Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Древний Рим"

конспект урока с презентацией

Автор: Бойко Анна Владимировна, учитель истории и обществознания, Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №68" г. Орска Оренбургской области., город Орск

Смотреть презентацию



В раздел основное общее образование



1
Урок 1. «Древний Рим»

Тип урока:
комбинированный урок.
Цели:
 рассмотреть местоположение, природные условия, занятия жителей Италии, историю возникновения Рима в эпоху царей;  формировать умения работать с различными источниками информации, правильно показывать по карте изучаемые объекты;  развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, познавательного интереса;  воспитывать интерес к предмету;  коррекция мышления на основе установления логических связей.
Оборудование
: Михайловский Ф.А. «История древнего мира»: Учебник для 5 класса основной школы. – 7-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», презентация: ezteaPresentation_history_class_5_02.html, набор карточек и иллюстраций.
Основные понятия:
Италия, римляне, земледелие, садоводство, ремесло, животноводство, мореплавание, рыболовство, Ромул, 753 год до н.э..
Ход урока

I. Организационный момент.
 Садятся …….(девочки/ мальчики) ПЛАН:  Будем узнавать слова.  Будем называть слова.  Будем выполнять задание.  Будем работать с картой.  Будем работать с учебником.  Будем работать с таблицей.
Речевая разминка.
 Какой сейчас урок?  Какое сейчас время года?  Какой сегодня день недели?  Какой сейчас месяц?  Какой сейчас год?  Какая сегодня дата?  Какой сейчас век?  Какой период истории мы изучаем?  В каком периоде истории мы живём?  Как называется наше государство?  Историю каких государств мы изучали?
2
II. Повторение.
Задание «Отыщи слово». Учитель за экраном произносит понятия в определённом порядке, а учащиеся из предложенного индивидуального набора слов выбирают и раскладывают понятия в нужном порядке. Древняя Греция, Македония, греки, македоняне, фаланга, полис, демократия, Вавилон, Александрия. Назовите понятия, правильно расставляя ударение. Задание «Найдите лишнее слово». Переставьте буквы так, чтобы получились слова. В каждом столбике есть лишнее слово. I)
Д

А

П

Е

Г

О

Г

Л

Ь

С

Т

И

Н

А

Г

И

М

Я

С

И

Т

И

К

П

О

Р

Ч

Ё

Н

У

Ы

Й
II)
М

П

Л

И

О

Т

И

К

П

О

Р

К

Р

О

А

П

О

Л

Ь

Р

Е

С

Л

О

М

Е
Задание «Угадайте Что? или Кто?» Учитель показывает картинку, учащиеся отгадывают, что на ней изображено. Полис, фаланга, акрополь, Олимп, портик, Македония, Древняя Греция, Зевс, ремесло, садоводство, животноводство, рыболовство, мореплавание, торговля. Задание. Сгруппируйте понятия. Работа с сигнальными карточками.
Древняя Греция

Македония
1) полис 2) Афины 3) Спарта 4) Акрополь 5) граждане 6) переселенцы 7) гора Олимп 8) Олимпийские игры 9) демократия 10) демос 11) греки 12) македоняне 13) Филипп II 14) Александр Македонский 15) фаланга 16) Вавилон
Информация предоставлена с сайта
eztea

III. Изучение нового материала

Подготовка к восприятию темы
- Историю какого государства мы будем изучать? - Решите ребус. (Древний Рим).
СЛАЙДы 1-2.

СЛАЙД 3
Запись темы на доске «Древний Рим». - Какую тему мы будем изучать сегодня?
Цель:
получить представление о Древнем Риме.
План:
1. Расположение государства. 2. Природные условия и занятия жителей. 3. Легенда о возникновении Рима.
ФИЗМИНУТКА

1. Расположение государства.
Работа с картой.
СЛАЙД 4
К Западу от Греции расположен Апеннинский полуостров, очертанием напоминающий сапог. Он как будто наступает на Грецию своим каблуком. Греки назвали эту страну Италией. Продолжением Аппенинского полуострова является остров Сицилия.
Информация предоставлена с сайта
eztea
Работа с атласом стр. 26
СЛАЙД 5
1) Найдите на карте Апеннинский полуостров, остров Сицилия. 2) Покажите Италию. 3) Какими морями омывается Италия?
СЛАЙД 6
На Апеннинском полуострове располагалась страна Италия . (Запись в тетрадь)
2. Природные условия и занятия жителей.
По ходу рассказа учителя, учащимися заполняется таблица.
СЛАЙД 7.

