Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Современные образовательные технологии"

Статья

Автор: Марданова Лейсян Альфировна, учитель математики и информатики, МБОУ СОШ с.Николо-Берёзовка МР Краснокамский район РБ, Республика Башкортостан Краснокамский район село Николо-Берёзовка



В раздел основное общее образование



ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» — к «знаю, умею и умею применять на практике». Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем — составляют основу понятия «компетентность». Компетенция

готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества. Несмотря на то, что на сегодняшний день уже сложилась некоторая классификация компетентностей, круг компетентностей, который необходимо формировать у сегодняшних школьников, не определён окончательно. Будем опираться на данную классификацию ключевых образовательных компетенций:  ценностно-смысловая;  общекультурная;  учебно-познавательная;  информационная;  коммуникативная;  социально-трудовая;  компетентность личностного самосовершенствования. Для каждого предмета вырабатывается своё понятие компетентности. Целью изучения информатики является формирование компетентностей обучающихся, таких как информационные и коммуникативные. Информационные компетенции формируют умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и многое другое. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?».
Умение представить себя письменно, грамотно, красиво оформить реферат, доклад, сообщение, написать заявление – это важные составляющие коммуникативной компетенции. Текстовый редактор – прикладной программный продукт, использующийся для создания и обработки текстовых документов. В качестве задания во время изучения текстового редактора можно предложить создать грамотно оформленный реферат, выполнить практическую работу «Форматирование титульной страницы», «Заявление», предложить на уроке доработать какой-либо реферат по любому предмету. Во время знакомства с программами обработки графической информации ребята создают поздравительные открытки, иллюстрации к известным литературным произведениям. Обычную фотографию можно превратить в мозаичное панно, картину, рельефное изображение и другие. Подготовить иллюстративный материал для сайта также помогут графические редакторы. Векторная графика используется для создания рисунков, а также графических объектов (чертежи, схемы и другое). Важное место в школьном курсе геометрии занимают геометрические построения с использованием линейки и циркуля. Для создания геометрических моделей на компьютере удобно использовать системы компьютерного черчения. Таким образом, программы для работы с графикой дают обучающимся возможности для развития и формирования общекультурной, информационной, учебно-познавательной компетенций. Примеры заданий на уроке информатики:  Построить график заданной функции;  Оформить генеалогическое древо династии;  Оформить объявление, используя предложенный образец;  Оформить заявление, используя предложенный образец;  Разработать мультимедийную презентацию для сопровождения заданной темы.  Решение задач моделирования из различных областей знаний;  Разработка плакатов для школьных предметов;  Разработка презентаций для школьных предметов;  Различные задания на поиск информации;  Разработка сайтов различной тематики. Учителям не следует забывать, что информатика в силу специфики самой предметной области (новизны, быстроты обновления, престижности, перспективности, нешаблонности, многообразия и т.д.) может стать фундаментом при внедрении компетентностного подхода в образовании при условии активного проникновения во все сферы учебного процесса.

Приложение - разработка урока

Тема урока
: «Обобщающий урок по теме Текстовый редактор»
Форма урока
: деловая игра.
Доминирующая

дидактическая

цель
: создать условия для систематизации и обобщения знаний по теме: “Текстовый редактор”.
Триединая дидактическая цель
: обучающий аспект: создать условия для формирования целостной системы знаний по теме: “Текстовый редактор. Обработка текстовой информации”; развивающий аспект: создать условия для проявления познавательной активности: развития навыков самостоятельной работы с источником информации, инструментами и технологиями; развития навыков коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии; развитие навыков мыслительной деятельности при планировании, анализе, синтезе, структурировании, самоанализе, рефлексии. воспитательный аспект: создать условия для воспитания культуры учебного труда, воспитание организованности, ответственности, сосредоточенности.
Формы организации познавательной деятельности
: групповая, индивидуальная.
Метод обучения
: творчески-проблемный.
Оборудование урока
: проектор, персональные компьютеры с инсталлированными на них ОС Linux, текстовым процессором Open Office Writer; файл презентации, размещенный на компьютере учителя; папка МОЯ ФИРМА для каждой фирмы на рабочем столе компьютеров учащихся; файл Заявление для спонсора.odt;

