"Обучение учащихся 5-х классов по ФГОС"
Доклад на педсовете
Автор: Рязанова Ольга Ивановна, учитель литературы и русского языка, МБОУСОШ №9, Мичуринск, Тамбовской области
В раздел основное общее образование
Доклад к Педсовету по теме «Преемственность обучения. 5 класс».
Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных
стандартов (ФГОС ООО) в последнее время, безусловно, является одной из
обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно... С введением
ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы,
основная
задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: • анализировать свои действия; • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; • отличаться мобильностью; • быть способными к сотрудничеству; • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Проблема преемственности обучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями. Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение
одного из
основных принципов дидактики – принципа преемственности
необходимо.
Характерной приметой нашего времени является повышение статуса гуманитарных наук, наблюдающегося во всем цивилизованном мире. Новое мышление – это, прежде всего, отстаивание общечеловеческих духовных ценностей, это защита нравственных принципов, которое веками вырабатывало человеческое сознание. Ведущая роль здесь принадлежит, конечно, учителю, человеку знающему и умеющему правильно, точно, красиво выражать мысли и вести за собой учеников. Итак, уважаемые коллеги, программа ФГОС ставит перед нами новую задачу – требуется ученик новой формации: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. Новые образовательные стандарты говорят нам о том, что учитель несет огромную ответственность перед учеником. Я считаю, чтобы учащийся овладел всеми необходимыми коммуникативными навыками, что очень важно по программе ФГОС, прежде всего ребенку нужно привить любовь к чтению. К.Д.Ушинский говорил: «Без развития интереса к чтению нельзя добиться высокой культуры». Свойством коммуникативной личности является и способность слышать собеседника, которая формируется у учеников в ситуациях с разумными и красивыми формами общения. Поэтому педагог должен быть образцом речи, должен подавать своим ученикам пример владения языком, пример умелого использования его огромных возможностей. Новые стандарты предъявляют новые требования к преподаванию русского языка и литературы. Прежде всего это - усиление мотивации ребенка к познанию русского языка и литературы. Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Мы, учителя, должны изменить схему урока: От объяснительно- иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) к взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса. Подлежит изменению и предметная деятельность учителя, работающего по ФГОС: если по предыдущим стандартам большую часть урока занимала речь учителя (объяснение, закрепление нового материала), то сейчас это самостоятельная деятельность обучающихся. Учитель должен так
организовать работу учащихся, чтобы они искали и обрабатывали информацию, обобщали, систематизировали, ставили учебную задачу. Теперь актуальными являются такие формулировки заданий:
проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом,
создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод),
выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените,
придумайте и т. д.
вместо традиционных: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. Подлежит изменению и конспект урока.Теперь это технологическая карта урока
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет:
русский язык
Класс:
5 «а»
Тема урока:
Лексика. Слово и его лексическое значение
Тип урока:
урок объяснения нового материала
Планируемые результаты обучения:
Личностные
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности , его значения в процессе получения школьного образования.
Предметные
- знать функцию слова в языке, понятия"словарный состав","лексическое значение", "толковый словарь", "грамматическое значение слова", уметь пользоваться толковым словарём, объяснять лексическое значение слова, разграничивать лексическое и грамматическое значения слова.
Метапредметные
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; способы решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
Техники и технологии:
педагогика сотрудничества, критическое мышление, игровая деятельность.
Ресурс(учебники, наглядные пособия, ИКТ)
Русский язык 5 класс. М.Т.Баранов, Ладыженская Т.А.; карта страны “Лексика”, словари, листок контроля. рисунки; компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы урока
(время)
Деятельность учителя
Деятельност
ь учащихся
Формируемые УУД
Личностн ые: Регулятивные: 1.
Мотивация к
учебной
деятельности.
