Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры"

Сборник "1 практических материалов (уроки, мероприятия,)

Автор: Лютая Лариса Владимировна, учитель физической культуры, МОУ Лицей №2, город Саратов, Саратовская область



В раздел основное общее образование




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ № 2





ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ

ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



Сборник

практических материалов

(разработки уроков, мероприятий, авторских программ)

по физической культуре

САРАТОВ


Лютая Лариса Владимировна



учитель физической культуры



Имеет 1 квалификационную категорию
____________________________________________________
В данном сборнике включены методические разработки, модели уроков,

проекты, спортивные мероприятия, направленные на сохранения и

укрепления здоровья. Данный сборник адресован в первую очередь учителям

физической культуры для использования на уроках и во внеклассных

формах организации занятий (в секциях общей физической подготовки),

преподавателям – организаторам ОБЖ, ведущих прикладную физическую

подготовку в 10-11 классах, всем, кто хочет быть здоровым и красивым.

"Движение - важнейшее свойство живых организмов" (Всемирная организация здравоохранения) Здоровье человека определяется уровнем его функциональных возможностей. Специальное международное исследование под эгидой Всемирной организации здравоохранения доказало, что физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Характерной особенностью современного образа жизни является сокращение объёмов двигательной активности человека (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками. Сниженный уровень двигательной активности связан с изменениями в производственной и бытовой сфере, где на долю мускульной силы человека приходится всё меньшее количество работы. К концу ХХ века человек выполняет только 3 - 4% потребных ему действий, всё остальное за него выполняют машины и механизмы на электрической, паровой или бензиновой тяге. Образ жизни современных людей, в том числе и школьников, очень близок к "постельному режиму", ведущему к острой гипокинезии. Сидение за партой, за письменным столом, за компьютером, перед телевизором - в сумме даёт такую величину статической нагрузки, которую просто невозможно компенсировать подвижными, динамическими упражнениями, тренирующими сердце, сосуды, лёгкие и др. органы. Единственная профилактика последствий гипокинезии - организация рационального двигательного режима, включающая различные по характеру и интенсивности физические нагрузки, приводящие к активному перемещению тела в пространстве. Избыток двигательной активности не представляет опасности для организма, если не превышен предел адаптационных возможностей. Превышение этого предела столь же вредно для здоровья, как и гипокинезия. Срыв адаптации проявляется в разнообразных формах - в виде переутомления, вегето-сосудистой дистонии, снижении иммунитета, нарушении работы желудочно-кишечного тракта. В тяжёлых случаях необходима комплексная восстановительная терапия, проводимая медиками. Двигательная активность может быть реализована в различных формах. Она может быть организованной (под управлением преподавателя, тренера, родителя и т.д.) и неорганизованной (самостоятельной). В неорганизованных формах чаще всего проявляется досуговая, игровая и релаксационная двигательная активность. Организованная двигательная активность может осуществляться в самых разнообразных формах. В школе - это урок, спортивная или оздоровительная секция, кружок по интересам. Могут быть реализованы клубные формы, индивидуальные и групповые занятия и их разнообразные сочетания. К формам организованной двигательной активности относится и день здоровья. Проведение дня здоровья сопряжено с определёнными трудностями организации, если оно носит массовый общешкольный характер.

Целью
здоровьесберегающей деятельности школы является формирование духовного и физического здоровья детей, как фундамента будущего профессионального и жизненного успеха:  формирование потребности и умений в сохранении здоровья;  формирование культуры здорового образа жизни;  пропаганду физкультуры и спорта.  профилактику и укрепление здоровья учащихся В настоящее время все настойчивее раздаются голоса о необходимости сохранения здоровья обучающихся в образовательном учреждении, так как здоровье детей является самой высокой социальной ценностью. В своей практической деятельности я пытаюсь решить следующие
задачи здоровьесбережения учащихся:
 уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной позы во время урочной деятельности;  активизация внимания и повышение способности к восприятию учебного материала;  возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний;  формирование осознанного отношения школьников и их родителей к здоровью ребенка как основному фактору успеха на последующих этапах жизни. Для решения задач здоровьесбережения учащихся, на уроках применяю такие средства как:
1.
Гимнастические комплексные игры.
2.
Комплексы ОРУ с предметами и без предметов, на гимнастических снарядах.
3.
Комплексы упражнений и игры на формирование правильной осанки.
4.
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
5.
Комплексы упражнений лечебной физической культуры.
6.
Занятия на свежем воздухе.
7.
Комплексы упражнений дыхательной, силовой гимнастики.
8.
Подвижные и спортивные игры.
9.
Дни здоровья.
10.
Внутришкольные и районные соревнования.
Комплексное использование всех этих средств позволяет решать задачи

педагогики оздоровления.
Использование различных средств здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры и во внеурочное время позволяет эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни школьников.

