Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Различные подходы в формировании жизненных и социальных навыков у учащихся на уроках английского языка"

статья

Автор: Привезенцева Римма Владимировна, Учитель английского языка, МОУ-гимназия №15, г. Клин, Моск. обл.



В раздел основное общее образование



МОУ – гимназия №15
«Различные подходы в формировании

жизненных и социальных навыков у

учащихся на уроках английского языка»



Учитель английского языка:
Привезенцева Римма Владимировна Клин - 2014
Обучение жизненным навыкам могло бы стать важной частью школьного воспитания. В каждом из таких умений есть конкретное содержание. Образно говоря, обучение навыкам состоит в том, чтобы предложить ребенку примерить на себя манеру поведения человека уверенного, ноне агрессивного, уважающего других, но в первую очередь, уважающего себя. Каждое умение уже содержит схему ориентировки в непростой жизненной ситуации и соответствующей способ выхода из нее, расписанный буквально по шагам. Можно взглянуть его глазами, почувствовать, как он, примерить его способ ответа на запрос этой ситуации. В школе нет и намека на изучение того, что реально волнует подростка, ни теории жизненных задач, ни предмета, хотя бы как-то задающего ориентировку в том, как эти задачи решать, ни элементарного тренинга жизненных навыков, хотя название и похоже на школьное - «навыки». В нашем случае имеет место калька с английского life skills.Согласно словарю Вебстера, это «умения и способности, которые проявляются в опыте» В понятии «навыки» здесь делается акцент на то, что это реализованные умения, которые работают, которыми человек активно пользуется. Среди них есть и способы поведения, и способы обращения с собственным миром. По ассоциации с психотехническим подходом, можно определить жизненные навыки как личностные действия, предметным содержанием которых являются социальные способы межличностного и внутри личностного взаимодействия. В отечественной психологии в рамках теории планомерного формирования умственных действий и понятий исследовались социальные способы предметной деятельности. Однако очевидно, что человек усваивает не только эти действия, но и способы общения с людьми и собственным внутренним миром. Содержание ориентировки в этих личностных действиях особенно интересно. Особенность «наших» навыков, их чужеродными в глазах школьных работников, состоит в том, что им нельзя научить «в лоб», как письму или счету в пределах десятка. Как искать опору в себе и в мире, как учиться уважать того, кто не соответствует твоим ожиданиям и представлениям, как прощать себя и дорожить своими корнями – все это можно превратить в умения, хорошие привычки. Эти вопросы могут стать содержанием специального психологического обучения школьников. Навыки, достойные человека, могут и должны стать содержанием сегодняшнего воспитания. Почему? Прежде всего, для воспитателя открываются возможности деятельностной диагностики проблемного поведения ученика: теперь педагог получает возможность рассматривать ту или иную проблему как дефицит соответствующего умения. Ведь когда у детей или подростков систематически формируются нужные социальные умения, тем самым у них создается высокий уровень «Я могу». Наконец, работа с навыками – это деятельная модель добра и человечности. Собственный опыт детей, сумевших в конкретной ситуации продемонстрировать достойное поведение, а затем увидеть, как оно влияет на окружающих, фактически делает проводниками и защитниками стоящих за
таким поведением норм и ценностей. Разве это не есть воспитание? Успешная личность, как утверждают психологи, должна обладать набором ключевых компетентностей: 1.технологической компетентностью 2.делать осознанный ответственный выбор 3.информационной 4.коммуникативной 5.социальной 6.готовностью к самообразованию В каждом из таких ключей есть конкретное содержание. Как работаю я в этом направлении: 1.» Примеряю» почти каждую учебную ситуацию на ученика. Ученик не только высказывается, учится правильно логически и грамматически строить свой рассказ по теме, но и делать выводы, приводить свои аргументы. При проведении проектной работы учащиеся сталкиваются с огромным потоком информации. Они учатся выбирать, извлекать. Обрабатывать нужную информацию, но и как правильно донести ее до слушателя, аудитории (форми- рование навыка сбора информации). 2. Коммуникативная направленность – одно из главных направлений на уроках английского языка. Школьники принимают участие в конференциях, мини – дискуссиях, диалогах. Они обретают навык общения, навык управления эмоциями. 3. Мы используем естественные ситуации из реальной жизни на уроках в профильных классах. Например, участники физико-математического класса по программе « Бизнес курса» получают следующие задания: а) убедите нас, что ваша фирма лучше других б) ваша цель – суметь переманить участника другой фирмы в вашу Команды показывают свою довергентность, умение мыслить нестандартно, но и здесь же формируется командный дух, «чувство локтя», умения и навыки работы в команде, ответственности за общее дело (формирование навыков самоуважения, уверенности в себе). На уроках учащиеся заполняют анкеты, письма-запросы, письма-предложения. Со временем они могут применить это на практике. в) Интересной и полезной бывает организованная саморефлексия, когда ребята вспоминают факты и события прожитой жизни с целью анализа, с позиции «прошлое изменить нельзя, но можно не повторять уже допущенных ошибок». Они учатся оценивать события, которые следует избегать, опасаться в жизни настоящей и будущей (формируются навыки увеличения внутренней области контроля (вера в то, что можно что-то изменить или совершить перемены).


В раздел основное общее образование