Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие речи и деловое письмо"

Методическая разработка

Автор: Медведева Ольга Алдексеевна, учитель русского языка и чтения, ОГКОУ МС(К)ШИ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" VIII вида, с. Моряковский Затон, Томская область



В раздел основное общее образование



РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО Развитие речи является одной из основных задач обучения русскому языку, а потому практические работы по развитию речи органически связаны как с грамматикой, так и с чтением. Учащиеся должны овладеть в школе необходимыми навыками устной и письменной речи. Ведь речь — это средство общения между людьми, средство воздействия на других людей. Для того чтобы выразить свои мысли и довести их до понимания слушающего, ученик должен обладать достаточ- ным запасом слов. Скудность словаря делает речь бесцветной, однообразной, иногда непонятной окружающим. Поэтому обогащение словаря учащихся — задача первостепенной важности. Речь учащихся должна быть правильной и точной. Под правильностью речи понимается верное употребление грамматических форм слов, правильное произношение слов и согласование их в предложении. Ученик должен уметь выбрать из имеющегося у него запаса слов именно те слова, которые наиболее точно выражают его мысль. Ясность и чистота, связность и образность — основные требования к речи учащихся. Во вспомогательной школе в связи со спецификой состава учащихся занятия по развитию речи особенно важны. Бедность словаря умственно отсталых детей, неумение использовать имеющийся запас слов, трудность усвоения ими новых слов — все это заставляет уделять много внимания занятиям по развитию речи. Речь умственно отсталых детей отличается рядом характерных особенностей: наблюдается длительно сохраняющееся косноязычие, которое у нормального ребенка исчезает к пяти-шести годам, бедность словаря, грамматических форм, негибкость, однозначность слова, непонимание синонимов, переносного смысла слов. Кроме того, большинство умственно отсталых учащихся страдает явно выраженными нарушениями речи, которые в свою очередь тормозят их развитие. Это дислалия, дизартрия, заикание, нарушения речи, связанные со снижением слуха. Работа над развитием речи ведется на всех уроках начиная с I класса. Читая и разбирая под руководством учителя литературные произведения, дети приобретают навык вдумчивого отношения к содержанию и вместе с тем усваивают целый ряд новых слов и оборотов речи. Устные высказывания и письменные работы учащихся вспомогательной школы часто оказываются логически не выдержанными: в них наблюдается нарушение последовательности, пропуск существенных моментов, многократные, ненужные повторения. Учитывая это, необходимо организовать работу так, чтобы преодолеть эти недостатки. Для этого сле- дует возможно больше давать упражнений для устных и письменных изложенииГразнообразить тематику и виды упражнений. Необходимо также стремиться к тому, чтобы учащиеся тщательно продумывали свою речь не только в отношении содержания, но и оформления.
На уроках по развитию речи большое внимание должно быть уделено правильному построению предложений. Навык правильного построения предложения может быть достигнут только в том случае, если учитель постоянно обращает внимание учащихся на то, как правильнее выразить свою мысль, т. е. как правильно построить предложение. Одновременно учитель должен учить учащихся в письменных работах — изложениях, сочинениях и т. д. — пользоваться короткими предложениями, отделять одно предложение от другого (ставить точку в конце предложения, начинать новое предложение с заглавной буквы. В привитии навыка правильного построения предложения очень помогают работы с деформированным текстом, особенно если они сочетаются с работой по картине. Очень важно научить учащихся правильно употреблять слова в устной и письменной речи, выбирать те слова, которые являются наиболее точными для выражения данной мыслил Эта работа очень трудна для умственно отсталых" учащихся, поэтому полезно такую работу первоначально проводить на отрывке из художественного произведения, обращая внимание учащихся на те слова в тексте, с помощью которых автор наиболее точно выражает свою мысль, довести до сознания учащихся необходимость употребления в данном тексте или предложении именно этих слов. Учитель, используя различные виды творческих работ, должен поставить самих учащихся перед необходимостью употребления в письменной и устной речи только нужных слов. Надо объяснить учащимся, что нельзя повторять в предложениях одно и то же слово, что тавтология делает изложенный рассказ бедным в художественном отношении, повторение одних и тех же слов утомляет