1

СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – БАЗОВАЯ ЧАСТЬ

УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Методическая разработка

Учителя физической культуры

Лютой Ларисы Владимировны

Забота о здоровье школьника неразрывно связана с совершенствованием его физических свойств и структурно-морфологических особенностей. Не обладая хорошо развитыми мышцами, ученик не может проявлять силу, выносливость, быстроту и др. физические качества. Это и свидетельствует о том, что в заботе об организме нет второстепенных проблем. Выполняя физические упражнения, человек создаёт благоприятные условия для нормального естественного функционирования всего организма, а не только мышц. Более того, в таких условиях организм способен раскрывать многие свои физические резервы. Все рекорды, выдающихся достижений являются подтверждением наличия больших резервных возможностей в организме человека, которые могут раскрываться только в результате тренировки и, в частности, при занятиях специальными упражнениями для развития основных мышечных групп. Силовые упражнения в процессе систематических занятий со школьниками позволяет воздействовать на растущий организм ребёнка, содействуя гармоничному развитию. Выполняя силовые упражнения, школьник осваивает новые, всё более совершённые формы движения. Одновременно развиваются и совершенствуются двигательные качества: быстрота, гибкость, выносливость. Разнообразие упражнений силовой гимнастики позволяет значительно увеличить возможности для повышения пластичности нервной системы. При систематических занятиях силовыми упражнениями сердце приспосабливается к увеличивающим нагрузкам и его работоспособность улучшается. Оно становится более сильным, что повышает пределы функциональных возможностей сердечнососудистой системы, создаёт благоприятные условия для нормального естественного функционирования не только мышц, но и всего организма. Регулярное выполнение силовых упражнений на уроке физической культуры с упражнениями дыхательной гимнастики, активно влияют и на развитие органов лёгочного дыхания. Это создаёт более благоприятные возможности для кровообращения и сердечной деятельности. У школьников формируются навыки правильного и глубокого дыхания. Упражнения, способствующие развитию мышц, являются важными средствами в воспитании физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и других физических качеств. Всё это свидетельствуют о том, что регулярные и разумно построенные занятия с элементами выполнения силовых упражнений в совокупности с другими физическими упражнениями способствуют перестройке всего организма школьника, укреплению его здоровья и повышению работоспособности. В работе раскрыты задачи и рассмотрены методики развития силовых способностей детей школьного возраста. Приведено несколько несложных, вполне доступных упражнений для развития силы и силовых способностей.
1. ВВЕДЕНИЕ «Упражнения, способствующие развитию мышц, являются важными средствами в воспитании физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости…» В. М. Зациорский, 1970 Воспитание силовых возможностей среди подрастающего поколения – развитие максимальной силы, статической, динамической скоростно-силового и взрывного характера, наращивание мышечной массы. Сила – фундамент и необходимый компонент всех физических качеств. Сила необходима человеку в трудовой, военной и профессиональной деятельности, в быту в течение всей жизни. Соловые возможности можно успешно воспитывать и на уроках физической культуры. Я предполагаю, что силовые упражнения – базовая часть урока физической культуры. С их помощью можно достичь основных целей физического воспитания, именно они вносят решающий вклад в гармоническое физическое развитие школьника. Основой каждого упражнения является активные движения школьника – мощный стимул активизации всех жизненно важных функций и процессов. Силовые упражнения можно и нужно включать в урок, уже с первого класса. Силовые упражнения являются действительным средством урока и способствуют овладению и кинематической (пространственной, пространственно-временной) и динамической (силовой) структурой техники движений, а также оказывают строго дозированное и целенаправленное воздействие на морфофункциональное состояние организма школьника, подводя его к такому уровню, который должен обеспечить реализацию техники. Все выполняемые силовые упражнения на уроках физической культуры – это средства со строгой педагогической и оздоровительной направленностью. Прежде чем выполнять те или иные упражнения, я конкретизирую цель и задачи своего урока, стараюсь выбирать правильные и чёткие ориентиры. В частности, при регулярном выполнении упражнений силовой гимнастики на уроках можно добиться требуемой подвижности в суставах, необходимой силы мышц, быстроты, выносливости и др. Чем конкретная будет цель урока, тем легче подбирать силовые упражнения. Можно сказать, что силовые способности – это возможность детей, которые проявляются в преодолении внешнего сопротивления или противодействии ему за счёт мышечных усилий. Силовые упражнения полезны только тогда, когда их выполняют с учётом возраста, пола, двигательных возможностей и др. В этой работе пойдёт речь о методике воспитания собственно силовых способностей и скоростно-силовых способностей у детей. Цель этой работы – доказать что, силовые упражнения, это базовая часть урока физического воспитания, и выполнять их можно и нужно с учащимися как начальных классов и старших классов, чтобы достичь более крепкого здоровья и хороших физических способностей.
2. ПОНЯТИЕ О СИЛЕ И СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЯХ
Сила
– это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий (напряжений).
Силовые способности
– это комплекс различных проявлений человека в определённой двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Различают собственно силовые способности и их соединение с другими способностями, здесь выделяют скоростно-силовые способности, силовую ловкость, силовую выносливость.
Собственно силовые способности
характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режиме работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата. В физическом воспитании и спортивной тренировке интерес представляет зависимость силы от собственной массы человека. Для сравнения людей различной массы используют термины «абсолютная сила» и «относительная сила». Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком в каком- либо движении, независимо от массы тела. Например; сила ног, рук и спины, определяемая с помощью различных динометров. Относительная сила – это сила, проявляемая человеком в пересчёте на 1 кг его собственной массы. Определяют её делением абсолютной силы на собственную массу.
Скоростно-силовые способности
– характеризуются непредельными напряжениями мышц, которые проявляются с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. Например; при отталкивании в прыжках в длину, в случае финального (заключительного) усилия при метании спортивных снарядов (малого мяча, гранаты) и т.п. К скоростно-силовым способностям относят:
быструю силу
– характеризуется непредельным (не достигающим предельной величины) напряжением мышц, которое проявляется в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью.
взрывная сила
- способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в лёгкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.). Эффективные средства для развития взрывной силы - метание набивных мячей из различных и.п., прыжки вверх после спрыгивания с возвышением 25-30 см и более.
Взрывная сила характеризуется двумя компонентами:
стартовой силой
- это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения,
ускоряющей силой
- способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения. К специфическим видам силовых способностей относят
силовую

выносливость
- это способность противостоять утомлению при выполнении продолжительных силовых нагрузок значительной величины и
силовую

