"Воздух"
Обобщающий урок
Автор: Донина Ольга Сергеевна, Учитель географии и биологии, ГБОУ лицей №144 , город Санкт-Петербург
В раздел основное общее образование
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ВОЗДУХ»
(курс «Природоведение. Природа. Неживая и живая» 5 класс)
ЦЕЛЬ: Продолжить формирование системы знаний-убеждений
особого
типа,
которые
позволяют
сформировать
личность
учащегося
как
Землянина,
обладающего
планетарным
(глобальным) мышлением и осознающим космическую роль
Человека в решении гуманистических идеалов добра и блага
(ценностное отношение к природе).
ЗАДАЧИ: 1. Обобщить, уточнить и систематизировать знания
учащихся о воздухе.
2.
Закрепить
такие
понятия
как:
смесь,
чистое
вещество, простое вещество, сложное вещество, парниковый
эффект,
озоновые
дыры,
кислотные
дожди,
атмосферное
давление, величина атмосферного давления.
3. Закрепить представления об источниках загрязнения
воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
4.
Развивать
мышление,
память,
связную
монологическую речь, интерес к познавательной деятельности.
5. Развивать способность формулировать проблемы и
находить
пути
их
решения;
способность
к
абстрактному
мышлению
и
обобщению
знаний
(анализ,
синтез,
сопоставление, аналогия, установление причинно-следственных
связей); системность мышления.
6. Развивать у учащихся способность к наблюдению как к специфическому методу познания; экспериментальные умения и навыки выполнения лабораторных работ. 7. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой. 8. Воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающему миру, чувство ответственности и причастности, то есть активную жизненную позицию, направленную на охрану природы, объединение людей нашей планеты для решения глобальных проблем современного мира. ОБОРУДОВАНИЕ: дидактический материал по теме, оборудование для проведения демонстрационных опытов, средства ИКТ (сопроводительный видеоряд на ММУ). ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; урок - «Лаборатория в классе». ХОД УРОКА 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧИТЕЛЬ: На первом занятии по этой теме я вам задала вопрос: «Что такое воздух»? Большинство учеников ответили,
что воздух - это то, чем мы дышим. Это абсолютно верно, и не случайно мы говорим: «Это нужно нам как воздух!» УЧЕНИК 1. «Около 0,5 литров воздуха мы вводим в легкие за каждый вдох, что в час составляет более 600 литров, а в сутки - до 15000 литров!» (СЛАЙД 1) УЧЕНИК 2. «Около 3 минут в среднем может прожить человек без воздуха. От недостатка воздуха страдают, прежде всего, клетки головного мозга». УЧИТЕЛЬ: Затем, изучая материал на уроках, работая дома, вы узнали много нового о воздухе, о его составе, его свойствах, о том, как человек использует эти свойства в быту. -ИТАК, КАКОЙ ЖЕ ОН, ЭТОТ ВОЗДУХ? (набираем воздух в полиэтиленовые пакеты, лежащие на партах у каждого ученика, рассматриваем, формулируем внешние признаки, которыми обладает воздух: ПРОЗРАЧНЫЙ, БЕСЦВЕТНЫЙ, НЕВИДИМЫЙ) - КАКУЮ ЗАГАДКУ МОЖНО ПРИДУМАТЬ, ЗНАЯ ЭТИ СВОЙСТВА ВОЗДУХА? (варианты загадок могут быть разными; как вариант: «Что в классе есть, но его не видно?») 3.ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС (БЕСЕДА) УЧИТЕЛЬ: На занятиях мы узнали, что воздух - это смесь различных газов. 1. Что такое смесь? 2. Какие газы входят в состав воздуха и в каком процентном соотношении? (диаграмма появляется на экране, чтобы подтвердить правильность ответа) СЛАЙД 3 «Диаграмма» 3. Может ли меняться соотношение газов в составе атмосферы? Почему?
