"Программа элективного курса по биологии"
статья
Автор: Калашникова Галина Николаевна, учитель биологии, МБОУ " СОШ № 19", город Изобильный, Ставропольского края
В раздел основное общее образование
Рабочая программа элективного курса
по биологии «Экология человека»
для 8-х классов
Автор-составитель: учитель биологии высшей квалификационной категории Калашникова Галина Николаевна Участники программы: учащиеся 8 класса. Срок реализации 1 год. (2014-2015 учебный год) Пояснительная записка. Элективный курс «Экология человека» для 8х классов. рассчитан на 34часа. Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных классов и направлена на дополнение базовых знаний по биологии. Экология человека как научное направление включает биологическую, социальную и прикладную составляющие Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Особую актуальность проблема здоровья приобрела в наше время в связи с ухудшением экологической обстановки не только в отдельных регионах, но и на планете в целом. Программой предполагается изучение факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека. Необходимо указывать не только факторы, снижающие здоровье, но, что более важно, и факторы, укрепляющие здоровье. В настоящее время, очевидно, что человечество вступило в критический период своей истории – эпоху экологического кризиса, характеризующегося острыми противоречиями во взаимоотношениях общества и природы, возникновением трудно разрешимых глобальных экологических проблем. В этих условиях особого внимания заслуживает проблема воспитания экологически грамотного, высоконравственного и здорового поколения, способного существовать и развиваться в сложных условиях изменяющейся среды: она должна решаться путем экологизации современной науки и образования , пересмотра содержания , форм и методов обучения в школе. . Экология человека – комплексная дисциплина, которая изучает общие законы взаимоотношения биосферы и человечества, его групп, влияние природной среды на человека. При этом природные, экономические и социальные условия рассматриваются как одинаково важные составляющие среды жизни человека, обеспечивающие разные стороны его потребностей. Экология человека имеет древние корни, но ее интенсивное развитие в западноевропейских странах и в России приходится на 70- е годы XX века. Это связано прежде всего с прогрессирующим загрязнением окружающей среды урбанизированных территорий. В программе элективного курса «Экология человека» отражены медицинские, санитарно- гигиенические, психологические и педагогические аспекты этой проблемы. С позиций комплексного междисциплинарного подхода рассматривается сущность понятия «здоровья», «здоровый образ жизни» путем формирования правильного отношения молодежи к своему здоровью. Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие
здоровья. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении. Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье»,использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии. Курс «Экология человека» имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы. Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала и практических работ. Программа предусматривает чтение лекций, проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, диспутов и конференции. Курс завершается итоговой конференцией. Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятиях, анализ результатов выполнения заданий, беседы с учащимися, участие в конференциях, тестирование.
Цели курса
: – формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру. - создать целостное представление о здоровье человека, о влияющих на него экологических факторах и особенностях их воздействия на человеческий организм, выработать основы системы самосбережения и укрепления здоровья. - в процессе изучения курса способствовать осознанию учащимися роли человека и своей собственной в сохранении жизни во всем ее многообразии на планете, воспитание ответственности за состояние окружающей среды, норм экологической этики.
Основные задачи курса:
- организация психолого-педагогической диагностики и валеологического мониторинга состояния здоровья; - обучение простейшим навыкам защиты от воздействия различных видов загрязнений окружающей среды; - закладка основ системы сохранения и укрепления здоровья; - воспитание бережного отношения к природе; - систематизация и углубление ведущих экологических понятий; - раскрытие структуры и принципов функционировании экосистем; - раскрытие принципов рационального природопользования; - формирование культуры и правил поведения в природной и социальной среде; - выявление взаимозависимости между состоянием окружающей среды и здоровьем человека; - изучение экологических проблем различного уровня; - знакомство с профессиями экологической направленности в сфере деятельности «человек-природа».