читающего. Можно предложить учащимся два текста, из которых один написан правильно, а другой — со стилистическими ошибками. После сравнения учащиеся сами сделают вывод, какой рассказ лучше и почему. Следует постоянно обращать внимание учащихся на стилистические ошибки, связанные с заменой существительных местоимениями или другими существительными, подходящими по смыслу, на то, что не следует начинать предложения со слов который, и, а, но, тогда, потом. Прежде чем перейти к обучению изложениям и сочинениям, нужно остановиться на таком виде творческой работы, как составление письменных ответов на вопросы к прочитанному рассказу на уроке чтения. Нужно при этом учитывать, что не всякий текст, данный в книгах по чтению, удобен для проведения подобной работы. Текст, во-первых, должен быть образцом для устной и письменной речи учащихся. Во-вторых, построен так, чтобы его содержание легко было передать в сокращенном виде, сохраняя полностью основное содержание и художественные'достоинства данного отрывка. В-третьих, вопросы, данные учителем, должны быть сформулированы четко, чтобы ученик мог дать на каждый из них ответ, состоящий из одного или двух предложений, из которых можно составить короткий, но связный рассказ. Работа над
изложением и сочинением вырабатывает у учащихся навык правильного, последовательного изложения своих мыслей. Развивать логическое мышление — значит развивать у учащихся способность восприятия окружающей действительности, умение выделять из общего частное, объединять частное и общее, умение сравнивать, находить сходное и различное, суммировать по сходству, выделять главное, существенное и образовывать суждение, что особенно важно для учащихся вспомогательной школы. Последовательность и логическая связь мыслей является самым важным качеством изложения и сочинения. Работа над изложением и сочинением должна носить обучающий характер. В этой работе можно выделить три этапа. 1. Подготовка к изложению или сочинению (разбор содержания, составление плана, словарная работа, устное построение предложения, предупреждение орфографических ошибок). 2. Самостоятельная запись составленного текста. 3. Работа над стилистическими и орфографическими ошибками. Роль учителя в работе над изложением и сочинением особенно велика и важна в первое время. Учитель должен оказывать помощь учащимся не только при подготовке к работе, но и во время ее выполнения. Проходя по классу, присматрива-ясь к работе детей, учитель по просьбе ученика или по своей инициативе может оказать помощь не только в правильном написании слова, но и указать на последовательность самого изложения. Это является одной из специфических черт работы с умственно отсталыми детьми. Работа над письменным изложением и сочинением опирается на устную речь ребенка. В IV и V классах, когда учащиеся еще не овладели хорошей техникой письма, устные пересказы являются преобладающими. Не всякое сочинение должно заканчиваться письмом, но каждая письменная работа должна проходить этап очень тщательной устной отработки, без этого немыслима ни одна самостоятельная письменная работа для учащихся вспомогательных школ. Обучение изложению и сочинению должно проводиться по определенной системе. Очень важно, чтобы соблюдался принцип от простого к сложному. Усложнение работы для учащихся вспомогательных школ должно быть постепенным. В подготовке учащихся к изложению можно наметить несколько этапов:  вступительная беседа (если этого требует содержание текста);  чтение текста для изложения вслух;  анализ прочитанного путем вопросов;  установление последовательности развития действия;  логическая связь мыслей: о чем говорится сначала, о чем потом, чем заканчивается рассказ. Учитель следит за правильностью употребления слов в ответах учащихся, за произношением, предлагает следить за речью отвечающих и
указывать на сделанные ими ошибки, исправлять их, подбирать более подходящие слова и выражения. При этом следует помнить, что одним из необходимых требований, предъявляемых к письменным работам на уроках развития речи, является грамотность. К сожалению, кроме большого количества стилистических ошибок, допускаемых учащимися в письменных работах на уроках развития речи, умственно отсталые дети делают много ошибок грамматических как на ранее пройденные правила, так и на неизученные. Поэтому, готовя учащихся к письменному изложению рассказа или сочинению, учитель должен обратить внимание учащихся и на те грамматические правила, которые им необходимо помнить при написании того или иного слова или окончания, предупреждать грамматические ошибки. Что касается трудных слов, правописание которых учащиеся не знают, их можно выписать на доске, а во время письма разрешить учащимся