"О компетентностном подходе в обучении информатике в 5 классе"
статья
Автор: Лисецкая Нина Игоревна, учитель информатики, МБОУ "СОШ №20" имени И.И. Наймушина, город Братск Иркутская область
В раздел основное общее образование
О компетентностном подходе в обучении информатике в 5 классе
Одна из основных проблем современной школы – получить новые образовательные результаты. Требование освоения обучающимися всех знаний, накопленных человечеством, уже не стоит в нашем обществе. Ныне человек должен уметь учиться, а именно: определять цели познавательной деятельности, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты, сотрудничать с другими членами коллектива. В основе нового Федерального Государственного Образовательного стандарта лежит компетентностный подход, который предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, проблемных ситуациях. В рамках предмета «Информатика и ИКТ» в 5 классе наиболее значимы для современного школьника: информационная и коммуникативная компетентности. Информационные компетенции предполагают: 1. овладение навыками работы с различными источниками информации: учебниками, справочниками, Интернетом; 2. освоение работы по преобразованию, сохранению, передаче информации; 3. овладение навыками использования компьютера для работы с информацией. Коммуникативные компетенции предполагают: 1. овладение способами взаимодействия с окружающими людьми; умение задать вопрос и выслушать ответ; 2. овладение способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения. Современный ученик требует к себе всё большего внимания. Поэтому учителю надо научиться создавать условия, когда ребёнок должен будет самостоятельно сделать какой-то выбор, выполнить индивидуальное задание в
соответствии с поставленными задачами, суметь оценить себя и свою работу. Самостоятельность учащихся в рамках компетентностного подхода является одним из самых значимых качеств личности. Формированию информационных компетенций на уроках информатики способствуют методы обучения, применяемые на уроках. Например, при изучении темы "Носители информации" обучающиеся с большим интересом рассматривают перфокарту, дискеты 5,25 и 3,5 дюйма, интересуются историей развития вычислительной техники. Выполняя задание № 57 из рабочей тетради Л.Л. Босовой, используют не только учебник информатики, но и свои знания по истории и Интернет. Для закрепления знаний на уроках можно использовать: - выполнение теста в электронной тетради или в тетради с печатной основой; - уроки с элементами интеграции с другими предметами; - разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок; - выполнение разноуровневых заданий по карточкам, часто носящих комбинированный характер – например, использование поисковой системы, отбор информации. (При этом необходимо воспитывать критическое отношение к получаемой информации, умение оценивать степень достоверности источника. Важно сформировать у детей понимание, что Интернет может быть не только полезен, но и опасен). Большой популярностью пользуются у детей нестандартные уроки: - урок - зачёт в виде игры "Морской бой"; - урок - путешествие; - внеурочные мероприятия в виде КВН. Такие уроки резко повышают мотивацию и способствуют установлению межпредметных связей, пониманию важности изучения ИКТ, предоставляют возможность использования полученных навыков при изучении других предметов. Рефлексия, проводимая в конце таких мероприятий, показывает желание обучающихся участвовать в них как можно чаще.
Задания компетентностного характера должны быть практико- ориентированными, актуальными для ученика, носить проблемный характер и иногда иметь не единственный способ решения. Планируя организацию учебного процесса, надо помнить, что дети усваивают: 20% - услышанного; 40% - увиденного; 60% - увиденного + услышанного; 80% - увиденного + услышанного +
сделанного ими самими.
Поэтому организуя учебный процесс, основанный на компетентностном подходе необходимо: 1) учитывать потребности обучающихся и их уровень подготовки; 2) создать условия для самостоятельного принятия решений обучающимися на всех этапах процесса обучения; 3) вовлекать обучающихся в практическую деятельность; 4) мотивировать их на решение проблемных ситуаций; 5) помогать обучающимся увидеть, где практически можно использовать приобретаемые умения и знания. При формировании коммуникативной компетенции важна доступность телекоммуникационных технологий, знание возможностей разных видов общения с удаленными собеседниками. Очень важно как можно раньше рассказать детям о правилах поведения в сетевом сообществе, об опасностях, которые могут возникнуть при общении в сети, вооружить их знаниями о программах, которые способны защитить от этих опасностей. Большинство видов деятельности на уроках информатики нельзя отнести к одной конкретной ключевой компетенции. Работа над групповым проектом или презентацией, например, находится на стыке коммуникативной, информационной, учебно-познавательной и общекультурной компетенций без выделения однозначно приоритетной.
С внедрением компетентностного подхода у учащихся возросла мотивация на познавательную деятельность, дети стали видеть смысл в учебной деятельности, проявляют интерес при выполнении домашнего задания.
В раздел основное общее образование