Природные условия

Занятия жителей
Обилие островов и изрезанность Тирренского и южного побережья Италии. мореплавание Много плодородной земли. земледелие Много сочных пастбищ. животноводство В Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге — оливковые деревья, гранаты и миндаль. садоводство Моря были богаты рыбой и моллюсками. рыболовство Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Богатством были соль и глина. ремесло
Информация предоставлена с сайта
eztea

Природа Апеннинского полуострова в древности и занятия жителей Италии
. Апеннинский полуосторов напоминает сапожок, который глубоко вдается в Средиземное море. Еще в глубокой древности греки стали называть его Италией. На западе Италия омывается волнами Тирренского моря, с юга Италия омывается Ионийским, а с востока — Адриатическим морем. Обилие островов и изрезанность Тирренского и южного побережья Италии способствовали здесь развитию мореплавания. По площади Италия значительно превосходит Грецию, больше в ней и низменностей и долин, пригодных для земледелия. Италия богаче Греции водными ресурсами. Крупнейшей водной артерией является Падус, который греки назвали Эриданом. В бассейне этой реки много сочных пастбищ. В древности страна была богата растительностью, Альпы выше 1700 м были покрыты хвойными деревьями — сосной, пихтой, елью. Ниже их сменяли широколиственные буки, дубы, благородные каштаны. В Средней Италии они смешивались с вечнозелеными пиниями, кипарисами, олеандрами, на склонах Апеннин и в холмистых равнинах росли лавры, мирт. На юге шелестела только вечнозеленая растительность. С глубокой древности в Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге — оливковые деревья, гранаты и миндаль. Из злаков культивировали пшеницу, ячмень. Жители Италии выращивали лён, бобовые и огородные культуры. Леса и рощи густо покрывали страну. В лесах водились волки, медведи, кабаны, зайцы, на горных склонах — серны, газели. В древней Италии были приручены свиньи, козы, крупный рогатый скот, овцы, лошади, ослы и мулы. Моря были богаты рыбой и моллюсками. Из раковин, добываемых в Тарентинском заливе, получали пурпур. Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Богатством были соль и глина.
СЛАЙД 8.
Учащиеся записывают в тетрадь Занятия жителей Италии.
3. Легенда о возникновении Рима.
 История Римского государства начинается с истории города Рима.
СЛАЙД 9.

Информация предоставлена с сайта
eztea



Информация предоставлена с сайта
eztea

СЛАЙД 10. Работа с атласом.
 Найдите на карте город Рим.  Найдите на карте реку Тибр.
СЛАЙД 11.
 Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах. Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий.  Основание города Рима относиться к 753 г. до н. э.  Существует легенда о том, как появился этот город.
СЛАЙД 12.

Работа с текстом в форме игры «Реставрация».
Учитель выбирает текст по изучаемой теме. Каждое предложение должно начинаться с новой строки и нести самостоятельную смысловую нагрузку. Необходимо разрезать текст на полоски. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры. На уроке или индивидуальном задании ученику необходимо восстановить текст с опорой на учебник стр. 205-206. Для удобства проверки учитель в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении задания учеником из этих букв складывалось словосочетание (об этой «головоломке» учащийся не предупреждается). Чтобы восстановить необходимый порядок, учащимся необходимо внимательно изучить смысл каждого предложения. В результате происходит достаточно качественное усвоение
Информация предоставлена с сайта
eztea
информации.
Легенда об основании Рима

Г
В Италии в устье реки Тибр жило племя Латинов. Много лет назад здесь правил царь Нумитор. У него был злой и завистливый брат Амулий, который хотел царствовать один. Амулий отнял у Нумитора власть, убил его сына, а дочь Рею Сильвию сделал весталкой — жрицей богини Весты (жрицы богини Весты, должны были давать обет безбрачия).
о
Не прошло и года, Рея Сильвия родила двух мальчиков. Услышав эту весть, Амулий велел утопить близнецов в волнах Тибра.
р
Бросив корзину на мелководье, слуги возвратились домой. Корзина зацепилась за ветку прибрежных кустов, а когда начался отлив, дети оказались на берегу.
о
На жалобный крик братьев прибежала волчица. Облизав малышей, она накормила их своим молоком.
д
Вскоре их нашел царский пастух и отнес своей жене. Пастух и его жена, дав найденышам, имена Ромул и Рем, воспитали их отважными и сильными. Когда они выросли и узнали тайну своего рождения, задумали мстить. Они убили Амулия. В тех местах, где так чудесно спаслись решили основать новый город.
Р
Рем выбрал для строительства города один холм, а Ромул другой. Когда Ромул стал строить оборонительную стену, Рем в насмешку перепрыгнул через нее. Взбешенный Ромул нанес Рему удар, оказавшийся смертельным.
и
Убийство брата не помешало ему основать город и назвать его своим именем Рим ( по- латински Рома). Ромул стал первым царем Рима.
м
753 год до н.э. – основание города Рим.
СЛАЙД 13.
Задание. Подберите текст к данному фрагменту
СЛАЙДы 14-16.

