" Государственно-общественное управление образованием"
Создание развивающей образовательной среды в условиях социального партнерства
Автор: Шалданова Дарима Цыреновна, заместитель директора по НМР, МАОУ СОШ №44, город Улан-Удэ
В раздел основное общее образование
Создание развивающей образовательной среды
в условиях социального партнерства
Шалданова Дарима Цыреновна, зам.дир.по НМР, МАОУ СОШ №44 г.Улан-Удэ «Образование есть не нечто воспринимаемое на слух, но опыт, получаемый при взаимодействии с окружающим миром» М.Монтессори Образовательное пространство школы как пространство возможностей для освоения культурно-исторических и социальных норм рассматривается в литературе как совокупность трех основных компонентов: пространственно- предметного (архитектурные особенности зданий, оборудование, особая атрибутика); социального (особая, присущая данному типу культуры «форма детско-взрослой общности»); психодидактического (соответствующее содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действий). В. И. Слободчиков считает, что «образовательная среда не есть нечто однозначно и наперед заданное, среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося; где они совместно начинают ее проектировать и строить - и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения» (3, с. 175). В качестве ведущих характеристик образовательной среды можно выделить два основных показателя: насыщенность образовательной среды (ресурсный потенциал) и ее структурированность (способ ее организации). И в соответствии с этим определяются «три разных способа организации образовательной среды в зависимости от типа связей и отношений, ее структурирующих:
- среда, организованная по принципу единообразия; здесь доминируют административно-целевые связи и отношения и определяются, как правило, одним субъектом - властью; - среда, организованная по принципу разнообразия; здесь связи и отношения имеют конкурирующий характер, так как происходит борьба за разного рода ресурсы; начинается атомизация образовательных систем, разрушается единое образовательное пространство; - среда, организованная по принципу вариативности (как единства многообразия); здесь связи и отношения имеют кооперирующий характер, происходит объединение разного рода ресурсов в рамках объемлющих образовательных программ, обеспечивающих свои траектории развития разным субъектам: отдельным людям, общностям, образовательным системам. Опыт работы школы №44 показывает, что создание развивающей образовательной среды должно исходить из анализа социокультурных и образовательных особенностей микрорайона и города. Город Улан-Удэ, как и все города России, сегодня подвергаются сильнейшим миграционным процессам, появляются новые поселения и микрорайоны, преимущественно за счет частного индивидуального строительства на окраине города. Микрорайон Левобережный – активно расширяющийся микрорайон, что меняет демографическую ситуацию, как в количественном отношении так и в качественном: состав населения обновляется (работает рынок жилья), увеличивается доля переехавших из районов республики, средний возраст снижается, увеличивается количество детей школьного возраста. Социальная характеристика достаточно сложная, учитывая уровень безработицы и доходов среди родителей, что создает и определенную криминогенную ситуацию. Культурных учреждений, спортивных и досуговых центров недостаточно. Следовательно, задача школы обогатить это окружение и расширить диапазон средств для познания мира ребенком через развитие
образовательной среды. Разработанная нами модель базируется на двух идеях: 1. Школа – открытая система, организованная социокультурная и педагогическая среда,стимулирующая развитие и саморазвитие всех участников образовательного процесса; средство духовного возрождения микрорайона Левый берег. Интеграция школы с другими учреждениями социально-культурного назначения позволяет осуществить комплексный, межотраслевой подход к вопросам образования, рационально использовать имеющиеся кадры, финансовые и материальные ресурсы для превращения школы на микрорайоне в единый социокультурный центр. А основной базой и фактически единственным социальным институтом, способным возглавить работу по оздоровлению среды и созданию целостной системы современного образования жителей микрорайона (как детей, так и взрослых) является именно общеобразовательная школа. Таким образом, школа не только испытывает внешнее влияние среды, но и, в свою очередь участвует в формировании этой среды в культурно-образовательном, информационном, правовом, здоровьесберегающем плане. 2. Для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима организованная среда для игр, отдыха, секций, кружков. Именно поэтому, у нас в школе разработана Программа «Школа-центр взаимодействия», основанной на реализации социального партнёрства. Целью программы является - создание единого образовательного пространства для формирования современно образованной, социально активной личности, способной реализовывать личные и общественные потребности и установки, связанные с успешной социализацией. К партнёрам школы относятся: - Родители - Администрация Советского района - Бурятский государственный университет