(3 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
I. Организационный
момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Сегодня великолепный день для путешествия. И хотелось бы, чтобы вы его запомнили. Откройте тетради, запишите число. Задача нашего путешествия: побывать в стране, о которой мы говорили на предыдущих уроках. Называется эта страна “Лексика”. Компасом будут служить ваши знания. Перед вами Приветствую т учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологиче ски настраивают ся на урок. Самоопред еление - осуществл ение гражданск ой идентифик ации личности. Целеполага -ние -принятие учебной задачи.
лежат листы контроля. В них вы будете выполнять некоторые задания. 2.
Актуализация
знаний и
пробное
учебное
действие. (10
мин.)
Цель:
актуализиро вать учебное содержание, необходимо е для изучения нового материала; актуализиро вать мыслительн ые операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия – Ребята, а вы помните, почему страна, куда мы отправляемся, называется Лексикой? (Лексика (от греч. “лексис” - слова, выражения, оборот)). - А. М. Горький говорил: “Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с быстротой поражающей”. – Давайте попробуем определить значение слова “богатый” по словарю. (1. Обладающий большим имуществом. 2. Дорого стоящий, роскошный, великолепный. 3. Имеющий в большом количестве чего-либо с избытком. 4. перен. Содержащий много ценных качеств). Дают устные ответы на поставлен- ные учителем вопросы. Работа со словарём. Работа в парах по толковому словарю ( учащиеся находят в словаре и выписывают лексическое значение слова «богатый»). Формиров ание картины мира культуры как порождени я предметно - преобразу ющей деятельнос ти человека; формирова ние позитивно й самооценк и. Планирование своих действий; адекватное восприятие оценки учителя; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
– В каком из этих значений А. М. Горький употребил слово “богатый”? – Чем же богат язык? (Язык богат словами, грамматическими формами для выражения мыслей и их оттенков). – Ребята, а для чего же нужно знать язык? (Знание языка необходимо для общения. Человек, живя среди людей, работая на производстве, обучаясь в школе, не может не общаться. А делает это он с помощью слов, составляет из них предложения, тексты). – Скажите, сколько, по- вашему, слов в русском языке? Где об этом можно узнать? (Количество слов в русском языке постоянно изменяется, Дают устные ответы на поставленны е учителем вопросы.
потому назвать точное число слов невозможно). - “Собраны” слова в словарях. - Какие вы знаете словари? (1. Толковый словарь 2. Орфографический словарь 3. Словарь антонимов 4. Словарь синонимов 5. Фразеологический словарь 6. Словарь иностранных слов.) (Выставка. Показ словарей) – Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. - О чем могут рассказать словари? (Дети выходят по Индивидуаль ные задания. (Рассказ о словарях).
одному и рассказывают о словарях).
Вывод:
- Итак, дети, мы с вами выяснили, что в словарях отражается богатство русского языка, но оно создается не только большим количеством слов, а ещё и тем, что в русском языке есть многозначные слова, слова с переносным значением, слова, близкие по значению. Как называются такие слова? (Синонимы.) - Чем отличаются слова друг от друга? (Слова отличаются лексическим значением, о нём мы узнаем в толковом словаре). - Поскольку мы сегодня с вами путешествуем, то попробуем определить значение слова “спутник” по толковому словарю. (1. Человек, который вместе с кем-нибудь совершает путь). Работа в парах по толковому словарю ( учащиеся находят в словаре и выписывают лексическое значение слова «спутник»).
Я выбираю вас сегодня своими спутниками по стране, которая называется “Лексика”. И мы вместе совершим путешествие. Позже слово “спутник” приобрело еще несколько значений, зачитайте их. 2. Перен. : то, что сопутствует чему- нибудь, появляется вместе с чем-нибудь. 3. Небесное тело, обращающееся вокруг планеты. 4. Космический аппарат, запускаемый на околопланетную, окололунную или гелиоцентрическую орбиту с помощью ракетных устройств. - Таким образом, мы с вами выяснили, что лексика русского языка разнообразна. Не случайно мы в начале урока вспомнили слова А. М. Горького. 3.
Этап
закрепления с
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости,
-
Применять правила делового Контроль - учет правила в
проговаривани
ем во внешней
речи (10 мин.)
