Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Взаимодействие семьи и школы в рамках ФГОС нового поколения"

статья

Автор: Касацкая Наталья Алексеевна, социальный педагог, МБОУ " Школа №1 имени В.И. Муравленко", г. Муравленко ЯНАО



В раздел основное общее образование




ПРОЕКТ: Взаимодействие семьи и школы в рамках

ФГОС нового поколения.
Пояснительная записка Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Семья - первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека, в процессе формирования личности играющий главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания личности. Именно семья играет важную роль не только в развитии общества и государства, но и в жизни каждого человека. Она дает ребенку и взрослому чувство защищенности, заботы и любви. В семье формируются понимание настоящего, уверенность в будущем и уважение к прошлому. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени основного общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. При этом большая доля ответственности возлагается на семью, но спрос строже со школы, т.к. даже в просвещенной Европе еще не придумали, как эффективно спрашивать с родителей за воспитание детей, а школа учету и контролю поддается в гораздо большей степени. Семейное, и школьное воспитание находится в глубоком кризисе, который отражается на характере взаимодействия семьи и школы и на их воспитательной функции, а ведь тесное взаимодействие имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации обучающихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) определены в статьях 37,43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, ст. 17, 18, 19, 52 Закона РФ «Об образовании». К сожалению, долгое время участие родителей в жизни школы было минимальным. Причины такой ситуации имеют исторические корни, поскольку советское государство фактически узурпировало свою роль в школе, взяв на себя и обучение, и воспитание. К родителям обращались лишь изредка – либо с краткой информацией о ходе дел, либо с экстренным вызовом в целях дисциплинарной разборки. В течение долгих десятилетий родитель привык к тому, что он «кормит и одевает», а школа «учит и воспитывает». Эта ситуация в корне должна измениться, и инициирование ее изменения заложено в одном из принципов Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания гражданина России, являющейся методологической базой ФГОС нового поколения Согласно Стандартам второго поколения основные формы взаимодействия школы и семьи по направлениям (модулям):
1. Модуль «Я – гражданин»
 организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;  посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;  привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;  изучение семейных традиций;  организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;  совместные проекты.
2. Модуль «Я – человек»
 оформление информационных стендов;  тематические общешкольные родительские собрания;  участие родителей в работе попечительского совета;  организация субботников по благоустройству территории;  организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев: - семейный праздник – Осенняя ярмарка; - День Учителя; - День матери; - семейный праздник – «Масленица»; - праздник «Моя семья»; - проект «Семейно-классные каникулы»; - проект «Семейный выходной»;  участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в образовательном учреждении: - на лучшую новогоднюю игрушку; - благотворительная акция «Дети – детям»; - благотворительная акция «Ты не один»; - благотворительная акция «Улыбнись, солдат»; - акция «Солдатский платок»; - акция милосердия «От сердца – к сердцу»; - акция «Самый уютный класс»; - акция «В школе должно быть все прекрасно»;
 индивидуальные консультации (психологическая, логопедическая, педагогическая и медицинская помощь);  изучение мотивов и потребностей родителей.
3. Модуль «Я и труд»
 участие родителей в ярмарке сельскохозяйственной продукции «Дары осени»;  участие родителей в субботниках по благоустройству школьной территории;  организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;  совместные проекты с родителями «Чистый двор», конкурс «Домик для птиц»;  организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;  участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников.
4. Модуль «Я и здоровье»
 родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;  беседы на тему: - информационной безопасности и духовного здоровья детей; - укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье; - безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;  консультации психолога, логопеда, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;  распространение буклетов для родителей по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать»;  совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья».
5. Модуль «Я и природа»
 тематические классные родительские собрания;  совместные проекты с родителями «Чистый двор», конкурс «Домик для птиц»;  участие родителей в субботниках по благоустройству территории;  привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время;  мероприятия в рамках экологической программы
6. Модуль «Я и культура»
 участие в коллективно-творческих делах;  совместные проекты;  круглый стол «Духовность в ребенке – что это такое?»;  игровые тренинги «Положительные эмоции», «Язык без слов»;  привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;  организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;  совместные посещения с родителями театров, музеев;  участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в образовательном учреждении;  участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.
