Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Адаптация детей в условиях обучения в образовательных учреждениях закрытого типа"

статья

Автор: Кумратов Алексей Валерьевич, воспитатель учебного курса, Ставропольское президентское кадетское училище, город Ставрополь, Ставропольский край



В раздел основное общее образование



Выпускники детского дома зачастую оказываются совершенно не приспособленными к реальным условиям окружающего мира. Это дети, с раннего возраста успевшие столкнуться с нищетой, стесненными жилищными условиями, преступностью, насилием. Как правило, раны, нанесенные ребенку в первые годы жизни, остаются у него навсегда. Такие дети чувствуют себя незащищенными, одинокими и беспомощными. Став взрослыми, они нередко жестоко обращаются с собственными детьми, совершают преступления, начинают употреблять наркотики. Наша задача – создание условий для успешной адаптации воспитанников детского дома к современному сложному и многоликому обществу, свободного самоопределения в его противоречиях и альтернативах, поиска и отстаивания своей индивидуальности. Эти задачи решаются более успешно, когда возникает гармония двух противоположных процессов – социализации и индивидуализации. Примером может служить сочетание методик коллективной творческой деятельности и ситуационного рефлексивного семейного часа. Через коллективное творческое дело происходит социализация личности ребенка, его интеграция с обществом. Оно формулируется самим ребенком как перспектива интересной жизни. Под КТД подразумевается не любая деятельность, а жизненно важное общественно необходимое дело, например, социальный проект, трудовая акция, спортивные состязания. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляется характер, привычки, культура поведения. Методика ситуационного семейного часа позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. В результате – безработица, нищета, преступность, выпускники становятся алкоголиками или наркоманами. И только немногим удаётся адаптироваться в обществе. Общество в их лице теряет полноценную смену поколений. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их ожидания радужны и рассчитаны на дальнейшую помощь и опеку государства. Жизнь выпускников вне воспитательного учреждения выдвигает перед ними проблемы, которые они не всегда могут преодолеть самостоятельно. Это касается не только стороны их быта, отношения к работе, но и сохранения своего здоровья, организации свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей. У воспитанников детских домов много проблем. Одна из основных – успешно влиться в общество и самостоятельно строить свою жизнь достойную Человека. Основная миссия детского дома – помочь в социальной адаптации воспитанников Дети, выпускаясь из детского дома, оказываются в новой среде, сталкиваются с радикальными переменами, где существуют свои порядки и правила. Они не всегда умеют найти правильный выход с возникшими трудностями. Думаю, одной из проблем является юридическая неграмотность детей. Другая проблема-выбор профессии осуществляется за компанию или по совету друзей, где воспитанник позже осознает свою ошибку и опять сталкивается с трудностями. Также не умеют рационально тратить деньги. Проблем, конечно, не перечесть, их много, и их необходимо решать. Социальная адаптация выпускников будет успешна в том случае, если мы педагоги, вложим те умения и навыки, которые необходимы
им в будущем. Ведь ребенок, который сегодня ходит в школу, завтра окажется выпускником. Знания, направленные на развитие полноценной личности, прежде всего, должны основываться на индивидуальных беседах, тренингах и играх с воспитанниками. Не меньшее значение имеет развитие навыков самообслуживания. Соц. проекты, проводимые с детьми, так же способствуют приобретению опыта: совершая экскурсии, проходит знакомство с людьми различных специальностей, которые помогают сделать правильный шаг в выборе профессии. Дети учатся решать проблемы, находить выход из сложившейся ситуации. Чтобы выпускник не чувствовал себя одиноким, необходимо воспитателю поддерживать постоянную связь с воспитанником, помочь в решении возникших вопросов. У воспитанников детских домов – масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников. К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников детских домов является недостаточным, о чем свидетельствуют цифры статистики. Недостаточная адаптированность воспитанников – следствие целого комплекса причин. Одна из основных – отсутствие государственной программы для детских домов. К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям (а для детского сада существует даже несколько вариативных программ). Таким образом, возникает противоречие между требованием подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в обществе и отсутствием государственных документов (стандартов), определяющих минимальный объем знаний и умений, необходимых воспитанникам детских домов для успешной социальной адаптации. То,что дети не дополучили в раннем возрасте(любовь,ласку.внимание)в подростковом мы получаем готовый продукт с различными псичихескими растройствами и нарушением социальной адаптацией.