"Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика"
доклад
Автор: Днепровская Татьяна Владимировна, Учитель физики и информатики, МОБУ ЦО, горд Зея, Амурская область
Смотреть презентациюВ раздел основное общее образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Центр образования
Доклад на тему
Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности
ученика
(выступление на городском заседании руководителей НОО «Организация исследовательской работы в школе») Подготовила: Днепровская Т.В., руководитель НОО «Поиск» МОБУ ЦО г.Зея февраль 2014 г.
2 Старейшей российской исследовательской организацией ВЦИОР (Всероссийский центр изучения общественного мнения) в 2013 году состоялся интернет-опрос на предмет знания элементарных научных фактов. Результаты россиян (участников – примерно 1600 человек) немало удивили исследователей. Например, ТРЕТЬ (32%) респондентов считает, что Солнце вращается вокруг Земли. А 11% – уверены, что радиоактивное молоко можно сделать безопасным, если его просто прокипятить. В том, что первые люди жили в ту же эпоху, что и динозавры, не сомневается 29% россиян. И так далее! Давайте сейчас проверим, насколько вы хорошо ориентируетесь в простых фактах об устройстве мира? Что мы помним из прошлых уроков о вселенной, звездах и нашей родной Земле? Этот тест создан именно для того, чтобы проверить свои элементарные научные знания. К какому выводу можно прийти – со временем информацию, которую мы изучали в школе, не так актуальна для нас. Мы углубись в мир своей профессии, нам интересны узкие факты и события. Мы каждый день на своих уроках стараемся, чтобы ученик владел именно нашим предметом на 100%. А как ему быть, если ему это не интересно?
Цель моего выступления
заключается в следующем, каким образом деятельность НОО «Поиск» школы влияет на обучение и развитие личности современного школьника. В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. В новых условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально в современных условиях развития общества. Всему этому учит такое направление в обучении, как организация научно-исследовательской деятельности. Я провела опрос среди обучающихся МОБУ ЦО разных ступеней образования. Задача опроса заключалась в том, чтобы выяснить интерес школьников к научно-исследовательской работе. Результаты отражены в таблице:
3 Вопрос Ответы обучающихся 1. Знаете ли Вы, что такое исследовательская работа? Да Нет Затрудняясь ответить 4 класс 14 2 8 5 класс 15 4 4 6 класс 17 3 5 9 класс 19 1 0 ИТОГО 65 10 17 2. Я считаю, что занятия исследованием будут способствовать развитию … Общения Работы с информацией Публичного выступления 4 класс 4 20 0 5 класс 3 17 3 6 класс 3 17 5 9 класс 1 13 7 ИТОГО 11 67 15 3. Имеешь ли ты опыт исследовательской деятельности? Выполнял проект Краеведческую работу Собственный эксперимент Нет 4 класс 9 3 0 12 5 класс 8 5 2 8 6 класс 9 2 5 9 9 класс 10 2 9 5 ИТОГО 36 12 16 34 4. Хотите ли Вы заниматься самостоятельным исследованием по интересующему Вас вопросу? Да Нет Затрудняясь ответить 4 класс 16 5 3 5 класс 13 6 4 6 класс 13 8 4 9 класс 8 8 4 ИТОГО 50 27 15 5. С кем бы Вы занимались исследованием? Самостоятельно С учителем С родителем 4 класс 5 12 7 5 класс 6 12 8 6 класс 8 10 7 9 класс 1 13 6 ИТОГО 20 47 28 Из таблицы видно, что: большинство ребят знакомы с исследовательской работой и с увеличением возраста обучающихся количество знающих возрастает; 67 обучающихся считают, что занятия исследованием будет способствовать развитию навыков работы с информацией, а 9-классники уже