Но, к сожалению, в современных кризисных социально- экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует действенная система защиты детей – все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Оказавшись в затруднительных экономических условиях, многие семьи пересекают границу дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценностям и государственным нормативам, «застревают» в вопросах воспитания молодого поколения. Семья, находящаяся в социально- опасном положении, при котором родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют, - имеет статус неблагополучной семьи. На сегодняшний день в России отмечается рост числа неблагополучных семей. Такие семьи – острая социально-педагогическая проблема, так как они не выполняют основную общественную функцию – воспитательную. Специалистами выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психическое развитие ребенка. Важнейшей задачей, стоящей перед государством, школой является решение проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков и дальнейшая успешная социализация детей из неблагополучных семей. Основной задачей социально- психолого-педагогических мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, а также патологического развития личности у детей и подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья алкоголика или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная. В современных кризисных социально-экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует действенная система защиты детей — все больше семей попадают в трудную
жизненную ситуацию. Оказавшись в затруднительных экономических условиях, многие семьи пересекают границу дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценностям и государственным нормативам, «застревают» в вопросах воспи- тания молодого поколения. Семья, находящаяся в социально опасном положении, при котором родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей но воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют на поведение подростков, жестоко обращаются с ними, — имеет статус неблагополучной семьи. Неблагополучной семьей считается педагогически несостоятельная, уклоняющаяся от выполнения родительского долга семья, в которой родители злоупотребляют правами, жестоко обращаются с детьми или пренебрегают их нуждами, самовольно отказываясь от обязательств, наложенных на них государством и обществом. Основными особенностями неблагополучной семьи являются: низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами, возможное наличие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении), как социально-экономическое неблагополучие, аморальный образ жизни, зависимость от алкоголя и психоактивных веществ, деформированность общечеловеческих ценностных ориентации, неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей; жестокое отношение к детям и насилие над ними; пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т. п. Неблагополучная или асоциальная семья, в отличие от благополучной семьи, находящейся в зоне риска, представляет серьезную угрозу для ребенка, принося ему немало моральных переживаний, подвергая его опасности получить психические заболевания, в том числе задержку в психофизическом развитии. В неблагополучных семьях ослаблен или отсутствует контроль над детьми, возникает детская безнадзорность и беспризорность, практикуются побеги из дома, бродяжничество, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания подростков. Данные явления результат попустительского, бесконтрольного отношения государственных и общественных структур к неблагополучным семьям. выделяют следующие типы неблагополучных семей исходя из оснований, отрицательно характеризующих семью. 1. Неблагополучные семьи группы социально-экономического и психолого- педагогического риска — это, в первую очередь, малообеспеченные семьи, с низким материальным уровнем жизни, нерегулярными доходами родителей (и нежеланием родителей увеличивать свои доходы), плохими жилищными условиями, эмоционально и физиологически страдающими от бедности и лишений детьми. Существенной харак-
теристикой данной категории семей является потребительское отношение к ребенку, зачастую как к единственному источнику материального дохода (денежное пособие, дополнительное питание, социальный пакет и т. п.) Как следствие, в таких семьях имеют место грубые нарушения законных прав и интересов детей. Не обеспечивается полноценное воспитание, обучение и развитие, не осуществляется необходимый контроль за поведением и жизнью ребенка. Общая негативно- эмоциональная атмосфера в семье отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и результаты его обучения. Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые специально или непроизвольно втягивается ребенок. Отчетливо вырисовывается педагогическая несостоятельность родителей, которая порождает серьезные проблемы в поведении и психосоматическом здоровье ребенка. 2. Семьи группы морально-нравственного риска с криминальными характеристиками — это семьи с родителями-алкоголиками, наркоманами, агрессивными к детям и другим членам семьи, с аморальным или паразитическим образом жизни, разделяющие традиции преступной субкультуры, имеющие судимость, допускающие инцест, имеющие склонность к садизму, страдающие психическими заболеваниями. Ситуативно, семьей морально-нравственного риска для ребенка может стать семья, где происходит развод родителей или смерть одного или обоих родителей. 3. Семьи, практикующие жестокое обращение с детьми. Стиль семейных отношений в таких семьях проявляется в физических наказаниях и лишении ребенка нищи, одежды, прогулок на свежем воздухе с целью «эффективного воспитания». Одним из основных факторов, провоцирующих жестокое отношение к детям, может являться пьянство одного или обоих родителей. Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, препятствует его полноценному развитию. В таких асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей имеют место случаи особой семейной жестокости. Неблагополучные семьи с психически неустойчивыми родителями или другими членами семьи, с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями между супругами, с деформированными ценностными ориентациями транслируют детям двойную мораль, лицемерие и другие отрицательные человеческие черты. Часто эти явления имеют место по причине педагогической несостоятельности родителей: воспитанием занимаются малообразованные, малокультурные люди, унижающие личное достоинство ребенка и других членов семьи, транслирующие