Цель: воспитывать личность со сформированны ми коммуникативн ыми навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческ им ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. - И всем словам русского языка находится свое место в огромной стране, имя которой “Лексика”. (Показать карту). Как и на любой другой карте, здесь есть территориальное деление, сегодня мы исследуем лишь некоторые из этих территорий. - Воды Великого океана омывают нашу страну, достичь ее берегов возможно лишь морским путем. Мы приближаемся к станции “Однозначные и многозначные слова”. - Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна… 1 учащийся читает стихотворен ие, 1 учащийся проводит морфологиче ский разбор имени существител ьного, после чего все учащиеся его проверяют. сотрудничес тва: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелате льность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастник у) деятельност и. планировании и контроле способа решения. Оценка - оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коррекция - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
И знакомая страна Вот уж издали видна Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. - Вы прослушали строки из сказки “О царе Салтане... ” А. С. Пушкина. Ответьте на вопрос: “Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?” (Судно и корабль – это слова- синонимы. Они использованы для большей выразительности).
Один ученик
работает у доски:
1. Кораблю - имя существительное, отвечает на вопрос что? Н.ф. – корабль 2. Морфологические признаки: пост. – нариц., неоду., 1 скл., Работают со словом.
м.р. непост. – ед.ч., Д.п. 3. Велят (чему?) кораблю. - И вот перед нами земля. Задание: Прочитайте предложения, определите, сколько значений у слова “земля” Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле лингвистической страны. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. Земля вращается вокруг солнца. Береги землю родимую, как мать любимую. Дают устные ответы на поставленны е учителем вопросы. Работа со словарём.
Территория 2. Почва 3. Суша 4. Планета 5. Страна - Как называются такие слова? (Многозначные). - На станции “Многозначные и однозначные слова” можно увидеть много интересного. Представьте себе: Пять рабочих ставят дом. Ставит опыт агроном. Он растит такую рожь – С головой в неё уйдешь. Ставит счетчики монтер. Ставит фильмы режиссер. Снял он сказку “Колобок”, Коллективна я работа. Дают ответы на поставленны е вопросы.
Чтобы ты увидеть мог. Мама ставит пироги. Подойди и помоги. А диагноз ставит врач: “Просто насморк. Спи, не плачь!” Если кончился рассказ, Ставить точку в самый раз. - Какое слово в этом стихотворении повторялось несколько раз? (Ставить. 7 раз). - В этом стихотворении у слова “ставить” 7 значений. Это слово многозначное. - А сколько всего значений у этого слова? (15) - А теперь новое испытание.
ВЫВОД:
Так какие же слова называются многозначными? (Слова, которые имеют несколько значений). Коллективна я работа. Учащиеся
- Однозначными? (Одно значение). - Ой, ребята, возле доски лежит какая-то записка. Прочитайте её. - Дорогие путешественники- исследователи! Приветствуем Вас на нашей станции! Предлагаем выяснить значение слова “язык” в следующих предложениях. Если вы это правильно сделаете, то назовете станцию, на какую мы прибыли. - Записываем в тетрадь: 1. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. 2. Мама посоветовала мне прикусить язык. 3. Я больно прикусила язык. записывают предложения . Работают со словом «язык». Выполняют фонетически й разбор слова.
4. Язык до Киева доведет.
Один ученик
работает у доски:
Язык -
[ й' а з ы к] Я - [ й' ] – согл., зв., мягк., сонор.,непарн. [ а ] – глас., безуд. З - [ з ] – согл., зв., тверд., парн. Ы -[ ы ] – глас., ударн. К - [ к ] – согл., глух., тверд., парн. 4 буквы, 5 звуков - В каком значении употребляется слово “язык” в 3-ем предложении, а в 1, 2 и 4-ом! (Это слово многозначное. В 3-м предложении – в прямом - в 1, 2, 4-ом – в переносном.) - Значит, мы попали на станцию “Прямое и переносное значение”. Что же такое прямое значение? (Это основное лексическое Учащиеся записывают предложения . Находят выразительн ое средство (метафору.)
