"Патриотическое воспитание подрастающего поколения"
статья
Автор: Лихотникова Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы, МОУ "Гимназия №19", г. Саранск Республика Мордовия
В раздел основное общее образование
Патриотическое воспитание подрастающего поколения
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” К.Д.Ушинский Патриотическое воспитание... Насколько обыденной кажется эта тема, насколько привычной и само собой разумеющейся в школьном воспитании... Но все же мы часто задумываемся, что же такое патриотизм? На ум сразу приходят слова замечательной песни"С чего начинается Родина" на слова Матусовского. С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С той песни, что пела нам мать. С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять. Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие
патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. По этому и родились в гимназии три программы патриотического воспитания молодежи6 первая на основе «Воспитание патриотизма на основе музейной педагогики», вторая «Истоки» на основе работы Республиканского центра национальных культур и третья объединяющая две предыдущие и дополняющая работу внеурочной и внеклассной деятельности «Растим патриотов России». Цель программы: Формировать у учащихся младшего среднего, старшего возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (1-4 кл.), средний возраст (5-7 кл.), средний возраст (8-9 кл). старший возраст (10-11 кл.). Программа определяется по разделам: 1 раздел «Вместе дружная семья». Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям. 2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом». Раздел затрагивает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края. 3 раздел «Город, в котором я живу». Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города. 4 раздел «Наша кладовая». Цель: Дать представление школьникам о народах, живущих в городе (крае) и культуре, которую они представляют. Дети должны знать: знать о природе родного края (растениях, животных); беречь окружающую среду, иметь представление о Красной книге Мордовии. Стремиться быть защитником природы. Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей. Знать историю своего города; с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них. Рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, Уметь рассказывать о своем родном городе. Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию. Иметь представление о символике города, Республики, страны. Знать название улиц, названных именами известных людей .
Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них. Знать профессии своих родителей. Различать некоторые рода войск. Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д. Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников. Правила безопасности поведения в природе и на улице города. Группа поддержки: Семья, сотрудничество с районной, республиканской библиотеками., сотрудничество с отделом социальной защиты населения, сотрудничество с культурными центрами города (театрами), МВД, «Воинским братством» (ветеранами локальных воин), Советом ветеранов города, Музеем боевой и трудовой славы, краеведческим музеем им Д. Воронина, музеем изобразительного искусства им. С .Эрьзи. Важное место в патриотическом воспитании отводится, конечно же, семье. И в первую очередь об этом мы говорим на родительских собраниях, конференциях. На классных часах мы говорим о профессиях родителей, о взаимоотношениях детей с родителями. На одной из конференций отцов мы подготовили и провели мероприятие "Моя семья". Я думаю в эти моменты дети гордились отцами, а те в свою очередь детьми, потому что в зале царила обстановка уважения и любви к детям и родителям. Детям очень нравятся совместные поездки по г Саранску и за пределы республики . Проходя по залам краеведческого музея и Музея боевой славы, знакомятся с судьбами героев родной республики. С чувством гордости и восхищения воспринимают то, что они живут на земле, которая чтит память своих земляков, прошедших Великую Отечественную войну, Афганскую войну, Чеченскую. Их имена запечатлены не только в экспонатах музеев, на стендах музея боевой славы нашей гимназии, но и живы в наших сердцах и делах. Воспитание по средствам музейной педагогики является для педагогов гимназии одним из приоритетных. Но здесь помощником является наш музей «Партизанской славы» в музее проводятся уроки истории, литературы, а также других предметов по материалам военно-патриотической направленности. Это способствует тесной взаимосвязи военно-патриотического воспитания на уроках и вне уроков. Ежегодно организовываем встречи школьников с военнослужащими, ветеранами. Осуществляется координация всей работы по воспитанию школьников на боевых традициях. Этому способствуют уроки Мужества, вечера, сборы, беседы, классные часы, просмотры видеофильмов, занятия клуба «Поиск».