4. Кислородом дышат все живые организмы. Почему же его количество в воздухе не уменьшается? 5. Мы выяснили, что в составе смесей каждое вещество сохраняет свои свойства. Какими свойствами обладает кислород? (СЛАЙД 4 «Горение») 6. Кто может написать химическую формулу кислорода? О чем она нам говорит? 7. Кислород - простое или сложное вещество? Ответ обоснуйте. 8. Какими свойствами обладает углекислый газ? 9. Какими свойствами обладает озон, азот? УЧЕНИК 3. « В закрытых помещениях воздух в 50 раз хуже, чем на самых загазованных перекрестках мегаполисов» УЧЕНИК 4. «Находясь на расстоянии 50 км от промышленного центра, человек вдыхает за день около 0,08 г сухой примеси в виде пыли, содержащейся в воздухе, а в самом центре - до 3 граммов, что в 30 раз выше нормы. УЧЕНИК 5. «В помещениях, где скапливается много народа, в воздухе содержится повышенное количество выводимых из организма газов, которые, растворяясь в капельках влаги, служат питательной средой для микробов.» ВЫВОД: ВАЖНО ПРОВЕТРИВАТЬ ПОМЕЩЕНИЕ, ОСОБЕННО ЕСЛИ ЭТО ШКОЛЬНЫЙ КЛАСС! 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ УЧИТЕЛЬ: «Ну а сейчас время открытий в нашей школьной лаборатории! Раз мы в лаборатории, то проведем первый опыт! (выполняет ученик, учитель инструктирует) 1. В колбу положим салфетку.
2. Повернем колбу отверстием вниз. 3. Резко опустим колбу в прозрачную емкость с водой. 4. Быстро вынимаем ее из воды. 5. Потрогаем салфетку. Она………? (сухая) -ПОЧЕМУ САЛФЕТКА В КОЛБЕ СУХАЯ? О КАКОМ СВОЙСТВЕ ВОЗДУХА ИДЕТ РЕЧЬ? (воздух занимает пространство, он был в колбе, а значит вода намочить салфетку не могла) - КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ ДАННОЕ СВОЙСТВО ВОЗДУХА? (СЛАЙД «Водолазный колокол», «Кессон») Учитель приглашает в «лабораторию» другого ученика для проведения опыта с мячами. Затем учащиеся делают вывод о том, с какими свойствами воздуха мы имеем дело в данном случае и как человек использует данные свойства в быту. 5.МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА УЧИТЕЛЬ: А сейчас закройте глаза и послушайте музыку, а потом скажите, что она вам напоминает. («Гроза» Вивальди) 6.РАССКАЗ С ВОПРОСОМ УЧИТЕЛЬ: «Однажды туристы собрались в поход. Один из них - Петр Иванович - любил бабочек. Он наблюдал за ними повсюду. «Скорее бы добраться до вершины! Там, наверное, столько бабочек, стрекоз и жуков, которых я никогда в жизни не видел!» - думал он. Но чем выше и выше поднимались туристы, бабочек и стрекоз становилось все меньше и меньше. Да и те, которые были, в основном ползали по земле, а не летали. А на самой же вершине и вовсе никто не летал.
Удивился Петр Иванович и задумался: «Почему же здесь не живут необыкновенные бабочки и жуки?» ( ответы учащихся ) 7.ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС (БЕСЕДА) 1. Имеет ли воздух вес? 2. Как и почему изменяется вес воздуха с высотой? (СЛАЙД «Изменение веса воздуха с высотой») УЧИТЕЛЬ: Мы живем с вами на дне «воздушного» океана. Океан этот называется атмосферой. Толщина атмосферы - более 1000 километров. Если воздух имеет вес, то он оказывает значительное давление на земную поверхность и на нас с вами. УЧЕНИК 6. На 1сантиметр квадратный земной поверхности воздух давит с силой 1 кг; получается, что на человека, поверхность тела которого в среднем составляет 1,5 метров квадратных, давит столб воздуха массой в 15 тонн!!! УЧИТЕЛЬ: ПОЧЕМУ ЖЕ ЧЕЛОВЕК, НЕ СМОТРЯ НА ЭТОТ ФАКТ, ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ОЧЕНЬ КОМФОРТНО? (внешнее давление уравновешивается давлением внутренним) 8.ЭКСПЕРИМЕНТ УЧИТЕЛЬ: Вернемся в нашу лабораторию, где докажем, что воздух осуществляет давление на все предметы со всех сторон. (ученик выполняет опыт, учитель инструктирует) 1. Наливаем полный стакан воды. 2. Накрываем его плотным листом бумаги. 3. Поддерживая лист рукой, быстро переворачиваем стакан вверх дном. 4. Отнимаем руку от листа бумаги. 5. ПОЧЕМУ ВОДА НЕ ВЫЛИВАЕТСЯ?