значение слова.) - Переносное? (Это вторичное значение.) - Что дает нам знание многозначных и однозначных слов, прямого и переносного значения? (Употребляя слова в различных значениях, мы получаем возможность сделать нашу речь выразительной). Задание: Запишите предложения. Найдите в них слова, которые делают выразительными следующие строки и подчеркните их. Горит восток зарею новой. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Отговорила роща золотая.
- Какое определение существует для таких слов в литературе? (Метафора).
Динамическая
пауза (2 мин.)
Цель: сменить вид деятельности. - Мы устали путешествовать. Давайте передохнем. Отгадайте загадки: 1. На каких полях не сеют и не пашут? (на тетрадных) 2. Какой рукав нельзя пришить? (реки) 3. Из какого крана нельзя напиться? (из подъемного) - На каком явлении построены эти шутливые вопросы? (На явлении омонимии). Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Лексика. Культура речи» и изображают предмет. Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. 4.
Включение
изученного в
систему
знаний.(15
мин.)
Цель: мотивировать учащихся к Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.
1. Игра « Кто о чем
подумал?
Учитель называет слово, а игроки записывают Индивидуаль ная работа учащихся по уровню сложности: - Записать словосочетания. - Сделать анализ данного Самоопредел ение - самооценка личности; формировани е адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия . Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера
деятельности; координировать деятельность учащихся; контролировать выполнения заданий словосочетание, из которого бы ясно следовало значение предложенного слова. Например, ведущий произнес слово корень, один учащийся может написать корень растения, другой – корень слова. Затем ответы зачитываются, и ведущий в виде шутки объявляет, кто из играющих станет в будущем агрономом, языковедом, врачом. Слова для игры: поле, крыло, гнездо, прием, ядро, фигура, земля, полотно, команда, линия, связь, узел.
2. Тест-опрос
Выбери многозначные слова и впиши соответствующие им буквы в прямоугольник: а) инженер; б) заговорить; в) кипеть; г) равнина; д) год; е) идти; ж) сеять; з) вечер; и) загладить; к) словосочетания. Сильный ученик проверяет у слабых, а сам отчитывается учителю. Учащиеся выполняют тестовую работу, после чего обмениваютс я тетрадями и проверяют работу соседа сделанных ошибок.
жирный; л) иней; м) ветер; н) пышный; о) пуговица; п) работа. Выделите пример, в котором прилагательное употреблено в прямом значении: а) железный человек; б) железная воля; в) железная дисциплина; г) железная кровать. Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении: а) светлый ум, общий язык, горячий чай; б) горькая судьба, общий язык, чистая скатерть; в) золотые руки, холодный ум, горячее сердце. Выпишите слова, употребленные в переносном смысле. Простор сияет чистый.
Белым – бела земля. Под шубою пушистой – Сады, луга, поля.
3.
Замени в словосочетании существительное, чтобы прилагательное оказалось в прямом значении. Ослиное упрямство – ослиное копыто, стальные мускулы – … , волчий аппетит -… , свинцовый взгляд – … , острое слово – … , воздушный пирог – … , веселая строка – … , бодрый шаг – … , тихий месяц – … , золотая пора – … .
7.Рефлексия. (5
мин.)
Цель:оценить результаты собственной деятельности повторить способ нового знания Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый. Учитель оценивает работу учащихся на уроке. - Путешествие закончилось. - Ребята, по какой стране мы сегодня Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Осуществля ют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Смыслооб разование - формирова ние адекватно й позитивно й самооценк и, самоуваже ния и самоприня Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
путешествовали? (Лексика.) - Еще раз, что же такое лексика? (Словарный состав языка.) - Какие понятия мы повторили? Прямое и переносное значение. Однозначные и многозначные слова. - Ребята, но на карте осталось ещё несколько не исследованных нами сегодня территорий. - Об этих понятиях мы поговорим на следующем уроке. . тия. Домашнее задание: Задание № 1. Выписать из “Толкового словаря русского языка” С. И. Ожегова: 10 слов с однозначным и 10 слов с многозначным значениями. Задание № 2.