Экспозиция музея постоянно пополняется, ученики гимназии бойцы республиканского патриотического отряда «Поиск», ежегодно с вахт они привозят «металл войны», многим из которого нет цены: штык-винтовка, наган, нательные медальоны, каска и мн. др. В музее оформлены такие стенды как "Наши земляки - участники ВОВ подпольно партизанского движения", "Города - герои", "Герои локальных воин"(Афганистан, Северный Кавказ ) и другие. На Северном Кавказе погибли три наших ученика (два военнослужащих срочной службы и сотрудник МВД отряда ОМОН) в память о них открыта мемориальная доска на гимназии. Уроки мужества (два раза в неделю) знакомят с материалами музея на уроках и во внеурочное время, встречаясь с ветеранами, ребята приобщаются к высоким нравственным идеалам, учатся ценить и уважать прошлое нашей страны. Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота. Задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии). В нашей гимназии эта работа ведется по трем направлениям: I. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия: традиционным стало проведение вахты Памяти в честь Великой Победы, куда вошли акции “Ветеран живет рядом”, «Цветы ветерану», поздравление ветеранов на дому, акция «Свеча» (на кануне дня победы в гимназии проходит акция «минута молчания» и конкурс рисунков на асфальте “Нам мир завещано беречь”, и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда. Проведение конкурса чтецов и других праздничных мероприятий, посвященных великим праздникам. Это и организованные просмотры фильмов «Военная суббота», «Интеллектуальная суббота», «Старое кино» , (сюда ходят ребята без принуждения по желанию), конкурс рисунков ко Дню Победы, презентации о ветеранах педагогического труда, тружениках тыла. II. Военно-спортивные игры. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи “ШКОЛА – АРМИЯ”. Мы, педагоги сожалеем, что нет «Зарницы», «Орленка» и др. игр, которые не только играли роль в воспитании
патриотизма, здорового образа жизни они еще и учили нас решать сложные вопросы умом, а не силой. Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества. Работа по данному направлению осуществляется через клуб «Поиск», военные сборы старшеклассников, через встречи с военнослужащими. Эта работа является комплексной. Хотя здесь есть и свои минусы, нет кабинета ОБЖ, спортивной площадки, не хватка часов для спортивного зала. Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно- патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Для обеспечения более полной реализации целей учебно-воспитательного процесса необходимо наличие хорошо оснащенного кабинета по основам военной службы. Мечтаем об оснащенном современными техническими средствами обучения кабинете. В ходе проведения месячника военно – патриотического воспитания учащиеся принимают активное участие в различных мероприятиях: конкурсе плакатов, посвященных Дню Защитников Отечества, операций «Поздравляем!», «Как живёшь, ветеран», благотворительной акции «Письмо неизвестному солдату», конкурсе « Параде юных войск» (2-5 кл.). Сегодня у ребят пользуются большим успехом массовые военизированные игры «А ну – ка, парни!», «Вахта памяти» «Богатырская наша сила». Подобные мероприятия способствуют воспитанию молодого человека настоящим защитником Отечества. Ученики гимназии ежегодно участвуют в концертах для пожилых людей в реабилитационном центре (госпитале0для ветеранов , поздравляют ветеранов ВОВ , учителей-ветеранов педагогического труда, ведут над ними шефство. Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой гимназии: «День знаний», «Дни здоровья», «День учителя", «Вечер встречи с выпускниками», «Ученик года», «День защитников Отечества», «День Матери», «День Конституции», «День Победы», «фольклорно-спортивный праздник «Масленица»,«Последний звонок», «Выпускной бал». Запланированы и проведены мероприятия: «Моя малая Родина»- это конкурс сочинений, « Дела человека красят» (добро и зло), «Права и обязанности школьника», «Привычки хорошие и плохие», «Жемчужины русских промыслов», «Герои земли Русской», «Символы русского государства. Конституция. Право. Законы»
