"Гражданственно-патриотическое воспитание школьников средствами искусства"
статья
Автор: Ельшина Любовь Васильевна, учитель изобразительного искусства, МКОУ СОШ №1, г. Острогожск, Воронежская область
В раздел основное общее образование
1
Гражданственно-патриотическое воспитание школьников средствами
искусства
Автор
Ельшина Любовь Васильевна,
учитель изобразительного искусства МКОУ СОШ №1, г. Острогожск, Воронежская область
«Гражданственность
–
это
сознание
своих
прав
и
обязанностей
по
отношению
к
государству»
-
качество, свойство поведения человека, гражданина, (гражданское общество, долг перед Отечеством, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания).
Патриотизм
– любовь к России, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, – одна из важных, если не основных, составляющих гражданственности. Как без патриотизма не может быть гражданственности, так без гражданственности не может быть и патриотизма.
К патриотизму нельзя призывать, его надо воспитывать.
Д.С.Лихачев
Любить свою Родину – значит знать её.
В.Г.Белинский
Актуальность проблемы патриотического воспитания, устойчивое внимание государства к ней и становление гражданского общества подтверждается Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015г.г.». В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье. Проблема гражданственности и патриотизма не нова и она имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир выдвигает более сложные грани этой проблемы, предъявляет новые требования к личности подростка. Произошло размывание системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений, усиление бездуховности у значительной части подростков, происходит внедрение чуждых российскому обществу духовных ценностей. Поэтому возникла необходимость в переоценке роли образования в воспитании современных подростков. В нашей школе воспитание этих качеств личности человека является одной из приоритетных задач. Патриотическая система воспитания в школе направлена на: o сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры; o сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; o формирование духовно-нравственных качеств личности; патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей, роли России в судьбах мира; o воспитание патриотов земли России, способных встать на защиту государственных интересов; воспитание любви к родному городу, Родине, её истории, культуре, традициям, бережное отношение к природе; o развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
2 o формирование толерантности, чувства уважения к другим народам; o воспитание трудолюбия; o разностороннее развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности; o формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников. o способствовать изучению истории своей семьи, сознательного отношения к семейной жизни, школы, района, города, своей страны; культуры народов мира. Моя задача, помочь современному подростку в становлении своей жизненной позиции средствами изобразительного искусства. Учебный предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанными поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. А пробуждения гражданственности и патриотических чувств невозможно без воспитания духовно-развитой личности. И эти чувства – одно из проявлений духовности, которая делает человека личностью, а нацию – народом здоровым и непобедимым, открывают учащимся ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Новое время требует от школы содержания, форм, средств и методов воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Пути достижения поставленных задач различны и выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и изучаемого материала. В учебном процессе считаю необходимым: o прививать детям желание учиться и выполнять творческие работы, приводя пример на работах детей прошлых лет, на творчестве своих, местных, отечественных и зарубежных художников; o помнить об элементах щадящей педагогики – отвечать детям удобнее с места, сидя; не ставить плохую оценку за неудачную работу на уроке, даю возможность доработать или переделать задание, что делает успешным результат; оценку «3» ставлю, когда у ребёнка знания и мотивация на низком уровне. Ученик, стремящийся к познанию с повышенной мотивацией, может заработать отличную оценку. Поэтому «троечников» в классе очень мало. Каждый стремиться к лучшим результатам; o осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль учеников, даю возможность самому выражать свои мысли способами выдвижения своих гипотез, творческие работы выполнять в различных материалах; обучающиеся самостоятельно учатся анализировать свою работу и сверстника, обосновав своё решение, ответ. Средством в обучении и воспитании школьников является: общение, как один из важнейших факторов воспитания растущего человека, формирования, развития и укрепления его познавательных интересов. Совместная продуктивная деятельность выступает для достижения положительного результата, возрастает объем усваиваемого материала, и глубина
3 его понимания, на формирование понятий, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; компетентность, плодотворность учителя зависит от его умения говорить, общаться с детьми. Учитель сам должен творчески заниматься самообразованием; новизна - на каждом уроке нужно стараться удивить чему-либо детей;