Собирание
Записывают задание.
материалов к проекту
«Лексика. Культура
речи».
- Урок окончен. До свидания.
основная
задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: • анализировать свои действия; • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; • отличаться мобильностью; • быть способными к сотрудничеству; • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Проблема преемственности обучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями. Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение
одного из
основных принципов дидактики – принципа преемственности
необходимо.
Характерной приметой нашего времени является повышение статуса гуманитарных наук, наблюдающегося во всем цивилизованном мире. Новое мышление – это, прежде всего, отстаивание общечеловеческих духовных ценностей, это защита нравственных принципов, которое веками вырабатывало человеческое сознание. Ведущая роль здесь принадлежит, конечно, учителю, человеку знающему и умеющему правильно, точно, красиво выражать мысли и вести за собой учеников. Итак, уважаемые коллеги, программа ФГОС ставит перед нами новую задачу – требуется ученик новой формации: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. Новые образовательные стандарты говорят нам о том, что учитель несет огромную ответственность перед учеником. Я считаю, чтобы учащийся овладел всеми необходимыми коммуникативными навыками, что очень важно по программе ФГОС, прежде всего ребенку нужно привить любовь к чтению. К.Д.Ушинский говорил: «Без развития интереса к чтению нельзя добиться высокой культуры». Свойством коммуникативной личности является и способность слышать собеседника, которая формируется у учеников в ситуациях с разумными и красивыми формами общения. Поэтому педагог должен быть образцом речи, должен подавать своим ученикам пример владения языком, пример умелого использования его огромных возможностей. Новые стандарты предъявляют новые требования к преподаванию русского языка и литературы. Прежде всего это - усиление мотивации ребенка к познанию русского языка и литературы. Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Мы, учителя, должны изменить схему урока: От объяснительно- иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) к взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса. Подлежит изменению и предметная деятельность учителя, работающего по ФГОС: если по предыдущим стандартам большую часть урока занимала речь учителя (объяснение, закрепление нового материала), то сейчас это самостоятельная деятельность обучающихся. Учитель должен так
организовать работу учащихся, чтобы они искали и обрабатывали информацию, обобщали, систематизировали, ставили учебную задачу. Теперь актуальными являются такие формулировки заданий:
проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом,
создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод),
выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените,
придумайте и т. д.
вместо традиционных: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. Подлежит изменению и конспект урока.Теперь это технологическая карта урока
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет:
русский язык
Класс:
5 «а»
Тема урока:
Лексика. Слово и его лексическое значение
Тип урока:
урок объяснения нового материала
Планируемые результаты обучения:
Личностные
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности , его значения в процессе получения школьного образования.
Предметные
- знать функцию слова в языке, понятия"словарный состав","лексическое значение", "толковый словарь", "грамматическое значение слова", уметь пользоваться толковым словарём, объяснять лексическое значение слова, разграничивать лексическое и грамматическое значения слова.
Метапредметные
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; способы решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
Техники и технологии:
педагогика сотрудничества, критическое мышление, игровая деятельность.
Ресурс(учебники, наглядные пособия, ИКТ)
Русский язык 5 класс. М.Т.Баранов, Ладыженская Т.А.; карта страны “Лексика”, словари, листок контроля. рисунки; компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы урока
(время)
Деятельность учителя
Деятельност
ь учащихся
Формируемые УУД
Личностн ые: Регулятивные: 1.
Мотивация к
учебной
деятельности.
(3 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
I. Организационный
момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Сегодня великолепный день для путешествия. И хотелось бы, чтобы вы его запомнили. Откройте тетради, запишите число. Задача нашего путешествия: побывать в стране, о которой мы говорили на предыдущих уроках. Называется эта страна “Лексика”. Компасом будут служить ваши знания. Перед вами Приветствую т учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологиче ски настраивают ся на урок. Самоопред еление - осуществл ение гражданск ой идентифик ации личности. Целеполага -ние -принятие учебной задачи.
