"Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики"
статьи
Автор: Лузгина Галина Дмитриевна, учитель математики, МБОУ "СОШ № 36", город Ангарск, Иркутская область
В раздел основное общее образование
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)
Человек
в
современном
обществе
–
это
человек,
не
столько
вооруженный
знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это
целесообразно. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, ее
динамичное изменение делают невозможным в рамках школьной программы изучение
всех предметов, в том числе и математики, в полном объеме.
Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов,
работать
в
режиме,
побуждающем
к
поиску
новой
информации,
самостоятельной
продуктивной
деятельности,
направленной
на
развитие
критического
и
творческого
мышления школьника.
Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной
личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения
этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности,
формирует
умения
работы
с
информацией,
помогает
выстроить
структуру
своей
деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не
только ученику, но и учителю. Изучение источников помогло найти отправные точки в
осуществлении
проектно-исследовательской
деятельности
и
систематизировать
свою
работу.
В
соответствии
с
реальной
ситуацией
можно
выделить
наиболее
значимые
позиции:
1.
активная мыслительная деятельность,
2.
самостоятельное приобретение знаний,
3.
умение работы с источниками информации,
4.
поиск рациональных способов решения задач,
5.
сотрудничество,
6.
поэтапное формирование навыков.
Формирование проектно-исследовательских умений строится на базе общеучебных
умений. Поэтому важно определить на каком уровне первоначально находятся учащиеся.
Традиционная классификация умений: организационные умения; информационные
умения;
коммуникативные
умения;
интеллектуальные
умения.
Последние
включают
мыслительные
операции;
специальные
математические
умения,
проектно-
исследовательские
умения:
постановка
задач,
выдвижение
гипотез,
выбор
методов
решения, построение обобщений и выводов, анализ результатов деятельности.
Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом
возрастных
особенностей,
целенаправленное
формирование
всех
компонентов
исследовательской культуры школьника.
Этапы формирования проектно-исследовательских умений.
1-й
этап.
Диагностический.
Цель
первого
этапа
-
соблюдение
принципа
добровольности выбора области и темы исследования.
Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень готовности учебных навыков и умений учащихся. Этот уровень готовности определяется умением работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; умением работать в группе, планировать и анализировать свою деятельность. 2-й этап. Практический. Непосредственный выход учащихся на проектный уровень. Его первая задача познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования, проекта. Информация доводится до учащихся в форме консультации. Можно дать теоретические знания, привести образцы примеров, соответствующих данному уровню самостоятельности. Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных проектов. Чаще всего это домашние задания в нестандартной интерпретации: сообщение по теме с использованием дополнительной литературы в виде презентации, поиск информации по заданной теме в дополнительной литературе, обработка данной информации и представление ее в виде таблиц, диаграмм, тезисов. Выполнение проекта проходит на трех уровнях самостоятельности. 1-й уровень. Учащиеся выполняют проект в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном математическом или историческом материале. Проект реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований и математических выкладок. Скорее всего, носит исторический информационный характер. Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Это могут быть темы о великих математиках, об открытиях, интересных фактах. Например, в 5–6-й классе: «Великие Математики Древнего мира». Цель: знакомство с великими математиками Древнего Мира. «Число». Учащиеся изучают популярную литературу и готовят сообщение по темам: «История счета», «Римская нумерация», «Магические числа», другие. 2-й уровень. 7 класс. Учащиеся самостоятельно изучают математический материал. Тема проектной работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта. Результат может быть представлен на уроке обобщения, систематизации знаний. Создается презентация. 8-й класс «Замечательные числа». Обобщение понятия числа. Знакомство с иррациональными числами. «Площадь плоских фигур». Применение формул площадей многоугольников для решения практических задач, связанных с выполнением строительных работ. «Теорема Пифагора – источник великих открытий и математических идей». Разнообразие способов доказательства теоремы. 10-й класс «Функция». Изучение и обобщение свойств функций (без применения производной). «Модуль». Повторение и обобщение модуля числа, функции. Решение уравнений, неравенств с модулем. Одна из задач проекта – создание комплекта наглядных пособий по теме. 3-й уровень. Учащиеся выполняют проектно-исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности и его представление. На этом этапе определяются учащиеся, способные самостоятельно выполнить индивидуальную исследовательскую работы по математике или в другой области знаний. 10-й класс «Функции и графики». Исследование функций, расширенное изучение свойств различных функций. По геометрии: «Сечения в многогранниках».