4 выбирают приобретение навыка публичного выступления. Это выше по сравнению с обучающимися младшей ступени образования; 37% имеют навык работы над проектом, 13% - с краеведческой работой, 16% - выполняли собственный эксперимент и 34% - не имеют навыка (но у старшеклассников – ниже). С возрастом процент, не имеющих навыка – уменьшается; 50 школьников хотят самостоятельно заниматься исследованием, с возрастом это количество уменьшается. Показатель «Не хочу заниматься» возрастает с увеличением возраста обучающихся (на младшей ступени таких ребят меньше); предпочтение занятиям исследовательской деятельностью отдают с учителем и родителям. Обучающиеся 5-6 5лассов желают самостоятельно проводить исследование. Исходя из проведенного анкетирования среди учителей Центра образования «Научно-исследовательская работа в школе», можно сделать следующие выводы: большинство учителей признают, что в современных условиях развития современного общества научно-исследовательская деятельность является одной из направлений развития творческой личности обучающегося; учителя признают, что заниматься научно-исследовательской деятельностью с обучающимися им мешает слабое владение методикой научного исследования, а также недостаток методической, научной, психологической, специальной литературой по данной теме, большая загруженность обучающихся, отсутствие у учителя свободного времени. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Главная функция учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Учебно-исследовательскую работу педагоги Центра образования организует с обучающимися по двум направлениям: 1. урочная учебно-исследовательская деятельность обучающихся: проблемные уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, урочные внутришкольные проекты, творческие домашние задания, международные проекты и др. 2. внеурочная учебно-исследовательская деятельность обучающихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа; проектная работа по интересам; курсовые работы по предмету (МХК, профессиональное отделение «Водитель категории В, С», «Оператор ЭВМ и ВМ»); учебно-исследовательские работы; краеведческие работы; участие в конференциях различного уровня. Деятельность научного общества обучающихся «Поиск» осуществляется в МОБУ ЦО с 2001 года. Это добровольное объединение обучающихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных
5 областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
Структура организации
Высшим органом НОО «Поиск» является общее собрание всех членов Общества, которое проводится не реже двух раз в год. Собрание утверждает Совет НОО, определяет состав каждой секции, утверждает план его работы на год, принимает эмблему НОО. Руководящим органом Общества, осуществляющим общее руководство деятельностью Общества в течение года, является Совет НОО, в который входят: 1. Днепровская Т.В. – руководитель НОО «Поиск». 2. Рослик Н.Н. – руководитель краеведческой работы. 3. Маркович Л.В. – организатор внеурочной деятельностью на младшей ступени образования «Одареныш». 4. Шпак Алина – обучающаяся 9А класса. 5. Локтионов Антон – обучающийся 5А класса. Общество состоит из пяти секций, которые организуют научно- исследовательскую деятельность по различным направлениям: 1) естественно-информационная: химия, биология, география, физика и информатика; 2) эстетико-филологическая: русский язык и литература, МХК, музыка, изобразительное искусство, хореография, английский язык, история, право, обществознание; 3) здоровьесберегающая: физическая культура, ОБЖ; 4) юный исследователь: предметы младшей ступени образования; 5) краеведение. Курируют работу секций руководители методических объединений. Они: - организуют методическую и информационную поддержку руководителей проектов; - планируют участие членов НОО в школьных, городских и областных мероприятиях; - корректируют базу одаренных детей, собирают информацию о достижениях обучающихся (в рамках своей секции). Для обучения обучающихся и молодых педагогов основам исследовательской деятельности функционирует «Школа НОО» (1 раз в месяц по отдельному плану работы НОО). На занятиях ребята знакомятся с методами исследования, правила написания исследовательских работ, их оформления и защиты, а также определение тем для исследования, составление плана работы и начало работы над исследованием. На данном этапе важно воспитывать у обучающихся сознание того, что написание научно-исследовательской работы требует тщательной подготовки. Особое внимание уделяется практической деятельности (поиск информации из
6 различных источниках, форматирование и редактирование документов, подборка необходимых фотографий, проведение экспериментов и т.п.).
