Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Игры по географии"

Игры по географии

Автор: Толстогузова Елена Александровна, учитель географии, МАОУ "Чердынская СОШ имени А.И. Спирина", город Чердынь Пермского края



В раздел основное общее образование




5 класс тема «Земная кора»
Класс делится произвольно на несколько команд. Каждой команде нужно придумать название. Команде выдается 15 небольших листочков, на которых они напишут название своей команды и ответ на вопрос. На обсуждение вопроса команде дается 2-3 минуты, затем команда приносит ответ. После того, как все команды сдали свои ответы, учитель озвучивает ответ на вопрос вслух с пояснениями. 1. Этот минерал и камнем-то назвать сложно, до чего он «не каменный». Зеленый идет на изготовление красок, рыжий и красный на строительство, белый и голубой – на лечение, а черный используют африканцы для защиты от насекомых. (глина) 2. Это и строка из песни, и полуостров в Северной Америке, и горная порода и порода собак. (Лабрадор) 3. Татищев на Урале одним из первых начал собирать ценные для биологов, географов, химиков и прочих специалистов предметы, которые он называл «курьезными вещами». О чем речь? (окаменелости) 4. Горный хрусталь в зависимости от цвета имеет различные названия. Черный мы называем – морион, красный – топаз. Белый – молочный, зеленый и голубой – аметист. А как называется лимонно-желтый горный хрусталь? (цитрин) 5. В воде родится, а воды боится. Белый образец мы используем в пищу, а красный и синий аналоги в виде соды и удобрений. (соль.(сильвинит, галит)) Объясню как образуется соль. 6. Плотный и белый – мы называем алебастр, волокнистый – селенит, в честь богини Луны Селены, используем в медицине, в каждом доме, в строительстве, в почвоведении. (гипс) 7. На машину он похож, а тяжелый до чего-ж, и к нему прилип магнит, и зовется магнетит, ну а в жизни- как же так называем…(железняк) 8. «На-ко, возьми на разживу. Большие деньги за эти камешки люди дают, богатым будешь» Наклонила ящерка голову, а слезы так и каплют, полнехонька горсть. Какой камень дала Хозяйка медной горы Степанушке? (изумруд, берилл) Сказать о месторождении в нашем крае. 9. И фрукт и боевой снаряд, а зовется он …… (гранат) 10. Этот камень известен каждому из нас по оконному стеклу. Прозрачный мы называем хрусталем, фиолетовый –аметистом, черный – морион, желтый – цитрин, зеленый –празем, и есть даже волосатик… (кварц) 11. Название этого камня переводится как «узорчатый, нарядный». Его образование связано с окислившейся медной рудой. Рисунок напоминает лесную вырубку. В рассказах стариков говорится, что добывали его вместе с лазоревкой, а использовали в виде краски. Мы знаем о нем из сказов о шкатулке. (малахит) 12. Эти тонкие пластинки может каждый разломить, можно их в костер подбросить, можно печку растопить. На боках сверкает глянец. Перед вами камень … (сланец). 13. Состоит из углерода, а в любую непогоду нас согреет, осветит, это уголь …. (антрацит) Способы добычи- расскажу, Кизеловский бассейн. 14. Он на золото похож, но на кольца он не гож. Это медная руда, мы используем всегда. Чтоб название угадать надо русский вспоминать. (табличка – схема) корень слова царский….(пир) + суффикс –ит. А все вместе….(пирит) 15. Я у спички голова, коробок потру едва, загорится, задымится, погорит и закоптится. А еще я у нерях накопилася в ушах. (сера)

6 класс.
Предлагаю несколько географических игр, которые могут быть использованы в рамках урока в курсе географии 6 класса.
1.

«Образы на карте».
Эта игра может быть использована в качестве контроля усвоения знаний объектов номенклатуры, можно использовать игру, как задание для олимпиадного тура. Можно проводить такую игру по отдельным темам, например: страны мира, гидросфера, рельеф Земли. Способствует выработке географической зоркости, наблюдательности, эрудированности учащихся. Учащимся предлагается несколько контуров территорий по изучаемой теме, им нужно определить географический объект. Можно дифференцировать задание: даем 5-6 контуров, а рядом в столбик указываем различные объекты. Учащемуся останется только соединить стрелками объект и его название. Можно использовать возможности современного интерактивного оборудования (электронный учебник снабжен диском для интерактивной доски, на которой можно стирать названия, цвета, убирать и вырезать куски территорий)
2.