ловкость
– это способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредельных ситуаций и смешанных режимов работы мышц. Она проявляется там, где есть сменный режим работы мышц и непредвиденные ситуации деятельности (игровые виды спорта).
3. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКЕ В общеобразовательной школе существует три организационно- методические формы проведения занятий: урок, внеклассные секционные занятия и самостоятельные занятия. Основной формой проведения учебных занятий по силовой подготовке (да и не только силовой) подрастающего поколения является урок. Урок делится на 3 этапа: вводно-подготовительный, основной и заключительный. Вводно-подготовительный этап можно разделить на две части – вводная часть – длится не более 3-5 минут. Основная её задача - организовать внимание учащихся. Эти несколько минут отводят на построение, рапорт, проверку посещаемости, на сообщение проблемы урока и пути реализации этой проблемы – подготовительная часть – продолжается 8-10 минут. Основная задача этой части урока – функционально подготовить организм учащихся к выполнению упражнений, запланированных в основной части урока. Упражнения в этой части урока стараюсь подобрать в соответствии с тремя основными принципами: - обязательно начинаю выполнять упражнения с дыхательной гимнастики; - сначала упражнения должны включать мелкие, а затем более крупные мышцы и мышечные группы; - упражнения не должны быть более интенсивными, так как может наступить утомление организма; Все упражнения, входящие в подготовительную часть урока, должны обеспечивать естественный переход организма к более сложным движениям с большей нагрузкой в последующей части урока. Содержание основной части урока может носить весьма определённый характер, в зависимости от поставленной проблемы урока. Основная часть может занимать от 60-80% общего времени. В основную часть урока включаю обычно 4-6 упражнений на различные группы мышц (упражнения на мышцы брюшного пресса, упражнения на мышцы плечевого пояса, упражнения на мышцы спины и т.п.). На уроках с детьми начальных классов, выполняем упражнения с небольшим отягощением, которые направлены на активизацию деятельности нервно-мышечного аппарата, на гармоничное развитие основных мышечных групп. Заключительная часть урока длится 3-5 минут и необходима для постепенного снижения воздействия нагрузки. На организацию учащихся в заключительной части урока используются малоподвижные игры, медленный бег, ходьба, а так же различные восстановление функционального состояния после перенесённых физических нагрузок. Так же стараюсь в конце урока подвести итоги (выделению как отличившихся, так и остающихся), которые повышают интерес к уроку. Помимо основной формы проведения учебной работы, выделяю индивидуальные занятия по силовой подготовке, которые могут проводиться в форме утренней гимнастики и выполнение специальных домашних упражнений.
4. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ С УЧЁТОМ УСПЕВАЕМОСТИ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. Оценить силовые способности детей на уроках можно с помощью силовых упражнений. Например: подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики), Из виса лёжа на низкой перекладине (девочки). Для оценки силы 104 класса вполне подходят упражнения по сгибанию и разгибанию рук, подниманию и опусканию прямых ног (например: в висе спиной на гимнастической стенке). Для оценки скоростно-силовых способностей применяю – прыжок в длину с места, который из-за своей относительной простоты проведения входит в большинство тестов, физическую подготовленность человека. С учениками, начиная со второй четверть, в конце каждого месяца провожу тест-зачёт по силовой подготовке. Я, считая что, силовые упражнения, можно вводит в программу начальных классов. Что это даёт?! 1. Определить физическую подготовленность каждого ученика по отдельности и класса в целом. 2. В результате этих данных, даю индивидуальные упражнения, задания на дом ученику или классу в целом. Боюсь повториться, но механизм нервно-мышечной деятельности, который определяет успешность силовой подготовки, можно совершать в различном возрасте. Многоплавность силовых качеств даёт мне как учителю возможность заниматься силовыми упражнениями с первого класса. На начальных этапах занятий физической культурой я ввожу 2-3 упражнений, которые выполняются с небольшим весом отягощений... в дальнейшем диапазон средств и характер силовых упражнений расширяются. Задачи, средства и методы соответствуют изменениям психофизиологическим возможностей учащихся. Силовые упражнения требуют проявления волевых усилий для преодоления мышечных напряжений. Чтобы ученики преодолевали усталость у них необходимо создать интерес к силовым упражнениям, потребность в них и достаточную мотивацию к занятиям. Освоив технику упражнений, выполняем их в игровой форме. Например, проводим мини-соревнования на самого сильного школьника в классе, идём заниматься в тренажёрный зал, где возможности заниматься силовыми упражнениями намного больше, чем в спортивном зале.
5. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ С ДЕТЬМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И к доказательству о том, что силовые способности вполне успешно развиваются. У учащихся начальных классов, процитирую утверждения специалистов В.Ф. Люмейко, А.М. Шлемин, С.С.Баранцев, которые установили, что различные силовые способности у мальчиков 7-10 лет улучшаются на 28%-56.6%. Однако необходимо учитывать индивидуальные различия в проявлении силы различных мышц и, исходя из этого подбирать, средства и методы их совершенствования. Экспериментально доказано, что целенаправленные воздействия на собственно силовые и скоростно-силовые способности учащихся начальной школы длительностью 1.5 – 4.5 мин (на одном уроке) дают прирост в развитии указанных качеств уже за 8 мин, а в течение года эффект воздействия становится весьма заметным. Методика развития силовых способностей детей младшего школьного возраста, на мой взгляд, должна включать в себя: • объём упражнений на силу должен состоять из упражнений скоростно- силового и скоростного характера (прыжки, метания, бег на скорость, ОРУ с предметами). • вес внешних сопротивлений не доложен превышать установленных ГОСТОМ нормативов. • упражнения, связанные с весом собственного тела, вполне допустимы и необходимы. В этом случае движение в силовом отношении является более лёгким, чем преодолении внешнего сопротивления такой же массы. • при воздействии на собственные силовые возможности вес отягощений подбирается такой, чтобы упражнение с ним можно было повторить 4-7 или 8- 12 раз (отжимание, приседание, подтягивание). • силовые упражнения необходимо сочетать со скоростно-силовыми и координационными упражнениями и заданиями на гибкость. • учитель должен обеспечить гармоничное развитие всех мышечных групп двигательного аппарата учащегося. В начале обучения на уроках силовой направленности, применяю групповой метод, который позволяет значительно увеличить число повторений на уроке и воспитывать чувство ритма. При выполнении упражнения посменно, когда часть учеников выполняют упражнение, а другие наблюдают, развивается активность и чувство правильности выполнения данного упражнения. Ученики младших классов обладают большими способностями к подражанию действиям взрослых. Поэтому в процессе обучения важное значение имеет правильный и точный показ изучаемого упражнения. Небрежный, несовершенный показ вызывает ошибки в действиях детей и их закрепления, что значительно снизит эффективность обучения.
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКЕ. При планировании занятий с направленностью на развитие силовых способностей учитываю закономерность так называемых «сенситивных» (благоприятных) периодов, когда в результате методически правильно построенных занятий добиться можно их заметно улучшения.
СИЛОВЫЕ

СПОСОБНОСТИ

МАЛЬЧИКИ (возраст, лет)

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Собственно силовые

способности

Скоростно-силовые

способности

Силовая выносливость



СИЛОВЫЕ

СПОСОБНОСТИ

ДЕВОЧКИ (возраст, лет)