Содержание и формы работы НОО «Поиск»
1. Организация и проведение первичной НПК в Центре образования. 2. Деятельность постоянно действующей школы НОО в рамках подготовки и приведения научно-исследовательской деятельности обучающихся (организация лекториев, семинаров по темам проектов и исследований, по вопросам в сфере науки, техники, искусства). 3. Проведение обзоров научно-популярной литературы. 4. Проведение предметных недель с демонстрацией исследовательских и проектных работ обучающихся (прошлых и текущих). 5. Разработка и реализация межсекционных научно-исследовательских проектов. 6. Участие в работе ежегодной научно-практической конференции в МОБУ ЦО. 7. Организация и участие в соответствующих выставках и конкурсах, проведение и участие в научных конференциях межшкольных обществ. 8. Оформление каталога научно-исследовательских работ (Банк ИОР). Роль педагога на этапах организации исследовательской деятельности различна. I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и обучающихся тесное (на практике использую методику «Изучение интереса обучающихся к творческой работе в различных отраслях науки и техники»). II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей. III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность. IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры. На этапе самоанализа обучающиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения. Чтобы исследовательская работа носила системный характер, организация учебно-исследовательской работы с обучающимся предъявляет особые требования к педагогу: положительное отношение к ребенку; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; признание права личности быть непохожей на других; предоставление права на свободу выбора;
7 оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков; учет индивидуально-психологических особенностей детей.
Рекомендации при организации исследовательской деятельности
Для обучающихся в начальном общем образовании При организации данной работы в начальной классах необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно:
Темы
детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.
Проблема
проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Важно при этом ставить вместе с детьми учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей). Неоднократно на заседаниях методического совета школы делились опытом по организации исследовательской работы обучающихся учителя начального общего образования – Рослик Н.Н., Маркович Л.В., Кирченко И.Ю. Для обучающихся основного общего образования В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектная или исследовательская деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.
Темы
детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной),
проблемы
— близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Презентация результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества обучающихся или школьной конференции, идёт подготовка к различным мероприятиям областного и городского уровней (ярмарки идей, городские и областные конкурсы и конференции). При этом педагоги должны иметь в виду реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, дать тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности.
8 По вопросам осуществления учебно-исследовательской, проектной и информационно-познавательной деятельности делились опытом педагоги Центра образования – Сенотрусова А.А., Днепровская Т.В. Для обучающихся среднего (полного) общего образования Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.
Темы и проблемы
проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований в 11 (выпускном) классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе с привлечением специалистов из профильных научных организаций. Перспективно широкое использование разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др. Особенности исследовательской деятельности старшеклассников представляли учителя Центра образования – Морозова Е.А., Мельникова Т.П.
Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить
подготовительную
работу
. Должны быть предусмотрены
ресурсы
учебного
времени
, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (
стартовые ЗУН
) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные
специфические
умения
и навыки
(проектирования или исследования) для самостоятельной работы.
Новое знание
для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности. Таким образом, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, учитель формирует следующие компетентности обучающегося: 1. Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
9 2. Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе. 3. Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус. 4. Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов. 5. Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск. 6. Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; количество новой информации, использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов. Результаты работы НОО «Поиск» за последние три года представлены в таблице:
10 Учебный год Кол-во участников школьного уровня Кол-во участников муниципального уровня Кол-во участников высшего уровня Кол-во призовых мест 2010 – 2011 6 5 2 5+1 2011 – 2012 7 7 2 6+1 2012 – 2013 8 8 3 7+1 Модернизация образования диктует нам, педагогам, необходимость продолжения работы по научно-исследовательской деятельности, умения грамотно моделировать самостоятельную исследовательскую деятельность. В 2012-2013 учебном году была создана проблемная группа «Исследовательская деятельность педагога», в состав которой входят 6 человек. Уже второй год учителя работают над созданием собственного исследования. Им оказывают помощь педагоги, которые уже имеют опыт работы – Сенотрусова А.А., Рослик Н.Н., а также учителя из других образовательных организаций. Таким образом, можно сказать, что данная система организации научно- исследовательской работы в школе приводит к творческой и исследовательской активности не только обучающихся, но и самих педагогов. Следовательно, функционирование научного общества обучающихся представляет собой эффективную систему своевременного выявления и адекватного развития интеллектуального потенциала школы. Учебно- исследовательская и проектная деятельности обучающихся создают в нашем учебном заведении современную образовательную среду, являясь важнейшим фактором развития личности ученика. Разумеется, всякая школа ищет свой алгоритм проведения научно- исследовательских работ, обучения этому искусству педагогов школы и обучающихся. Данный материал можно рассматривать как спорный. Но в любом случае этот опыт может быть полезен коллегам при создании своей программы действий. За период функционирования НОО «Поиск» накоплен некоторый материал, который представлен в Приложениях.
