Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Исследовательская работа школьников: проблемы, подходы, перспективы"

статья

Автор: Орлова Ольга Владимировна, учитель биологии и химии, МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка, город Таганрог, Ростовская область



В раздел основное общее образование




Исследовательская работа школьников:

проблемы, подходы, перспективы
Орлова Ольга Владимировна, г. Таганрог, МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель. А.С. Пушкин. Успех личности в современном мире во многом определяется способностью видеть ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели и формулировать задачи, находить и анализировать необходимую информацию, адекватно оценивать результаты. На наш взгляд, именно в школе должны закладываться основы развития именно такой – мыслящей, самостоятельной, креативной – УСПЕШНОЙ – личности. Поэтому в образовании сегодня чрезвычайно высок интерес к исследовательской работе. Мы осознаем, что исследовательская деятельность способствует развитию важнейших способностей и навыков, реализации творческого потенциала школьников. Однако сегодня еще сложно выделить те качества личности, которые наиболее успешно развиваются при реализации исследовательской деятельности, обосновать их важность для социализации и профессионализации, разработать методики фиксации образовательного результата. Решение этой проблемы представляется нам крайне важным. Практический опыт позволяет обозначить актуальность вопроса об изменении позиции учителя, а именно: отказ от роли носителя суммы готовых знаний и переход к функциям организатора и аналитика самостоятельной работы учеников. Важная проблема – различение учебного и научного исследования. Довольно часто можно услышать выражение «научно-исследовательская деятельность учащихся», среди критериев оценки детских работ встречаются
такие, как «научная новизна», «актуальность», «практическая значимость». При этом многие требования к дипломным работам, диссертациям, монографиям механически переносятся в школу. Мы полагаем, что необходимо четко видеть различие между учебным исследованием в общем и начальном профессиональном образовании – цели в этих двух случаях разные. Сегодня мы не можем однозначно ответить на многие вопросы. В чем состоит воспитательное значение исследования в школе? Каковы морально- этические обоснования выбора объекта исследования? Какие предметные области наиболее предпочтительны для разработки исследовательских задач? Каковы перспективы в использовании исследовательской методики вообще? Какова должна быть нормативная и материальную поддержку исследовательской деятельности? Эти вопросы можно продолжать, по всей вероятности, бесконечно! Практический опыт подсказывает, что в современных меняющихся условиях чистая практика исследования невостребованна. Поэтому важно решить проблему: исследовательская деятельность – это цель или средство? Ведь, прежде всего, мы пытаемся научить ребенка думать, поэтому необходима не столько специализация, сколько опыт исследовательской деятельности, владение определенными навыками. Совокупность навыков приведет к формированию специалиста широкого профиля – а это ведь очень актуально сегодня! Значимость исследовательской деятельности ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ взглядом нашего сообщества на нее как на универсальную образовательную технологию и ОПРЕДЕЛЯЕТ ее перспективы. Так, исследование можно использовать как средство обучения детей с целью их профориентации в области науки и техники; мотивировать детей с девиантным поведением к познавательной деятельности; формировать интерес к учебе у младших школьников и т.д. При этом нет универсальных методик организации
исследования – в каждом случае она имеет свою специфику в соответствии с особенностями возраста, способностями, мотивацией учащихся. К сожалению, регламент не позволяет осветить все волнующие нас аспекты исследовательской деятельности. Но мы полагаем, что каждый педагог постоянно должен ставить себе вопрос: реализует ли он сам в собственной жизни – по чести и совести – то, чему учит? Ведь наши ученики и воспитанники говорят нам «спасибо», прежде всего, за уроки жизни, а не за правила и законы! Только уроки жизни превращают знания из мертвого балласта в ценность истинного образования и высокой человеческой культуры.



В раздел основное общее образование