РОМУЛ – это основатель Рима.

Информация предоставлена с сайта
eztea
Учащиеся делают записи в тетради.
Информация предоставлена с сайта
eztea

III. Закрепление
 Какую тему мы изучали сегодня на уроке? Задание 1. Назови слова, правильно расставляя ударение. Италия, римляне, город Рим, Ромул, 753 год до н.э. Задание 2. Найдите ошибку в тексте. Работа с сигнальными карточками. На Апеннинском полуострове располагалась Древняя Греция. В 735 году до н.э. был основан город Рим. Основателем города Рима был Рем. Жителей Рима называли ромулы. Задание 3. «Древо познания». Учащимся необходимо составить по 4 вопроса. Лучшие вопросы вывешиваются на Древо познания на следующем уроке. Кто …………………………..? Где…………………………….? Когда……………………………? Как……………………………….?
IV. Обобщение.

V. Итог урока.
1. Рефлексия. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.
Слайд 17.
1. На уроке я работал(а) 2. Сегодня я узнал(а) 3. Я выполнял(а) задания 4. Материал урока мне был ……………… ……………… понятен / не понятен 2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок. 3. Домашнее задание. а) Выучить записи в тетради.
Информация предоставлена с сайта
eztea

Урок 2. «Древний Рим»

Тип урока:
комбинированный урок.
Цели:
 сформировать представление о жителях и системе управления Римом;  формировать умения работать с учебником;  развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, познавательного интереса;  воспитывать интерес к предмету;  коррекция мышления на основе установления логических связей.
Оборудование
: Михайловский Ф.А. «История древнего мира»: Учебник для 5 класса основной школы. – 7-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», презентация: ezteaPresentation_history_class_5_02.html, набор карточек и иллюстраций.
Основные понятия:
римляне, патриции, плебеи, Народное собрание, Сенат, царь.
Ход урока

I. Организационный момент.

Речевая разминка.

II. Повторение.
Задание «Назови понятия». Назовите понятия, правильно расставляя ударение. Апеннинский полуостров, Италия, город Рим, римляне, Ромул, 753 год до н.э.. Фронтальный опрос.  Где располагалась Италия?  Чем занимались жители Италии?  Когда был основан город Рим?  Кто основал город Рим?  Как называли жителей Рима?
III. Изучение нового материала
Цель: расширить представление о Древнем Риме. План: 1. Управление Римом. 2. Жители Рима.
ФИЗМИНУТКА

Информация предоставлена с сайта
eztea

1. Управление Римом.
Задание 1: устно ответьте на вопросы по тексту учебника с. 206-207 1. Кто, согласно легендам, правил в Риме? 2. Кто был первым царём Рима? 3. Как выглядел царь перед народом? 4. Кто сопровождал царя? 5. Что такое Сенат? 6. Где решались наиболее важные вопросы? 7. Кто выбирал царя в Риме? Задание 2: заполните Схему. 1) ЦАРЬ 2) СЕНАТ 3) НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ

Итоги работы
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ

ЦАРЬ

СЕНАТ

2. Жители Рима.
Все население Рима делилось на патрициев и плебеев.
РИМЛЯНЕ

ПАТРИЦИИ

ПЛЕБЕИ

Патрициями
называли себя потомки древнейших жителей Рима. Обычно у них были большие семьи, в которых отец обладал большой властью. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей и продать их в рабство. Семьи патрициев объединялись в род, члены которого справляли общие праздники, поддерживали друг друга в трудную минуту. Патриции составили римскую
Информация предоставлена с сайта
eztea
аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.
Патриции – коренные жители Рима.

Плебеями
называли переселенцев из завоеванных Римом поселений, а также из других областей Италии. Плебеи обрабатывали небольшие участки земли, занимались торговлей и ремеслами. Они жили в своей основной массе в деревнях, окружающих Рим. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.
Плебеи – переселенцы из разных частей Италии.

III. Закрепление
 Какую тему мы изучали сегодня на уроке? Задание 1. Назови слова, правильно расставляя ударение. Римляне, патриции, плебеи, Народное собрание, Сенат, царь. Фронтальный опрос:  Сколько царей правили Римом?  Как звали первого из царей?  Кто такие патриции?  Кто такие плебеи?
IV. Обобщение.

V. Итог урока.
1. Рефлексия. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.
Информация предоставлена с сайта
eztea
5. На уроке я работал(а) 6. Сегодня я узнал(а) 7. Я выполнял(а) задания 8. Материал урока мне был ……………… ……………… понятен / не понятен 2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.


В раздел основное общее образование