дополнительно спрашивать у учителя, как правильно написать то или иное слово. Учащимся можно предложить во время чтения рассказа (в данном случае лучше читать рассказ частями) замечать те слова, в написании которых они затрудняются. Прочитав первую часть рассказа, учитель спрашивает у учащихся: «В написании каких слов вы затрудняетесь?» Учащиеся называют трудные для них слова, вспоминают правила написания этих слов, а слова на неизученные правила выписываются на доске. Такая подготовительная работа значительно снижает количество ошибок в письменных работах по развитию речи. И только после того как учащиеся поняли и запомнили содержание прочитанного, установили логический ход мыслей, подготовились к безошибочному письму, они могут перейти к самостоятельному письменному изложению. Учитель на уроках изложения должен быть верным и надежным помощником ребят, особенно слабых. Этого требует индивидуальный подход к умственно отсталым учащимся. Работа над изложением рассчитана на 2 урока: первый урок — подготовительный, второй — самостоятельное изложение текста и его проверка. Кроме изложений по рассказу, следует отметить вид работы, который условно может быть назван восстановленным изложением и должен найти место во вспомогательных школах. Восстановленное изложение совмещает в себе выборочный диктант и изложение текста. Учитель диктует текст, а уча- щиеся выписывают из него слова нужной грамматической категории или слова на определенное правило. Эти слова служат опорными для последующего восстановления текста. Восстановленное изложение дает учащимся образец правильного употребления грамматических категорий, проверяет навыки грамматического анализа текста на слух и в процессе письма. При обучении учащихся сочинению важное место занимает составление рассказа (сочинения) по одной картинке или по серии картинок. Этот вид работы должен найти широкое применение, особенно во
вспомогательной школе, так как. умственно отсталые дети лучше и подробнее рассказывают о том, что непосредственно видят. Ушинский говорил: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова... начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное — заговорит свободно, непринужденно...». Картина имеет большое значение в развитии речи детей прежде всего благодаря своей конкретности, наглядности. Зрительный образ глубже, чем словесный, волнует чувство и воображение детей, сильнее возбуждает мысли и вызывает желание облечь эти мысли и чувства в слова. Картина создает основу для сознательного овладения словом, подкрепляет и уточняет слово, выбранное учащимся для выражения своей мысли. Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, дает повод для осмысленного связного высказывания учащихся, сосредоточивает внимание на определенной теме, помогает уяснить цель высказывания, понять значение плана, приучает к последовательности в изложении мыслей. Устные рассказы и письменные сочинения по картине способствуют развитию образного мышления и образной речи. При переводе языка живописи на язык словесный учащиеся стремятся найти не только нужное, но и точное и наиболее яркое, эмоциональное слово. При передаче содержания картины учащиеся вынуждены склонять существительные, спря- гать глаголы, согласовывать прилагательные с существительными, употреблять разнообразные синтаксические конструкции. По словам К. Д. Ушинского, «картина поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части...» '. Таким образом, лексика и стилистика, грамматика и логика увязываются между собой естественным образом. При подготовке к работе над картиной или серией картинок большое внимание следует уделить подбору этих картин как по идейному содержанию, так и по художественному исполнению. На ярких примерах в соответствии с содержанием картины и в доступной форме надо приучить детей к требованиям коммунистической морали, чтобы они чувствовали себя частью всего народа и жили с ним общими интересами. Вспомогательным школам можно рекомендовать для работы следующие картины: «В сельской библиотеке», «Опять двойка!», «Допрос коммунистов», «Дети, бегущие от грозы», «Сигнал», «У костра», «Талантливый мальчик», «На побывку», «Непрошеный гость», «Волки на- пали», «Собака-вестовой в ожидании поручения», «В опасности», «Дедушка Мазай», «На оторванной льдине», «Золотая осень», «Зима в лесу», «В зимнюю ночь», «Грачи прилетели», «Весна на реке», «Журавли летят», «Родной край», «Юные разведчики», «Бесстрашная партизанка», «Освободители», «Радостная встреча», «Тройка», «На побывку к сыну», «У дверей школы». Эти картины дают прекрасный материал для устных рассказов, творческих работ и сочинений, вызывают глубокие переживания и имеют большое воспитательное и эстетическое значение.