Ход урока
Сегодня мы проведём урок в виде деловой игры. Для этого вам нужно разделиться на 2 группы. Каждая группа – это одна фирма. А вы – не учащиеся школы, а сотрудники этих фирм. 1 ряд – 1 фирма, 2 ряд – 2 фирма. Деловая игра Каждая фирма должна придумать название, выбрать президента и следующих сотрудников: программиста, финансиста, дизайнера. • Название фирмы. • Президент фирмы. • Сотрудники фирмы: – финансист; – программист; – дизайнер; – делопроизводитель. Моя фирма Обратите внимание на тему нашего урока. Сегодня у нас заключительный урок по теме «Обработка текстовой информации». Что мы знаем и умеем по пройденной теме? (текст в памяти компьютера кодируется с помощью нулей и единиц для каждого символа в специальной кодовой таблице отведён свой код имеются 2 кодировки на символ отводится 1 байт на 1 символ отводится 2 байта) 1. Знаем, как кодируется текстовая информация в компьютере 2. Умеем работать в среде текстового процессора Open Office Writer Обобщающий урок по теме «Обработка текстовой информации» Знаем, как кодируется текстовая информация в компьютере. Умеем работать в среде текстового редактора OpenOfficeWriter Как вы думаете, от чего будет зависеть успешность каждой из фирм сегодня? (от наших знаний и умений, полученных в процессе изучения данной темы) Цель нашего урока: систематизация и обобщение знаний и умений по теме «Обработка текстовой информации». Обобщающий урок по теме «Обработка текстовой информации» Цель урока: систематизация и обобщение знаний и умений по теме «Обработка текстовой информации »
Для начала каждой фирме необходимо заработать начальный капитал, ответив на вопросы теста. Тест называется «Кодирование текстовой информации». Каждый правильный ответ – это 200 уе. На данный тест отводится 10 мин. 1. Для фиксации режима прописных букв служит клавиша  Ctrl  Esc  CapsLock 2. К устройствам ввода текстовой информации относится  текстовый редактор  экран дисплея  клавиатура 3. Сколько бит в 1 Кбайте?  8 бит  1024 бита  8 ∙ 1024 бита 4. Текст занимает 1 Кбайт памяти. Сколько символов содержит этот текст?  1024 символа  256 символов  1 символ 5. Выполнение команд КОПИРОВАТЬ и ВЫРЕЗАТЬ (в текстовом редакторе) возможно после  выполнения команды ПЕРЕМЕСТИТЬ  выделения фрагмента текста  очистки буфера обмена 6. Разрешающая способность экрана в текстовом режиме определяется количеством  байтов на символ  строк на экране и символов в строке  точек по горизонтали и вертикали 7. В текстовом редакторе при задании параметров страницы устанавливаются  способы выравнивания абзаца  размер и начертание шрифта  поля и ориентация 8. Текст занимает полных 5 страниц. На каждой странице размещается 10 строк по 70 символов в строке. Какой объём оперативной памяти займёт этот текст?  3500 байт  3500 бит  3500 Кбайт 9. Дан текст: «Буря мглою небо кроет». К каждому слову (в порядке следования) применены команды: выделить слово, вырезать слово. Что будет находиться в буфере обмена?  Буря мглою небо кроет  кроет  Буря мглою небо кроет Буря мглою небо кроет 10. Гипертекст – это  очень большой текст  текст, набранный на компьютере  структурированный текст, в котором могут осуществляться переходы по выделенным меткам Начальный капитал Тест «Кодирование текстовой информации» • время - 10 минут; • правильный ответ – 200 уе .
Итак, закончен первый этап нашей игры. Во владении у каждой фирмы имеются по 3 компьютера. Теперь каждый сотрудник получает своё задание. Задача президентов на этом этапе: руководить работой своих сотрудников, давать советы и указания. Кроме этого каждый сотрудник после выполнения своего задания может принести своей фирме дополнительный капитал. Каждая фирма получает бланк кроссворда. Правильно отгаданное слово – это 100 уе на счёт вашей фирмы.
Кроссворд