«Маршрут по карте».
Какой ребенок не мечтает представить себя в роли путешественника! Изучая тему «План и карта» можно провести такую игру (можно в рамках закрепления материала, а можно и на этапе контроля) Учащимся дается фрагмент топографической карты по которой им нужно разработать свой маршрут ( либо поиски клада по заданной легенде, либо преодоление препятствия). Выбор своего маршрута нужно обосновать с топографической точки зрения. Самые интересные маршруты рассматриваем вместе. Можно усложнить задачу (с учетом технологии обучения в сотрудничестве). Разделить учащихся на группы и каждой группе выдать небольшой кусок карты. Задание в данном случае может быть выполнено только при условии слаженной работы внутри каждой группы, и четкой работы всего классного коллектива. Эта игра очень удобна в использовании в классах с разным уровнем подготовки.
3.

Игра «12 записок».
Я использую эту игру при изучении тем «Масштаб», «Ориентирование», «Съемка местности». Можно использовать несколько вариантов игры:
1.
Класс делится на 4-5 команд, каждой из которых выдается своя легенда. Например: «- встаньте у северо-западного угла школы, пройдите 20 шагов на юг, поверните на запад, пройдите 50 шагов, и т.д.» Если весь маршрут пройден правильно, то все команды (а у каждой свой путь) придут в заданную точку, в которой стоит учитель. Можно вручить поощрительный приз, пришедшей первой команде.
2
. Можно дать учащимся план школы (или пришкольного участка), составленный в масштабе и задание к нему. (Или заранее спрятать записки, как в детской игре).

3
.Учащиеся самостоятельно составляют план школьного двора с помощью полярной или маршрутной съемки, используя заданные учителем направления.
4.

«Логические цепочки».
Используются как фрагмент проверки домашнего задания. Их можно дать на карточках или прописать на доске заранее. Нужно выбрать «лишнее» слово и объяснить свой выбор.
Тема «горные породы и минералы»
1. мел, соль, гранит, известняк, песок. 2. базальт, андезит, боксит, доломит, пемза. 3. соль, известняк, мел, нефть, торф.
Тема «Формы рельефа Земли»
1. Кракатау, Ключевская Сопка, Килиманджаро, Коропуна, Белуха. 2. Мак-Кинли, Аконкагуа, Народная, Эверест, Килиманджаро. 3. Амазонская, Индо-Гангская, Великая Китайская, Восточно-Европейская, Среднесибирская, Западная Сибирь.
Тема «Гидросфера».
16. Японское, Охотское, Саргассово, Берингово, Южно-Китайское. 17. Вставьте пропущенное: Черное, Белое, Красное,…….. (Желтое) 18. Аравийское, Баренцево, Саргассово, Карское, Черное. 19. Течения: Перуанское, Гольфстрим, Бенгальское, Западных Ветров, Куросио.
«Письмо друга».
Эту игру с удовольствием освоили учащиеся коррекционного класса 8 вида при изучении темы «Топознаки и ориентирование» Суть игры: ребенок получает письмо от друга, написанное с использованием топознаков, которые заменяют некоторые слова. Например: «Здравствуй, Андрейка! Я уехал к деду в … Мы поселились в .. Он стоит левее….. , которая пересекает…… с запада на восток. На опушке …. Переходит в …По обе стороны от ……………, за ними…….и наша….. Недалеко от нее есть…. Приехать к тебе на выходной я смогу только по …. Эта игра позволяет учащимся не только выучить топознаки и закрепить умение ориентироваться на местности, но и развивает познавательный интерес к предмету, адаптирует учащихся к дальнейшей жизни.
«Покори вершину».
Эту игру я провожу в конце учебного года на закрепление материала. Учащиеся учатся логически мыслить, обосновывать свою точку зрения. Класс делится на 4-5 команд, на доске рисуем гору, которую надо покорить, отвечая на вопросы разной стоимости. Каждая команда совершает подъем своим путем. Чем сложнее вопрос, тем выше забираемся на гору. Побеждает команда, первая дошедшая до вершины.
Ход игры.