уничижительное отношение к людям, не принимающие иную точку зрения и настаивающие на собственном негативном отношении к жизни. Как правило, в таких семьях психологические переживания родителей из-за бедственного материального положения, безработицы выливаются в жестокое обращение с детьми. Нередко отклонения в психике родителей приводят к деспотизму, вызывают сильное недовольство своими детьми из-за невыполненных ими завышенных родительских требований. Зачас- тую усталость и депрессия родителей является результатом их психологической жестокости, которая затем передается и детям, порождает конфликты подростков со сверстниками и педагогами. 4. Семьи, пренебрегающие санитарно-гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни, — не прививают детям навыков гигиены, не следят за здоровьем своего ребенка, его физиологическим, познавательным, психологическим развитием. В семьях с нарушенными представлениями о здоровом образе жизни, аккуратности, гигиене и т. и. наличествует фон повышенной конфликтности между членами семьи. Дети из таких семей не обретают общепринятых в обществе навыков ухода за своим телом, одеждой, чем вызывают отвращение у сверстников, становятся изгоями, не могут построить долговременных взаимоотношений с представителями другого пола, не умеют позитивно решать свои возрастные задачи. В связи с этим конфликтность и драматизм отношений в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и юношеском возрасте. Неблагополучные семьи могут возникать также в результате брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков, в которых есть сводные дети, вызывающие различное отношение родителей. В таких семьях дети остро ощущают либо свою ненужность, либо гиперопеку и подчеркнутую ненависть одного из родителей к себе или сводному брату (сестре). Дети страдают от того, что взрослые напрямую заявляют о их ненужности, воспринимают детей как тяжелую ношу, обузу, досадную помеху для своей свободной и счастливой жизни. Угрызения совести и морально- нравственные страдания ребенка приводят к нервно-психическим срывам, деструктивным или зависимым формам поведения, внутренним протестам в виде отказа от семьи, ухода из дома, бродяжничества, личностной деградации. Как правило, неблагополучная семья характеризуется глубокой педагогической несостоятельностью и уклонением родителей от своих обязанностей. Весь диапазон рисков в целом можно свести к тому, что в неблагополучных семьях складывается отрицательное восприятие ребенка другими членами семьи.
Как показывает практика, такие семьи зачастую перекладывают на школу свои непосредственные семейные функции и задачи, что ведет к усилению социально- педагогического иждивенчества семьи, ее отчуждению от прямых функций по социализации детей, их интеграции в общество как полноправных и полноценных его граждан. Са- моустранение родителей от своих обязанностей возникает в связи с отсутствием необходимого уровня общей и педагогической культуры, что требует дополнительных усилий от специалистов школы по социально-педагогическому и специально- психологическому сопровождению неблагополучной семьи. Основной особенностью всех неблагополучных семей является отсутствие надзора за несовершеннолетними. В таких семьях калечатся судьбы детей, которые не нужны своей семье, и поэтому они находят себя вне дома, в компаниях сверстников, в неформальных асоциальных объединениях молодежи. Необходимо выделить общие для всех неблагополучных семей особенности. К ним, прежде всего, относятся: 1) категорический отказ родителей от сотрудничества со школой по вопросам воспитания и образования ребенка; 2) уклонение от исполнения родительских обязанностей, перекладывание своих родительских обязанностей на школу; 3) конфликтность всех членов семьи, агрессивное отношение к окружающим; 4) отсутствие надзора за несовершеннолетними; 5) злоупотребление родительскими правами- жестокое обращение с детьми, пренебрежение их нуждами. Семейное неблагополучие является одним из самых мощных неблагоприятных факторов в нарушении развития и поведения детей, воспитывающихся в данных семьях. Подростки, не имеющие возможность получить адекватный опыт взаимоотношений с окружающими, не приобретающие навыки конструктивных форм поведения в различных ситуациях проявляют, как правило, несдержанность, грубость по отношению к другим людям. Проявляют неуверенность в себе, замкнутость, стеснительность, робость, агрессивность, тревожность, что свидетельствует о низкой социализации в социуме. Социализация – процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Одним из целевых направлений воспитательной работы школы является социализация детей из неблагополучной семьи.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание единого воспитательного пространства «Родители-дети-учителя» и условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.
Задачи программы:
-оказание помощи в социализации детей из неблагополучных семей; -повышать педагогическую культуру родителей; - вовлекать родителей в духовно-нравственное развитие и воспитание детей; - оказывать своевременную психолого – педагогическую и медико – социальную помощь особо нуждающимся ученикам и их семьям; - корректировать сложившиеся внутрисемейные стереотипы взаимоотношений и поведения у членов семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации; - повысить профессиональную компетентность, заинтересованность классных руководителей, стимулировать деятельность педагогов, активно занимающихся проблемой работы с семьями обучающихся;осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска»; - установить партнерские отношения с семьями обучающихся; -оказать семьям и детям помощь в решении личных психоэмоциональных проблем, препятствующих развитию способности решать свои проблемы самостоятельно; -преодолевать неблагополучия в детско-родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей; -формировать у подростков осознанное отношение к роли родителей;
Программа реализуется в 2013-2017году