В работе над картиной учитель должен придерживаться примерно следующей последовательности:  подготовка учащихся к восприятию произведения искус- ства;  рассматривание картины;  анализ живописного полотна;  словарно-стилистическая работа;  составление плана сочинения;  устный рассказ и письменное сочинение;  анализ сочинения. Подготовка учащихся к активному восприятию произведения живописи чаще всего осуществляется в процессе вступительной беседы. Содержанием ее могут быть краткие сведения о художнике, об истории создания рассматриваемой картины. Рассматривая картину и анализируя ее содержание, учащиеся приобретают умение «читать» картину. Рассматривание произведения сводится к двум основным моментам: во- первых, к формальному изучению картины (учащиеся должны рассказать, что нарисовано на картине), во-вторых, к творческому осмыслению картины — и начинается с основного, с того, что называется центром картины, ее сюжетом, будь это отдельный персонаж, или группа действующих лиц, или, .наконец, общее настроение картины. - Учитель, предложив учащимся внимательно рассмотреть картину в течение определенного времени, не должен отвлекать их ни вопросами, ни объяснениями. Только убедившись в том, что класс рассмотрел как следует картину, учитель приступает к дальнейшей работе — беседе по картине (анализу живописного полотна). Чтобы беседа по картине дала желаемые результаты, учитель должен к ней тщательно подготовиться. Необходимо заранее ясно себе представить, что должны усвоить дети в результате беседы и какие речевые навыки они должны приобрести. Подготрвка учителя к беседе заключается в продумыва- нии плана, в подборе фактического материала и вопросов для учеников при анализе содержания картины. Ясность и точность вопроса, его краткость и простота являются необходимыми качествами беседы по картине. Только на ясно и точно поставленный вопрос можно ожидать от учащихся правильного ответа. Вопросы должны быть строго последовательными, сконцентрированными вокруг основной темы картины и вытекающими один из другого. Нить беседы должна всегда быть в руках учителя. Очень важно не упустить первого впечатления, свежести восприятия, сразу же выявить и определить эмоциональное отношение учащихся к картине. С этой целью в начале беседы, выслушав непосредственные, неорганизованные высказывания детей, учитель предлагает такой вопрос: какое общее настроение создается у вас при первом взгляде на картину? Или: какое впечатление производит на вас картина?
