Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проблемы экологического воспитания в школе"

cnfnmz

Автор: Тимина Светлана Викторовна, учитель химии и биологии, ГБОУ СОШ с.Екатериновка муниципального района Приволжский Самарской области, с. Екатер иновка м.р. Приволжский



В раздел основное общее образование




Проблемы экологического воспитания в школе

Эколого-краеведческая деятельность учащихся ГБОУ СОШ с.

Екатериновка муниципального района Приволжский Самарской

области
Учебная и воспитательная работа в школе строится с использованием различных способов вовлечения учащихся в активную исследовательскую деятельность. Больше всего этому соответствует эколого-краеведческое направление. В настоящее время вопрос экологического образования школьников приобретает все большее и большее значение. Это связано и с экологическим кризисом, и с модернизацией образования, его практической направленностью. Кроме того, эколого-краеведческая деятельность учащихся помогает шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности природы, культуры местного населения, взаимосвязь с природой, помогает принять активное участие в природоохранной работе. За несколько лет работы в нашей школе сложилась определенная система по эколого-краеведческому воспитанию. Работа ведется по трем направлениям: - учебная деятельность, - исследовательская деятельность, - конкурсная деятельность.
Первое направление: учебная деятельность:
- В 1- 6 классах ведутся занятия по экологии в рамках внеурочной деятельности (1-4 классы: «Лесовичок», 5- 6 классы: «Юные экологи»); - В 7 – 8 классах введен предмет «Экология» (7 класс: «Экология животных», 8 класс: «Экология человека»); - В 9 - 11 классах на уроках биологии обсуждаются вопросы, посвященные экологии нашей местности; - В 8 классе введен предмет «Краеведение», на котором рассматриваются вопросы, посвященные истории, культуре нашего края; - Создан краеведческий музей; - Работает краеведческий кружок, который посещают ребята 5 – 9 классов;
- Проводятся в школе игры, конкурсы по экологии и краеведению; - Осуществляются поездки эколого-краеведческой направленности: в музеи, в Старорачейское лесничество, в Хвалынский лесхоз, в Жигулевский заповедник. Учебная работа по эколого-краеведческому направлению включает в себя и участие во всевозможных акциях: - Всероссийская акция «Чистый берег», - Всероссийская просветительская противопожарная акция «АНТИПАЛ», - районная акция «Сбережем памятник природы – Давыдовский сосновый бор», - Всероссийская акция «Живи, лес», - акция «Озеленим родное село», - акция «Осторожно: первоцветы», - акция «Помоги зимующим птицам». - акция «Чистое село», - Экологический субботник «Зеленая Россия». В 2010 году в Екатериновской школе было создано экологическое объединение «Школьное лесничество «Друзья природы» Школьное лесничество активно сотрудничает с Безенчукским лесничеством и его сотрудниками: Бочищевым В.П., главным лесничим Безенчукского лесничества, Вербицким В.П., лесничим Приволжского участкового лесничества, Красновым С.Б., консультантом Безенчукского лесничества, Ивановым Г.В., мастером леса Приволжского участкового лесничества. Члены школьного лесничества стремятся привлечь внимание к проблемам экологии, воспитывают у молодежи любовь к родной природе, чувство ответственности за будущее своей родины. Хочется надеяться, что люди заметят результат детского труда и будут бережнее относиться к природе и «зеленому другу - лесу».

Второе направление: исследовательская деятельность:
Учащиеся, занимаясь изучением флоры и фауны окрестностей села Екатериновка, подготовили работы на научно- практическую конференцию: - «Зимующие птицы села Екатериновка» - победитель 2013г. Аграрной Региональной олимпиады школьников; - «Редкие растения окрестностей села Екатериновка» (2014год: 1 место в районе, 3 место в округе, 3 место на 14 областных юношеских краеведческих Головкинских Чтений, 3 место в региональном форуме «Зеленая планета», участие в Аграрной Региональной олимпиаде школьников); - «Влияние рекреационной нагрузки на памятник природы Приволжского района – Давыдовский сосновый бор» (1 место в районе, 2 место в региональном форуме «Зеленая планета», участие в Аграрной Региональной олимпиаде школьников). Чтобы подготовить эти работы, учащиеся активно занимались исследовательской деятельностью, сбором материала, изучением растительного и животного мира нашей местности.
Третье

направление

эколого-

краеведческой

работы:

участие

в

конкурсах
В течение ряда лет ребята нашей школы участвуют и становятся победителями и призерами во многих конкурсах эколого - краеведческой направленности: - областной детский экологический форум «Зеленая планета»: ( конкурс исследовательских работ: 2013 год: 2 место, 2014год: 3 место; конкурс фоторепортажей «Эко-объектив»: 2013год: 3 место); - окружные и областные олимпиады по экологии (2014год: одно 1 место, одно 3 место в округе); - областной слет юных лесоводов «Друзья леса» (2011 год: 3 место, 2014 год: 3 место);
- региональный конкурс «ЭкоЛидер» (2013г: победитель в номинации «Образовательное учреждение, организация» (Интернет голосование); - Всероссийский заочный смотр-конкурс школьных лесничеств «Лучшее школьное лесничество» в номинации «Просветительская деятельность» (участие); - областной конкурс фотографий и агитационных плакатов «В объективе – лес» (2011 год: 2 место в номинации «Жигули заповедные»); - Самарский региональный конкурс по итогам акции «Неделя экологических знаний» (участие); - областной конкурс «Культпоход»; - областной конкурс «Родные мотивы» (2014год: 1, 2 места); - районный конкурс «Родные мотивы» (2014год: десять 1 мест, четыре 2 места, пять 3 мест); - районный фотоконкурс «Красота божьего мира» (2014 год6 два 1 места, два 2 места, одно 3 место).


В раздел основное общее образование