комфорт - важно, в каком кабинете проходит урок, оснащённом или неоснащённом; успех - необходимо отмечать успех ребёнка в тех случаях, когда он действительно прилагает много усилий и у него что-то получается; связь с жизнью - ученик должен понимать значимость изучаемого материала и его место в окружающем мире. Использую современные инновационные педагогические технологии. Технология развивающего обучения направлена на развитие всей целостной совокупности качеств личности школьника. Проблемное обучение стимулирует мотивацию ученика, повышает познавательный интерес, формирует самостоятельность, ответственность, инициативность, нестандартность мышления, убеждения. Индивидуально - коллективная технология, групповая снижает объём выполняемого задания для каждого ученика. Личностно-ориентированное обучение предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность ученика, его интеллектуального и нравственного развития, развития целостной личности, а не отдельных качеств. Проектная деятельность, исследовательская работа - представления творческого материала в виде стенгазет, папок с материалами. Игровые технологии – повышают интерес к обучению. Информационные технологии значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу. Здоровьесберегающие технологии - для снятия усталости, напряжения. Чувства понятия любви к природе, дому, семье закладываются с рождения ребёнка, а потом получают логическое продолжение в школе, начиная с 1 класса. А формирование патриотических чувств ребёнка через приобщение к местным формам родной культуры, через отношение к труду художника, преобразующего окружающую жизнь, привносящего в неё красоту, начинается с 3-го класса. Идея «От родного порога – в мир общечеловеческой культуры» является наиболее актуальной в формировании у детей чувства малой родины. Очень важен личный пример педагога, его отношение к культурно- историческому наследию. Всё, что связано с жизнью и искусством может служить мотивацией для воспитания и желанию создавать добро, красоту, любовь. Темы «Истоки родного искусства» в 4-м и «Корни народного искусства» в 5-х кл. знакомят с душой своей Родины. Веками складывались семейные и общественные традиции, трудовые и бытовые навыки,
4 формировалось духовное богатство, представление о добре и красоте. Это связано с традициями жизни, труда в определённых природных и исторических условиях. Для чего необходимо такое пристальное внимание к давнему, исчезнувшему укладу народной жизни? Нельзя воспитывать в себе нравственные идеалы, не зная того, что было до нас. Шагнуть можно вперёд лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Каждая тема о родном искусстве сравнивается с искусством, культурой другого народа, их традициями. Мы говорим об Отчизне, когда знакомимся с символикой государства, области, своей малой родины. Центральными символами-образами любой культуры является солнце, дерево, дорога. Рисуя природу, вспоминаем о русской берёзке, как о символе России. Для русского человека особое значение имеет образ дороги - символ жизни человека, которую должен пройти каждый. Произведения искусства являются не только средством любования, но и размышлениями: о человеке и человечестве, о защитниках Родины, о наших великих соотечественниках, об их творческих связях с деятелями отечественной науки, культуры, искусства, внёсшие свой вклад в наследие России. Размышляя на тему «Искусство-проводник духовной энергии», восьмиклассники, рассматривают произведение В.Попкова «Шинель отца» и понимают, что картина не только передаёт духовное родство поколений. В картине шинель на художнике - символ всех скорбящих по погибшим на войне. Этот образ восстанавливает преемственность героических традиций, отдаёт благодарную дань военному прошлому. Искусство является каналом связи не только с отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами и странами. Изучая тему «Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве» старшеклассники не только рассматривают картины ужасов войны в отечественных европейских произведениях, но и знакомятся с музыкальными произведениями. Музыка на протяжении многих веков обеспечивала укрепление и рост патриотических чувств не только армии, но и всего русского народа. Темой патриотизма проникнуты театральные представления, кинофильмы о патриотах Отечества. Зрители, погружаясь в атмосферу фильма, оценивают их действия, мечтают быть похожими на них. Но, к сожалению, в последнее время, на экранах возникают образы беспощадных убийц-победителей, ни во что не ставивших человеческую жизнь. И задача педагога искусства - довести до школьников, в чём же раскрывается духовная красота человека и патриотизм. В основе фильма «Летят журавли» режиссёра М.Калатозова по пьесе драматурга В.Розова «Вечно живые» – дань памяти, прошедшим войну и наставления будущим поколениям. Через конкретные истории самых обыкновенных людей раскрывается исковерканная, покорённая, но несломлённая судьба целого народа. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственные переживания – проживание художественного образа в форме художественных действий. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознать
5 искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения к человеку, к природе, обществу, поиску идеалов. Чувство любви к Родине, гражданственности раскрывается в урочное и неурочное время на дополнительных занятиях «Волшебный мир искусства», «Я живу на планете Земля» - в 1 классах; «Я, семья и Родина моя» - во 2-4 кл.; «Я - сам мастер»; «Вглядываясь в человека», «Великие темы жизни» - в средних и старших классах. В целях воспитания чувства гражданственности, патриотизма в рамках предмета проводятся, кроме учебных, дополнительных, заданий, ежегодные конкурсы - выставки детских рисунков на темы: «Моя мама», «Моя семья», «Мой город», и др. Темы творческих заданий «О доблести, о подвигах, о славе» находят нужный отклик в сердцах детей, волнуя их воображение, что, несомненно, сеет первые семена любви к родной земле, а от неё к Отчизне. Рисунки учащихся, принявшие участие в конкурсах различного уровня получают высокую оценку жюри. Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно ещё очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим». Б.М. Неменский
С родного очага, семьи, любви к природе, традиций, бабушкиных сказок слагалась русская земля… История России, преемственность поколений и защита Отечества в рисунках детей
Гражданственно-патриотическое воспитание школьников средствами
искусства
Автор
Ельшина Любовь Васильевна,
учитель изобразительного искусства МКОУ СОШ №1, г. Острогожск, Воронежская область
«Гражданственность
–
это
сознание
своих
прав
и
обязанностей
по
отношению
к
государству»
-
качество, свойство поведения человека, гражданина, (гражданское общество, долг перед Отечеством, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания).