Далее в ходе анализа выясняется, почему картина вызывает то или иное настроение, как художник достигает такой силы воздействия на зрителя. От эмоционального восприятия учитель ведет учащихся к раскрытию структуры образов. Выясняются тема и идея картины, сюжет, роль изобразительных средств, использованных художником для выражения своего замысла. Структурный анализ повышает эмоциональность восприятия, поднимает на новую ступень чувство и сознание. Развивать речь — это прежде всего обогащать словарный запас учащихся. При работе над картиной учащиеся знакомятся с новыми словами и терминами, осмысление которых развивает логическое мышление и речь. Обогащение словарного запаса происходит не только за счет увеличения количества слов, которыми учащиеся пользуются в устной и письменной речи, но главным образом в результате систематической работы по раскрытию значения, богатства и разнообразия, смысловой стороны слов. Готовясь к такому уроку, учитель тщательно анализирует те слова, которые употребляются для передачи содержания картины. Важную роль в работе над картиной играет составление плана. Он нисколько не стесняет творчества учащихся, наоборот, приучает к стройному, последовательному изложению мыслей. При составлении плана перед учащимися проходят целые эпизоды, встают образы, уясняется логическая связь между частями будущего рассказа. Работа над планом полезна еще и тем, что учащиеся выполняют логическое деление рассказа и приучаются к ясным и сжатым формулировкам. Чтобы план помог учащимся написать сочинение по картине, нужно тут же раскрыть содержание каждого заголовка плана, показать учащимся примерную запись темы и плана и впредь требовать точного соблюдения оформления сочинения. Связный устный рассказ по картине — один из важнейших звеньев в системе развития навыков монологической речи. Однако в составлении рассказа участвуют отдельные учащиеся, а не весь класс в целом. Учитывая это, надо настойчиво вовлекать в беседу всех учащихся, чтобы развить у них привычку свободно говорить и слушать товарищей. Учитель может наблюдать за усилием мысли учащихся, помочь в их стремлении подыскать соответствующее слово или выражение. Устные высказывания обсуждаются в классе, предупреждаются и исправляются речевые недочеты. Учитель помогает правильно построить предложение, поощряет наиболее интересные высказывания детей, отмечает удачно найденное яркое, эмоциональное слово. Устные рассказы по картине дают основной материал для письменного сочинения. Предварительно составленный устный рассказ положительно влияет на логичность связного письменного высказывания. Устные рассказы по картинам как подготовительный этап к письменному сочинению в зависимости от возрастных особенностей учащихся изменяются от класса к классу.
Заключительным моментом в работе по картине является письменное творческое сочинение. Составленный в классе устный рассказ записывается учащимися по плану в тетради. Сочинение по картине должно отвечать следующим требованиям. 1. Изложение содержания картины требует последовательности, ясности, точности и правдивости. 2. Описание обстановки, где совершается действие, изображенное на картине, обязательно для каждого сочинения. 3. Действующим лицам надо дать имена. 4. Лучше излагать содержание картины в настоящем времени, как будто действие совершается сейчас и вы являетесь его свидетелем. Это оживит рассказ. 5. Заглавие сочинения по картине должно быть кратким, точным. При оценке сочинения учитывается следующее. 1. Передано ли основное содержание картины? 2. Последовательно ли изложен материал? 3. Правильно ли построены предложения? 4. Связаны ли между собой части сочинения? 5. Каков словарный состав сочинения, нет .ли лишних слов и выражений? 6. Нет ли орфографических и пунктуационных ошибок? 7. Внешний вид работы. Правильно проведенный классный разбор ошибок в сочинениях по картине развивает логическое мышление учащихся и воспитывает внимательное отношение не только к содержанию, но и к форме сочинения. Мы остановились подробно на сочинениях по картинам потому, что этот вид работы является ведущим во вспомогательной школе. Безусловно, что сочинения по данному плану и по впечатлениям о проведенных экскурсиях, заканчивание начатых рассказов, составление рассказов по опорным словам и выражениям и другие, способствующие развитию речи и логического мышления учащихся, обязательно нужно проводить на уроках по развитию речи, во вспомогательной школе. В планирование по развитию речи в V классе на четвертую четверть можно включить работу по расширению и уточнению словаря учащихся на материале весенней экскурсии в природу и по составлению рассказа о весне по картине с использованием словаря «весенних слов». С этой целью прове- сти экскурсию и установить причинные связи между явлениями природы. На экскурсию лучше идти в те места, куда ходили зимой, так как наблюдения и сравнения лучше проводить в знакомой ребятам местности. Вести наблюдения за изменениями в природе учащимся помогут примерно такие вопросы и задания. 1. Какое время года наступает? 2. Почему вы так думаете? 3. Какие признаки весны вы наблюдаете?
