Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Механизм решения проблемы семейного неблагополучия"

статья

Автор: Яманова Ольга Станиславна, социальный педагог, учитель музыки, МБОУ СОШ р.п. Евлашево, р.п. Евлашево Кузнецкий район Пензенская область



В раздел основное общее образование



Авторская статья на основе диагностики и мониторинга неблагополучных семей по теме: «МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ». Социальный педагог МБОУ СОШ р.п. Евлашево Яманова О.С. “Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”. А. С. Макаренко Обоснование актуальности статьи. Наш поселок находится в пятнадцати километрах от города Кузнецк – это и хорошо и плохо. Большая часть взрослого трудоспособного населения выезжает на заработки за пределы области или едет в г. Кузнецк, где еще есть рабочие предприятия. Население составляет более 5000 человек, в школе обучается 424 ребенка в возрасте от 6 до 17 лет, посещают детский сад «Березка» 100 детей в возрасте от 2,5 до 6 лет. Всего семей в школе 325, 67 семей имеют статус неполные, 28 имеют статус многодетных семей. Воспитываются бабушкой или близкими родственниками 15 детей (родитель (родители) длительное время находятся на заработках, либо не осуществляют должный уход и воспитание несовершеннолетнего). Появились очень богатые и очень бедные. У тех и других одинаковые условия для ведения домашнего хозяйства, но у большинства уже развился социальный пессимизм. Только за последние два года у нас почти вдвое увеличилось количество малообеспеченных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина - отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, неуверенность в завтрашнем дне, нестабильный доход и т.д. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем вернуть его “с улицы” к нормальной жизни.
Вопрос семейного неблагополучия, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ СОШ р.п. Евлашево наряду с решением других задач занимает одно из приоритетных направлений. Глубоко осознавая важность задачи, администрация школы в лице заместителей директора по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор все свои усилия в первую очередь направляют на обеспечение взаимодействия и объединения усилий учреждения образования с органами власти, правоохранительными органами, учреждениями здравоохранения и культуры, церковью, общественностью, обязанных заниматься воспитанием детей и подростков, укреплением их здоровья, предупреждением безнадзорности, охраны прав и интересов несовершеннолетних. Так, профилактика семейного неблагополучия является начальным звеном в системе деятельности по охране детства. С этой целью для родителей в школе проводятся различные лектории, семинары, консультации, на которых присутствуют представители местных органов власти, медицинские работники, представители общественности. Например: лекции «Неблагополучная семья - неблагополучный ребёнок», «Влияние семьи на воспитание школьников», семинар «Алкоголь: за и против», круглый стол «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» и др. Совместно с участковым инспектором проводятся рейды «Неблагополучная семья», которые помогают отслеживать обстановку в неблагополучных семьях. Классные руководители регулярно проводят беседы, классные часы, диспуты и т. д., посвящённые проблемам противоправного поведения школьников. Также для детей организуются встречи с участковым инспектором на темы: «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних», «От пьянства до преступления один шаг», «Наркомания. Причины, признаки, последствия». Недели правовых знаний, которые проводятся в школе, дали возможность школьникам проверить и дополнить свои знания по правам и обязанностям человека. Регулярно проводится рейд «Подросток», который отчасти позволяет контролировать свободное время школьников, особенно склонных к правонарушениям. Эта система совместной работы школы и местных органов власти, отрядов дружинников – добровольных помощников полиции, членов общественности, комиссии по профилактике семейного неблагополучия и противоправного поведения учащихся определенно дает положительные результаты. Так, неблагополучных семей в 2011-2012 учебном году было 8, а в 2012-2013 учебном году стало 5. А с 2013-2014 учебного года на учёте в ПДН состоят 4 семьи из числа ДЕСОП. Ученики МБОУ СОШ р.п. Евлашево на учете в ПДН не стоят. При школе действуют разного рода кружки, которыми руководят талантливые педагоги, умеющие увлечь детей, предоставить им занятия по интересам. В школе есть спортивный зал, стадион, 2 детские площадки, игровой городок. Всего секционной и кружковой работой охвачена большая часть учеников. Работают