«

Текстовый

редактор

»

(1

слово

– 100

уе

)

Вопросы

по

горизонтали
: 3. Процесс нахождения требуемой информации по образцу . 5. Система подготовки текстов , не использующая никаких дополнительных кодов кроме , стандартных ASCII символов . 7. Система подготовки текстов , снабжающая текст разметкой и форматированием . 9. Нумерованный , маркированный , иерархический … 10. Часть текста , расположенная между двумя нажатиями клавиши Enter. 11. Информация по работе с тем или иным инструментом текстового редактора . 12. Размер буквы текста . 13. Пользователь общается с компьютером путем сообщения ему различных … 16. Описание оформления текста ; состоит из имени и инструкции . 18. Гиперссылка состоит из … ссылки и адресной части ссылки . 20. Другое название закладки в документе . 22. Вертикальная мерцающая черта в документе . 23. Функция автоматически исправляющая опечатки в документе . 24. Готовая пустая заготовка документа определенного назначения .
Вопросы

по

вертикали

:
1. Чтобы ответить на полученное письмо нужно знать электронный …. 2. Расстояние между строками в тексте . 4. Подстрочное примечание . 5. Выделенная часть текста . 6. Один из типов шрифта : векторный или … 8. Механизм добавления части текста в документ . 14. Контекстное … 15. Тип файла текстового редактора . 17. Отмена нескольких действий . 19. Изменение положения текста относительно левого и правого полей . 21. Вид приложений в WINDOWS.
Указания для программистов. 1. Найти файл «Заявление на оказание спонсорской помощи» на одном из компьютеров вашей фирмы по указанному пути: Рабочий стол\моя фирма\фирма\заявление на оказание спонсорской помощи 2. Исправить ошибки в тексте и отформатировать по
образцу
. 3. Сохранить на рабочем столе в папке МОЯ ФИРМА. 4. Каждая ошибка – минус 100 уе
Образец на следующем листе.
Директору ОАО « БашкирЗлато » Иванову С . С . директора детского клуба « Золотая рыбка » Петрова В . В . заявление . Детский клуб " Золотая рыбка " просит Вас оказать спонсорскую помощь в виде выделения средств на организацию ежегодной благотворительной акции « День рождения Чебурашки ». Целью акции является привлечение общественного внимания к проблемам детей - сирот и детей - инвалидов , привлечение спонсорской помощи для конкретных детских домов ( на ремонт помещений , закупку одежды , игрушек , медикаментов , книг ). Акция проводится в виде детского праздника для детей - сирот и детей - инвалидов . Мероприятие начнется с короткого путешествия и завтрака на теплоходе , после этого маленькие гости примут участие в костюмированном параде вместе с Чебурашкой и его друзьями . Детей ждет большая концертная программа , выступления Задание для программистов  в компьютере найти файл «Заявление на оказание спонсорской помощи»,  исправить ошибки в тексте,  отформатировать по образцу,  сохранить на рабочем столе в папке МОЯ ФИРМА. При правильно оформленном заявлении спонсор перечислит на счёт вашей фирмы 500 уе. Каждая ошибка – минус 100 уе.
аниматоров , конкурсы и викторины с призами . Горы мороженного , море вкуснейших напитков с островами сладостей . В конце праздника каждый ребенок получит памятный подарок . У входа в Парк будет без перерыва работать пункт приема детских вещей , игрушек , книг и пожертвований для воспитанников детских домов . Для воплощения праздника нам необходимы : денежные средства на оплату концертной программы , сладостей , напитков , фруктов , призов , подарков и игрушек для детей . Главной составляющей спонсорской помощи мы считаем саму возможность помочь детям сиротам , возможность подарить им частичку нашего тепла , раскрасив один день , в их непростой жизни , яркими красками радости ! Организаторы праздника гарантируют , что все выделенные денежные средства будут использованы по целевому назначению . По завершении акции будет представлен подробный отчёт об использовании выделенных средств . Заранее благодарим за проявленное участие ! 24.03.2011 _________/ Петров А . В ./ Задания для финансистов 1. На одном из компьютеров составить прайс-лист товаров вашей фирмы по следующему образцу. (цвет линий таблицы – голубой, цвет заливки 1 строки - голубой) 2. Сохранить на рабочем столе в папке МОЯ ФИРМА. 3. Каждая ошибка – минус 100 уе
Образец:

Прайс-лист товаров и

услуг
Курс доллара 34 руб Задание для финансистов (500 уе)  используя компьютер составить прайс-лист товаров вашей фирмы, с указанием цены товара в $ и в руб  сохранить на рабочем столе в папке МОЯ ФИРМА. Каждая ошибка – минус 100 уе.
№ Наименовани е товара или услуги Цена в $ Цена в руб 1 заполнить заполнить заполнить 2 заполнить заполнить заполнить 3 заполнить заполнить заполнить ИТОГО использоват ь суммировани е использоват ь суммировани е Задания для делопроизводителей 1. На одном из компьютеров составить визитную карточку президента вашей фирмы. 2. Сохранить на рабочем столе в папке МОЯ ФИРМА. Обязательные элементы визитной карточки 1 Использование различных шрифтов и начертаний шрифта 100 уе 2 Использование символов 200 уе 3 Копирование готовой визитной карточки и размещение на всём листе 200 уе Задание для делопроизводителей (500 уе)  используя компьютер составить визитную карточку  сохранить на рабочем столе в папке МОЯ ФИРМА.
Обязательные элементы визитной карточки
Использование различных шрифтов и начертаний шрифта 100 уе Использование символов 200 уе Копирование готовой визитной карточки и размещение на всём листе 200 уе Задание для дизайнеров. 1. На одном из компьютеров своей фирмы составить рекламное объявление своей фирмы. 2. Сохранить на рабочем столе в папке МОЯ ФИРМА Обязательные элементы рекламы 1 Использование текстовых эффектов 200 уе 2 Использование картинок из файла Картинки.odt (находится в папке МОЯ ФИРМА) 200 уе 3 Использование различных шрифтов, изменение размера шрифта, цвета шрифта, выделение цветом. 100 уе Задание для дизайнеров Используя компьютер составить рекламное объявление своей фирмы .
Обязательные элементы
Использование текстовых эффектов из коллекции 200 уе Использование картинок из Интернета 200 уе Использование различных шрифтов, выделения цветом, изменение цвета шрифта 100 уе
Давайте проверим банковский счёт каждой фирмы Начальный капитал Программист Финансист Дизайнер Кроссворд На счёте первой фирмы - уе На счёте 2 фирмы - уе Теперь переходим к заключительному этапу. Президенты по очереди выбирают термин и дают определение этому термину. Задача сотрудников этой фирмы – отгадать этот термин. Все термины связаны с темой нашего урока. Умение понимать своего президента принесёт каждой фирме по 200 уе за каждый термин. Если президент не может дать определение, или сотрудники не могут отгадать термин, его фирма штрафуется на 100 уе, а право ответа переходит к следующей фирме. 1 термин - абзац 2 термин – курсор 3 термин – мощность алфавита 4 термин – текстовый редактор Ну, вот мы и подошли к финалу урока. Давайте подсчитаем количество уе на счёте каждой фирмы. Оценка в журнал выставляется по следующей таблице. Оценка 5 – Оценка 4 – Оценка 3 -

Рефлексия.
Итак, все получили оценки! а теперь давайте подумаем, кто из сотрудников вашей фирмы внёс наибольший вклад. Я предлагаю сделать экстренное совещание и выбрать по 2 лучших сотрудника из каждой фирмы для премирования ценными призами. Подведение итогов При выполнении домашнего задания я даю каждому из вас возможность представить себя президентом и составить свою визитную карточку, используя текстовый редактор OOWriter.
Всем спасибо за хорошую работу. До

свидания!