4. Какие изменения происходят на реке, пруду и т. д.? 5. Как ведут себя птицы? 6. Сравните снег зимний и весенний. 7. Скажите, как греет солнце зимой, а как весной и т. д. На этом этапе можно провести урок по теме «Словарь весенних слов». На следующий день провести работу по составлению рассказа «Весна» по картине с использованием «весенних слов». По программе V класса учащиеся должны научиться составлять план к данному тексту, т. е. делить рассказ на части и озаглавливать их. Составление плана готовит учащихся к письменному изложению и сочинению, так как план помогает учащимся последовательно излагать прочитанное и услышанное. В учебнике для V класса есть несколько упражнений, в которых предлагается учащимся разделить текст на части и озаглавить их, т. е. составить план. В V классе рекомендуется составлять план в вопросительной форме, так как она более доступна для понимания умственно отсталых учащихся. В VI классе можно составлять план в утвердительной форме, начиная с картинного плана и кончая планами к сочинениям, написанным на основе наблюдений за природой, после производственных экскурсий, посещений музеев, походов по достопримечательным местам, На развитие речи программой отводится еженедельно по одному часу в течение года. В это количество часов входят уроки делового письма, являющиеся неотъемлемой частью преподавания русского языка во вспомогательных ншолах. В IV классе учащиеся составляют деловые записки товарищу и поздравительные открытки. Начиная с V класса количество уроков делового письма по классам увеличивается, а виды работ усложйяются. Учащиеся должны, уметь писать заявление, автобиографию, заполнять бланки, анкеты, извещения, составлять доверенности. В разделе программы «Деловое письмо» указываются и другие виды работ, которые лишь условно могут быть отнесены к деловому письму: заметки в стенгазету, отзывы о книгах, письмо товарищу и т. д. Деловые документы составляются по определенной форме, им свойственны предельная ясность и точность речи, краткость изло- жения. Обучение деловому письму связано с изучением определенных грамматических тем, например: доверенность — с изучением существительного или числительного; счет, расписка— с числительным; телеграмма — с простым предложением и т. д. Работа по деловому письму в V и VI классах проводится в тетрадях по развитию речи. С VIII класса следует для этих работ завести особую тетрадь, в которую будут записаны образцы деловых бумаг. Преподаватель должен предупредить учащихся о бережном отношении к этой тетради, так как она понадобится им и после окончания школы. Тетрадь должна проверяться учителем, и оценка за самостоятельную работу над
составлением деловых бумаг заносится в классный журнал. Образцы деловых бумаг вывешиваются в методическом кабинете. Предлагаем некоторые образцы деловых бумаг и примерные уроки по привитию навыков делового письма. Объяв л е н и е Одной из простейших форм деловых бумаг является объявление, которое учащиеся должны уметь писать в V классе. Образец объявления
Объявление.
16 февраля состоится коллективный просмотр фильма «Малахов курган» в кинотеатре «Севастополь». Ребята, приносите по 10 копеек. Староста класса. Телеграмма При подаче телеграммы обычно заполняется телеграфный бланк. Текст телеграммы пишется кратко, в несколько слов, с пропуском знаков препинания. Телеграмма составляется так: а) вверху пишется адрес (куда) и фамилия лица, которому посылается телеграмма (кому); б) строкой или двумя ниже — текст телеграммы ; , в) подпись после текста; г) под чертой фамилия и адрес отправителя. Образцы телеграмм
Телеграмма.
Куда: Москва И-81 Полярная 17 корпус 2 квартира 65 Кому: Галкиной Светлане Анатольевне Поздравляю днем рождения желаю здоровья счастья Валя Фамилия отправителя и его адрес: Климовская В. П., Ленинград, С- 76, улица Марата, кв. 34.
Телеграмма.
Куда: Киев Ленина 49 квартира 26 Кому: Грачевой Евдокии Ивановне Встречайте пятого поезд двести .второй вагон первый Лиза Ф а м ил ия отправит е-л я и его адрес: Федосова Е. И., Казань, улица Московская, 7, кв. 5. Доверенность Когда доверяется кому-либо ведение какого-нибудь дела, получение чего-либо ценного (денег, предметов), то на имя лица, которому вы доверяете, составляется доверенность. В доверенности пишется: а) кто доверяет (фамилия, имя, отчество); б) кому доверяется (фамилия, имя, отчество в дательном падеже); . в) что доверяется (количество вещей или сумма в рублях пишется словами и цифрами);
г) дата выдачи доверенности; д) подпись; е) заверение подписи каким-либо ответственным лицом и печатью. . Образец доверенности
Доверенность.