волейбольная, футбольная секции, две секции общефизической подготовки, настольный теннис, аэробика, бисероплетение, шахматы, музейное дело, вокальные объединения и театральные кружки. На контроле педагогического коллектива школы занятость учащихся в летний период. Принимаются меры по вовлечению школьников, стоящих на внутришкольном учете в работу производственных бригад. В дополнение к этому перечисленная категория учащихся максимально привлекается в оздоровительные лагеря. Так, ежегодно в летний период на базе МБОУ СОШ р.п. Евлашево проходят оздоровление более 150 учащихся, в том числе и дети из неблагополучных семей и семей ДЕСОП. Большая работа проходит по реализации подпрограммы «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». В последнее время деятельность педагогического коллектива в этом направлении стала более осмысленной и целенаправленной. С целью осуществления этой подпрограммы классные руководители посещают семью каждого ученика минимум два раза в год. Обидно то, что некоторые «горе - родители», ведя разгульный образ жизни, перекладывают ответственность за воспитание своих детей на плечи государства и зачастую остаются безнаказанными. Недопустимо, когда при живых работоспособных родителях дети находятся на содержании государства. РАБОТА КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. Координирующим органом в системе работы по профилактике семейного неблагополучия и противоправного поведения несовершеннолетних на территории рабочего поселка выступает комиссия по делам несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних ведет непосредственную работу с детьми, как в ходе встреч и заседаний в школе, в ходе рейдов проверок по семьям, так и в ходе рассмотрения персональных дел подростков, совершивших те или иные противоправные действия. Постоянно проводится работа по выявлению несовершеннолетних правонарушителей и лиц, уклоняющихся от воспитания детей. Работа комиссии по делам несовершеннолетних ведется согласно утвержденному плану. На начало текущего года на учете в школе состояло 4 семьи, требующие особого педагогического внимания. Данные семьи ежемесячно посещаются членами комиссии совместно с педагогическими работниками школы по месту жительства. По результатам обследования неблагополучных семей проводится заседание комиссии по делам несовершеннолетних с приглашением заинтересованных лиц. Заседания проводятся как в школе, так и в администрации рабочего поселка Евлашево. Семьи, где родители взялись за ум, и нормально выполняют свои родительские обязанности, снимаются с контроля. Однако еще длительное время они находятся под пристальным вниманием работников администрации, школы, полиции. Больше всего вызывают беспокойство такие семьи, где родители постоянно срываются, уходят в запой, не
поддерживают санитарный порядок в доме, не уделяют должного внимания детям. Для улучшения ситуации в таких семьях подключаются их родные и близкие родственники. Основная цель рассмотрения персональных дел на комиссии по делам несовершеннолетних - не вынесение наказания за содеянное, а попытка разобраться в сути случившегося, причинах негативного поведения или поступка несовершеннолетнего, с целью дальнейшего оказания ему конкретной помощи. Выбор меры наказания в каждом конкретном случае строго индивидуален, чтобы не строгость наказания, ни форма, в которой оно было вынесено не вызвало у подростка или лиц, осуществляющих его воспитания, чувства обиды или озлобленности за справедливо вынесенное наказание, а восприняли как должное и его неотвратимость, и адекватность содеянного. В основном комиссия ограничивается предупреждением. В некоторых случаях, когда родители не проявляют должного внимания к своим детям, сообщает в трудовые коллективы, по месту работы. Порой на человека сообщения в его рабочий коллектив о правонарушении, совершенного его сыном или дочерью, действует лучше штрафа. Для достижения положительно эффекта в ходе рассмотрения персонального дела подростка очень важно соблюдение двух факторов: кто и как это дело рассматривает. Поэтому члены комиссии должны обладать не только высоким уровнем образования, но и с человеческой теплотой относится к проблемам запутавшегося в начале жизненного пути, а часто не по своей вине, подростка. Так же важно, чтобы при рассмотрении персонального дела все члены комиссии знали о личности ребенка как можно больше: о его учебе, семье, обычном окружении вне семьи, школы. Кроме того, перед социальным педагогом, классным руководителем, медицинским работником ставится задача более тщательно изучить условия и причины, приведшие к совершению правонарушения. Комиссия следит и за тем, чтобы права детей и подростков были защищены. Ведь дети не в состоянии сами выступить в свою защиту. Именно члены комиссии должны вступиться за таких детей. Такой подход позволяет избежать ошибок, а доброжелательное, уважительное отношение к нарушителю располагает к доверительному разговору, хотя подростку бывает очень трудно, а иногда и просто невозможно раскрыться перед большим количеством незнакомых людей. Анализ преступлений и правонарушений, по совершению которых подросток попадает на заседание комиссии по делам несовершеннолетних, показывает, что в последние годы они в подавляющем большинстве связаны с кражами личного имущества и нарушением дисциплины во время уроков. И если преступление несовершеннолетнего рассматривать как симптом крайнего неблагополучия его собственной судьбы и тех условий жизни, которые его окружают, в которых он ежедневно «бытует», то к первостепенным причинам сложившейся