ЭстафетЫ: «Знаешь ли ты историю России», «Юные патриоты» Творческиие акции: «Военный орден в твоей семье», «Гордость моей семьи», «Реликвия моей семьи», «Операция почта ветеранам». Творческие работы учеников оформляются в брошюры, альбомы, презентации. Мечтаем издать книгу «Живая память моей семьи», о воспоминаниях родных и близких, об участниках ВОВы. При формировании патриотического сознания важно учитывать то, что наше общество весьма дифференцированно в своих взглядах, позициях, интересах. Взаимодействие, столкновение интересов, убеждений, позиций – современная реальность. Если мы хотим формировать человека способного жить в таком обществе, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, защиты своих позиций, умения конструктивно взаимодействовать с такими позициями. Проектная деятельность школьников изучение истории родного края (здесь хорошим подспорьем в воспитании подростков является оздоровительный лагерь этнокультурного направления « Лихтибря») здесь дети знакомятся с историей названия улиц нашего города, важных исторических событий в истории родного края и пр. , результатом лагерной смены является научно-исследовательская работа школьников, которая в течение года обрастает материалом и готова к выходу на Всероссийскую научно –исследовательскую конференцию «Живая культура: традиции и современность» , которая проходит в гимназии в марте месяце , материалы исследования могут послужить и педагогам, что и приносит плоды на научно-практических педагогических конференциях «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» (проходит в ноябре месяце ). Исследовательские работы так же представляются и на городские, республиканские и Российские научные конференции. И это частица воспитания подрастающего поколения также играет важную роль в формировании патриота своей страны. Патриотизм-это любовь и к природе. О ней мы говорим не только на уроках, но одно дело слова, а другое связь с живой природой. Ежегодно мы участвуем в школьном "Осеннем марафоне", где помимо чисто физического совершенствования у детей формируются духовно-нравственные и интеллектуальные качества. При организации данного коллективного похода для достижения цели учащимся надо проявить знания, смекалку, решительность, чувствовать ответственность не только за себя, но и за товарищей. Каждый ученик обязан: заботиться о своем здоровье, безопасности своей и друзей, не наносить вред окружающей среде, защищать её от природных и антропогенных угроз.
Акции, которые проходят в гимназии в защиту природы ( «Милосердие», «Первоцвет», «Чистый город», «Легкие планеты», «Земля с большой буквы», «Птичий дом» , «Экологическая трапа»и др.) воспитывают в детях бережное отношение к ней , к самой главной для всех нас - жизни. Учебно - воспитательный процесс в гимназии направлен на формирование развитой, творческой личности, носителя национальных и общечеловеческих ценностей. Созданы все условия для сохранения национальных языков, традиций, культурного своеобразия, воспитания любви к большой и малой Родине. Процесс формирования личности школьников проходит эффективно, так как соблюдены следующие педагогические условия: - в учебно-воспитательном процессе реализованы личностно- ориетированный и комплексный подходы на основе установления межпредметных связей и последовательности их изучения; - в образовательный процесс гимназии включено изучение спецкурсов этнокультурной направленности; - в образовании и воспитании школьников учтены этнокультурные ценности, способствующие возрождению, сохранению и развитию национальной культуры, самобытности, традиций. Сегодня актуальны «школа успеха», «школа для всех и каждого», где любому школьнику должно быть комфортно. И, как говорится, «во главу угла» мы ставим создание условий, в которых дети разных национальностей с ранних лет приобретают представление о равенстве, справедливости и добре, достоинстве и дружбе, создание в классных коллективах доброжелательной эмоциональной атмосферы, обеспечивающей психологический и социальный комфорт, толерантность и дружбу детей различных национальностей. Поэтому перед входом в гимназию вас встретят приветствия: «Мяль вельдя учтядязь! Паро мельсэ вастадызь! Рэхим итегез!» пожелав вам доброго дня. Большое внимание уделяется в гимназии воспитанию у школьников чувства национальной гордости, любви к «малой родине», красоте тех мест, откуда берут начало нравственные идеалы людей, «ушедших» и живущих в этом милом сердцу крае, к его историческим и культурным традициям. На протяжении 27 лет в гимназии действует национальный литературно- краеведческий кружок «Лихтибряня» («Родничок»), который даёт учащимся возможность знакомства с национальными традициями мордовского края. Мордовский край представляет собой территорию, на которой проживают мордва (эрзя и мокша), русские, татары, а также украинцы и другие народы. В основу воспитательной системы гимназии входит комплекс воспитательных центров: Центр патриотического воспитания, Центр
