Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Педагогические подходы к воспитанию толерантности - теория и практика".

статья

Автор: Спиридонова Татьяна Георгиевна, учитель истории и обществознания, МОУ лицей 10, город Волгоград



В раздел основное общее образование




Спиридонова Татьяна Георгиевна –

учитель истории и обществознания

МОУ лицея 10 г.Волгограда
Темой своей статьи я выбрала «Педагогические подходы к воспитанию толерантности - теория и практика». Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблемы, связанной с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности в настоящее время обращается всё больше исследователей. В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает ТЕРПЕНИЕ. Если обратиться к словарю С.И.Ожегова, то можно обнаружить три слова, близких по значению: «терпение», «терпеть», «терпимость». «Терпение» определяется, с одной стороны, как способность терпеть, с другой, как настойчивость, упорство и выдержка. «Терпеть»: 1) спокойно и безропотно переносить что – ни будь, 2) мириться с наличием чего – ни будь, 3) испытывать что-то неприятное, тяжёлое, 4) откладывать какие-либо дела. «Терпимость» используется в значении терпимого отношения к кому-либо, чему- либо, чужим мнениям, верованиям, поведению. С точки зрения исследователей толерантности педагогов Г.В. Безюлевой и Г.М. Шеламовой, толерантность – это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения методами разъяснения и убеждения. На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора отношения к человеку вообще, к другим людям, к коллективам, которое не навязываются, а приобретается каждым человеком в детстве через систему воспитания и обогащается через собственный жизненный опыт. Проявление терпимости включает: - равноправие, - взаимоуважение, - доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом, - равные возможности для участия во всех сферах жизни для всех членов общества, - сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств, - возможность следовать своим традициям, - свобода вероисповедания, - сотрудничество и солидарность в решении общих проблем, - позитивная лексика в наиболее уязвимых межэтнических отношений и отношений между полами.
Сегодня я выделю следующие подходы к воспитанию толерантности, которые, на мой взгляд, необходимы современному учителю: Личностно-ориентированный – это, прежде всего: признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; Деятельностный - опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка; Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного ребенка). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа - учета индивидуальных и половозрастных особенностей. При работе по воспитанию толерантности необходимо учитывать индивидуальные и половозрастные особенности. Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены). При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. Для любого возраста обязательным будет являться: -тщательное изучение особенностей личности воспитанника; организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании); определение методов, приемов и форм воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием и др. Принцип культуросообразности: в процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности. Принципы связи воспитания толерантности с жизнью: принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного
опыта, отсутствие расхождения слова с делом, а отсюда, следовательно, подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром; демонстрация последствий толерантности и интолератности; поиск способов решения, сотрудничество и диалог; возложение ответственности за свое поведение (толерантные или интолерантные действия) Принцип уважительного отношения к личности: независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. Учитель должен организовывать общение с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах Принцип опоры на положительное в ребенке Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. Мы должны выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность; помнить о создании ситуации успеха. Теоретические принципы работы учителя по вопросам воспитания толерантности я использую на практике. Сегодня хочу рассказать лишь о некоторых формах работы, которые были проведены мною при работе с классом, где я являюсь классным руководителем и элементы содержания на уроках истории и обществознания. В 5 классе, при первом знакомстве с детьми и их родителями проводилось анкетирование при участии педагога-психолога лицея Даниловой Т.Г. с целью выявления уровня сплоченности, определения терпимости, уважения к чужому мнению (толерантности). Ребятам было сказано о том, что тест поможет хотя бы приблизительно определить нашу толерантность, но при этом было дано определение толерантности и ребята до проведения теста постарались сами привести примеры толерантного отношения друг к другу. Тест был дан на проекторе и ребята должны были отвечать быстро, не задумываясь. В пятом классе результаты были разные и мне, как классному руководителю, необходимо было выделить для себя, те принципы, о которых я говорила ранее, но для того, что бы узнать, эффективна моя работа или нет тестирование проводилось и в 6 и в 7 классах, вопросы оставались прежние, а вот мнение ребят менялось и естественно шкала результатов тоже. На одном из классных часов в 6 классе мы говорили о дне толерантности и на нем ребята показывали свое понимание толерантности – кто подготовил сообщение из истории этого дня, кто подготовил презентацию «Что такое дружба и как надо дружить», а художники сделали рисунки. Главный «певец» сделал и исполнил попурри песен на данную тему. Вопросы толерантности выносятся на уроки обществознания, а на уроке важно как ребята понимают не только определение, но как сами относятся к данному понятию. Поэтому на уроках в старших классах по те мам «Нации, межнациональные отношения», «Конфликты и пути их решения» использую проведение диспута по теме «Терпением мы можем добиться больше, чем силой. Э. Берн». По итогам диспута старшеклассники пишут эссе, темы которых следующие – «Каждая нетерпимость есть знак слабости. Сотрудничество есть подтверждение равновесия. Н. Рерих», «Мы можем изменить только одного человека – себя (народная мудрость)». В среднем звене использую игру 6 класс – «Похожие и непохожие», а в 7 классе «Дружный класс», «Дети разных народов».
Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Роль учителя в этом особенно велика. Используемая литература: 1.Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002. 2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность. Взгляд – поиск - решение., М., 2002. 3.Роберт Кайл Тайны психики ребенка, СПб-Москва, 2002. 4.Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов– на–Дону, 2002. 5. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002. 6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть I, М., 2000. 7. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, М., 2002. 8.Фопель К. Энергия паузы, М., 2002.ний (теория и практика). Сборник научно– методических статей, М., 2002.


В раздел основное общее образование