наша задача помочь детям найти достойное место в этом мире, не повторить ошибки своих биологических родителей Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоцилнально-волевой сфере,а именно:неуверенность в себе,снижение самоорганизованности,целеустремлённости,неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими.Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности,агрессивности,недоверчивости и вспыльчивости.неполнота эмоциональной жизни у одних детей приводит к понижению активности,у других же детей наблюдается ассоциальное поведение,они ведут себя вызывающе в обществе,пытаются привлечь к себе внимание,так как не могут создать прочные эмоциональные отношения с окружающими Дети, попадающие в детские дома и школы-интернаты, имеют непростые показатели. Здесь могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Выявляется задержка умственного развития. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа нуждается в любви и внимании. В детстве дети часто порываются к взрослым. Мы знаем, как они готовы прижаться, повиснуть на любом человеке, который только пришел в учреждение. Однако у них нет опыта общения — они не могут развивать свои отношения. В школе, куда дети из детского дома ходят
учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как «они», что развивает сложные негативные отношения детдомовских и домашних детей. Все дети, живущие в учреждениях интернатного типа, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. Особая проблема — отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность Главная цель воспитателей дошкольной группы - это формирование самосознания младших воспитанников, представлений о мире и своем месте в мире. Эта цель солидарна с главной целью воспитательной системы детского дома – формирование полноценной, социально- мобильной, устойчивой и ответственной личности, способной в будущем успешно строить собственную модель жизни и семьи. В стране уменьшается (причем, значительно) количество детских домов и школ-интернатов. Значительно! Видоизменяется состав воспитанников интернатных учреждений-они все больше превращаются в учреждения для подростков с девиантным поведением. Должен меняться в связи с этим и подход к образовательно- воспитательному процессу. Социализация ребенка с уже сформировавшейся психикой, своими представлениями о жизни - процесс непростой. Ребенок попадает в детский дом уже в подростковом возрасте, и времени на реабилитационную работу, работу по социализации остается совсем немного, как правило, год-два. И нужно так построить работу по социализации, чтобы из детского дома вышел НОРМАЛЬНЫЙ человек. Перестаивать необходимо и подходы к работе, и программы, и весь воспитательный процесс. Проанализировав ряд психолого-педагогических работ, мы пришли к выводу, что основной целью воспитательной системы детского дома, должна стать деятельность, направленная на прерывание порочного круга, когда не готовые к взрослой жизни подростки через несколько лет повторяют печальную судьбу в своих детях, тем самым, воспроизводя ситуацию социального сиротства. Основной идеей такой работы должна стать позитивная трансформация негативно-заряженных сценариев жизни и выработка подростком нового видения себя и своей жизненной перспективы через освоение навыков социальной компетенции и создание собственного жизненного плана. Таким образом, результатом успешной социализации, по моему мнению, можно считать следующие показатели:  достижение подростком такого уровня социальной компетентности, при котором он мог бы самостоятельно планировать семейную жизнь, профессиональную карьеру;  способность справляться с возникающими на его жизненном пути трудностями;  наличие чётких представлений о самом себе, своих возможностях и ограничениях. Среди показателей социальной адаптированности также можно назвать: высокую мотивацию к обучению, саморегуляцию в соблюдении норм, уровень и качество образования, наличие ряда освоенных профессиональных навыков, наличие жилья и денежных сбережений при выпуске из детского дома. После выпуска из детского дома необходимо обеспечить воспитанникам постинтернатное сопровождение Главная цель воспитателей дошкольной группы - это формирование самосознания младших воспитанников, представлений о мире и своем месте в мире. Эта цель солидарна с главной целью воспитательной системы детского