эстетического воспитания, исследовательская деятельность, центр здорового образа жизни и др. Все центры ведут работу в комплексе это – 16 клубов и студий (клуб«Поиск», ДПИ «Мастер», хоровая, вокальная, театральная, фольклорная, (мокша-эрьзянское, славянское, татарское исполнение народных песен), студии бального, народного танца, секции тенниса, футбола, волейбола, легкой атлетики(для разного возраста учащихся). Поэтому у школьника формируется положительное отношение к ценностям различных этнических культур. Это подтверждает и ежегодное диагностирование воспитанности учащихся. Создание центра национальных культур способствует развитию культуры, изучению национальных языков, сохранению и передачи молодым поколениям обычаев, обрядов и традиций, а также укреплению межнациональных отношений народов, живущих на мордовской земле. Национально- патриотическое воспитание призвано формировать в детях чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ. Но гордиться можно лишь тем, что хорошо знаешь, чему сопричастен. Следовательно, нужно направить усилия на освоение духовного наследия народа и прежде всего основы основ – традиционной народной культуры. Для работы в этом направлении мы выделили три системы народной культуры, способствующие освоению детьми нравственных и эстетических ценностей народа: - круг традиционного календаря с его ритмичным чередование труда и праздников, сообразно естественным природным ритмам, которые духовно осмыслены народом - семейный уклад это веками выработанный способ передачи от поколения к поколению образа жизни народа и его нравственных ценностей - образ истории родной земли и Отечества построенный народом в соответствии со своим национальным характером и отраженный в образах народных героев, в национальной символике. Учащихся начального звена играют в уроки-экскурсии (с использованием мультимедио): «В мире родной природы», «История национального костюма», «Национальные праздники» и т.д И подпрограмму мы выбрали для работы начального звена «Мозаика культур». Для учащихся среднего звена разработаны уроки - экскурсии, уроки- путешествия «В старину…», «Обряды», «Обычаи», «Костюм и его элементы», мероприятия «Творчество татарских поэтов», «Творчество мордовских поэтов» и др.
Для учащихся старших классов: уроки –путешествия и лектории «Национальная кухня», « Из истории костюма», «Имена», «Русские женщины», «Из истории русской усадьбы» и т.д. В рамках деятельности центра проводятся фестивали культуры «Под небом единым», «В семье единой», «Умельцы и творцы России», выставки народного творчества, мастер-классы , обучающие семинары , научно- практические В рамках Центра завершает в этом году свою творческую деятельность праздник-трилогия «Моя Россия», «Моя Мордовия», «Мой народ»- праздник единства, сближения, веры, взаимопонимания, он (праздник) знакомит нас с культурой народов, проживающих в Российской Федерации. Большинство великих людей, которые добились больших успехов в науке и творчестве, были любопытными в детстве. Любопытство - это не что иное, как жажда узнать то, о чем взрослые люди могут говорить часами – о политике! Ведь старшеклассники уже не просто дети – они самостоятельные личности, которые могут принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов. Несколько лет подряд в нашей гимназии проводятся экономико-политические игры, которые включают в себя выборы президента гимназии. Есть определённый опыт работы в этом направлении, который доказал, что избирательный процесс воспитывает самостоятельность, умение проявлять инициативу, чувство ответственности, гражданскую позицию. Все учащиеся принимают активное участие в избирательной кампании: классы выдвигают своих кандидатов, участвуют в дебатах, ведут активную работу по ознакомлению электората со своей предвыборной программой. Происходит сплочение детского коллектива учащихся, а это значит – больше друзей, больше совместных идей! Ведь вместе идти по жизни легче. Главное, чтобы ребенок осознал: "От того, что я делаю, как себя веду, за что голосую, зависит не только моя судьба, но и судьба моего народа, государства, судьба моих близких. За все я отвечаю. Все я должен делать по законам совести". Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. Мы педагоги должны стремиться воспитать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, верований. Мир человека – это, прежде всего, мир человеческих отношений. Они – то сегодня необыкновенно сложны и неустойчивы. Их неустойчивость связана чаще всего с тем, что они строятся по принципу обратной вязи. Классический пример тому - история о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. По этой отрицательной модели развития отношений
строятся все человеческие конфликты. Которые легко разрушают самые прочные связи. Идет время, дети растут. К счастью до сих пор они открытые, добрые и понимающие, а значит любящие друзей, родителей и ту небольшую часть вселенной, которую мы называем малой Родиной.
В раздел основное общее образование