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Собственно силовые

способности

Скоростно-силовые

способности

Силовая выносливость
На уроках по силовой подготовке с подростками учитываю две важные особенности. Во-первых, у подростка ещё не закончено формирование скелета. В результате чрезмерных узконаправленных силовых воздействий может нарушиться равновесие мышечного тонуса. Хорошо развитые мышечные группы как бы «перетянут» своих антагонистов. Постоянная тяга в одну сторону способна даже деформировать кость. Поэтому в работе с подростками преобладает общая силовая подготовка. Во-вторых, существует другая опасность, которая связана с задержками дыхания, которые могут привести к функциональным или патологическим изменениям в сердечнососудистой системе. Поэтому максимальное отягощение, а также предельные статические напряжения подросткам противопоказаны.
7. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Средствами развития силовых способностей являются силовые и скоростно-силовые упражнения. Силовые упражнения можно разделить на две группы (по Л.П. Матвеев): 1. Упражнения с внешним сопротивлением – вес предметов, противодействие партнёра, сопротивление упругих предметов, сопротивление внешней среды. 2. Упражнения, отягощённые весом собственного тела. Кроме того, силовые упражнения делятся ещё по степени избирательного воздействия – общего воздействия и относительно локального, по режиму функционирования мышц - изометрические, собственно силовые, скоростно- силовые. К числу методов развития силы можно отнести: - метод повторного упражнения – преодоление предельных отягощений с весом, числом повторений. - метод прогрессивно изменяющегося отягощения. - метод предельных усилий – в занятиях с учащимися младшего Школьного возраста практически не применяются, за исключением отдельных упражнений, отягощённых весом собственного тела. - метод повторно-прогрессирующего упражнения – преодоление сопротивлений с предельной скоростью. - метод изометрических напряжений. - метод игровой и соревновательный.
8. ФОРМА УРОКА СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Приступая к урокам физической культуры с элементами выполнения упражнений, силовой гимнастики следует знать, что каждый практически здоровый школьник может значительно увеличить свою силу и исправить много недостатки своего телосложения. Это реальное достижимая цель. Всё зависит от упорства школьника. Занятия физической культурой станут для организма лекарством от многих недугов, если заниматься и выполнять индивидуальные упражнения дома. Первые успехи обычно появляются в течение полугода занятий. Однако они могут прийти и позднее. Главной задачей с учащимися начальной школы, особенно с учащимися начальной школы, является выработка постоянной привычки ежедневно выполнять определённый комплекс физических упражнений (упражнения любого характера). Это способствует возникновению уверенности в своих силах. Занятия силовыми упражнениями сопровождаются напряжением, практических всех групп мышц, поэтому необходимо научить школьника правильному дыханию и правильному регулировать дыхание. Развитие мышечных групп способствуют приобретению физической силы и воспитанию выносливости. Без достаточной выносливости невозможно проявлять оптимальную силу при занятиях на уроках и на занятиях спортом, в различных бытовых ситуациях. Выносливость зависит не только от развития мышц тела. Её проявление требует достаточно функционального обеспечения со стороны всех органов и систем. Поэтому тот из школьников, который обладает хорошей выносливостью, при рациональном распределении своих возможностей всегда может компенсировать некоторый недостаток физической силы. Для воспитания выносливости на своих уроках применяю упражнения, которые вызывают незначительное переутомление. При определении дозировки, учитываю скорость выполнения упражнения, длительность, интервал отдыха между подходами, количество подходов и повторений в подходе, а также разнообразие двигательной деятельности во время отдыха (в начальной школе практикую 2 подхода по 8-10 повторений). Чем больше количество мышц участвуют в упражнении, тем выше уровень потребления кислорода организмом. Поэтому для воспитания выносливости применяю упражнения, такие как бег, подвижные игры и элементы спортивных игр. Сила и выносливость всегда дополняются быстрым выполнением движения. Быстроту движений, скорость двигательной реакции также тренируем на уроках. Для выполнения определённого упражнения даётся максимальное время – 30 сек. например 30 сек. необходимо выполнить 15 отжиманий, за 30 сек. необходимо выполнить 15 поднимание и опускание туловища (3 класс). Если это удаётся, то впоследствии при соответствующем волевом усилии учащихся достигается практически любая скорость выполнения того или иного движения.
Воспитание и развитие ловкости связано с совершенствование координации движений. Ловкость может проявляться в том случае, если имеется в «запасе памяти» много разнообразных, хорошо выполняемых движений. Поэтому с детьми младшего школьного возраста использую сложные, а не однообразные упражнения (гимнастические и акробатические упражнения), тем самым развивая у детей быструю реакцию и сообразительность. При возникновении неожиданной быстротекущей ситуации тренированные школьники более в старшем возрасте для сокращения времени используют двигательные элементы разученные ранее. Начиная с учащимися начальной школы, ввожу, цикл упражнений один раз в две недели. Впоследствии составляю упражнения на каждую неделю отдельно или попеременно чередую два урока через три. По мере подготовленности начинаю со второго полугодия производить перестановку силовых упражнений на каждом уроке, что положительно воздействует на мышцы и снижает общую эмоциональную нагрузку на нервную систему. Все упражнения, которые выполняем с учащимися, распределены по анатомическому принципу – согласно строению и основным функциям опорно- двигательного аппарата человека. 9. ВЫВОДЫ Таким образом, силовая подготовка – является неотъемлемой частью программы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Систематические занятия с элементами силовых упражнений развивают силу, быстроту, выносливость, ловкость и другие качества, необходимые человеку в его повседневной жизни. Урокам физической культуры с выполнением комплекса силовых упражнений должны сопутствовать хорошее самочувствие, отсутствие каких- либо нарушений состояния здоровья, связанных с физическими упражнениями, непрерывный рост показателей физической подготовленности. При выполнении этих условий упражнения силовой подготовки способствуют укреплению здоровья, повышению работоспособности. Наличие хорошо разработанного планирования позволяет избежать стихийности в деятельности учителя физической культуры в школе, излишних затрат времени, сил и материальных средств, низкого качества и плохих конечных результатов. И, наконец, успех обучения в значительной степени зависит от разнообразия применяемых средств, методов и методических приёмов. Силовая подготовка является одним из средств физического развития учащихся, причём доступных для школьников. Включая в себя развитие максимальной силы, статического, динамического скоростно-силового и взрывного характера. С помощью силовой подготовки можно достичь высокого уровня подготовленности, развить все необходимые физические качества.