Участники программы. Распределение основных задач
.
Классный руководитель:
• является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми, семьями, в т.ч. группой риска
• делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке,семье • организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.
Социальный педагог:
• знает детские проблемы, трудные семьи. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся детям,семьям нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации. Изучает личность «трудного» ребенка и воспитательную ситуацию, с целью выявления нравственных ориентаций ребенка и воспитательных возможностей семьи и коллектива. Определяет методы, приемы, формы перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности, реализует воспитание «трудного» на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат.


Педагог-психолог:
• развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения учащегося, семьи. Анализирует и обобщает анкетный материал, координирует деятельность участников образовательного процесса, на основе выданных рекомендаций. Предполагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности, семьи. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, семей, нуждающихся в психолого- педагогической помощи.
Школьный врач и медсестра:
• исследует физическое и психическое здоровье учащихся; • организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем; • разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания; • взаимодействует с лечебными учреждениями.
Инспектор ОДН ОУУП и ПДН ОМВД России по городу Муравленко
 составление картотеки на детей и подростков, семей, состоящих на учете в ОДН;
 сбор сведений об учащихся с ОМВД;  выявление учащихся, совершивших правонарушения в школе и общественных местах  организация отдыха и досуга учащихся и воспитанников, состоящих на учете ОДН;  посещение семей, находящихся в кризисной ситуации;  проведение профилактических работ с учащимися, семьями, находящимися на учете в ОДН.
Заместитель директора по воспитательной работе

-
владеет информацией о социальном окружении подростков. Знает проблемы детей и их семей. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Заботится о микроклимате в школе и классах
Взаимодействие с другими учреждениями города.
1. Управление образования 2. КДН и ЗП 3. ОДН ОМВД 4. ГБУЗ ЯНАО «Муравленковская городская больница»
Целевые группы, на которые направлена деятельность по программе:
4 родителей, не выполняющих надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей 15 социально неблагополучных семей. 11 несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, органах внутренних дел
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, в том числе в части