дома – формирование полноценной, социально-мобильной, устойчивой и ответственной личности, способной в будущем успешно строить собственную модель жизни и семьи. Ежегодно около 20 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинают самостоятельную жизнь. Важный аспект адаптации ребенка-сироты в обществе — уровень его подготовки к самостоятельной жизни, а именно бытовая и социальная адаптация. Для российских детей, выросших в интернатах и детских домах, это важнейшая жизненная проблема. Государственная опека не развивает навык самообеспечения, умение позиционировать себя в обществе и устанавливать контакты с новыми людьми. Вследствие этого, выпускники зачастую испытывают большие трудности в устройстве на работу, получении жилья, обустройстве быта, не могут самостоятельно отстаивать свои юридические права. Одна из самых острых проблем — жилье. Право на жилье реализуют только около 60% выпускников. Молодые люди, получив квартиру, часто становятся жертвами недобросовестных сделок, в результате которых оказываются выдворенными на улицу предприимчивыми обманщиками.Большинство выпускников совершенно не умеют решать элементарные бытовые вопросы — их никто не научил, как приготовить пищу, выбрать одежду, вызвать мастера починить протекающий кран и так далее, и так далее. Получив по выходе из детского дома стипендию, ребята уже через два дня могут оказаться совершенно без денег. Почти 100% выпускников не платят квартплату за предоставленную жилплощадь.Профессиональная подготовка воспитанников недостаточна. Практически отсутствует профориентация. Никто не ориентирует ребят на развитие в профессиональном плане, карьерные достижения. Свыше 60% выпускников сиротских учреждений направляются в профессиональные училища. Более 20% — в учреждения среднего профессионального образования и только 4% поступает в вузы. Важный аспект адаптации ребенка-сироты в обществе — социальная адаптация. Невольная изолированность бывших детдомовцев и воспитанников интернатов, с рождения находившихся в закрытом обществе, где не надо было общаться с новыми людьми, проявлять сдержанность и терпимость ко всему необычному, не учит позиционированию себя в обществе, общению с новыми людьми. Неумение сдерживать свое раздражение, конфликтность отдаляют их от сверстников и делают еще более озлобленными и беспомощными. В системе интерната у сирот формируется пассивная иждивенческая позиция, они стараются «выжать» максимум из своего статуса. Воспитанники сиротских учреждений знают свои права, а об обязанностях осведомлены плохо. Подробный анализ проблем выпускников прошлых лет, позволил сделать вывод о том, что многих проблем можно было бы избежать, если бы дети были более подготовлены к вхождению во взрослую жизнь. Именно поэтому все выпускники детских домов и интернатов должны обучаться по дополнительным образовательным программам, которые обучат самостоятельной трудовой деятельности, самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, воспитают устойчивое стремление к достижению результата, целеустремленность, аккуратность, ответственность за выполнение начатого дела, чувство долга перед семьей и обществом, умение планировать свою деятельность от начального до завершающего этапа,
разовьют у детей волевые качества, творческие способности, фантазию, умение предвидеть результаты своей работы, самостоятельность в преодолении возникших трудностей, трудолюбие. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может выражаться в несформированности, неразвитости познавательных процессов, слабо развитого мышления , и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до педагогической запущенности, отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми. Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе в общеобразовательной школе . А это становится серьезным препятствием на пути взаимодействия с другими и с миром в целом. Исследования выявляют слабо сформированную картину мира, в неспособности решения задач, снижение развития абстрактно-логического мышления. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет личностная беседа. На вопросы "кто вам больше нравится?", "что вы любите?" и т.п. дети смущаются и не отвечают. Подобные нарушения объясняются всем предыдущим развитием детей, а также условиями пребывания воспитанников в учреждениях закрытого типа. У них слабо выражена потребность к общению, наблюдается общая задержка развития. В свои первые годы жизни они отличаются не свойственной детству пассивностью. Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, не осваивает навыки продуктивного общения. Они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение, но совместной деятельности, беседе со взрослыми, дети предпочитают забраться на колени, прижаться, взять за руку - это своеобразная форма ситуативно-личностного общения, в которой средства общения не соответствуют мотивам и потребностям. Активность в сотрудничестве, стремление и способность что-либо делать вместе со взрослым у детей не возникает. Попытка взрослого привлеч к совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия и т. п. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения. Специфические условия жизни в учреждении интернатного типа, нарушают психическое развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу. В целом потребность в общении со сверстниками менее напряженная. Обычно контакты со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, просьбы и даже слез сверстника. Находясь рядом, играют порознь. Либо все играют со всеми, но совместные игры носят, в основном, процессуальный характер; даже включаясь в какой-либо общий сюжет, дети действуют от себя, а не от лица ролевого персонажа. Контакты в игре сводятся к конкретным обращениям и замечаниям по поводу действий сверстника (дай, смотри, подвинься и т.д.).