Я, работница швейной фабрики № 5 Москвы Семенова Нина Николаевна, доверяю Петровой Валентине Федоровне получить мою заработную плату за первую половину декабря 1970 года. Семенова. Подпись Семеновой Н. Ц. заверяю Начальник жэка № 12 (подпись) 24/ХП-1970 г. Расписка В подтверждение получения ценных предметов (денег, вещей) получивший их дает расписку. Расписка содержит: а) полное указание, кто дает расписку; б) точное указание, от кого получена; в) наименование полученного с указанием количества цены; при этом количество или цена пишутся прописью и цифрой; г) дата и подпись. Образец расписки
Расписка.
Мною, ученицей VIII класса 385 школы Москвы Бедняко-вой Ольгой, получено от директора школы Петровой Валентины Федоровны десять (10) рублей на покупку для школы билетов в цирк. Заявление В случаях обращения в учреждение или к должностному лицу с какой-либо просьбой пишется заявление. В заявлении указывается: а) кому адресуется заявление; б) чье это заявление (фамилия, имя, отчество, иногда адрес); в) текст заявления; г) что прилагается к заявлению; д) дата заявления (слева); е) подпись (из одной фамилии — справа). В заявлении наименование адресата располагается по всей первой строке. Затем с правой стороны пишется, чье это заявление (в родительном падеже без предлога), ниже, через строчку, следует написать слово заявление (со строчной буквы), далее с красной строки пишется текст. Бели к заявлению прилагаются какие-либо документы, то они перечисляются под номерами после слова Приложение; последнее тоже пишется с красной строки. Далее следуют дата, подпись. Важно объяснить, что наименование адресата не отделяется запятой от фамилии подателя заявления, а перед словом заявление знаки препинания не ставятся (если, конечно, они не нужны по правилам грамматики). Таким образом, все, что пишется до текста
заявления, воспринимается как одно предложение. Этим и 'объясняется, что слово заявление пишется со строчной буквы. - Образцы заявлений Директору школы № 385 Москвы тов. Петровой В. Ф. ученицы VIII класса Прониной Татьяны
заявление
Прошу принять меня в группу продленного дня. 3/1Х-1970 г, ' Пронина Т. Директору швейной фабрики № 2 Москвы тов. Кудрявцеву Н. Н. Кузиной Марии, проживающей в Черницыно, д. 102, кв. 10, заявление. Прошу принять меня швеей на Вашу фабрику. Приложение: 1. Свидетельство об окончании восьмилетней школы. 2. Справка о состоянии здоровья. 3. Автобиография. 10/Х-1970 г. 234 Кузина М. Автобиография Работу над автобиографией можно связать с изучением биографии писателя. Учитель раскрывает учащимся значение «лова автобиография и говорит, что она пишется по тому же (хронологическому) плану, что и биография писателя, только не в третьем, а в первом лице. Каждый должен уметь писать1 автобиографию, так как она требуется при поступлении на работу, учебу и т. п. В автобиографии должно быть отражено: а) время и место рождения; б) кем являются родители (отец, мать); в) когда и где начал учиться; г) дата вступления в комсомол; д) когда и куда поступил йа работу и т. д. Образец автобиографии
Автобиография.
Я, Орлов Михаил Сергеевич, родился в Москве 7 декабря 1956 года. Отец мой, Орлов Сергей Васильевич, работает начальником цеха на заводе «Каучук» в Москве. Мать, Елизавета Ивановна, работает врачом в детской поликлинике № 5. В 1964 году я поступил в 385 школу, где учусь в настоящее время. 251X1-1970 г. ' Орлов М.


В раздел основное общее образование