2



Проектно-исследовательская деятельность

программа спортивно – оборонной направленности

по физической культуре и ОБЖ

(в рамках предметной недели)



Автор:

председатель НМО учителей

физической культуры и ОБЖ

Лютая Л.В.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях состояние физического и духовно- нравственного здоровья детей стало одной из острейших проблем. Каждое следующее поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее. По статистическим данный в последние годы отмечается устойчивое ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день к одному из приоритетных направлений государственной политики отнесено здоровья населения в целом и особенно подрастающего поколения. Задачи оздоровления детей решаются, прежде всего, в процессе обучения. Данная программа призвана помочь детям освоить навыки здорового образа жизни через различные формы двигательной активности и познаний. В основу программы положена идея оздоровления. Её вариативность позволит обеспечить ребёнку двигательную активность по собственному выбору, являющуюся наиболее эффективным средством оздоровления. Являясь участниками программы, дети и подростки на практике познают, что такое здоровый образ жизни. В целом реализация программы позволит не только обеспечить оптимальный уровень двигательной активности, но и сформировать сознательное отношение к физической культуре и ОБЖ, как необходимому фактору способствующему сохранению и укреплению собственного здоровья.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Программа для школьников по физической культуре и ОБЖ проводится для повышения престижа образовательной области «Физическая культура» и «Основы безопасности и жизни деятельности», популяризации в образовательных учреждениях целостного представления о физической культуре и ОБЖ как важном факторе формирования всесторонней личности. Основными
задачами декадника
являются: - формирование у учащихся образовательных учреждений устойчивых мотивов и потребностей в постоянном физическом самосовершенствовании; потребности в соблюдении правил безопасности в повседневной жизни и правил поведения в опасных ситуациях; - расширение теоретических знаний и двигательного опыта физкультурно- оборонной деятельности, привитие практических умений организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой с развитой функциональной и социально-ориентированной направленностью; - развитие черт личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера, в современных условиях жизни деятельности; необходимых моральных, физических и психологических качеств, для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества; - пропаганда здорового образа жизни, профилактика и устранение вредных привычек; - выявление и поощрение наиболее подготовленных школьников в спортивно-оборонной деятельности.

РУКОВОДСТВО
Общее руководство подготовкой и проведением декадника по физической культуре и ОБЖ осуществляется учителями физической культуры и ОБЖ.
УЧАСТНИКИ
В проектно-исследовательской деятельности участвуют учащиеся 1-4 классов, 5-7 классов, 8-9-х и 10-11-х классов общеобразовательных учреждений.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
Проектно-исследовательская деятельность по физической культуре и ОБЖ проводится март – апрель
СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Декадник школьников представляет собой проектно – исследовательскую деятельность конкурсном в виде испытаний учащихся начальной, основной и средней (полной) школы Конкурсное испытание состоит из заданий: практического и теоретико- методического характера - для учащихся 8-9-10-11 классов.
Практическое

задание
заключается в выполнении упражнений базовой части примерной программы по физической культуре по разделам: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол;
Теоретико-методическое задание
заключается в ответах на тестовые вопросы. Тематика вопросов соответствует требованиям к уровню знаний выпускников основной и средней (полной) школы по образовательной области «Физическая культура» и «ОБЖ» Предлагаемые вопросы разработаны по разделам:
- «Основы и медицинских знаний и здорового образа жизни»
- доврачебная помощь и формирования здорового образа жизни.
- «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»
- вопросы безопасности и защиты человека в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, вопросы организации гражданской обороны РФ и правовых основ защиты населения при СЧ.
- «Основы военной службы» -
история вооружённых сил Российского государства; структура и состав ВС.; военная форма одежды и знаки отличия; присяга и военные уставы
.

- «Основы физической культуры» -
соотношение понятий «культура» и «физическая культура»; смысл и взаимосвязь понятий «физическое развитие», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое совершенство»; история Игр Олимпиады и современного спортивного достижения.

-

«Специфическая

направленность

физического

воспитания»

-
физические упражнения как средства физического воспитания, их содержание и техника; использование естественных сил природы и гигиенических факторов в физическом воспитании.
- «Основы теории и методики воспитания физических качеств» -
общая характеристика физических качеств; способы оценки уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, координированности и их разновидностей; регламентация нагрузки и отдыха как основа методики воспитания физических качеств; влияние нагрузки и ее компонентов на процессы адаптации; Методика воспитания основных физических качеств и их разновидностей.
-

«Формы

организации

занятий

в

физическом

воспитании»

-
взаимодействие эффектов отдельных занятий физическими упражнениями как основа непрерывности физического воспитания; разнообразие форм занятий; характерные черты урочных форм занятий; особенности содержания самодеятельных тренировочных занятий общеукрепляющей, обще- подготовительной и обще-развивающей направленности; особенности содержания утренней гигиенической гимнастики физкультурных минуток и пауз, соревнований.
-

«Методика

решения

некоторых

частных

задач

физического

воспитания» -
осанка и ее роль в процессе укрепления и сохранения здоровья; характерные признаки правильной осанки и методика ее формирования; общее представление о нормальном телосложении, возможности физического воспитания в процессе формирования желаемых параметров частей тела, методика увеличения мышечной массы; избыточная масса тела и ее влияние на состояние здоровья; причины, вызывающие тучность и ожирение; методика использования физических упражнений в процессе снижения избыточной массы тела.
-

«Некоторые

условия,

способствующие

решению

задач

физического воспитания» -
здоровый образ жизни, режим дня, рациональное питание, закаливание, основы личной гигиены, профилактика травматизма.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Итоги проектно-исследовательской деятельности определяются раздельно для учащихся основной и средней (полной) школы. Победители и призеры проектно-исследовательской деятельности по ФК и ОБЖ определяются по сумме балов, полученных по результатам выполнения заданий. При выполнении теоретико-методического задания место участника определяется сопоставлением количества правильных ответов всех участников.
В случае равенства количества правильных ответов у нескольких участников им начисляется количество баллов, являющиеся средним арифметическим от суммы занятых мест. В общем зачете в декаднике по ФК и ОБЖ определяются победитель, призеры. При определении победителя в общем зачете в случае равных результатов у нескольких участников предпочтение отдается сумме баллов, набранных в теоретико-методическом задании. Если это не позволяет выявить победителя, призеров, то их места определяются в соответствии с результатом выполнения практических заданий по приоритету: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол.
СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК
Заявки на участие подаются не ранее, чем за 2 недели до начала декадника, подписанного классным руководителем.
НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Учащиеся, добившиеся высоких результатов и занявшие призовые

места в Олимпиаде, награждаются грамотами


.
.