Постоянную привязанность к сверстникам имеет незначительное число детей. Игры часто окрашены нервозностью, сменой настроения. Ситуативность в поведении, неспособность к конструктивному решению проблем, организации своей деятельности, самостоятельному соблюдению правил игры обусловлена тем, что уже общение детей со взрослыми в детском доме не предоставляет ребенку самостоятельности, а, наоборот, резко ограничивает ее твердым режимом дня, постоянными указаниями взрослого, что следует делать контролем со стороны взрослого, формируя тем самым привычку к "пошаговому" выполнению чужих указаний И выпускники и дети ещё находящиеся в интернатах и детских домах, не адекватно оценивают себя и свои возможности. Стараются пройти путь пройденный кем –то, не стремясь найти свой Яркий и индивидуальный, потому что не верят в себя ,гораздо проще на их взгляд быть ведомыми а не ведущими. Во взрослой жизни это будет очень мешать САМОРЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ Для того, чтобы образовательные возможности воспитанника, а затем его жизненный потенциал обрели положительные очертания, следует, в ходе образовательного процесса добиваться максимальной ясности в вопросе: что, когда и зачем изучают воспитанники, в каких реальных жизненных ситуациях может пригодиться то или иное понятие, схема, модель и т.д. Разумеется, нельзя сводить все образование детей-сирот к выработке у них ключевых компетенций, и только: это может пагубно сказаться на их дальнейших жизненных решениях и продвижении в социальном плане. Постановка задачи адаптировать личность к условиям жизни в обществе неизбежно проходит через необходимость помочь ребенку четко усвоить социально-экономические отношения в том их объеме и качестве, в котором они будут касаться непосредственно его в будущем. Я согласна с коллегами, и могу добавить, что дети, переживающие разлуку с семьей, фактически оказываются в ситуации чрезмерно ранней социальной эмансипации. Разлука с семьей, по сути, является признанием того, что для данного ребенка быть любимым своими родителями – невозможно. То, что пережил каждый ребенок в своей семье закрепляется в его сознании и часто проносится самим ребенком через всю жизнь (чаще всего потому, что он не знает ничего другого: других моделей поведения, общения, другой жизни). Поэтому, детям, проживающим в учреждениях интернатного типа, свойственен психологический инфантилизм, подчиняемое, зависимое поведение в отношении антисоциальных влияний. Считаю, что необходимо включать детей в разнообразную практическую деятельность, учить быть лидерами, понимать и принимать себя, учить удовлетворять такие потребности, как потребности в дружбе и поддержке;приобретать знания о семье и семейных ролях, что также очень важно, ведь незнание или неприятие своего прошлого, будет мешать нормальному построению своего настоящего и будущего.Занятия с детьми нужно перестраивать так, чтобы ребёнок больше выполнял активных практических действий. Нужно развивать стремление к самостоятельности в решении любой задачи. Необходимо ставить детей в такие условия, чтобы от них услышать : « Я сам!». В условиях детского дома ребенок имеет мало возможностей в бытовом плане ежедневно делать что- то самому. А когда он выпускается, это становится необходимостью Для воспитанников Д.Домов нужно больше внимания,заботы. т.к. они всвоё время не дополучили его от своих родителей Подписываюсь практически под каждым высказыванием