Деловая игра В начале урока класс делится на группы по 8-10 человек, учитель предлагает образовать фирмы. Каждая группа – это одна фирма, а вы – сотрудники этой фирмы. 1 задание (5 минут). Пожалуйста, придумайте название для своей фирмы и выберите следующих сотрудников: президента, финансиста, программиста и дизайнера. • Название фирмы. • Президент фирмы. • Сотрудники фирмы: – финансисты; – программисты; – дизайнеры; Моя фирма Далее учитель предлагает учащимся обратить внимание на тему урока и задает вопрос: Что мы знаем по этой теме? Что мы умеем? Предлагает учащимся сформулировать цель сегодняшнего урока. Ставится цель урока, т.е. цель деловой игры. 2 задание (15 минут). Далее учитель сообщает, что для того чтобы начать нашу игру, фирмам надо заработать начальный капитал, ответив на вопросы теста. В тесте 20 вопросов. Фирмы выбирают номер вопроса на экране и выбирают верный ответ. Каждый правильный ответ приносит фирме по 10 000 рублей. Таким образом фирмы могут заработать по 100 000 рублей. (На данном этапе игры формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Следовательно, формируется информационная компетентность учащихся) 3 задание (15 минут). Во владении у каждой фирмы имеются 3 компьютера. Задание для программистов. На одном из ваших компьютеров по указанному пути находится файл «Заявление на оказание спонсорской помощи». Необходимо найти этот файл, исправить ошибки в тексте отформатировать по образцу. Сохранить на рабочем столе в папке МОЯ ФИРМА. При правильно оформленном заявлении спонсор перечислит на счёт вашей фирмы 100 000 рублей. Каждая ошибка – минус 10 000 рублей. Начинаем! Задание для финансистов (100 000 рублей). На одном из компьютеров составить прайс-лист товаров вашей фирмы по следующему образцу. Сохранить на рабочем столе в папке МОЯ ФИРМА. Каждая ошибка – минус 10 000 рублей. Задание для дизайнеров (100 000 рублей). На одном из компьютеров составить рекламное объявление своей фирмы. Это задание оценивается по следующей таблице:
Обязательные элементы рекламы 1 Использование текстовых эффектов 40 000 рублей 2 Использование картинок из файла Картинки.odt (находится в папке МОЯ ФИРМА) 40 000 рублей 3 Использование различных шрифтов, изменение размера шрифта, цвета шрифта, выделение цветом. 20 000 рублей Во время проверки учителем заданий каждая команда отгадывает кроссворд. (На данном этапе игры формируются умения самостоятельно систематизировать, обрабатывать, сохранять информацию при помощи реальных объектов: компьютера. Следовательно, формируется информационная компетентность учащихся.) Выключить проектор. Задание (5 минут). На этом этапе проверим как сотрудники фирмы понимают своего президента. Ему можно словами, жестами, мимикой (БЕЗ РЕЧЕВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ) как можно точнее объяснить слова, представленные в выбранном разделе, а сотрудники фирмы должны отгадать объясняемое слово. (Курсор, Абзац). Умение понимать своего президента без слов оценивается очень дорого: ваш капитал удваивается!!! Или со счёта вашей фирмы снимается 50 000 рублей. (На данном этапе игры формируются коммуникативные компетенции, включающие знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Формируется и информационная компетентность учащихся). Конечный итог игры: подсчитываются условные деньги, объявляется лучшая фирма. Итог игры, прибыль Оценка в журнал 7400-8400 5 6000-6800 4 Меньше 5000 3


В раздел основное общее образование