лежат листы контроля. В них вы будете выполнять некоторые задания. 2.
Актуализация
знаний и
пробное
учебное
действие. (10
мин.)
Цель:
актуализиро вать учебное содержание, необходимо е для изучения нового материала; актуализиро вать мыслительн ые операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия – Ребята, а вы помните, почему страна, куда мы отправляемся, называется Лексикой? (Лексика (от греч. “лексис” - слова, выражения, оборот)). - А. М. Горький говорил: “Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с быстротой поражающей”. – Давайте попробуем определить значение слова “богатый” по словарю. (1. Обладающий большим имуществом. 2. Дорого стоящий, роскошный, великолепный. 3. Имеющий в большом количестве чего-либо с избытком. 4. перен. Содержащий много ценных качеств). Дают устные ответы на поставлен- ные учителем вопросы. Работа со словарём. Работа в парах по толковому словарю ( учащиеся находят в словаре и выписывают лексическое значение слова «богатый»). Формиров ание картины мира культуры как порождени я предметно - преобразу ющей деятельнос ти человека; формирова ние позитивно й самооценк и. Планирование своих действий; адекватное восприятие оценки учителя; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
– В каком из этих значений А. М. Горький употребил слово “богатый”? – Чем же богат язык? (Язык богат словами, грамматическими формами для выражения мыслей и их оттенков). – Ребята, а для чего же нужно знать язык? (Знание языка необходимо для общения. Человек, живя среди людей, работая на производстве, обучаясь в школе, не может не общаться. А делает это он с помощью слов, составляет из них предложения, тексты). – Скажите, сколько, по- вашему, слов в русском языке? Где об этом можно узнать? (Количество слов в русском языке постоянно изменяется, Дают устные ответы на поставленны е учителем вопросы.
потому назвать точное число слов невозможно). - “Собраны” слова в словарях. - Какие вы знаете словари? (1. Толковый словарь 2. Орфографический словарь 3. Словарь антонимов 4. Словарь синонимов 5. Фразеологический словарь 6. Словарь иностранных слов.) (Выставка. Показ словарей) – Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. - О чем могут рассказать словари? (Дети выходят по Индивидуаль ные задания. (Рассказ о словарях).
одному и рассказывают о словарях).
Вывод:
- Итак, дети, мы с вами выяснили, что в словарях отражается богатство русского языка, но оно создается не только большим количеством слов, а ещё и тем, что в русском языке есть многозначные слова, слова с переносным значением, слова, близкие по значению. Как называются такие слова? (Синонимы.) - Чем отличаются слова друг от друга? (Слова отличаются лексическим значением, о нём мы узнаем в толковом словаре). - Поскольку мы сегодня с вами путешествуем, то попробуем определить значение слова “спутник” по толковому словарю. (1. Человек, который вместе с кем-нибудь совершает путь). Работа в парах по толковому словарю ( учащиеся находят в словаре и выписывают лексическое значение слова «спутник»).
Я выбираю вас сегодня своими спутниками по стране, которая называется “Лексика”. И мы вместе совершим путешествие. Позже слово “спутник” приобрело еще несколько значений, зачитайте их. 2. Перен. : то, что сопутствует чему- нибудь, появляется вместе с чем-нибудь. 3. Небесное тело, обращающееся вокруг планеты. 4. Космический аппарат, запускаемый на околопланетную, окололунную или гелиоцентрическую орбиту с помощью ракетных устройств. - Таким образом, мы с вами выяснили, что лексика русского языка разнообразна. Не случайно мы в начале урока вспомнили слова А. М. Горького. 3.
Этап
закрепления с
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости,
-
Применять правила делового Контроль - учет правила в
проговаривани
ем во внешней
речи (10 мин.)