11
Приложение 1
Метод проектов
1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова). 2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995 3. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996 4. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998 5. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика- Пресс, 2000. — 384 с. 6. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. 144 с. 7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157 8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с. 9. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996. 10. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека) 11. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55 12. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45 13. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000. 14. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998 15. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. — М.: МИПКРО, 2001. 160с
12
Исследовательский метод
1. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». 2. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88. 3. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80. 4. Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134. 5. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно- исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150. 6. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии.- 2001.- N 5.- C. 146-149. 7. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- N 1-2.- C. 132-137. 8. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974. 9. Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, № 5. 10. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999. 11. Поддьяков А. Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.- 1999.- N 1.- C. 85-95. 12. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с. 13. Саввичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование, № 10, 1999. 14. Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34-45. 15. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.
13
Приложение 2
Интернет-ресурсы
по проблемам проектной и исследовательской деятельности
— Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД (Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы. До 250 посещений в день. — сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Городской экспериментальной площадки «Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся». До 50 посещений в день. — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений в день во время чтений им. В. И. Вернадского. — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день. — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день. — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся (в разработке).
Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности
ученика
(выступление на городском заседании руководителей НОО «Организация исследовательской работы в школе») Подготовила: Днепровская Т.В., руководитель НОО «Поиск» МОБУ ЦО г.Зея февраль 2014 г.
2 Старейшей российской исследовательской организацией ВЦИОР (Всероссийский центр изучения общественного мнения) в 2013 году состоялся интернет-опрос на предмет знания элементарных научных фактов. Результаты россиян (участников – примерно 1600 человек) немало удивили исследователей. Например, ТРЕТЬ (32%) респондентов считает, что Солнце вращается вокруг Земли. А 11% – уверены, что радиоактивное молоко можно сделать безопасным, если его просто прокипятить. В том, что первые люди жили в ту же эпоху, что и динозавры, не сомневается 29% россиян. И так далее! Давайте сейчас проверим, насколько вы хорошо ориентируетесь в простых фактах об устройстве мира? Что мы помним из прошлых уроков о вселенной, звездах и нашей родной Земле? Этот тест создан именно для того, чтобы проверить свои элементарные научные знания. К какому выводу можно прийти – со временем информацию, которую мы изучали в школе, не так актуальна для нас. Мы углубись в мир своей профессии, нам интересны узкие факты и события. Мы каждый день на своих уроках стараемся, чтобы ученик владел именно нашим предметом на 100%. А как ему быть, если ему это не интересно?