своих коллег. Все правильно! И любовь и ласка детям нужны, как нужны тепло и пища, и если все это не дать ребенку вовремя, то и получается в итоге некая ущербность и искаженность. Однако чрезмерной опекой «казенных» детей мы ограждаем их от реальностей жизни. Привыкая к чистой постели как то не задумываешься, а откуда она берется и как сохранить ее чистой. Не зная истинную цену денег тяжело говорить обаэкономии. Поэтому элементарная викторина «А сколько это может стоить?» или приобретение каких либо продуктов, например, к празднованию собственного дня рождения, и будут способствовать социализации наших детей, не делая мир за пределами детского дома или интерната чуждым Личность воспитанника д/д начинает своё формирование в семье, и как правило в семье неблагополучной. Исправить негативное влияние среды на личность ребёнка бывает очень сложно. Педагогам интернатных учреждений необходимо выделять формированию установки на личностный рост ребёнка. Позитивные изменения, происходящие в личности воспитанника, можно охарактеризовать таким понятием как личностный рост. Что же такое личностный рост? Личность – это человек, свободно и ответственно определяющий своё отношение к миру, к людям, к самому себе. Оно может быть ценностным (позитивным), неценностным (равнодушным), антиценностным (негативным). Должна приветстаоваться любая позитивная динамика развития личности. Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребёнка стать чуть лучше, не причисляя его к разряду « ненормальных», «девиантных» детей. В изменениях в личности у ребёнка мы узнаём различными способами. Поведение и эмоционально – нравственное состояние детей в их повседневной жизни ( неуверенность в себе, снижение самоорганизованности, целеустремлённости, неспособности выстроить нормальные отношения с окружающими, определить как развитие ценностного отношения личности к миру, к другим людям, к самому себеВ словаре В.Даля читаем: "Воспитать - значит обучить всему, что ДЛЯ ЖИЗНИ НУЖНО". А для этого, убеждены мы, необходимо то воспитательное и образовательное пространство, в котором и развивается личность ребёнка. Очень сложно говорить об образовании и воспитании детей в условиях закрытого учебного заведения, если оно находится ещё и не в большом городе, а там, где нет ни множества музеев, ни центров науки, при отсутствии театров, концертных залов... Значит, педагог просто обречён заботиться о преобразовании среды и появлении ОСОБОГО образовательного и воспитательного пространства и его влиянии на ребёнка. Пространство это возникает только в результате усилий, прежде всего, педагогов. Они должны стать инициаторами КОНСТРУКТИВНОЙ деятельности. Жизнь ребёнка должна быть наполнена СОБЫТИЯМИ. Практическая роль событийного подхода заключается в том, чтобы преобразовать повседневную реальность. НО событие может произойти при условии, что рядом с детьми яркие, творческие, интересные взрослые. Тогда "совместное бытие" становится той средой, где и происходит обучение всему, что ДЛЯ ЖИЗНИ НУЖНО. Мы убеждены: нельзя смиряться с низким уровнем развития - надо ставить планку как можно выше. Наши кадеты учатся не только в школе-интернате, но и дистанционно. И не где-нибудь, а в Московском государственном университете, есть там заочная многопредметная школа. мы сторонники проектной деятельности. Два-три проекта в год - и конкретное ДЕЛО будет. Так, Пушкинский проект (само название говорит за себя). Увлечь детей (вначале) только Пушкиным, а потом исследовательской деятельностью.Высший пилотаж - участие в Пушкинской конференции (г.Санкт-Петербург).