Патриотизм
– любовь к России, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, – одна из важных, если не основных, составляющих гражданственности. Как без патриотизма не может быть гражданственности, так без гражданственности не может быть и патриотизма.
К патриотизму нельзя призывать, его надо воспитывать.
Д.С.Лихачев
Любить свою Родину – значит знать её.
В.Г.Белинский
Актуальность проблемы патриотического воспитания, устойчивое внимание государства к ней и становление гражданского общества подтверждается Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015г.г.». В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье. Проблема гражданственности и патриотизма не нова и она имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир выдвигает более сложные грани этой проблемы, предъявляет новые требования к личности подростка. Произошло размывание системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений, усиление бездуховности у значительной части подростков, происходит внедрение чуждых российскому обществу духовных ценностей. Поэтому возникла необходимость в переоценке роли образования в воспитании современных подростков. В нашей школе воспитание этих качеств личности человека является одной из приоритетных задач. Патриотическая система воспитания в школе направлена на: o сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры; o сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; o формирование духовно-нравственных качеств личности; патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей, роли России в судьбах мира; o воспитание патриотов земли России, способных встать на защиту государственных интересов; воспитание любви к родному городу, Родине, её истории, культуре, традициям, бережное отношение к природе; o развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
2 o формирование толерантности, чувства уважения к другим народам; o воспитание трудолюбия; o разностороннее развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности; o формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников. o способствовать изучению истории своей семьи, сознательного отношения к семейной жизни, школы, района, города, своей страны; культуры народов мира. Моя задача, помочь современному подростку в становлении своей жизненной позиции средствами изобразительного искусства. Учебный предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанными поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. А пробуждения гражданственности и патриотических чувств невозможно без воспитания духовно-развитой личности. И эти чувства – одно из проявлений духовности, которая делает человека личностью, а нацию – народом здоровым и непобедимым, открывают учащимся ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Новое время требует от школы содержания, форм, средств и методов воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Пути достижения поставленных задач различны и выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и изучаемого материала. В учебном процессе считаю необходимым: o прививать детям желание учиться и выполнять творческие работы, приводя пример на работах детей прошлых лет, на творчестве своих, местных, отечественных и зарубежных художников; o помнить об элементах щадящей педагогики – отвечать детям удобнее с места, сидя; не ставить плохую оценку за неудачную работу на уроке, даю возможность доработать или переделать задание, что делает успешным результат; оценку «3» ставлю, когда у ребёнка знания и мотивация на низком уровне. Ученик, стремящийся к познанию с повышенной мотивацией, может заработать отличную оценку. Поэтому «троечников» в классе очень мало. Каждый стремиться к лучшим результатам; o осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль учеников, даю возможность самому выражать свои мысли способами выдвижения своих гипотез, творческие работы выполнять в различных материалах; обучающиеся самостоятельно учатся анализировать свою работу и сверстника, обосновав своё решение, ответ. Средством в обучении и воспитании школьников является: общение, как один из важнейших факторов воспитания растущего человека, формирования, развития и укрепления его познавательных интересов. Совместная продуктивная деятельность выступает для достижения положительного результата, возрастает объем усваиваемого материала, и глубина
3 его понимания, на формирование понятий, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; компетентность, плодотворность учителя зависит от его умения говорить, общаться с детьми. Учитель сам должен творчески заниматься самообразованием; новизна - на каждом уроке нужно стараться удивить чему-либо детей;
комфорт - важно, в каком кабинете проходит урок, оснащённом или неоснащённом; успех - необходимо отмечать успех ребёнка в тех случаях, когда он действительно прилагает много усилий и у него что-то получается; связь с жизнью - ученик должен понимать значимость изучаемого материала и его место в окружающем мире. Использую современные инновационные педагогические технологии. Технология развивающего обучения направлена на развитие всей целостной совокупности качеств личности школьника. Проблемное обучение стимулирует мотивацию ученика, повышает познавательный интерес, формирует самостоятельность, ответственность, инициативность, нестандартность мышления, убеждения. Индивидуально - коллективная технология, групповая снижает объём выполняемого задания для каждого ученика. Личностно-ориентированное обучение предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность ученика, его