Цель моего выступления
заключается в следующем, каким образом деятельность НОО «Поиск» школы влияет на обучение и развитие личности современного школьника. В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. В новых условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально в современных условиях развития общества. Всему этому учит такое направление в обучении, как организация научно-исследовательской деятельности. Я провела опрос среди обучающихся МОБУ ЦО разных ступеней образования. Задача опроса заключалась в том, чтобы выяснить интерес школьников к научно-исследовательской работе. Результаты отражены в таблице:
3 Вопрос Ответы обучающихся 1. Знаете ли Вы, что такое исследовательская работа? Да Нет Затрудняясь ответить 4 класс 14 2 8 5 класс 15 4 4 6 класс 17 3 5 9 класс 19 1 0 ИТОГО 65 10 17 2. Я считаю, что занятия исследованием будут способствовать развитию … Общения Работы с информацией Публичного выступления 4 класс 4 20 0 5 класс 3 17 3 6 класс 3 17 5 9 класс 1 13 7 ИТОГО 11 67 15 3. Имеешь ли ты опыт исследовательской деятельности? Выполнял проект Краеведческую работу Собственный эксперимент Нет 4 класс 9 3 0 12 5 класс 8 5 2 8 6 класс 9 2 5 9 9 класс 10 2 9 5 ИТОГО 36 12 16 34 4. Хотите ли Вы заниматься самостоятельным исследованием по интересующему Вас вопросу? Да Нет Затрудняясь ответить 4 класс 16 5 3 5 класс 13 6 4 6 класс 13 8 4 9 класс 8 8 4 ИТОГО 50 27 15 5. С кем бы Вы занимались исследованием? Самостоятельно С учителем С родителем 4 класс 5 12 7 5 класс 6 12 8 6 класс 8 10 7 9 класс 1 13 6 ИТОГО 20 47 28 Из таблицы видно, что: большинство ребят знакомы с исследовательской работой и с увеличением возраста обучающихся количество знающих возрастает; 67 обучающихся считают, что занятия исследованием будет способствовать развитию навыков работы с информацией, а 9-классники уже
4 выбирают приобретение навыка публичного выступления. Это выше по сравнению с обучающимися младшей ступени образования; 37% имеют навык работы над проектом, 13% - с краеведческой работой, 16% - выполняли собственный эксперимент и 34% - не имеют навыка (но у старшеклассников – ниже). С возрастом процент, не имеющих навыка – уменьшается; 50 школьников хотят самостоятельно заниматься исследованием, с возрастом это количество уменьшается. Показатель «Не хочу заниматься» возрастает с увеличением возраста обучающихся (на младшей ступени таких ребят меньше); предпочтение занятиям исследовательской деятельностью отдают с учителем и родителям. Обучающиеся 5-6 5лассов желают самостоятельно проводить исследование. Исходя из проведенного анкетирования среди учителей Центра образования «Научно-исследовательская работа в школе», можно сделать следующие выводы: большинство учителей признают, что в современных условиях развития современного общества научно-исследовательская деятельность является одной из направлений развития творческой личности обучающегося; учителя признают, что заниматься научно-исследовательской деятельностью с обучающимися им мешает слабое владение методикой научного исследования, а также недостаток методической, научной, психологической, специальной литературой по данной теме, большая загруженность обучающихся, отсутствие у учителя свободного времени. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Главная функция учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Учебно-исследовательскую работу педагоги Центра образования организует с обучающимися по двум направлениям: 1. урочная учебно-исследовательская деятельность обучающихся: проблемные уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, урочные внутришкольные проекты, творческие домашние задания, международные проекты и др. 2. внеурочная учебно-исследовательская деятельность обучающихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа; проектная работа по интересам; курсовые работы по предмету (МХК, профессиональное отделение «Водитель категории В, С», «Оператор ЭВМ и ВМ»); учебно-исследовательские работы; краеведческие работы; участие в конференциях различного уровня. Деятельность научного общества обучающихся «Поиск» осуществляется в МОБУ ЦО с 2001 года. Это добровольное объединение обучающихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных
5 областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
Структура организации