изменения положения целевых групп
- улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; -повышение профессиональной компетентности руководителей; -расширение доступности и повышение качества социально-реабилитационных услуг, предоставляемых семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, -выявление основных причин появления неблагополучных семей;
-повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения; -создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей из неблагополучных семей; -изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни; -снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска»; -повышение обученности и уровня физической подготовки детей; -снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей; -формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях; -рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения;
Система программных мероприятий и ожидаемые результаты.
В ходе реализации программы планируется развитие сетевого взаимодействия учреждений, специалистов, занимающихся решением проблем семьи и детей. Система программных мероприятий направлена на достижение целей и решение задач, заявленных в программе. Мероприятия разработаны с учетом индивидуальных особенностей неблагополучных семей. Выполнение мероприятий предполагается осуществлять в хронологической последовательности, с учетом логики решения задач по достижению целей. Для достижения программных целей планируется выполнение основных мероприятий: - организация профилактической работы с семьями по недопущению ситуации, приводящей к лишению родителей родительских прав; -организация работы с родителями, лишенными родительских прав, по восстановлению семьи (оказание помощи в трудоустройстве, в решении жилищных вопросов, в лечении от алкогольной зависимости и пр.); -организация родительских лекториев; -организация общешкольного мероприятия, посвященного дню семьи, классных праздников с участием родителей; - организация работы по вовлечению детей особой заботы в кружковую работу, как на уровне школы, так и города; -участие в спортивных соревнованиях школы, города, в интеллектуальных школьных и городских мероприятиях, экскурсиях;
- организация досуга учащихся в каникулярное время; - организация летней занятости детей из неблагополучных семей - помощь в профессиональном определении для учащихся 9 класса; -изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей, контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся; -диагностика психоэмоционального состояния учащихся, психологического климата в ученических коллективах, проведение бесед, групповых и индивидуальных занятий, игр, тренингов; -организация работы с педагогическим коллективом: расширение знаний о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних; расширение знаний о психологии развития личности детей; -привлечение волонтеров к организации работы с неблагополучными семьями.
По окончании реализации программы планируется получить следующие

результаты:

-
выявление семейного неблагополучия на ранней стадии кризиса семьи; -повышение эффективности работы по реализации права ребенка на семью; -выявление основных причин появления неблагополучных семей; -повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения; -создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей из неблагополучных семей; -изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни; -снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска»; -повышение обученности и уровня физической подготовки детей; -снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей; -формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях; -рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения; -улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; -повышение профессиональной компетентности руководителей;
-расширение доступности и повышение качества социально-реабилитационных услуг, предоставляемых семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Управление программой и контроль за ходом ее реализации.

Текущее управление реализацией программы будет осуществляться

администрацией школы.

Отчеты о ходе реализации программных мероприятий представляются

государственному заказчику программы – Совету образовательного учреждения.

Ресурсное обеспечение программы.
Учреждение обеспечено кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.
Объём и источники финансирования Программы.
Бюджетное и внебюджетное финансирование, добровольные пожертвования (спонсорская помощь)
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации

программы.

Эффективность реализации программы предполагается оценивать по следующим

показателям:

Качественные показатели:

- -улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Таким образом, реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

-
сформировать вшколе среду, доброжелательную к детям, создать условия для комфортного и безопасного проживания детей из неблагополучных семей; -защитить права и интересы семьи и детей; -содействовать решению жизненных проблем семей; -содействовать развитию системы семейных форм воспитания детей, повышению престижа института семьи. -совершенствовать организацию межведомственного взаимодействия по существующей проблеме.
Социально-экономическая эффективность реализации Программы заключается в

следующем:

-
предотвращение жестокого обращения с детьми;
- развитие внутрисемейного сотрудничества между родителями и детьми, повышение авторитета родителей; - оздоровление психологического климата в семье, восстановление детско-родительских и межличностных отношений, активизация скрытого положительного потенциала семьи; - повышение психолого-педагогической компетенции взрослых членов семьи; - формирование у детей способностей: адаптироваться в обществе, социальном пространстве
;
высказывать свою точку зрения, выслушивать и понимать других людей. Реализация программных мероприятий не повлечет отрицательных экологических последствий
.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Программа по организации работы с неблагополучными семьями

Мероприятие

Категория

участников

Ожидаемые

результаты

Количеств

о

участников

Исполнител

и

Сроки

реализаци

и
1 2 3 4 5 6 День социального педагога: -выявить педагогически запущенных детей и неблагополучных семей; -выявить из числа учащихся состоящих на учёте в ОДН; -направлять в КДПиЗП материалы для принятия мер к учащимся и их родителям; Неблагополучные семьи Первичное выявление семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации 45 Социльный педагог, классные руководители В начале учебного года (изменения и дополнения в течение учебного года)
-направлять в ОДН и КДПи ЗП информацию о правонарушения х несовершеннолет них и о проделанной работе с ними; -направлять в ОДН материалы и отчёты о проделанной работе с неблагополучны ми семьями. Провести совместно с субъектами системы профилактики рейдовые мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов невыполнения родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию и содержанию детей, случаев жестокого обращения с детьми, выявление семей, нуждающихся в различных видах социальной помощи. Составление актов обследования. Родители (законные представители) Выявление соотношения факторов риска и здоровья.Скоорди нированная работа школы, семьи и общественности. Определение социальных и индивидуальных ресурсов членов семьи. 15-40 Классные руководители ,социальный педагог, инспектор ОДН Не менее 3 раз в год Создание банка данных о неблагополучных семьях Неблагополучные семьи Обеспечение своевременной помощи каждой семье и каждому 15-36 классные руководители , Сентябрь каждого года
ребенку; четкое разграничение действия. социальный педагог Участие в благотворительно й акции «Помощь семьям» Неблагополучные семьи Привлечение к проблемам неблагополучных семей общественности. Улучшение материального положения семьи 20-50 Администрац ия, педагогическ ий коллектив, социальный педагог, волонтёры- выпускники школы психолог,род ители Март каждого года. По мере необходим ости Работа с детьми из неблагополучных семей Вовлечение детей в кружки по интересам Дети из неблагополучных семей Структурировани е свободного времени детей из неблагополучных семей, формирование определённых интересов,знаний, умений и навыков 21 Социальный педагог Сентябрь- октябрь каждого года Организация льготного питания Дети из неблагополучных семей Сохранение здоровья детей, улучшение материального положения семьи 21-30 администраци я В течение года Участие в спортивных соревнованиях школы, города. Дети из неблагополучных семей Структурировани е свободного времени детей, сохранение и укрепление здоровья. Сдерживание вовлечения детей в употреблении ПАВ за счёт пропаганды здорового образа жизни. 21-50 Учитель физической культуры В течение года Участие в интеллектуальны х школьных и Дети из неблагополучных семей Расширение воспитательного пространства. 21-80 Зам.директор а по УВР,социаль В течение года
городских мероприятиях, экскурсиях. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной работе. ный педагог,класс ные руководители Педагогические наблюдения за каждым ребёнком в условиях повседневной жизни в классном коллективе Дети из неблагополучных семей Корректировка всех воспитывающих влияний на ребёнка 44 Классные руководители , социальный педагог В течение года Проведение ролевых игр: ситуации жизненных проблем Дети из неблагополучных семей Помощь учащимся в развитии творческих способностей и в поиске разрешения существующих проблем 21-23 Социальный педагог,психо лог На классных часах в течение года Информационно- просветительская работа профилактическо го характера среди учащихся: - выставка-обзор «Семья крепка согласием»; -выставка книг для учащихся по психолого- педагогическому сопровождению; -распространение тематических буклетов на темы: «Вред наркотиков и алкоголя на организм человека», «Как справиться со стрессом», «Моя семья»; «Как стать мастером Дети из неблагополучных семей Формирование у детей нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловечески х ценностях, здоровом образе жизни 21-24 Социальный педагог,инспе ктор ОДН,библиот екарь,психоло г В течение года