Цель: воспитывать личность со сформированны ми коммуникативн ыми навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческ им ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. - И всем словам русского языка находится свое место в огромной стране, имя которой “Лексика”. (Показать карту). Как и на любой другой карте, здесь есть территориальное деление, сегодня мы исследуем лишь некоторые из этих территорий. - Воды Великого океана омывают нашу страну, достичь ее берегов возможно лишь морским путем. Мы приближаемся к станции “Однозначные и многозначные слова”. - Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна… 1 учащийся читает стихотворен ие, 1 учащийся проводит морфологиче ский разбор имени существител ьного, после чего все учащиеся его проверяют. сотрудничес тва: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелате льность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастник у) деятельност и. планировании и контроле способа решения. Оценка - оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коррекция - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
И знакомая страна Вот уж издали видна Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. - Вы прослушали строки из сказки “О царе Салтане... ” А. С. Пушкина. Ответьте на вопрос: “Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?” (Судно и корабль – это слова- синонимы. Они использованы для большей выразительности).
Один ученик
работает у доски:
1. Кораблю - имя существительное, отвечает на вопрос что? Н.ф. – корабль 2. Морфологические признаки: пост. – нариц., неоду., 1 скл., Работают со словом.
м.р. непост. – ед.ч., Д.п. 3. Велят (чему?) кораблю. - И вот перед нами земля. Задание: Прочитайте предложения, определите, сколько значений у слова “земля” Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле лингвистической страны. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. Земля вращается вокруг солнца. Береги землю родимую, как мать любимую. Дают устные ответы на поставленны е учителем вопросы. Работа со словарём.
Территория 2. Почва 3. Суша 4. Планета 5. Страна - Как называются такие слова? (Многозначные). - На станции “Многозначные и однозначные слова” можно увидеть много интересного. Представьте себе: Пять рабочих ставят дом. Ставит опыт агроном. Он растит такую рожь – С головой в неё уйдешь. Ставит счетчики монтер. Ставит фильмы режиссер. Снял он сказку “Колобок”, Коллективна я работа. Дают ответы на поставленны е вопросы.
Чтобы ты увидеть мог. Мама ставит пироги. Подойди и помоги. А диагноз ставит врач: “Просто насморк. Спи, не плачь!” Если кончился рассказ, Ставить точку в самый раз. - Какое слово в этом стихотворении повторялось несколько раз? (Ставить. 7 раз). - В этом стихотворении у слова “ставить” 7 значений. Это слово многозначное. - А сколько всего значений у этого слова? (15) - А теперь новое испытание.
ВЫВОД:
Так какие же слова называются многозначными? (Слова, которые имеют несколько значений). Коллективна я работа. Учащиеся
- Однозначными? (Одно значение). - Ой, ребята, возле доски лежит какая-то записка. Прочитайте её. - Дорогие путешественники- исследователи! Приветствуем Вас на нашей станции! Предлагаем выяснить значение слова “язык” в следующих предложениях. Если вы это правильно сделаете, то назовете станцию, на какую мы прибыли. - Записываем в тетрадь: 1. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. 2. Мама посоветовала мне прикусить язык. 3. Я больно прикусила язык. записывают предложения . Работают со словом «язык». Выполняют фонетически й разбор слова.
4. Язык до Киева доведет.
Один ученик
работает у доски:
Язык -
[ й' а з ы к] Я - [ й' ] – согл., зв., мягк., сонор.,непарн. [ а ] – глас., безуд. З - [ з ] – согл., зв., тверд., парн. Ы -[ ы ] – глас., ударн. К - [ к ] – согл., глух., тверд., парн. 4 буквы, 5 звуков - В каком значении употребляется слово “язык” в 3-ем предложении, а в 1, 2 и 4-ом! (Это слово многозначное. В 3-м предложении – в прямом - в 1, 2, 4-ом – в переносном.) - Значит, мы попали на станцию “Прямое и переносное значение”. Что же такое прямое значение? (Это основное лексическое Учащиеся записывают предложения . Находят выразительн ое средство (метафору.)
значение слова.) - Переносное? (Это вторичное значение.) - Что дает нам знание многозначных и однозначных слов, прямого и переносного значения? (Употребляя слова в различных значениях, мы получаем возможность сделать нашу речь выразительной). Задание: Запишите предложения. Найдите в них слова, которые делают выразительными следующие строки и подчеркните их. Горит восток зарею новой. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Отговорила роща золотая.