1.
вопросы стоимостью 0,2 балла
. 1. Чертеж местности при помощи условных знаков… 2. Материк, открытый Колумбом. 3. условный знак ===== 4. условная линия на карте, соединяющая два полюса. 5. самая длинная параллель 6. каменная оболочка земли 7. «живая» оболочка 8. самая глубокая впадина в океане 9. самая высокая вершина Земли. 10. пример осадочной горной породы. 11. Пермский край – мировой лидер по добыче этого ископаемого 12. отличие возвышенности от плоскогорья 13. самый большой по площади океан планеты 14. самый большой по площади материк 15. самое глубокое озеро планеты 16. самый широкий пролив 17. постоянный ветер Земли 18. место, где начинается река 19. самая многоводная река планеты 20. река + притоки =? 2.
вопросы стоимостью 0,5 балла
. Всем известно, что «ВА» означает вода. За две минуты найти название рек с «ВА». На команду выдаю ручку, листок и один атлас. 3.
стоимость вопросов 2 балла.
Здесь команде дается время подумать, если команда дает неверный ответ, то команда соперников может дать ответ и заработать дополнительные баллы. 1. Месяц – бокогрей, т.к. у медведицы появляются медвежата; месяц – кривые дороги, месяц – «небесный ледоход», т.к. по небу гуляют кучевые облака. (февраль) 2. В горах, на скалах, вдоль речных долин они сияют яркими цветными пятнами. Люди называют их «дети чистого воздуха» (лишайники) 3. В названии этого российского города пересеклись кошачья песня, английский мужчина и суффикс. (Мурманск) Подводим итоги игры.
7 класс.