общения» и пр. -показ слайдов и плакатов, посвященных проблеме семьи Проведение тематических бесед, посвященных проблемам современного общества (по планам социального педагога и классных руководителей) Дети из неблагополучных семей Выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми; Повышение правовой грамотности детей.Формиролв ание способности к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и внешними требованиями. 18-21 Социальный педагог,психо лог,классные руководители В течение года Проведение психологических тренингов, консультаций, игр, занятий. Дети из неблагополучных семей Реабилитация и социальная адаптация детей из неблагополучных семей 18-23 психолог ежемесячно Проведение анкетирования, диагностик и проективных методик. Дети из неблагополучных семей Выявления индивидуальных психологических особенностей и проблем учащихся. Корректировка мероприятий для индивидуальной работы с каждым ребёнком 18-23 психолог ежемесячно Проведение конкурсов рисунков, плакатов и стенгазет по плану социального Дети из неблагополучных семей Стимулирование творческой деятельности детей. Эмоциональное воздействие на детей. 18-25 Зам.директор а по УВР, социальный педагог В течение года
педагога Пропаганда здорового образа жизни. Помощь в профессионально м определении для учащихся 9 класса Учащиеся 9 класса Предварительное самоопределение детей в отношении профилирующего направления собственной деятельности. 11-15 психолог 1-4 четверть каждого года Организация летней занятости детей из неблагополучных семей (летний лагерь с дневным пребыванием, трудовые объединения) Дети из неблагополучных семей Структурировани е свободного времени детей, становление детей как субъектов социальной жизни. Формирование позитивных установок на здоровый образ жизни. 18-23 Администрац ия, социальный педагог Май каждого года Организация правового просвещения учащихся: - правовой лекторий -проведение классных часов «Подросток и закон» -круглый стол «Ответственность несовершеннолет них» -беседы о состоянии преступности -организовать выставку юридической литературы Дети из неблагополучных семей Формирование у детей способностей соотнести правовые нормы с реальными межличностными отношениями, развитие морально- правовой рефлексии. 18-25 Инспектор ОДН,классны е руководители , социальный педагог, юристы, нарколог, библиотекарь 1 раз в четверть 1 раз в четверть Февраль каждого года В течение года Апрель каждого года
Вовлечение в организацию досуговой деятельности учащихся Дети из неблагополучных семей ,студенты Совместная воспитательная деятельность. Организация внешкольного досуга учащихся Социальный педагог В течение года Работа с родителями Индивидуальные беседы родители (законные представители) Профилактика негативного семейного воспитания 21-35 Психолог, социальный педагог, классные руководители В течение года, по мере необходим ости Родительский лекторий: -общешкольные родительские собрания; -встречи с представителями опеки и попечительства, с инспектором ОДН. родители (законные представители) Повышение педагогической грамотности родителей, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестны х родителей. 21-37 Администрац ия, руководители кружков, социальный педагог, инспектор ОДН, классные руководители В течение года Классные родительские собрания тематика (примерная): -«Возрастные особенности детей разного возраста» -«Стили воспитания в семье» -«Методы и способы разрешения конфликтных ситуаций» -«Поиск общения и понимания» и родители (законные представители) Повышение педагогической грамотности родителей, совместное решение проблемных ситуаций; уменьшение количества проблемных семей 21-35 Социальный педагог, классные руководители В течение года
