Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Государственные символы Республики Башкортостан"

Классный час в 7 классе

Автор: Водолеева Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ с.Тастуба, с.Тастуба Дуванского района Республики Башкортостан

Смотреть презентацию



В раздел основное общее образование




Урок культуры Башкортостана в 7 классе. Учитель: Водолеева Н.В.

Тема:
Государственные символы Республики Башкортостан.
Цели:
Познавательные. 1. Определить политическое значение слов флаг, герб, гимн. 2. Познакомить учащихся с авторами Государственных символов РБ и Дуванского района. 3. З. Повторить символическое значение каждого Государственного символа РБ. 4. Показать случаи, когда используются Государственные символы. Развивающие. 1. Развитие речи учащихся (уточнение словаря, развитие связной речи). 2. Развитие творческого мышления. Воспитательные. 1. Воспитывать внимательное отношение к Государственным символам РБ и Дуванского района. 2. Воспитывать чувство гордости за родной край. Оборудование: магнитофон, компьютер, проектор.
Ход урока
Звучит гимн РБ. (дети встали) - Что вы прослушали? - Да, вы слушали гимн РБ, а какие еще Государственные символы Башкортостана вы знаете? - Молодцы. Значит, о чем мы будем говорить на уроке? - А чтобы вы хотели о них узнать? - Таким образом, тема сегодняшнего урока Государственные символы РБ. Запишите число, тему урока. (Показ первого слайда). Всю полученную информацию о символах мы разместим в таблице. Оформите её. - Дома вы работали со словарями и справочниками. Какие определения слова «гимн» вы нашли? (ответы учеников) - В Башкортостане долгое время гимном служила народная песня «Урал». Государственным же Гимном современной РБ является торжественная мелодия «Республика». (Начинается показ второго слайда). Эту мелодию, вы, скорее всего, слышали не впервые, и на фоне оркестровой музыки явственно слышен звук какого народного музыкального инструмента? - Верно. В оркестре присутствует народный башкирский инструмент курай. Автором музыки Государственного гимна является Фарит Фатихович Идрисов.
- Когда звучали гимн, вы встали. Почему? (ответы учеников) - Да. Верховный Совет РБ 12 октября 1993 года принял Закон « О Государственном Гимне РБ», в котором сказано, что при публичном исполнении Государственного Гимна РБ присутствующие выслушивают Гимн стоя. Военнослужащие отдают честь. В каких же случаях исполняется Гимн РБ? Давайте ответим на этот вопрос, обратившись к тексту брошюры «Государственные символы РБ». (работа с документом, зачитывается вслух) - А в каких случаях Гимн РБ может звучать в стенах нашей школы? (На всех торжественных мероприятиях: спорт. соревнованиях, памятных линейках, принятие в пионеры) - Каждый Государственный символ несет в себе какое-то значение. Так вот Государственный Гимн РБ является символом, выражающим суверенитет РБ, единство и дружбу народов. Запишите. Послушайте стихотворение библиотекаря нашей школы Ладыгиной С.В. И скажите о чем оно? Полотнище с эмблемой Из трех цветов всего. Синий цвет- то ясность, добродетель В помыслах народов чистота. Белый — миролюбие, открытость И готовность в дружбе жить всегда. Цвет зеленый нам дает свободу и Чтобы вечной жизнь у нас была. В центре золотой цветок курая Символ дружбы, связь семи родов, Начинавших жизнь с простого стана, Ныне же цветущего Башкортостана. О чем это? - Какие определения слова флаг вам удалось обнаружить? (Ответы учащихся) - Ребята, до 1992 года в Башкирии не существовало собственного флага. Был единый флаг СССР. Вот так он выглядел.(Показ следующего слайда). О современном флаге РБ посмотрите фильм. Всё, что узнаете о флаге, запишите самостоятельно, аналогично тому, как писали о гимне. Не забывайте, что работа оценивается. (Включается фильм о Флаге). - Проверим записи о Флаге РБ. (Показ слайда). - Теперь обратимся к выдержкам из брошюры и ответим на вопрос, где и когда поднимается Государственный флаг РБ? (Учащиеся зачитывают вслух) - Другим официальных символов является Герб. Пожалуйста, определение этого слова.
(Ответы учащихся) - Спасибо. Перед вами гербы Башкортостана 1925 года и 1978 года. (Показ слайда). А это известный вам современный герб. (Показ слайда). - Послушайте информацию о нем и запишите ее в таблицу. (Показ слайда с фильмом о гербе). - Проверим записи о Государственном Гербе РБ. (Показ слайда). - Где может размещаться Государственный Герб РБ? Вновь обратимся к выдержкам из брошюры. (Зачитывают вслух) - Ответили ли мы на ваши вопросы, которые прозвучали в начале урока? (Показ слайда с общей таблицей). Ребята, в нашем Дуванском районе с 30 июня 2006 года также имеются свои Государственные символы- Флаг и Герб. Автором которых является Салават Гилязетдинов. (Показ слайда). Запишите, пожалуйста, ниже таблицы. Флаг, герб Дуванского района 30 июня 2006 год, автор С.Гилязетдинов. (Флаг — прямоугольное полотнище синего цвета (ш.2м., д.Зм.), в центре которого скачущий к древку конь желтого цвета, в углу (крыже) головка хлебного колоса и соцветие курая желтого цвета. Герб — в лазоревом поле золотой бегущий конь, сопровождаемый во главе справа - золотыми головками колоса и соцветием курая накрест, слева - двумя золотыми елями на серебряном волнистом поле.) - Сейчас выставьте отметки за составление таблицы в лист самооценки. Закройте тетради, возьмите чистые листочки, проверим, всё ли вы запомнили? Для этого решим тест. (Открываются слайд с вопросами). - Делаем взаимопроверку. (Открывается слайд). Не забывайте выставлять оценки в лист. - А теперь делимся на группы по 4 человека. Каждая группа создайте рисунок своего флага. Не забывайте про его символическое значение. (Дети работают) - Пожалуйста, расскажите о своем флаге. (Демонстрация рисунков и рассказ о символическом значении). - Еще раз вспомните мелодию гимна РБ, посмотрите на флаг и герб РБ. И скажите, что в них общего? (Соцветие курая) -Конечно, и на флаге, и на гербе присутствует соцветие курая. Что же он символизирует? (Дружбу. Семь лепестков символизируют семь родов, которые, объединившись, начали присоединяться к России. ) - Молодцы. Курай — символ дружбы, братства не только башкирских племен, но и всех народностей, населяющих Башкортостан. Тростинка тонкая курая Весною ранней поднялась. Цвела все лето, зонтиком качая,
Окрепла к осени и напряглась. Вбирала звуки и напевы, Что ветер вольный приносил. Ее не срезал пахарь смелый, Когда цветущий луг косил. Был день ее и щедр, и весел. И распевался хором дальний бор. Земля дарила столько песен! Ручьи вели игривый разговор. И вот она в руках поэта, Тростинка звонкая - курай. Он разнесет мелодии по свету, Что славят наш родной — башкирский край! («Курай» Марина Мокрова. Учит. Башкорт. №9,07г.) - Спасибо за урок. Запишите домашнее задание: нарисовать герб своей семьи, отразив ее особенности, род занятий. Выставьте итоговые оценки за урок в дневник. Листы самооценок сдайте.
Урок окончен.


В раздел основное общее образование