалогическая речь всегда мотивирована. Это означает, что мы всегда говорим по какой-то причине, с какой-то целью, которая определяется либо внешними, либо внутренними стимулами. Эту характеристику непременно нужно учитывать на начальном этапе. Нужно вызывать у ученика желание, потребность говорить, а для этого необходимо создавать условия, при которых появилось бы желание что-то сказать, выразить свои мысли, чувства, а не только воспроизводить чужие, что, к сожалению, часто наблюдается в школе, когда учащемуся не представляется такая возможность, а подменяется воспроизведением заученного наизусть. К таким условиям, прежде всего можно отнести использование таких стимулов, которые бы вызывали у учащегося потребность «выразить себя». Это воз- можно при создании благоприятного психологического климата располагаю- щего к высказываниям, доброжелательного отношения с учителем и в кол- лективе класса, заинтересованность в выполнении предложенных заданий, стремление выполнить эти задания хорошо. 2. Речь всегда обращена к слушателю, адресована аудитории . Это означает, что мы всегда говорим с кем-то, для кого-то, чтобы высказать свое мнение, поделиться мыслями, убедить, доказать, спросить, попросить, и т д. Иными словами, речь должна носить обращенный характер. Эта характерис- тика тесно связана с предыдущей. Говорящий привлекает слушателей тогда, когда он выражает что-то свое, индивидуальное. Так, если учащийся расска- зывает о своем любимом животном, да еще показывает фотографию или иг-
рушку (Например, собаки ), он «создает» себе слушателя, и его речи приоб- ретает обращенный характер. В задачу учителя входит давать такие задания, такие установки, исходя из конкретных условий группы, которые бы реализовали эти характеристики речи. 3. Речь всегда эмоционально окрашена , поскольку говорящий выражает свои мысли, чувства, отношение к тому, что он говорит. При обучении речи, начиная с первых высказываний, нужно, по возможности учитывать эту характеристику. Она также связана с предыдущими двумя. Если ученик говорит о своем, пусть теми же ограниченными языковыми средствами, то его речь будет эмоционально окрашена, она будет выражать его отношение к тому, что он говорит. Например во фразе I like my dog very much он непременно выделит слово “like” или “very” и т д.. 4. Речь всегда ситуативно обусловлена , так как она протекает в определенной ситуации. Это необходимо учитывать в школьной практике. На уроке учителю следует приобщить учащихся к обучению на английском языке путем использования реальных ситуаций или путем создания учебно- речевых ситуаций с помощью наглядности: игрушек, предметов, картинок, рисунков, аппликаций и т д., а также вербально-словесным описанием ситуации, например, “Давайте поговорим о ваших мамах”. Я использую в своей практике систему упражнений с использованием нестандартных форм подтверждения или отрицания, различные игры. Обучение навыкам диалога следует начинать с первых уроков. I) Тренировочные упражнения. В них подбираются все возможные для данного класса ситуативно- семантические диалогические единицы (ДЕ). Задание № 1: подобрать ответные реплики, выражающие подтверждение без дополнительной информации.
Например: Are you his friend? Maybe Can I do it? Of course, you can Is Ann absent today? I don’t know Задание № 2: подобрать ответные реплики, выражающие подтверждение с наличием дополнительной информации. Например: Shall we go for a walk? No, I can’t. I’m watching TV now. When will you see him? Tomorrow, I think he will be free. Can you help me? When I finish my work we shall go for a walk. Задание № 3: подобрать ответные реплики, выражающие отрицание без наличия дополнительной информации. Например: 1. Couldn’t you take one for me? 2. Did you go shopping? 3. Does he live alone? a) Nobody knows. b) There weren’t any. c) No, I didn’t. Задание № 4: подобрать ответные реплики, выражающие отрицание с наличием дополнительной информации.
Например: 1. Will you tell me the truth? 2. When is she going to write a letter? 3. How is your sister? a) She isn’t well because her dog is ill. b) I won’t tell you the truth because I don’t know the situation. c) She isn’t going to write a letter because she is busy now. Задание № 5: подобрать ответные реплики, выражающие уклонение от ответа. Например: 1. -Do you like it? -It’s difficult to say. 2. -Wasn’t I right? -I don’t know. 3. -Are you against it? -I need facts. 4. -Isn’t it wonderful? -I don’t want to speak about it. I want to know the end. Задание № 6: подобрать ответные реплики, выражающие отрицание, подтверждение или уклонение от ответа с помощью контрвопроса. Например: Is she a good student? / Can you help me? / Why not? / Can’t you see it yourself? / Who can do better?