Далее, введение в повседневную жизнь культурных практик. Совместная работа с библиотекой, музеями, создание клубов ( Клубов Общения), поездки - выход за территорию учреждения, чтобы сказать и показать: есть ДРУГАЯ жизнь. В наших условиях это привлечение родителей кадетов ко всем делам как школы, так и отдельного класса.Организация позитивных социальных практик и профессиональных проб учащихся - это встречи с выпускниками школы, добившимися успеха в жизни, участие в тренинговых сборах и фестивалях, благотворительная деятельность... Постоянно действующий проект "Спешите делать добро", акции "Под флагом добра", "Передай добро по кругу" - всё направлено на социализацию кадетов. Участие воспитанников в социальном проекте сайта православного канала "Союз" даёт возможность не говорить и размышлять о добрых делах, а стать организаторами и участниками таких добрых дел. Помогают тут и интернет-ресурсы. Так, наши кадеты откликнулись на призыв помочь в сборе средств на операцию в Германии их сверстнице Полушкиной Жене из Екатеринбурга. От мамы девочки в адрес кадетов пришла откретка со словами благодарности. Таким образом воспитывается неравнодушие, умение чувствовать чужую боль, а ещё мысль, что с любым может случиться беда, подталкивает воспитанников к взрослению. Кроме того кдеты участвуют в общественно значимых акциях района и области, как-то: акция "Помоги собраться в школу", День семейного общения, проект "Начни с себя" (благоустройство усадьбы поэта Н.М.Языкова), Пушкинские праздники в Языково, Всероссийский пленер "На родине Пластова". Результатом активного участия обучающихся кадетов в социальных практиках является их насыщенная творческая жизнь, победы и награды, в том числе поездки на Всероссийские кадетские сборы (г. Москва), во Всероссийский детский центр "Орлёнок" и Международный лагерь "Зубрёнок" (Республика Беларусь) Примечательна библейская притча о сеятеле. На какую почву сеешь, такие будут и ростки. Нам, педагогам,сеящим, разумное, доброе, вечное приходится иметь дело "с каменистой почвой", постоянно внося нравственное начало. Пошаговый контроль и госпитальные условия делают свое дело не в пользу социиализации воспитанников. Формула А.С.Макаренко "Как можно больше доверия ребенку, как можно больше требовательности к нему": в современных условиях выполняетя только вторая часть. Боимся доверять, так как в социуме соблазнов много. Вот и приходится от всего оберегать Сегодня социум имеет тенденцию к стремительному развитию. На глазах меняется жизнь, жизненные приоритеты, ценности и поэтому вопросы воспитания и социализации личности детей, нуждающихся в поддержке государства на сегодняшний день, являются приоритетными в образовательной политике нашего города. Актуальность проблемы подготовки детей к активной жизни совершенно очевидна. Реалии современного общества таковы, что воспитанник за порогом учебного заведения оказывается в лабиринте социальных, психологических и личностных проблем. Достаточная степень профессиональной подготовленности учащегося, умения адаптироваться к различным жизненным ситуациям, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации, работать в коллективе, иметь навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха, способность к творческой деятельности, к продуцированию новых идей, – верный залог его жизненной успешности, его социальной востребованности. Поэтому мы рассматриваем современное образовательное учреждение как социальный институт, который призван на деле, защищать права, свободу и достоинства каждого ребёнка, осуществлять его психолого-педагогическое сопровождение в трудном и
противоречивом процессе личностного – социального развития и становления. И его задача – создать условия для успешной социализации личности учащегося, которые могут реализовываться через включение ребёнка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Социализации личности воспитанников способствуют предметная деятельность, внешкольная и внеклассная работа, деятельность детских организаций. Особо важная роль в этом процессе отводится системе дополнительного образования. Социальная адаптация детей сирот в этом случае направлена на максимальное расширение сферы их досуга. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно активно участвует в построении личностно-ориентированного процесса воспитания, когда целью является достижение не внешних результатов, а внутренних изменений, которые в итоге происходят в ребенке, в его самосознании, в самооценке, в ценностных ориентирах, в его отношениях со сверстниками и взрослыми. Это дает воспитанникам возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, обеспечивающего достижение успеха в соответствии с собственными способностями


В раздел основное общее образование