- Бурятская государственная сельскохозяйственная академия - Малая Академия наук - ТОС «Левый берег» - МАОУ ДПЦ «Форус» - ДЮСШОР № 3,10,11,12 - УФСИН №8 - Республиканское общество кинологов племенников собаководов «Амгалан» - Бизнес-структуры
Государственно- общественное управление
Социальные партнёры
Родители
Бизнес-проекты
Проекты
по ландшафтному
дизайну
Формы взаимодействия: совместные проекты
ТОС
«Левый берег»
УФСИН
Проекты
по новогоднему
оформлению
Проекты по развитию
творческих способностей
Проекты
по спортивно
-оздоровительному
направлению
Модель « Социальное партнёрство»
БГУ
БГСХА
Администрация
Советского
района
Республиканское
обобщество
собаководов
«Амгалан»
ДЮСШОР
МАОУ
ДПЦ «Форус»
Бизнес
структуры
Совместно с партнерами в школе реализуются три направления- агроэкологический, спортивно-оздоровительный и художественно- эстетический. Благодаря методической, материальной поддержке социальных партнеров реализуются проекты по патриотическому воспитанию, этнокультурному воспитанию, по новогоднему оформлению территории школы, проекты по ландшафтному дизайну и т.д. Все проекты ориентированы на вовлечение учащихся в образовательную, научно- исследовательскую, культурно-эстетическую, спортивно- оздоровительную деятельность. Новизна и ценность данных проектов заключается в том, что
непосредственно в образовательном процессе используются ресурсы социальных партнёров школы, что позволяет активизировать образовательный процесс, создать культурно-эстетическую, спортивно- оздоровительную образовательную среду. Проанализировав некоторые программы, проекты нашей школы, мы видим, как взаимосвязана жизнь населения со школой и как школа совместно с социальными партнёрами влияет на внешную среду, а также как происходит социализация обучающихся. Проекты по благоустройству школьной территории вовлекли в данную деятельность не только обучающих школы и их родителей, но жителей микрорайона, которые к школе не имеют, казалось бы, ни какого отношения. Цель этих проектов – сформировать у обучающихся социальные и проектно- исследовательские навыки и умения, бережное отношение к природе. Социальным партнёром школы в данном направлении является агрономический факультет БСХА под руководством профессора, доктора с/х наук Кушнарёва А.Г., администрация Советского района, комитет по образованию города Улан-Удэ, родительская общественность, жители микрорайона, бизнес-структуры. Во время проведения ежегодного праздника «Посади сад», организованной школой и социальными партнёрами участвуют родители и жители микрорайона. Они не только наблюдают, а становятся участниками действий, они разрабатывают и реализуют проекты, вовлекаются в процесс превращения из пользователей культуры в носителей культуры. Таким образом, школа становиться социокультурным центром микрорайона и это существенно усиливает возможности школы по успешной социализации обучающихся. Анализируя совместную деятельность с социальными партнёрами можно прийти к следующим выводам: - расширился круг участников управления образовательным учреждением;
-значительно повысилась активность родительской общественности в решении вопросов планирования и реализации основных направлений деятельности школы; - вырос уровень информированности родительской общественности и обучающихся о вопросах финансовой, образовательной, воспитательной, хозяйственной деятельности школы; - увеличился перечень вопросов, в решении которых принимает активное участие Совет образовательного учреждения. Совместное проектирование развивающей образовательной среды в образовательном учреждении, с учетом современных требований, приводит в действие психологические механизмы, способствующие поступательному движению ребенка по пути познания мира и собственной личности, где наиболее эффективно развиваются его интеллект, эмоциональная и социальная сфера, а также позитивное отношение к окружающему миру, обществу и культуре.
Литература
1. Рубцов В. В. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования. М. 1996 2. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. — М., Изд-во МГППУ. 2002. - с. 272 3. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Материалы. (Москва, 12—14 апреля 2000 г. ) М. - Самара. 2001. С. 172-176. 4. Сорина А.К. Проектирование образовательной среды: Научно- методическое пособие. — СПб.: СПбАППО, 2004. — 109 с. (в соавт.). 5. Тарасов С.В. Школьник в современной образовательной среде. — СПб., 2001. — С.28. 6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: АСА, 2001. — С.12.
В раздел основное общее образование