Класс

Практическое

задание по

ФК

Теоретико-

методическое

задание

1 классы

+



2 классы

+



3 классы

+



4 классы

+



5 классы

+



6 классы

+



7 классы

+



8 классы

+

+

9 классы

+

+

10 классы

+

+

11 классы

+

+


Способы подготовки к данной программе
№ Задание Класс Ответственные Сроки 1. Разработка тестовых заданий по ОБЖ 8 классов 2. Разработка тестовых заданий по ОБЖ 9 классов . 3. Разработка тестовых заданий по ОБЖ 10 классов 4. Разработка тестовых заданий по ОБЖ 11 классов 5. Разработка тестовых заданий по физической культуре 8 классы 6. Разработка тестовых заданий по физической культуре 9 классы 7. Разработка тестовых заданий по физической культуре 10 классы 8. Разработка тестовых заданий по физической культуре 11 классы 9. Разработка спортивного праздника 1 классы 10. Разработка спортивного праздника 2 классы 11. Разработка спортивного праздника 3 классы 12. Разработка спортивного праздника 4 классы 13. Разработка спортивного праздника 5 классы 14. Разработка спортивного праздника 6 классы 15. Разработка спортивного праздника 7 классы 16. Разработка спортивного праздника 8 классы
17. Подготовить стен. газеты (кроссворды) по ФК 18. Подготовить бланки заявок на участие в практическом задании 1-11 класс 19. Подготовить бланки заявок на участие в теоретическом задании 8 – 11 класс 20. Подготовить бланки протоколов по ФК и ОБЖ 1-11 класс 21. Провести мероприятие с учащимися 1 классов Май 21. Провести мероприятие с учащимися 2 классов Май 22. Провести мероприятие с учащимися 3 классов Май
23. Провести мероприятие с учащимися 4 классов Май 24. Провести мероприятие с учащимися 5 классов Май 25. Провести мероприятие с учащимися 6 классов Май 26. Провести мероприятие с учащимися 7 классов Май 27. Провести мероприятие с учащимися 8 классов Май 28. Провести мероприятие с учащимися 9 классов Май 29. Провести мероприятие с учащимися 10 классов Май 30. Провести мероприятие с учащимися 11 классов Май

Реализация
мероприятия, предусмотренной программой позволит: - отработать организационную модель проведения совместных уроков и мероприятий по ОБЖ и ФК; - отработать организационную модель урока и внеурочных занятий и мероприятий на основе данных мониторинга здоровья детей и обеспечение адекватного состоянию здоровью каждого ребёнка двигательной активности; - улучшить физическое состояние детей и подростков; - сформировать состояние успешности личности каждого ребёнка через двигательную деятельность; - проверить знания, умения и навыки в области содержания понятий «ФК» и «ОБЖ»; - создать позитивное отношение к ценностям физической культуры, спорта, здорового образа жизни, основы жизни деятельности и безопасности.

3
УРОК С ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ
«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ»

Лютая Лариса Владимировна

Место работы:
МОУ "Лицей № 62" г.
Должность:
учитель физкультуры Саратов

Тип урока:
Урок с оздоровительной направленностью для учащихся 5 классов
Тема урока:
«Если хочешь быть здоров»
Проблема урока:
Доказать, что физические упражнения – средство укрепления здоровья, содействуют физическому развитию детей.
Задачи урока: Оздоровительная
– укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и развитию всех систем организма и их функций.
Образовательная
– выработка умений использовать физические упражнения для укрепления здоровья на различные группы мышц.
Воспитательная
– формирование общественных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности, а так же воспитать потребность и умение сознательно заниматься физическими упражнениями и применять их в целях повышения работоспособности и укрепления здоровья.
Время урока:
40 мин.
Место урока:
Спортивный зал
Дата проведения:
23 декабря 2007 г.
Инвентарь:
1. Гимнастические маты – 2 шт. 2. Гимнастические скакалки – 5-6 шт. 3. Гимнастические скамейки – 3 шт. 4. Баскетбольные мячи – 3 шт. 5. Секундомер – 3 шт. 6. «шведская стенка» - 1-2 шт.
Форма одежда:
спортивная форма



СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА

ДОЗИРОВКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Время

Мин.

Кол-во

раз

1

2

3

4

5

I

1.1.

1.2.

1.3.

1.4

1.5.

II

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

III

3.1.

3.2.

ВВОДНО-

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Построение

Рапорт

Приветствие

Сообщение задачи урока

Инструктаж по технике

безопасности

РАЗМИНКА

Ходьба

Бег

Специально беговые

упражнения

Ходьба

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ

УПРАЖНЕНИЯ НА

МЕСТЕ

Дыхательные упражнения

ОРУ на месте

Ходьба

Перестроение учащихся на

основную часть урока

10-15

1-2

1-3

10

4-5 раз

каждо

е упр-

ие

Основная цель этой части
-
настройка уч-ся на предстоящую

деятельность и подготовка

организма к выполнению основной

цели.

Обратить внимание на построение,

на спортивную форму, на

подготовку спортивного зала.

Задачи разминки – достичь от выше

среднего до высокого уровня

физической нагрузки, подготовить

организм к основной части урока.

Во время выполнения упражнений

следить за осанкой, за

правильностью выполнения.

Упражнения выполняются по кругу

или по диагонали или змейкой, по

усмотрению учителя.

После выполнения беговых

упражнений перейти на ходьбу.

Перестроение из шеренги в 3 путём

расчёта на 1-2-3. Вначале ОРУ

выполнить комплекс упражнений

дыхательных упражнений –

контролируют дыхание, воздействие

на психику, а также осуществляют

контроль за мыслительными

процессами, укрепляют здоровье,

устанавливают равновесие

физических и жизненных энергий.

Основные требования при

выполнении дыхательных

упражнений – осанка. Упражнения

выполняются в спокойном темпе.

ОРУ выполняются без объяснений,

за учителем, под счёт учителя,

поточным методом.

Следить за правильностью

выполнения каждого упражнения.

IV

4.1.

4.2

4.3.

4.4.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Отжимание

+дополнительное задание:

броски баскетбольного

мяча.

2.упражнения на мышцы

брюшного пресса +

дополнительное задание:

прыжки через скакалку.

3. прыжок в длину с места

+ дополнительное задание:

бег по скамейке.

Эстафета

20-25

10-15

10 - 15

Наряду с задачей общего

физического развития и укрепления

здоровья решается конкретная

задача, связанная с развитием физ.

упр. на различные группы мышц.

Работа по станциям. Метод круговой

тренировки.

Следить за правильностью

выполнения.

После выполнения подготовить зал к

эстафете.


1

2

3

4

5

V

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

ЧАСТЬ

Перестроение

Построение

Подведение итогов

Домашнее задание

5

Основное назначение этой части -

создание благоприятных условий для

более быстрого протекания

восстановительных процессов в

организме. Можно включить несколько

дыхательных упражнений на

расслабление.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Тип урока:
Урок с оздоровительной направленностью для учащихся 5 классов
Тема урока:
«Если хочешь быть здоров»
Проблема урока:
Доказать, что физические упражнения – средство укрепления здоровья, содействуют физическому развитию детей.
Задачи урока: Оздоровительная
– укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и развитию всех систем организма и их функций.
Образовательная
– выработка умений использовать физические упражнения для укрепления здоровья на различные группы мышц .
Воспитательная
– формирование общественных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности, а так же воспитать потребность и умение сознательно физическими упражнениями заниматься и применять их в целях повышения работоспособности и укрепления здоровья.
Структура урока:

1.Водно-подготовительная часть 10 – 15 мин.