II) Творческие упражнения. Задание № 1: составить вопросы к утвердительным предложениям. Например: I’m not ready. / I’ll be glad to do it / It’s difficult to say. Данное задание способствует отработке навыка вопроса. Задание № 2: подобрать нестандартные ответы на вопросы а) учителя; б) учащегося; в) партнёра в паре. Например: Do you like this book? / Is anything wrong? / May I take your pen? Задание № 3: составление диалога на основе стихотворения. На доске написан стих: Where are you going to go, Dad? I’m going to the baker’s to buy some bread. What else are you going to buy there, Andy? I’m also going to buy a large candy. Примерный диалог, который можно составить. Where are you going? I’m going to the fruit-shop. What are you going to buy there? I’m going to buy grapes and apples. Цель данной игры развивать у учащихся внимание, речевую активность, самостоятельность.
Я использую и ролевые игры тоже. В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации. Ролевая игра — это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного в участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника. Исследователи разработали определенные правила ролевых игр, а именно: —учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни; —учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других — взять на себя воображаемую роль;
— участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать их роли; — участники игры должны концентрировать свое внимание на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не на их закреплении. Речевые упражнения в развитии диалогической речи учащихся среднего звена на уроках английского языка среднеобразовательной школы. Опыт школы показывает, что только путем заучивания речевых образцов и готовых диалогов нельзя овладеть диалогической речью именно потому, что она ситуативна. Поэтому необходимо учить учащихся переносу усвоенного материала и его употреблению в другой ситуации. Это можно сделать при помощи речевых упражнений, которые должны быть мотивированны и основаны не только на тематике программы, но и на отдельных ситуациях, на которые может быть разложена тема. Ситуация, с одной стороны, является условием мотивации высказывания, т. е. создает потребность, которую можно удовлетворить, ответив на вопрос, или высказав свое мнение, или обратившись с просьбой к собеседнику. С другой стороны, ситуации, вернее, ряд разнообразных ситуаций, связанных одной темой, создают условия для развития речевых навыков высшего порядка, т. е. навыков, которые могут быть перенесены на аналогичные ситуации. 1. At party you see a journalist that you’ve always wanted to meet. Approach him/her, introduce yourself and start talking and start talking about something that interests you. 2. In the park you see an attractive girl/boy sitting on a bench reading a book. Start a conversation. 3.
Restaurant:
customer-waiter The customer wants to know if the restaurant provides special chairs for children and what ‘the soup of day ‘. 4.
Taxi:
passenger-taxi driver The passenger wants to know how long the journey to the airport will take, if there are any traffic jams on the way and how much they’ll have to pay. 5. Shop: customer-shop assistant The shop assistant wants to know what size of shoes the customer wears and if they prefer black our brown ones. Комплекс упражнений для развития диалогической речи на иностранном языке применительно к школьным условиям включает три последовательные серии учебных действий: 1) аспектно-тренировочные упражнения на отработку языкового (фонетического, лексико-грамматичес-
кого) материала; 2) упражнения для развития умений реплицирования; 3) упражнения в коммуникативном диалогизировании. Упражнения первой и второй серии - подготовительные.Рассмотрим три серии упражнений , которые в обработке грамматического материала занимают главное место на примере отобранных типичных ситуаций, относящихся к подтеме «Учеба».Подстановочные упражнения. В качестве исходного материала для этого вида упражнений рекомендуется использовать предложения-клише. Производя различного рода изменения, учащиеся убеждаются в том, что перед ними не застывшая речевая единица, а предложение, являющееся моделью для построения сходных по смыслу высказываний.Трансформационные упражнения представляют собой трансформацию воспринимаемых форм и могут выглядеть следующим образом: 1. Поправьте собеседника: Tomorrow we'll have only 5 lessons. No, tomorrow well have 6 lessons, not 5. Выразите удивление, переспросите: Pete and Lena have got «satisfactory» for their dialogue. Do they really? Do they really have «satisfactory» for their dialogue? (I like their dialogue.). Конструктивные упражнения могут быть и языковыми, и речевыми. Здесь можно назвать такие задания, как вставить пропущенное в предложении слово по вопросу или по смыслу; распространить предложение; заменить форму слова или одно слово другим; ответить на вопросы. Например: Преподаватель предлагает следующую модель диалога:
- Are you doing your homework now? (to read a book)

Now, I’m not. I’m reading a book.
Теперь по этому образцу ученики должны ответить на вопросы, используя данные в скобках слова: a) Are you writing a composition? (to clean the room);) Is Nell translating the text? (to wash up).