ИГРА «ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ
» Используется на закрепление материала о материках южной группы, на развитие познавательного интереса учащихся. Класс делится на команды, задача каждой команды набрать максимальное количество баллов. (Если класс «слабый», то можно дать на столы атласы или какой-либо вспомогательный материал.) Вопросы разной «стоимости».
0,5 балла – разминка
. 1. второй по величине материк земли.
2. самый холодный материк 3. самые длинные горы земли. 4. самый водообильный материк. 5. самый сухой материк. 6. материк с крупнейшим речным бассейном. 7. материк, на котором находятся горы Атлас. 8. материк с мысом Байрона. 9. материк «северных берегов» 10. действующий вулкан в Антарктиде. 11. крупнейшее по площади озеро Африки. 12. второе по глубине озеро планеты. 13. высочайший водопад Земли. 14. самое высокогорное озеро планеты. 15. материк великих разломов.
Вопросы стоимостью 1 балл.
1.Укажите реку, на которой расположен водопад Виктория. 2. Назовите русскую столицу Антарктиды. 3. Это самый низкорослый народ на планете. 4. Кто (или что) такой гаучо? 5. Амазонские влажные леса называют… 6. Кенгуру обитает ….. 7. жители какой территории планеты строят дома на сваях. 8. Почему А. Гумбольдта называют вторым Колумбом. 9. Кто первым обогнул Африку. 10. в центре какого из материков был морской бассейн.
Вопросы стоимостью 5 баллов
. 1. Эта страна контрастов получила свое название от красного дерева, используемого в красильном деле. (Бразилия) 2. Французский исследователь Гейм Роже писал..-«Это недисциплинированная армия гигантов и трепещущих карликов, армия без командиров, вольница, попирающая любые законы..» о чем речь? (об экваториальных лесах) 3.Это государство получило свое название от химического элемента – латинского слова, означающего полезное ископаемое. (Аргентина) 4. Об этом говорят, что ЭТО летающая чума, ковер дьявола. Это стихийное бедствие, хотя и не является таковым, это не явление природы, но распространено в Африке, Америке, а может быть и у нас. (саранча) 5. Это плато Тассили известно рисунками первобытного человека, изображающими сцены лесной охоты, парадокс, но в настоящее время здесь практически никто не живет. Где же оно? (Сахара)
Вопросы стоимостью 7 баллов.
1. Об этом месте говорят, что земля здесь рождается и умирает на глазах человека, что место это открыто всем стихиям: воздуху, ветру, воде, огню. Но в то же время это рай. (острова Океании)
2.Перуанцы говорят -«природа разделила нашу страну на три Перу: побережье – Коста, горные районы – Сьерра. А как перуанцы называют север и восток своей страны? (сельва.) 3. Чили, Мексика, Сальвадор, Япония, Россия,…Что объединяет эти государства последние 50 лет? (землетрясения и вулканизм) 4. согласно легенде их выудили с океанского дна. Их размеры от нескольких метров, до нескольких км. За внешний вид местные жители часто называют их бубликами. О чем речь? (атоллы) Подводим итоги игры.
«ДНЕВНИК НЕСОСТОЯВШЕГОСЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКА
» Такая игра учит ребенка наблюдательности, развивает интерес к предмету, заставляет более глубоко изучать материал по предложенной теме. Суть игры такова. Учащимся предлагается текст, содержащий географические ошибки, которые нужно найти. Например: -« Наш корабль потерпел крушение около 45 градуса ю.ш. и 50 градуса в.д. и нас выбросило на берег. Кажется под ногами Африка. Мы разбрелись по берегу осмотреться. Передо мной, на сколько хватало глаз, были видны невысокие хребты покрытые лесом. Баобабы и сейбы попадались на каждом шагу. Солнце палило немилосердно, хотя дома город утопал в сугробах. К нам подошла небольшая группа местных жителей. Кажется это были берберы. Их небольшой рост вызывал наши улыбки. Они пели песни, плясали вокруг огромного костра и били в тамтамы. Нам показалось, что они хотят съесть нас…» После прочтения текста и выявления ошибок мы еще раз разбираем правильность ответов, объясняем суть описанных в тексте явлений.
ИГРА «КАВЕРЗНЫЙ ВОПРОС»
Учащимся предлагается вопрос, ответа на который нет в учебнике. Нужно поработать либо с дополнительной литературой, либо с Интернет-ресурсами, причем при ответе на один вопрос возникает ряд дополнительных вопросов, требующих глубоких знаний той или иной темы. Предлагаю такие вопросы по
Северной Америке
.
1.
Здесь представлена история развития Земли за 2 миллиарда лет. Она была написана на его стенах. В результате деятельности текучей воды (река) она была представлена всему человечеству. О каком географическом объекте идет речь? Докажите, что река является мощным процессом, формирующим рельеф. (каньон Колорадо)
2.
Здесь ледники обрываются прямо в океан, здесь ветви лиственницы растут прямо от земли (почему?), здесь основной вид транспорта – это лучший друг человека, здесь расположен уникальный объект – Золотые ворота. Все ли верно в предоставленном вам описании географического объекта, и о каком объекте идет речь? (Аляска)
3.
Это озеро в переводе с индейского языка означает «вода» (Виннипег)
4.
О каком объекте Северной Америки говорят, что это СТРАНА ЭЛЬДОРАДО, а также называют ее «хлебной корзиной Америки»

8 класс.

ИГРА «ПЕРМСКИЙ КРАЙ
»
Вопросы на 1 балл
. 1. Самая высокая вершина края. 2. вторая по длине река края. 3. в каком веке край был присоединен к России. 4. самое большое озеро края 5. самое большое водохранилище. 6. самое большое болото. 7. самый большой пруд. 8. самый северный район края. 9. столица Коми-Пермяцкого АО. 10. река - южная граница края. 11. самая длинная пещера края. 12. Волга – река шести морей . Каких?
Вопросы на 2 балла.
1. сколько районов вошло в состав Пермского края? 2. назовите крупнейшие по численности населения города после Перми. 3. предложите два варианта использования торфа. 4. Укажите три ископаемых, прославивших наш край. 5. назовите камень, на котором обнаружены стоянка и рисунки первобытного человека.
Вопросы на 5 баллов.
1. По преданию на одной из рек нашего края Александр Македонский на веки веков заточил провинившихся гномов. Скалы на этой реке он сравнивал со стенами старинного замка. Эта же река в 16 веке была прославлена другим полководцем. (Чусовая) 2. Татищев на Урале одним из первых начал собирать ценные для биологов, географов, химиков и прочих специалистов предметы, которые он называл «курьезными вещами». О чем речь? (окаменелости) 3. Горный хрусталь в зависимости от цвета имеет различные названия. Черный мы называем – морион, красный – топаз. Белый – молочный, зеленый и голубой – аметист. А как называется лимонно-желтый горный хрусталь? (цитрин)


В раздел основное общее образование