др по плану классных руководителей и социального педагога Экстренное психологическое консультирование детей и родителей через Интернет(создани е сайта) Неблагополучные семьи Своевременная психологическая помощь, установление доверительных отношений родитель- психолог 35-40 Психолог, социальный педагог В течение года, по мере необходим ости Организация работы по привлечению родителей к участию в культурно- массовых мероприятиях, посвященных знаменательным датам родители (законные представители) Укрепление контакта ребёнок- родитель 19-21 Зам.директор а по УВР, социальный педагог Апрель- май, ноябрь- декабрь каждого года Проведение индивидуальных и групповых консультаций родители (законные представители) Терапия семейных отношений, создание внутрисемейного благоприятного климата 19-21 Социальный педагог, психолог В течение года, по мере необходим ости Выставка книг, посвященная теме «Материнства добрый свет» родители (законные представители) Расширение педагогических знаний родителей 19-21 Социальный педагог,библи отекарь Март каждого года Информационное обеспечение по проблемам неблагополучных семей: -раздача буклетов на тему «Вред наркотиков и алкоголя на организм человека» -разработка и распространение родители (законные представители) Повышение воспитательного потенциала семьи через просвещение родителей 19-35 Социальный педагог,класс ные руководители В течение года
буклетов «Закон и семья» -подготовка и распространение пропагандистских материалов, направленных на гуманное обращение с детьми Информационная встреча с родителями по вопросу «Мы и наши дети» родители (законные представители) Расширение знаний родителей о них самих и детях, формирование умения видения проблем 19-21 Социальный педагог Декабрь каждого года Оформление классных летописей- фотоальбомов силами родителей родители (законные представители) Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы 19-35 Социальный педагог,класс ные руководители Январь- февраль каждого года Диагностика социальных проблем неблагополучных семей Неблагополучные семьи Учёт и предупреждение социально- аморального поведения родителей. 19-35 Социальный педагог Сентябрь- ноябрь каждого года Совместное детско- родительское интерактивное обучение с использованием тренингов, игр, психологической диагностики в целях самоактуализации личности Неблагополучные семьи Обучение навыкам позитивного детско- родительского общения; самоактуализация личности детей и родителей 19-35 Социальный педагог Январь- март каждого года Распространение памяток для родителей «10 ошибок воспитания» родители (законные представители) Расширение знаний о роли воспитания в семье 19-21 Социальный педагог Ноябрь каждого года Оформление стенда по проблемам неблагополучных родители (законные представители) Формирование теоретических представлений у родителей о 19-21 Социальный педагог В течение года
семей методах и технологиях преодоления различных семейных проблем. Поощрение родителей, которые прогрессивно двигаются к улучшению сложившейся ситуации. родители (законные представители) Развитие позитивного взаимодействия между микро системами.Развит ие способности семьи справляться с возникающими трудностями самостоятельно 7-12 Социальный педагог В течение года Поддержка семьи в изменении родители (законные представители) Семья самостоятельно справляется с проблемами. Обращение за консультацией 6-13 Социальный педагог По мере необходим ости Работа с педагогическим коллективом Индивидуальные консультации по коррекции взаимодействия с детьми из неблагополучных семей Педагогический коллектив Формирование теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями 1-15 Психолог,соц иальный педагог По мере необходим ости Повышение психолого- педагогической грамотности (проведение семинаров по плану социального педагога) Педагогический коллектив Знание педагогами необходимых нормативных правовых документов, доступность информации по проблеме работы с семьями, создание 4-15 Социальный педагог В течение года
методических разработок в помощь классным руководителям
ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ) ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ
№ п/п Наименование индикатора (показателя) Единицы измерения Значение индикатора (показателя) к началу реализации программы (2010год) 2011 год 2012 год по окончании реализации программы (2013 год) 1 2 3 4 5 6 8 1 Численность детей, состоящих на внутришкольном учете и совете профилактики человек 12 11 10 9 2 Доля неблагополучных семей из общего числа семей учащихся школы % 25% 23% 22% 20% 3 Количество детей и подростков, состоящих на учете в отделах по делам несовершеннолетних человек 7 6 6 5 4 Доля семей, из числа неблагополучных, у которых стабилизировалась семейная ситуация % 11% 21% 25% 38% 5 Количество детей в семьях, находящихся в социально опасном положении, снятых с учета комиссии по делам несовершеннолетних. человек 1 2 2 3 6 Количество родителей из социально неблагополучных семей, трудоустроенных в течение года человек 2 4 4 5


В раздел основное общее образование