интеллектуального и нравственного развития, развития целостной личности, а не отдельных качеств. Проектная деятельность, исследовательская работа - представления творческого материала в виде стенгазет, папок с материалами. Игровые технологии – повышают интерес к обучению. Информационные технологии значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу. Здоровьесберегающие технологии - для снятия усталости, напряжения. Чувства понятия любви к природе, дому, семье закладываются с рождения ребёнка, а потом получают логическое продолжение в школе, начиная с 1 класса. А формирование патриотических чувств ребёнка через приобщение к местным формам родной культуры, через отношение к труду художника, преобразующего окружающую жизнь, привносящего в неё красоту, начинается с 3-го класса. Идея «От родного порога – в мир общечеловеческой культуры» является наиболее актуальной в формировании у детей чувства малой родины. Очень важен личный пример педагога, его отношение к культурно- историческому наследию. Всё, что связано с жизнью и искусством может служить мотивацией для воспитания и желанию создавать добро, красоту, любовь. Темы «Истоки родного искусства» в 4-м и «Корни народного искусства» в 5-х кл. знакомят с душой своей Родины. Веками складывались семейные и общественные традиции, трудовые и бытовые навыки,
4 формировалось духовное богатство, представление о добре и красоте. Это связано с традициями жизни, труда в определённых природных и исторических условиях. Для чего необходимо такое пристальное внимание к давнему, исчезнувшему укладу народной жизни? Нельзя воспитывать в себе нравственные идеалы, не зная того, что было до нас. Шагнуть можно вперёд лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Каждая тема о родном искусстве сравнивается с искусством, культурой другого народа, их традициями. Мы говорим об Отчизне, когда знакомимся с символикой государства, области, своей малой родины. Центральными символами-образами любой культуры является солнце, дерево, дорога. Рисуя природу, вспоминаем о русской берёзке, как о символе России. Для русского человека особое значение имеет образ дороги - символ жизни человека, которую должен пройти каждый. Произведения искусства являются не только средством любования, но и размышлениями: о человеке и человечестве, о защитниках Родины, о наших великих соотечественниках, об их творческих связях с деятелями отечественной науки, культуры, искусства, внёсшие свой вклад в наследие России. Размышляя на тему «Искусство-проводник духовной энергии», восьмиклассники, рассматривают произведение В.Попкова «Шинель отца» и понимают, что картина не только передаёт духовное родство поколений. В картине шинель на художнике - символ всех скорбящих по погибшим на войне. Этот образ восстанавливает преемственность героических традиций, отдаёт благодарную дань военному прошлому. Искусство является каналом связи не только с отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами и странами. Изучая тему «Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве» старшеклассники не только рассматривают картины ужасов войны в отечественных европейских произведениях, но и знакомятся с музыкальными произведениями. Музыка на протяжении многих веков обеспечивала укрепление и рост патриотических чувств не только армии, но и всего русского народа. Темой патриотизма проникнуты театральные представления, кинофильмы о патриотах Отечества. Зрители, погружаясь в атмосферу фильма, оценивают их действия, мечтают быть похожими на них. Но, к сожалению, в последнее время, на экранах возникают образы беспощадных убийц-победителей, ни во что не ставивших человеческую жизнь. И задача педагога искусства - довести до школьников, в чём же раскрывается духовная красота человека и патриотизм. В основе фильма «Летят журавли» режиссёра М.Калатозова по пьесе драматурга В.Розова «Вечно живые» – дань памяти, прошедшим войну и наставления будущим поколениям. Через конкретные истории самых обыкновенных людей раскрывается исковерканная, покорённая, но несломлённая судьба целого народа. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственные переживания – проживание художественного образа в форме художественных действий. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознать
5 искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения к человеку, к природе, обществу, поиску идеалов. Чувство любви к Родине, гражданственности раскрывается в урочное и неурочное время на дополнительных занятиях «Волшебный мир искусства», «Я живу на планете Земля» - в 1 классах; «Я, семья и Родина моя» - во 2-4 кл.; «Я - сам мастер»; «Вглядываясь в человека», «Великие темы жизни» - в средних и старших классах. В целях воспитания чувства гражданственности, патриотизма в рамках предмета проводятся, кроме учебных, дополнительных, заданий, ежегодные конкурсы - выставки детских рисунков на темы: «Моя мама», «Моя семья», «Мой город», и др. Темы творческих заданий «О доблести, о подвигах, о славе» находят нужный отклик в сердцах детей, волнуя их воображение, что, несомненно, сеет первые семена любви к родной земле, а от неё к Отчизне. Рисунки учащихся, принявшие участие в конкурсах различного уровня получают высокую оценку жюри. Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно ещё очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим». Б.М. Неменский
С родного очага, семьи, любви к природе, традиций, бабушкиных сказок слагалась русская земля… История России, преемственность поколений и защита Отечества в рисунках детей
В раздел основное общее образование