Требования
к умениям учащихся, изучившим курс
«Экология человека»:
Учащиеся должны знать:
- об экологических факторах, снижающих здоровье, и мерах, позволяющих сохранить и укрепить здоровье; - критерии здорового образа жизни; - о взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья; - о необходимости охраны окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
- применять экологические знания для раскрытия сущности и причин возникновения экологических проблем, катастроф; - прогнозировать функционирование экосистем и биосферы в условиях антропогенных воздействий; - оценивать состояние здоровья; - прогнозировать возможные последствия несоблюдения гигиенических правил; - проводить элементарные экологические учебные исследования: уметь грамотно вести наблюдение, получать, обрабатывать и систематизировать данные, формулировать выводы.
Способы и формы оценивания уровня достижений учащихся
: По изучению данного курса применены различные формы контроля
,
что учитывает дифференцированный подход к обучению Контроль знаний и умений учащихся осуществляется с помощью устных опросов, конкурсов, викторин. Способами оценивания уровня достижений учащихся, степени усвоения учебной программы является аттестация воспитанников в форме диагностирования и тестирования. Учащимся могут быть предложены разные по уровню сложности работы для отчетности: - исследовательские работы - творческие работы - рефераты; - презентации
Содержание программы
.
1.Введение(1ч.) Что такое здоровье? Виды здоровья. Факторы здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья. 2.Здоровье и наследственность(3 ч.) Место человека в системе живой природы. Этапы и факторы становления человека. Видовые признаки человека. Является ли человек совершенным существом? Наследственность- важный фактор здоровья. Стресс- наследственная реакция адаптации. Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний. Практическая работа №1. «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной». 3. Окружающая среда и здоровье человека. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (17 ч) Опорно-двигательная, система кровообращения , дыхательная система, пищеварительная система, нервная система и работа анализаторов. Влияние факторов среды на функционирование и развитие половых желез, формирование вторичных половых
признаков. Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения. 4.Природная, социальная среда и здоровье.(8 ч.) Эндемические и природноочаговые заболевания. Космические факторы здоровья. Биологические ритмы. Устойчивость биоритмов. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. Адаптивные типы людей: полярный(арктический),тропический, аридный, высокогорный. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Потеря эстетических и гигиенических качеств, загрязнение. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья. Влияние природного, радиоактивного фона на здоровье человека. Воздействие и критерии опасности ионизирующих излучений. Влияние звуков на человека. Воздействие электромагнитного излучения на человека. Оценка среды учебных помещений, санитарно-гигиенические нормы. Научные основы озеленения интерьера. Оценка качества окружающей среды своей местности. Практическая работа №2. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения», 5.Здоровье - профессиональная забота врача и эколога(6 ч.) Профессия врача. Научное и социальное содержание врачебной деятельности. Социально- психологический портрет врача. Профессиональная ответственность врача и врачебная тайна. Профессия эколога. Научное и социальное содержание деятельности эколога. Социально-психологический портрет эколога. Выдающиеся медики и экологи. Профилактика вредных привычек
Календарно - тематическое планирование
.
№
Название темы
Кол
.ч.
Дата
Примеча-
ние.
1
Введение
. Предмет и задачи курса « Экология человека».
1ч.
тесты
Тем
а
II Здоровье и наследственность
3 ч.