ситуации следует отнести ослабление уз семейного воспитания. Родители не всегда служат примером для своих чад. Последние подвергаются различным соблазнам, курят, выпивают. Уходят согласие, добродушие, вежливость, дети часто становятся жестокими, равнодушными. Одной из важных задач комиссия видит в своевременном выявлении семей, где сложился нездоровый микроклимат, где бытует пьянство, скандалы, жесткое отношение к детям, где попираются права, интересы малолетних детей и подростков. Эта работа проводится совместно с инспектором по делам несовершеннолетних, при участии общественности. Большой проблемой в последние годы стало нежелание подростков, особенно из неблагополучных семей, получать образование. Анализ таких случаев подтверждает, что в большинстве своем это дети из семей, где родители не проявляют ни малейшей заинтересованности в обучении детей. Большую помощь в решении вопросов семейного неблагополучия оказывают сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних Кузнецкого районного отдела внутренних дел. Свою работу они осуществляют в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными службами. Осуществляются рейды по проверке нахождения детей в вечернее время, на дискотеках. Проверяются подростки, склонные к употреблению спиртных напитков. Не остаются в стороне от решения вышеуказанных вопросов молодежные и ветеранские организации, профсоюзы, Советы бабушек и Советы Отцов. Наряду с мерами административного воздействия, общественное воздействие также служит важным средством борьбы с правонарушениями и аморальными поступками граждан. Чем объясняется высокая эффективность мер общественного воздействия? Во-первых, меры общественного воздействия применяются товарищами по учебе или работе, соседями, с которыми нарушитель вместе учится, работает или отдыхает, живет на одной улице. Их мнение важно для него, а их осуждение - горько. Во-вторых, большое моральное воздействие оказывает широкая гласность мер общественного воздействия. В-третьих, общественность чаще всего призывает к порядку гражданина, который еще только вступил на скользкий путь правонарушений. У него еще не сложились привычки антиобщественного поведения. Во многих случаях трудовой коллектив, общественные организации могут своевременно и потому весьма эффективно воздействовать на оступившегося человека. В-четвертых, общественные организации могут установить систематический контроль за нарушителем, оказать ему необходимую помощь на производстве и в быту.
Сочетание мер административного и общественного воздействия, комплексный подход к решению указанной проблемы, позволяют надеяться на успешное решение вопросов связанных с семейным неблагополучием и противоправным поведением несовершеннолетних. Для профилактики семейного неблагополучия проводится культурно- массовая работа с семьями: семейные праздники и обряды, дни коллективного отдыха родителей и детей, тематические вечера для молодых семей, работает «Родительский клуб» под руководством педагога-психолога. В МБОУ СОШ р.п. Евлашево сформирована психолого-педагогическая служба по раннему выявлению неблагополучных семей и сопровождению детей- сирот в замещающих семьях, задача которой - создание системы межведомственного взаимодействия по выявлению, учёту и сопровождению семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально неблагополучных семей; создание новых методик профилактики лишения родительских прав, включающих более широкое использование практики ограничения родителей в родительских правах с одновременным проведением в этот период реабилитационной работы с семьёй, по итогам - содействие в восстановлении в родительских правах. В учреждениях дополнительного образования детей и их филиалах при школах работает 18 кружков и секций, где занимаются 395 учащихся. Проведен анализ занятости учащихся «группы риска» во внеурочное время. Все учащиеся, состоящие на учете, в обязательном порядке задействованы в кружках и секциях и другой внеурочной деятельности, привлекаются к мероприятиям Клуба выходного дня. Успех в работе с неблагополучными семьями зависит не только от приложенных воспитательных усилий, а скорее всего от глубины кризиса, в котором находится семья, от способности понять всю глубину их падения и желания самой семьи выбраться из сложившейся ситуации. Большое значение в профилактике семейного неблагополучия имеет организация свободного времени. В образовательных учреждениях района накоплен большой опыт по привлечению родителей к проведению различных мероприятий (дни семейного общения, работа клубов выходного дня, туристические походы, проведение спортивных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.) Только в прочном, заинтересованном и искреннем союзе педагогов, семьи, ветеранских и молодежных организаций, правоохранительных органов и органов власти есть сила, которая может и должна стать на пути порока и преступлений. Главное в работе с семьей - не быть равнодушным к чужой беде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Проведенные исследования позволяют сделать выводы о том, что эффективность предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, уменьшение случаев семейного неблагополучия может быть достигнуто только на основе комплексного подхода, объединения усилий субъектов профилактики на всех уровнях, сочетания мер общественного и административного воздействия, вовлечения подростков, склонных к противоправным действиям в работу кружков, спортивных секций, клубов по интересам, оказания помощи подросткам в трудоустройстве. Большое значение в профилактике правонарушений и преступлений в молодежной среде, как показывает опыт работы, и анализ тематической литературы имеет организация их свободного времени: - вторичная занятость (свободное от учебы время); - организация культурного досуга; - патриотическое и нравственное воспитание; - проведение спортивных мероприятий; - привлечение молодежи к общественной жизни коллектива, а также целенаправленная спланированная, скоординированная работа в этом направлении всех заинтересованных лиц, государственных и общественных организаций. Только в прочном, заинтересованном и искреннем союзе педагогов, семьи, ветеранских и молодежных организаций, правоохранительных органов и органов власти есть сила, которая может и должна стать на пути порока и преступлений. На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия. 1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА: Органы социальной защиты населения Отдел образования; Органы внутренних дел; Здравоохранения; Отдел по молодежной политики; Служба занятости населения; Поселковая администрация; 2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:
Классные руководители; Воспитатели д/с; Педагоги школы; Врачи; Участковый инспектор; Жители поселка; Родственники; Соседи; Друзья. 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ: Документы социально-медицинского патронажа; Документы психолого-педагогического консилиума в школе; Материалы психодиагностики; Результаты рейдов; Жалобы и заявления граждан; Материалы о правонарушениях; Преступления несовершеннолетних. 4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА. НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50% Агрессивность; Хулиганство; Кражи; Вымогательство; Правонарушения; Аморальные формы поведения; Неадекватные реакции на замечания взрослых.
НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%. Низкая успеваемость; Неврастения; Отсутствие навыков личной гигиены; Неуравновешенность психики; Болезни; Уклонение от учебы. НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40% Конфликты с учителями; Частое употребление неформальной лексики; Суетливость или гиперактивность; Конфликты с родителями; 5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ. Принудительное лечение от алкоголизма; Лишение родительских прав; Консультирование; Обучающие консультации для родителей; Помощь общественных организаций; Влияние через СМИ; Пропаганда здорового образа жизни; Пропаганда семейных ценностей; Оказание материальной помощи; Административные штрафы; Создание клубов по интересам; Постоянный патронаж; Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей; Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи. ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ? Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том: * Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие. * Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты. * Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка. *Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях. КОРРЕКТИРОВКА ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ И РАБОТА С ЭТИМИ СЕМЬЯМИ. Изучив специфику жизни и воспитания ребенка в семье педагоги вынуждены заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений “ родители - дети”, “ родители - школа”. В режиме этой задачи выделяем два аспекта: 1. Корректировка воспитания в отдельных семьях. 2. Работа с неблагополучными семьями. ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ. 1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка; 2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным; 3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы: 4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
5. НРАВСТВЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ по формированию нравственных качеств. ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ. 1. Семья однодетная может сформировать избалованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки. 2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек. 3. Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой бедности по разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Такая семья может иметь разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей, тормозить развитие детей. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы. Растлевающую духовно сопряженную с риском для жизни, отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход. 4. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить маску феминизацию мальчиков и девочек. 5. Семья со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими. 6. Семья с нарушенными отношениями повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из благотворного влияния семьи и школы. 7. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи. 8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и
депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей, их уживчивость со сверстниками и педагогами. Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то приходиться иметь дело с неблагополучными семьями. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ? 1 . Материально-бытовые условия. 2. Эмоционально-нравственный климат. 3, Режим дня ребенка в семье. 4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей. 5. Семейный досуг. 6. Уровень педагогической культуры родителей. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ. * диагностика семейного неблагополучия. * наблюдения специалистов; * анкетирование детей и родителей; * опросники; * тесты; * интервью узких специалистов; * мини-консилиумы; * тренинги; * анализ документов; * анализ продуктов детского творчества; * анализ документации паспортно-визовой службы; * сбор списков неблагополучных семей; * составление социально-психологических паспортов семьи ; * протоколы ПДН;