(ученик выполняет, учитель инструктирует) 1. На парту выливаем немного мыльной воды. 2. Ставим на эту поверхность поднос. 3. Пробуем поднос поднять. ПОЧЕМУ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ? 4. Сдвигаем поднос к краю стола, легко поднимаем. ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ? 9.ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС (БЕСЕДА) 1. Кто же впервые измерил величину атмосферного давления? (СЛАЙД «Э.Торричелли», «Ртутный барометр») 2. Единицы измерения давления атмосферы? 3. Какова величина нормального атмосферного давления? 4. Как называется прибор для измерения атмосферного давления? 10.ВОЗДУХ - НАШЕ БОГАТСТВО. ОБОСНОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО МИРА. Слушаем рассказы детей об озоновых дырах, парниковом эффекте, кислотных дождях (примерно по 2 минуты на каждый рассказ). СЛАЙДЫ на экране сопровождают каждый рассказ. В заключении - стихотворение, сочиненное учениками «Давайте будем беречь планету!» ВЫВОДЫ. 11.Домашнее задание. Каждому ребенку выдается кроссворд, который ему нужно разгадать, вклеить в тетрадь.
12.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК.
6. Развивать у учащихся способность к наблюдению как к специфическому методу познания; экспериментальные умения и навыки выполнения лабораторных работ. 7. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой. 8. Воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающему миру, чувство ответственности и причастности, то есть активную жизненную позицию, направленную на охрану природы, объединение людей нашей планеты для решения глобальных проблем современного мира. ОБОРУДОВАНИЕ: дидактический материал по теме, оборудование для проведения демонстрационных опытов, средства ИКТ (сопроводительный видеоряд на ММУ). ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; урок - «Лаборатория в классе». ХОД УРОКА 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧИТЕЛЬ: На первом занятии по этой теме я вам задала вопрос: «Что такое воздух»? Большинство учеников ответили,
что воздух - это то, чем мы дышим. Это абсолютно верно, и не случайно мы говорим: «Это нужно нам как воздух!» УЧЕНИК 1. «Около 0,5 литров воздуха мы вводим в легкие за каждый вдох, что в час составляет более 600 литров, а в сутки - до 15000 литров!» (СЛАЙД 1) УЧЕНИК 2. «Около 3 минут в среднем может прожить человек без воздуха. От недостатка воздуха страдают, прежде всего, клетки головного мозга». УЧИТЕЛЬ: Затем, изучая материал на уроках, работая дома, вы узнали много нового о воздухе, о его составе, его свойствах, о том, как человек использует эти свойства в быту. -ИТАК, КАКОЙ ЖЕ ОН, ЭТОТ ВОЗДУХ? (набираем воздух в полиэтиленовые пакеты, лежащие на партах у каждого ученика, рассматриваем, формулируем внешние признаки, которыми обладает воздух: ПРОЗРАЧНЫЙ, БЕСЦВЕТНЫЙ, НЕВИДИМЫЙ) - КАКУЮ ЗАГАДКУ МОЖНО ПРИДУМАТЬ, ЗНАЯ ЭТИ СВОЙСТВА ВОЗДУХА? (варианты загадок могут быть разными; как вариант: «Что в классе есть, но его не видно?») 3.ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС (БЕСЕДА) УЧИТЕЛЬ: На занятиях мы узнали, что воздух - это смесь различных газов. 1. Что такое смесь? 2. Какие газы входят в состав воздуха и в каком процентном соотношении? (диаграмма появляется на экране, чтобы подтвердить правильность ответа) СЛАЙД 3 «Диаграмма» 3. Может ли меняться соотношение газов в составе атмосферы? Почему?
4. Кислородом дышат все живые организмы. Почему же его количество в воздухе не уменьшается? 5. Мы выяснили, что в составе смесей каждое вещество сохраняет свои свойства. Какими свойствами обладает кислород? (СЛАЙД 4 «Горение») 6. Кто может написать химическую формулу кислорода? О чем она нам говорит? 7. Кислород - простое или сложное вещество? Ответ обоснуйте. 8. Какими свойствами обладает углекислый газ? 9. Какими свойствами обладает озон, азот? УЧЕНИК 3. « В закрытых помещениях воздух в 50 раз хуже, чем на самых загазованных перекрестках мегаполисов» УЧЕНИК 4. «Находясь на расстоянии 50 км от промышленного центра, человек вдыхает за день около 0,08 г сухой примеси в виде пыли, содержащейся в воздухе, а в самом центре - до 3 граммов, что в 30 раз выше нормы. УЧЕНИК 5. «В помещениях, где скапливается много народа, в воздухе содержится повышенное количество выводимых из организма газов, которые, растворяясь в капельках влаги, служат питательной средой для микробов.» ВЫВОД: ВАЖНО ПРОВЕТРИВАТЬ ПОМЕЩЕНИЕ, ОСОБЕННО ЕСЛИ ЭТО ШКОЛЬНЫЙ КЛАСС! 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ УЧИТЕЛЬ: «Ну а сейчас время открытий в нашей школьной лаборатории! Раз мы в лаборатории, то проведем первый опыт! (выполняет ученик, учитель инструктирует) 1. В колбу положим салфетку.