Вопросно-ответные упражнения. Суть такого вида упражнений сводиться к следующему: Ответьте на вопросы, касающиеся различных сторон жизни школы, класса, взаимоотношений между учащимися: 1. What subjects do pupils study in the 6th form? 2. Who in your group is a fast learner? 3. Have you ever counted the number of English words you learned beginning with the 5th form? И так далее. В репликовых коммуникативных упражнениях учащиеся сами создают содержание высказывания и выбирают форму его выражения, опираясь на ранее усвоенный языковой материал. Например: Преподаватель задает следующую модель: George is going to work harder at his English. How do you know? (Who told you that? Did he tell that to you himself?) Теперь ученики должны запросить об источнике информации следующих данных: a) Pete will do well at the exam. b) Oleg Petrovich will be our English teacher next year. c) Ann loves literature; she can read books day and night.Условная беседа. Перед учениками ставится следующая задача: Постарайтесь выяснить все о новом ученике. После удачно поставленных учениками вопросов можно предложить им высказаться по поводу услышанной информации. Дополняемые ситуации. Это простейшая разновидность ситуативных упражнений, суть которых заключается в том, что учащимся предлагается как бы дополнить, завершить описание некоторого комплекса обстоятельств, сделать из предъявленной его части выводы, заключение. Само описание ситуации дается очень лаконично, в нем сжато представлен какой-либо эпизод (случай, происшествие), лично наблюдаемый или известный из других источников. Преподаватель задает следующую модель: You don’t know the time. Your classmate has just looked at his watch. You ask him: What time is it now? Теперь задаются следующие ситуации:) You and your friend have to discuss some problems. He is leaving tomorrow. You ask him: … 2. You are writing a letter and you can’t remember today’s date. There is Pete in the room. You ask him: …
Тематическая полидиалогическая беседа. Учитель готовит экспозицию (вступительное слово) и целый ряд вопросов, которые он ставит поочередно учащимся группы: Each of us may get into a situation where we have to solve different problems. We need advice. It’s particularly true with youngsters, teenagers. A good piece of advice sometimes is necessary for them. Let’s have a talk on this problem.) Do you often ask people for advice?) Whom do you usually ask for advice?) Have you got any problems at school? и так далее. Вопросы учащихся. При всей своей традиционности схема «Учитель спрашивает - ученик отвечает» в целом оправдана: учитель всегда имеет четкую программу вопросов, с помощью которых он активизирует речь учащихся, формирует их умение строить ответные высказывания. Вместе с тем нельзя не учитывать и теневой стороны: привыкание ученика к роли только отвечающего на вопросы может привести к возникновению стереотипа пассивности в диалогизировании. Поэтому поощрению учащихся к постановке вопросов должно стать повседневным делом учителя. На каждом уроке следует отводить несколько минут на вопросы. Вызванный учителем ученик задает вопросы одному из одноклассников, учителю. На первых порах учитель намечает содержание вопросов. Запрограммированную тематику вопросов можно записать на карточках и выдать учащимся. Пресс-конференции имитируют проходящие в жизни пресс-конференции. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь. Урок-пресс-конференцию проводят с целью обобщения и закрепления изученного материала. Класс разбивается на группы . Например: один из учеников играет роль учителя английского языка Х, только что возвратившегося из поездки по Великобритании. Остальные учащиеся - в роли представителей молодежных газет (журналисты). Они интересуются, где родился и учился мистер Х, где побывал, каковы его впечатления от поездки, что больше всего понравилось. Интервью. Это упражнение следует рассматривать как разновидность пресс- конференции. Обычно она проводиться в парах (роли: интервьюирующий - интервьюируемый). Сначала необходимо обрисовать общую ситуацию, уточнить позиции беседующих. Программа интервью может быть записана на карточках и выдана учащимся.
Учебно-речевые ситуации. Суть ситуативных упражнений заключается в свободной, конкретно направленной речевой реакции учащихся на комплекс воображаемых или условно реальных обстоятельств, содержащих некоторую проблематику (или конфликт), которую должны разрешить учащиеся. Основу ситуативного упражнения составляет микротекст (3-7 предложений), сжато описывающий модель естественного стечения обстоятельств. Приведем пример учебно-речевой ситуации и ключевых слов к ним. You lag behind English. You know that your friend is good at it. You want your friend to help you. words: You are good at…don’t understand much in…can’t memorize…you help me in…?Дискуссия. Дискуссия по данной теме может быть организована на базе следующей экспозиции с выраженной проблематикой: Jim is a capable boy. He thinks he needn’t study hard and practically he never does. Anyhow at the lessons he gives good answers and nobody says he is a bad pupil. Jack is less intelligent. He also gives good answers but he works hard and systematically. do you think about these two boys and their future? Which is more important - capability or systematic work. Can you give examples from life to prove this or that point of view?Учитель вовлекает в работу всех учащихся группы (класса). Каждый должен участвовать в дискуссии, хотя реплики отдельных учеников могут быть элементарным выражением согласия или несогласия.Игровые упражнения. Проводить лингвистическую игру нет особого смысла, так как такие игры учитель проводит почти на каждом уроке в рамках учебных ситуаций в классе. Вместе с тем в 5-8 классах как минимум один раз можно проводить деловую игру «Педсовет», где учитель выступает в роли директора школы - председателя совета, учащиеся - в ролях учителей- предметников. Повестка дня: успеваемость и поведение учеников. Часть учащихся играет роль «нерадивых», которых приглашают на педсовет. «Учителя» самостоятельно развивают сценарий, тексты своих выступлений они готовят заранее . Привезенцева Р.В., учитель английского языка, МОУ-гимназия №15, г. Клин, Моск. обл. Клин-2014


В раздел основное общее образование