- Какое определение существует для таких слов в литературе? (Метафора).
Динамическая
пауза (2 мин.)
Цель: сменить вид деятельности. - Мы устали путешествовать. Давайте передохнем. Отгадайте загадки: 1. На каких полях не сеют и не пашут? (на тетрадных) 2. Какой рукав нельзя пришить? (реки) 3. Из какого крана нельзя напиться? (из подъемного) - На каком явлении построены эти шутливые вопросы? (На явлении омонимии). Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Лексика. Культура речи» и изображают предмет. Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. 4.
Включение
изученного в
систему
знаний.(15
мин.)
Цель: мотивировать учащихся к Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.
1. Игра « Кто о чем
подумал?
Учитель называет слово, а игроки записывают Индивидуаль ная работа учащихся по уровню сложности: - Записать словосочетания. - Сделать анализ данного Самоопредел ение - самооценка личности; формировани е адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия . Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера
деятельности; координировать деятельность учащихся; контролировать выполнения заданий словосочетание, из которого бы ясно следовало значение предложенного слова. Например, ведущий произнес слово корень, один учащийся может написать корень растения, другой – корень слова. Затем ответы зачитываются, и ведущий в виде шутки объявляет, кто из играющих станет в будущем агрономом, языковедом, врачом. Слова для игры: поле, крыло, гнездо, прием, ядро, фигура, земля, полотно, команда, линия, связь, узел.
2. Тест-опрос
Выбери многозначные слова и впиши соответствующие им буквы в прямоугольник: а) инженер; б) заговорить; в) кипеть; г) равнина; д) год; е) идти; ж) сеять; з) вечер; и) загладить; к) словосочетания. Сильный ученик проверяет у слабых, а сам отчитывается учителю. Учащиеся выполняют тестовую работу, после чего обмениваютс я тетрадями и проверяют работу соседа сделанных ошибок.
жирный; л) иней; м) ветер; н) пышный; о) пуговица; п) работа. Выделите пример, в котором прилагательное употреблено в прямом значении: а) железный человек; б) железная воля; в) железная дисциплина; г) железная кровать. Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении: а) светлый ум, общий язык, горячий чай; б) горькая судьба, общий язык, чистая скатерть; в) золотые руки, холодный ум, горячее сердце. Выпишите слова, употребленные в переносном смысле. Простор сияет чистый.
Белым – бела земля. Под шубою пушистой – Сады, луга, поля.
3.
Замени в словосочетании существительное, чтобы прилагательное оказалось в прямом значении. Ослиное упрямство – ослиное копыто, стальные мускулы – … , волчий аппетит -… , свинцовый взгляд – … , острое слово – … , воздушный пирог – … , веселая строка – … , бодрый шаг – … , тихий месяц – … , золотая пора – … .
7.Рефлексия. (5
мин.)
Цель:оценить результаты собственной деятельности повторить способ нового знания Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый. Учитель оценивает работу учащихся на уроке. - Путешествие закончилось. - Ребята, по какой стране мы сегодня Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Осуществля ют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Смыслооб разование - формирова ние адекватно й позитивно й самооценк и, самоуваже ния и самоприня Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
путешествовали? (Лексика.) - Еще раз, что же такое лексика? (Словарный состав языка.) - Какие понятия мы повторили? Прямое и переносное значение. Однозначные и многозначные слова. - Ребята, но на карте осталось ещё несколько не исследованных нами сегодня территорий. - Об этих понятиях мы поговорим на следующем уроке. . тия. Домашнее задание: Задание № 1. Выписать из “Толкового словаря русского языка” С. И. Ожегова: 10 слов с однозначным и 10 слов с многозначным значениями. Задание № 2.
Собирание
Записывают задание.
материалов к проекту
«Лексика. Культура
речи».
- Урок окончен. До свидания.
В раздел основное общее образование