2. Повернем колбу отверстием вниз. 3. Резко опустим колбу в прозрачную емкость с водой. 4. Быстро вынимаем ее из воды. 5. Потрогаем салфетку. Она………? (сухая) -ПОЧЕМУ САЛФЕТКА В КОЛБЕ СУХАЯ? О КАКОМ СВОЙСТВЕ ВОЗДУХА ИДЕТ РЕЧЬ? (воздух занимает пространство, он был в колбе, а значит вода намочить салфетку не могла) - КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ ДАННОЕ СВОЙСТВО ВОЗДУХА? (СЛАЙД «Водолазный колокол», «Кессон») Учитель приглашает в «лабораторию» другого ученика для проведения опыта с мячами. Затем учащиеся делают вывод о том, с какими свойствами воздуха мы имеем дело в данном случае и как человек использует данные свойства в быту. 5.МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА УЧИТЕЛЬ: А сейчас закройте глаза и послушайте музыку, а потом скажите, что она вам напоминает. («Гроза» Вивальди) 6.РАССКАЗ С ВОПРОСОМ УЧИТЕЛЬ: «Однажды туристы собрались в поход. Один из них - Петр Иванович - любил бабочек. Он наблюдал за ними повсюду. «Скорее бы добраться до вершины! Там, наверное, столько бабочек, стрекоз и жуков, которых я никогда в жизни не видел!» - думал он. Но чем выше и выше поднимались туристы, бабочек и стрекоз становилось все меньше и меньше. Да и те, которые были, в основном ползали по земле, а не летали. А на самой же вершине и вовсе никто не летал.
Удивился Петр Иванович и задумался: «Почему же здесь не живут необыкновенные бабочки и жуки?» ( ответы учащихся ) 7.ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС (БЕСЕДА) 1. Имеет ли воздух вес? 2. Как и почему изменяется вес воздуха с высотой? (СЛАЙД «Изменение веса воздуха с высотой») УЧИТЕЛЬ: Мы живем с вами на дне «воздушного» океана. Океан этот называется атмосферой. Толщина атмосферы - более 1000 километров. Если воздух имеет вес, то он оказывает значительное давление на земную поверхность и на нас с вами. УЧЕНИК 6. На 1сантиметр квадратный земной поверхности воздух давит с силой 1 кг; получается, что на человека, поверхность тела которого в среднем составляет 1,5 метров квадратных, давит столб воздуха массой в 15 тонн!!! УЧИТЕЛЬ: ПОЧЕМУ ЖЕ ЧЕЛОВЕК, НЕ СМОТРЯ НА ЭТОТ ФАКТ, ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ОЧЕНЬ КОМФОРТНО? (внешнее давление уравновешивается давлением внутренним) 8.ЭКСПЕРИМЕНТ УЧИТЕЛЬ: Вернемся в нашу лабораторию, где докажем, что воздух осуществляет давление на все предметы со всех сторон. (ученик выполняет опыт, учитель инструктирует) 1. Наливаем полный стакан воды. 2. Накрываем его плотным листом бумаги. 3. Поддерживая лист рукой, быстро переворачиваем стакан вверх дном. 4. Отнимаем руку от листа бумаги. 5. ПОЧЕМУ ВОДА НЕ ВЫЛИВАЕТСЯ?
(ученик выполняет, учитель инструктирует) 1. На парту выливаем немного мыльной воды. 2. Ставим на эту поверхность поднос. 3. Пробуем поднос поднять. ПОЧЕМУ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ? 4. Сдвигаем поднос к краю стола, легко поднимаем. ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ? 9.ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС (БЕСЕДА) 1. Кто же впервые измерил величину атмосферного давления? (СЛАЙД «Э.Торричелли», «Ртутный барометр») 2. Единицы измерения давления атмосферы? 3. Какова величина нормального атмосферного давления? 4. Как называется прибор для измерения атмосферного давления? 10.ВОЗДУХ - НАШЕ БОГАТСТВО. ОБОСНОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО МИРА. Слушаем рассказы детей об озоновых дырах, парниковом эффекте, кислотных дождях (примерно по 2 минуты на каждый рассказ). СЛАЙДЫ на экране сопровождают каждый рассказ. В заключении - стихотворение, сочиненное учениками «Давайте будем беречь планету!» ВЫВОДЫ. 11.Домашнее задание. Каждому ребенку выдается кроссворд, который ему нужно разгадать, вклеить в тетрадь.
12.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК.
В раздел основное общее образование