Высшим органом НОО «Поиск» является общее собрание всех членов Общества, которое проводится не реже двух раз в год. Собрание утверждает Совет НОО, определяет состав каждой секции, утверждает план его работы на год, принимает эмблему НОО. Руководящим органом Общества, осуществляющим общее руководство деятельностью Общества в течение года, является Совет НОО, в который входят: 1. Днепровская Т.В. – руководитель НОО «Поиск». 2. Рослик Н.Н. – руководитель краеведческой работы. 3. Маркович Л.В. – организатор внеурочной деятельностью на младшей ступени образования «Одареныш». 4. Шпак Алина – обучающаяся 9А класса. 5. Локтионов Антон – обучающийся 5А класса. Общество состоит из пяти секций, которые организуют научно- исследовательскую деятельность по различным направлениям: 1) естественно-информационная: химия, биология, география, физика и информатика; 2) эстетико-филологическая: русский язык и литература, МХК, музыка, изобразительное искусство, хореография, английский язык, история, право, обществознание; 3) здоровьесберегающая: физическая культура, ОБЖ; 4) юный исследователь: предметы младшей ступени образования; 5) краеведение. Курируют работу секций руководители методических объединений. Они: - организуют методическую и информационную поддержку руководителей проектов; - планируют участие членов НОО в школьных, городских и областных мероприятиях; - корректируют базу одаренных детей, собирают информацию о достижениях обучающихся (в рамках своей секции). Для обучения обучающихся и молодых педагогов основам исследовательской деятельности функционирует «Школа НОО» (1 раз в месяц по отдельному плану работы НОО). На занятиях ребята знакомятся с методами исследования, правила написания исследовательских работ, их оформления и защиты, а также определение тем для исследования, составление плана работы и начало работы над исследованием. На данном этапе важно воспитывать у обучающихся сознание того, что написание научно-исследовательской работы требует тщательной подготовки. Особое внимание уделяется практической деятельности (поиск информации из
6 различных источниках, форматирование и редактирование документов, подборка необходимых фотографий, проведение экспериментов и т.п.).
Содержание и формы работы НОО «Поиск»
1. Организация и проведение первичной НПК в Центре образования. 2. Деятельность постоянно действующей школы НОО в рамках подготовки и приведения научно-исследовательской деятельности обучающихся (организация лекториев, семинаров по темам проектов и исследований, по вопросам в сфере науки, техники, искусства). 3. Проведение обзоров научно-популярной литературы. 4. Проведение предметных недель с демонстрацией исследовательских и проектных работ обучающихся (прошлых и текущих). 5. Разработка и реализация межсекционных научно-исследовательских проектов. 6. Участие в работе ежегодной научно-практической конференции в МОБУ ЦО. 7. Организация и участие в соответствующих выставках и конкурсах, проведение и участие в научных конференциях межшкольных обществ. 8. Оформление каталога научно-исследовательских работ (Банк ИОР). Роль педагога на этапах организации исследовательской деятельности различна. I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и обучающихся тесное (на практике использую методику «Изучение интереса обучающихся к творческой работе в различных отраслях науки и техники»). II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей. III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность. IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры. На этапе самоанализа обучающиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения. Чтобы исследовательская работа носила системный характер, организация учебно-исследовательской работы с обучающимся предъявляет особые требования к педагогу: положительное отношение к ребенку; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; признание права личности быть непохожей на других; предоставление права на свободу выбора;
7 оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков; учет индивидуально-психологических особенностей детей.
Рекомендации при организации исследовательской деятельности
Для обучающихся в начальном общем образовании При организации данной работы в начальной классах необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно:
Темы
детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.
Проблема
проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Важно при этом ставить вместе с детьми учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей). Неоднократно на заседаниях методического совета школы делились опытом по организации исследовательской работы обучающихся учителя начального общего образования – Рослик Н.Н., Маркович Л.В., Кирченко И.Ю. Для обучающихся основного общего образования В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектная или исследовательская деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.
Темы
детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной),
проблемы
— близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Презентация результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества обучающихся или школьной конференции, идёт подготовка к различным мероприятиям областного и городского уровней (ярмарки идей, городские и областные конкурсы и конференции). При этом педагоги должны иметь в виду реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, дать тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности.