Задача:
Основная часть этой части – настройка учащихся на предстоящую деятельность и подготовка организма к выполнению основной части.
Средства:
Ходьба, бег. Специально беговые упражнения, ОРУ на месте, ОРУ на различные группы мышц. Дыхательные упражнения - контролируют дыхание, воздействуют на психику, а также осуществляют контроль за мыслительными процессами, укрепляют здоровье, устанавливают равновесие физических и жизненных энергий.

Методы
: при организации деятельности уч-ся в выполнении Ф.У. использовала фронтальный, непрерывный, групповой методы. При выполнение ф.у. использовала поточный способ в сочетании словесных и наглядных методов обучения.
Результативность
: Измерение пульса учащихся.
2.Основная часть 20-25 мин.

Задача:
Наряду с задачей общего физического развития и укрепления здоровья, решается задача, связанная с развитием ф.у. на различные группы мышц. Самостоятельная работа по станциям: - упражнения на мышцы плечевого пояса – отжимание от пола 10 раз девочки, 15 раз мальчики + дополнительное задание – броски баскетбольного мяча 3-4 попытки; - упражнения на мышцы брюшного пояса – из положения, лёжа, ноги согнуты в коленях, пуки за головой, девочки 10 раз, мальчики 15 раз + дополнительные задание – прыжки через скакалку до 20 раз; - упражнения на мышцы ног – прыжок в длину с места 3 попытки + дополнительное задание на гимнастической скамейке – прыжки через скамейку (по длине скамейке) и пробежка через скакалку до 20 раз; Дополнительные задания даются с целью разнообразия урока, а так же возможности учащихся отдохнуть, расслабиться от основной части урока.
Методы:
Организация деятельности – круговой метод. При выполнении ф.у. используется поочерёдный метод, в сочетании со словесным и наглядным методами.
Результативность
: измерение пульса. Учащиеся приобретают навыки самостоятельной и сознательной работы.
3.ЭСТАФЕТЫ – заключительный этап основной части

Задачи:
Обучения командным действиям.
Средства:
бег с различными заданиями – с предметами (баскетбольный мяч, скакалка) и без предметов.
Методы:
Словесный, индивидуальный, групповой методы.
Результативность
: Измерение пульса. Формирование у игроков умения более эффективно использовать свои навыки и возможности достижения поставленной цели – победить. Воспитание игровой дисциплины и волевых качеств.
4.Заключительная часть – 5-10 мин.

Задача:
Основное назначение этой части – создание благоприятных условий для более быстрого протекания восстановительных процессов.
Средство:
Ходьба. Упражнения на дыхание и упражнения на расслабление. При выполнении ф.у. – поточный, одновременно групповой в сочетании со словесным, наглядным методами обучения.
Результативность.
Измерение пульса.

5.Подведение итогов занятий

Задача:
Анализ деятельности учащихся на уроке. Подведение итогов, общая оценка за урок. Выполнение поставленных задач.
Средства:
в решении: - воспитательных задач – самостоятельная работа по станциям. - образовательных задач – выполнение упражнений, групповая, командная, индивидуальная работа на развитие различных групп мышц. - оздоровительных задач – выполнение дыхательных упражнений.
Результативность
: цель и задачи урока выполнены.

4

Модель урока по физической культуре

для учащихся 10 – 11 классов

(юноши)

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ,

ОРИЕНТИРОВАННЫЕ, НА РАЗВИТИЕ

СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ


(развитие силовой выносливости)
____________________________________________________________________

___

Все выполняемые силовые упражнения на уроках физической культуры

– это средства со строгой педагогической и оздоровительной

направленностью.

При регулярном выполнении упражнений силовой гимнастики на уроках

можно добиться требуемой подвижности в суставах, необходимой силы

мышц, быстроты, выносливости. Движение и мышечное усилие являются

условиями формирования здорового тела и духа.

Лютая Лариса Владимировна

Место работы:
МОУ "Лицей № 62"
Должность:
учитель физкультуры Саратов 2007

Тема:
«Гимнастические упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств» (развитие силовой выносливости)»
Цель урока:
Совершенствование уровня силовой выносливости на уроках физической культуры.
Проблема урока:
«Движение и мышечное усилие являются главными условиями формирования здорового тела и духа. Работая над мышцами, заставляя их действовать, человек, таким образом, целенаправленно занимается оздоровлением всего организма»
Задачи:
7. Совершенствование нервно-мышечного аппарата в упражнениях с использованием веса своего тела. 2. Гармоничное развитие основных мышечных групп. 3. Формирование знаний и умений применять методы повторных усилий и «до отказа».
Место проведения:
Спортивный зал
Дата проведения:
11 октября 2007 г.
Продолжительность урока:
40 – 45 мин.
Инвентарь и оборудование:
1. Гимнастические маты – 2-3 шт. 2. «Блины» - весом 5 кг. - 4-6 шт. 3. Гимнастическая скакалка -4-6 шт. 4. Перекладина – 4-5 шт. 5. Гимнастическая скамейка – 3 шт. 6. «Шведская стенка» - 4-6 шт. 7. Секундомер - 1 шт. 8. Магнитофон – 1 шт. 9. Инструктивные - карточки - 7 шт. 10. Ручки-карандаши – 7 шт. ________________________________________________ «Урок проходит по круговой системе (работа по станциям). В данном уроке 7 станций. Все упражнения выполняются одновременно по группам. Время выполнения примерно 30-40 сек. По мере физической подготовленности учащихся, время можно увеличить до 1 – 2минут. За временем и правильностью выполнения следит учитель, который находится в зале, также контролирует учебный процесс.

Содержание материала и его этапы

Частная задача

этапа урока

Дозировка

Организационно –

методические

указания

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 10-12 мин.