2(2) Место человека в системе живой природы Этапы и факторы становления человека. Видовые признаки человека. 1 ПРЕЗЕНТА ЦИЯ 3(2) Наследственность – важный фактор здоровья Предупреждение наследственных заболеваний. 1 презентация 4(2) Практическая работа №1. «Составление родословной». 1 Практ.работ а. ,№1
Тем а 3
Влияние факторов среды на функционирование систем
органов (17 ч)
17 5(3) Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. 1 сообщения 6(3) Двигательная активность. Гиподинамия. 1 Презентации 7(3) Формирование навыков активного образа жизни. 1 Сост. Индивидуал ьного комплекса упр 8(3) Олимпиада в Сочи. История олимпийских побед. 1 Сообщения, Презентации 9(3) Условия полноценного развития системы кровообращения. Природные и антропогенные факторы, влияющие на на состав крови. 1 Презентации 10(3 ) Гипоксия, анемия, юношеская гипертония. Аллергия. 1 сообщения 11(3 ) Изменение клеток иммунной системы под влиянием условий окружающей среды. Онкологические заболевания. 1 фильм 12(3 ) СПИД- чума 20 века. 1 Фильм, сообщения
13(3 ) Вакцинация, помощь больным, показатели здоровья. 1 Презентации 14(3 ) Правильное дыхание. Влияние холода на частоту дыхательных движений. Горная болезнь. Профилактика ОРВИ. 1 фильм 15(3 ) Пищевой режим. Рациональное питание. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм. 1 Презентации 16(3 ) Паразиты внутри нас. Профилактика и лечение гельминтных заболеваний. 1 Презентации 17(3 ) Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. 1 тесты 18(3 ) Профилактика нарушения органов чувств- зрительного анализатора, слуха и равновесия. 1 фильм 19(3 ) Кожа. Роль кожи в терморегуляции организма. Правила пребывания на солнце. Профилактика кожных заболеваний. 1 Презентации 20(3 ) Формирование организма подростка под влиянием гормонов гипофиза и щитовидной железы. 1 сообщения 21 (3) Репродуктивное здоровье. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. Здоровье нации - в наших руках. 1 , фильм
Тем
а 4
III Природная,социальная среда и здоровье
8ч.
22(4 ) Эндемические заболевания 1 презентация 23(4 ) . Космические факто Б Биологические ритмы, их устойчивость Адаптивные типы людей. Адапт 1 тесты 24(4 ) Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. 1 таблица 25(4 ) Изменение природной среды под влиянием деятельности человека 1 презентация 22(4 ) Влияние природного, радиоактивного фона на здоровье человека 1 сообщения 26(4 ) Оценка среды учебных помещений. Санитарно- гигиенические нормы. Пр. раб. «Оценка санитарно- гигиенического состояния школьного помещения» 1 Практ.работ а. №2 27(4 ) Оценка качества среды своей местности. Подготовка к исследовательской работе. 1 Индивидуал ьные задания 28(4 ) Экологический паспорт школы. Исследовательская работа 1 Групповая работа
Тем
а 5
IV Здоровье-профессиональная забота врача и эколога.
-
6ча
с.
29(5
)
Современные науки о здоровье человека
.
1
презентации 305) Профессия врача и эколога 1 Презентация , встреча с терапевтом. 31(5 ) Профилактика табакокурения и алкоголизма
1
Встреча с врачом- наркологом 32(5 ) 15Профилактика наркомании 1 Индивидуал ьные задания. Встреча с врачом- венерологом 335) Итоговая конференция 1 Защита исследовате льских работ
34(5 ) Итоговая конференция 1 Защита проектов и иссл. Раб. Список использованной литературы. 1. Абаскалова,Н.П. Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы) Новосибирск, 2009. 2. Државецкая И.А. основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. –М.: Высшая школа, 2010.Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики. – Минск, 2000 4.Кузьмин А.М. «Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы земли» М., Наука 2005. 5.Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 2001 6.Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1999. 7.Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998. 8. Фёдорова М. З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья. Изд. центр «Вентана – Граф» 2000 9. Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,2000 10. Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу окружающей среды/ Сост. Н.Н. Марфенин. М.,1999.
Список литературы, рекомендуемой для учащихся
. 1. .Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.: СМИО, 1999 2. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 2010 3. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 2005 4. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 2004. 5. Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,2000 6. Энциклопедия для детей: Биология, география. –М.: Аванта1994 Образовательные диски: -«Экология» . 2004 г. Дрофа - «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2010г. – Биология .Анатомия и физиология человека, изд. « Просвещение»2002г.
В раздел основное общее образование