8 По вопросам осуществления учебно-исследовательской, проектной и информационно-познавательной деятельности делились опытом педагоги Центра образования – Сенотрусова А.А., Днепровская Т.В. Для обучающихся среднего (полного) общего образования Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.
Темы и проблемы
проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований в 11 (выпускном) классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе с привлечением специалистов из профильных научных организаций. Перспективно широкое использование разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др. Особенности исследовательской деятельности старшеклассников представляли учителя Центра образования – Морозова Е.А., Мельникова Т.П.
Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить
подготовительную
работу
. Должны быть предусмотрены
ресурсы
учебного
времени
, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (
стартовые ЗУН
) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные
специфические
умения
и навыки
(проектирования или исследования) для самостоятельной работы.
Новое знание
для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности. Таким образом, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, учитель формирует следующие компетентности обучающегося: 1. Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
9 2. Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе. 3. Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус. 4. Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов. 5. Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск. 6. Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; количество новой информации, использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов. Результаты работы НОО «Поиск» за последние три года представлены в таблице:
10 Учебный год Кол-во участников школьного уровня Кол-во участников муниципального уровня Кол-во участников высшего уровня Кол-во призовых мест 2010 – 2011 6 5 2 5+1 2011 – 2012 7 7 2 6+1 2012 – 2013 8 8 3 7+1 Модернизация образования диктует нам, педагогам, необходимость продолжения работы по научно-исследовательской деятельности, умения грамотно моделировать самостоятельную исследовательскую деятельность. В 2012-2013 учебном году была создана проблемная группа «Исследовательская деятельность педагога», в состав которой входят 6 человек. Уже второй год учителя работают над созданием собственного исследования. Им оказывают помощь педагоги, которые уже имеют опыт работы – Сенотрусова А.А., Рослик Н.Н., а также учителя из других образовательных организаций. Таким образом, можно сказать, что данная система организации научно- исследовательской работы в школе приводит к творческой и исследовательской активности не только обучающихся, но и самих педагогов. Следовательно, функционирование научного общества обучающихся представляет собой эффективную систему своевременного выявления и адекватного развития интеллектуального потенциала школы. Учебно- исследовательская и проектная деятельности обучающихся создают в нашем учебном заведении современную образовательную среду, являясь важнейшим фактором развития личности ученика. Разумеется, всякая школа ищет свой алгоритм проведения научно- исследовательских работ, обучения этому искусству педагогов школы и обучающихся. Данный материал можно рассматривать как спорный. Но в любом случае этот опыт может быть полезен коллегам при создании своей программы действий. За период функционирования НОО «Поиск» накоплен некоторый материал, который представлен в Приложениях.
11
Приложение 1
Метод проектов
1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова). 2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995 3. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996 4. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998 5. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика- Пресс, 2000. — 384 с. 6. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. 144 с. 7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157 8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с. 9. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996. 10. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека) 11. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55 12. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45 13. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000. 14. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998 15. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. — М.: МИПКРО, 2001. 160с
12
Исследовательский метод
1. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». 2. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88. 3. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80. 4. Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134. 5. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно- исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150. 6. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии.- 2001.- N 5.- C. 146-149. 7. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- N 1-2.- C. 132-137. 8. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974. 9. Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, № 5. 10. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999. 11. Поддьяков А. Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.- 1999.- N 1.- C. 85-95. 12. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с. 13. Саввичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование, № 10, 1999. 14. Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34-45. 15. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.
13
Приложение 2
Интернет-ресурсы
по проблемам проектной и исследовательской деятельности
— Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД (Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы. До 250 посещений в день. — сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Городской экспериментальной площадки «Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся». До 50 посещений в день. — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений в день во время чтений им. В. И. Вернадского. — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день. — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день. — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся (в разработке).
В раздел основное общее образование