* заявки семьи на оказание помощи; * анализ состояния здоровья детей; * анализ развития, успеваемости. 2. Индивидуальная помощь неблагополучной семье, советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов; семейная терапия; индивидуальные беседы; индивидуальный социальный патронаж семей; психотерапия; родительские собрания на дому. 3. Групповая работа с родителями из неблагополучных семей. * группы риска; * спортивные группы; * тренинговые группы; * консультирование; * семейные вечера. 4. Профилактика семейного неблагополучия. * родительский всеобуч; * ознакомление с психолого-педагогической литературой; * обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей; * семинары для учителей и родителей; * лектории для подростков; * устройство на работу; * летний лагерь; * летняя площадка; * постановка на учет ПДН.
* дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе. 5. Помощь общества неблагополучным семьям, институт приемной семьи; * институт молодой семьи; * детские приюты; * акции милосердия; * акция «Помоги пойти учиться»; * материальная поддержка; * привлечение спонсорской помощи; * обмен одеждой, бывшей в употреблении; * лишение родительских прав. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ. Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен: Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом. Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным. Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать. Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношения к ребенку. Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье - это детская безнадзорность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания.
Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи: Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей. Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми. Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью. БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ. 1 . Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники.) 2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании.) 3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины) 4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания) 5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.) Задача всего педагогического коллектива , работающего с подростками, воспитывающихся в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии, сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья. Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию. Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания. Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей. Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке. Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре. Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.
АНКЕТА № 1
 Интересно ли тебе на уроках?  Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?  Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?  Пытаешься ли не опаздывать на уроки?  Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?  Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?  Сам ли стираешь себе рубашки?  Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?  Помогаешь ли дома по хозяйству?  . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?  Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?  Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?  Употребляешь ли иногда спиртные напитки?  Куришь ли ты?  Приходилось ли убегать из дома?
АНКЕТА № 2
 Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?  Занимаешься ли на уроке посторонними делами?  Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?  Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
 Случалось ли быть участником драки в школе?  Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?  Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?  Пытался ли избегать общественных поручений?  Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?  Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?  Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?  Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?  Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?  Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?  Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
АНКЕТА № 3
 С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?  Выполняешь ли ты домашние задания?  Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?  Вежлив ли со взрослыми вне школы?  Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?  Считаешься ли с мнением родителей?  Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?  Выбирали ли тебя в актив класса?  Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?  Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?  Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?  Стараешься ли отстаивать честь своего класса?  Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?  Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?  Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика. ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии с нравственными нормами жизни. Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней. Сумма баллов по параметру Уровень педагогической запущенности Итоговая сумма баллов
6 > N > 3

I - начальный уровень

трудновоспитуемости

30 > N > 15

3 > N > 0

II - дезорганизаторы

15 > N > 0

N < 0

III - особо трудные

N < 0

Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в меру. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией, быть гибким в мышлении и принятии решений, тонко улавливать изменение ситуации и направлять ее в нужное русло. Самое главное – не быть равнодушным созерцателем, а быть творцом и помощником чужих судеб.


В раздел основное общее образование