11-й класс «Неевклидова геометрия». «Общие способы решения уравнений». Обобщающее повторение решения уравнений при повторении к итоговой аттестации. 3-й этап. Заключительный. Цель этапа – анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляется, что дает проектно-исследовательская деятельность ученику и учителю. Выводы. Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. Проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, приводит к определенным результатам. Получили развитие общие умения учащихся: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата. Учащиеся получают представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся. Проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации. Метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися. Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества. Поэтому нынче как никогда актуальны слова писателя Кларка: “Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!”.
Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень готовности учебных навыков и умений учащихся. Этот уровень готовности определяется умением работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; умением работать в группе, планировать и анализировать свою деятельность. 2-й этап. Практический. Непосредственный выход учащихся на проектный уровень. Его первая задача познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования, проекта. Информация доводится до учащихся в форме консультации. Можно дать теоретические знания, привести образцы примеров, соответствующих данному уровню самостоятельности. Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных проектов. Чаще всего это домашние задания в нестандартной интерпретации: сообщение по теме с использованием дополнительной литературы в виде презентации, поиск информации по заданной теме в дополнительной литературе, обработка данной информации и представление ее в виде таблиц, диаграмм, тезисов. Выполнение проекта проходит на трех уровнях самостоятельности. 1-й уровень. Учащиеся выполняют проект в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном математическом или историческом материале. Проект реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований и математических выкладок. Скорее всего, носит исторический информационный характер. Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Это могут быть темы о великих математиках, об открытиях, интересных фактах. Например, в 5–6-й классе: «Великие Математики Древнего мира». Цель: знакомство с великими математиками Древнего Мира. «Число». Учащиеся изучают популярную литературу и готовят сообщение по темам: «История счета», «Римская нумерация», «Магические числа», другие. 2-й уровень. 7 класс. Учащиеся самостоятельно изучают математический материал. Тема проектной работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта. Результат может быть представлен на уроке обобщения, систематизации знаний. Создается презентация. 8-й класс «Замечательные числа». Обобщение понятия числа. Знакомство с иррациональными числами. «Площадь плоских фигур». Применение формул площадей многоугольников для решения практических задач, связанных с выполнением строительных работ. «Теорема Пифагора – источник великих открытий и математических идей». Разнообразие способов доказательства теоремы. 10-й класс «Функция». Изучение и обобщение свойств функций (без применения производной). «Модуль». Повторение и обобщение модуля числа, функции. Решение уравнений, неравенств с модулем. Одна из задач проекта – создание комплекта наглядных пособий по теме. 3-й уровень. Учащиеся выполняют проектно-исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности и его представление. На этом этапе определяются учащиеся, способные самостоятельно выполнить индивидуальную исследовательскую работы по математике или в другой области знаний. 10-й класс «Функции и графики». Исследование функций, расширенное изучение свойств различных функций. По геометрии: «Сечения в многогранниках».
11-й класс «Неевклидова геометрия». «Общие способы решения уравнений». Обобщающее повторение решения уравнений при повторении к итоговой аттестации. 3-й этап. Заключительный. Цель этапа – анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляется, что дает проектно-исследовательская деятельность ученику и учителю. Выводы. Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. Проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, приводит к определенным результатам. Получили развитие общие умения учащихся: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата. Учащиеся получают представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся. Проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации. Метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися. Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества. Поэтому нынче как никогда актуальны слова писателя Кларка: “Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!”.
В раздел основное общее образование