Построение

Приветствие

Сообщение задач

урока

Сообщение проблемы

урока

Напомнить технику

безопасности

Организация

двигательных

качеств

Выполнение строевых

упражнений

Ходьба

Выполнение

упражнений в ходьбе

Бег в среднем темпе

Выполнение

упражнений в беге на

развитие общей

выносливости

Ходьба с выполнением

упражнений на

дыхание

Сообщение команд и

распоряжений к

перестроению из

колонны по 1 в

колонны 4

Организация

комплекса ОРУ на

месте

Коррекция действий

учащихся по мере

необходимости

Выполнение

команд учителя

Выполнение

команд учителя

для

перестроения

Выполнение

упражнений на

развитие

двигательных

качеств

Выполнение

команд учителя

для

перестроения

Выполнение

комплекса

упражнений на

месте

Психофизиологи

-ческая

подготовка

учащихся к

освоению

содержания

урока

Фиксирование

внимания

Подготовка

учащихся к

выполнению

основной части

урока

1 мин

1 мин

3 мин

2 мин

5 мин

Проверка

готовности

к урока

Построение в

шеренгу

Проверка

готовности,

наличие

спортивной

формы

Форма

организации –

словесный метод

Средства – ходьба,

бег, ору на месте,

упражнения на

развитие

двигательных

качеств,

дыхательные

упражнения

Форма

организации –

фронтально-

непрерывный.

Следить за

выполнением, за

интервалом

дистанцией,

правильность

выполнения

упражнений, за

самочувствием

учащихся.

Упражнения

выполняются на

все группы мышц.

Комплекс

упражнений

выполняются за

учителем

(учеником) без

объяснения, по

команде учителя,

под счёт.


2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 22 – 25 мин.

Объяснение

выполнения

упражнений по

станциям

Объяснение работы

с карточками

Организация

двигательной

деятельности

учеников

СТАНЦИИ (группа)

1 группа - подъём

туловища по

сокращённой

амплитуде из

положения лёжа.

2 группа -

приседание с

отягощением 5 кг.

3 группа – сгибание

и разгибание рук в

упоре от пола, ноги

на скамейке.

4 группа – прыжки

через

гимнастическую

скакалку.

5 группа – сгибание

и разгибание в висе

на высокой

перекладине.

6 группа – подъём

ног лёжа на

скамейке.

7 группа – «верх по

лестнице» -

подтягивание с

продвижением.

Учитель наблюдает

за качеством

выполнения

упражнения.

Коррекция

действий по мере

перемещения по

станциям.

Команда к

перестроению

Выполнение

комплекса

упражнений

дыхательной

гимнастики

Выполнение

заданий учителя

Выбор из числа

учащихся

«старшего» в

каждой группе.

Учащиеся

выполняют

упражнения
,
выбирая наиболее

рациональный

способ,

индивидуально

для себя,

учитывая своё

физическое

развитие,

способности и

подготовленность.

Записывают

полученные

данные в учебные

карточки

Выполнение

команды к

перестроению

Выполнение

комплекса

упражнений

дыхательной

гимнастики

Подготовить

организм к

основной

деятельности

на уроке.

Проверить

уровень

развития

специальных

физических

качеств

Воспитание

личностных

качеств

Совершенство

вание силовой

выносливости

1 - 2

мин

4 -7

мин

Учащиеся

перестраиваются по

группам

(отделениям).

В каждой группе

(отделении)

назначается старший,

который записывает

результаты в

карточку и сообщает

о готовности

отделения.

Форма организации –

одновременно-

групповой метод,

индивидуальный.

Средства – комплекс

гимнастических

упражнений,

направленные на

развитие силовой

выносливости

Учитель находится на

«нейтральной

стороне» так чтобы

было видно весь

спортивный зал,

станции, и

выполнение заданий

учениками



3.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 5 - 10 мин.

Сообщение команд к

перестроению

Сообщение команды

к выполнению

упражнений на

расслабление в беге

на месте

Подведение итогов

Домашнее задание:

- комплекс

упражнений силовой

гимнастики в

домашних условий

Благодарность

учащихся за рабочую

деятельность

Выполнение

команд

учителя

Выполнения

медленного

бега

Выполнение

упражнений на

расслабление

Обсуждение

работы по

станции

Подведение

итогов

Создание

благоприятных

условий для

более быстрого

протекания

восстановите-

льных

процессов.

Подведение

итогов



Обобщение

понять –

силовая

выносливость

Результативность

урока –

Анализ

деятельности

учащихся на

уроке

Подведение

итогов, общая

оценка за урок

Выполнение

программных

требований

Форма

организации –

поточный,

одновременно –

групповой в

сочетании с

словесным,

наглядным

методами

обучения

Средства – ходьба,

упражнения на

расслабление

Результативность

урока –

Сравнение и

анализ работы по

карточкам

Цель и задачи

урока выполнены


Самоанализ урока

Тема:
«Гимнастические упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств» (развитие силовой выносливости)»
Цель урока:
Совершенствование уровня силовой выносливости на уроках физической культуры.
Проблема урока:
«Движение и мышечное усилие являются главными условиями формирования здорового тела и духа. Работая над мышцами, заставляя их действовать, человек, таким образом, целенаправленно занимается оздоровлением всего организма»
Задачи:
1. Совершенствование нервно-мышечного аппарата в упражнениях с использованием веса своего тела. 4. Гармоничное развитие основных мышечных групп 5. Формирование знаний и умений применять методы повторных усилий и «до отказа».
Средства решения оздоровительных задач
1. Выполнение комплекса упражнений на развитие основных мышечных групп. 2. Выполнение дыхательных упражнений.
Средства решения образовательных задач
1. Самостоятельное проведение ОРУ на месте. 2. Самостоятельная работа по станциям. 3. Заполнение инструктивных карточек 4. Выполнение упражнений одновременно-групповым методом.
Средства решения воспитательных задач
1. Совершенствование техники выполнения упражнений на развитие силовой выносливости. 2. Содействие развитие моральных и волевых качеств учащихся: Ответственность, дисциплинированность и т.п.
Содержание урока подчинено достижению следующих результатов
1. Укрепление здоровья и физического развития детей. 2. Обеспечение двигательного режима детей. 3. Выполнение программных требований. 4. решение поставленной проблемы

Содержание урока

Организационный момент. – 2 мин.
Задача: Психофизиологическая подготовка учащихся к освоению содержания урока. Мотивация достигнута путём чёткой логической связи темы, цели, задач урока и поставленной проблемы. Средства: Подготовить места занятий, инструктивных карт, соблюдение гигиенических требований. Методы: словесный. Результативность: Восприятие и осознание уч-ся задач урока и проблемы.
Вводно – подготовительная часть. 8-10 мин.
Задача: подготовить организм к основной деятельности на уроке. Средства: выполнение строевых упражнений на месте, ору в движении, ору на месте, упражнения на развитие двигательных качеств , упражнения дыхательной гимнастики. Самостоятельная работа: выполнение разминки – спец. упражнения. Методы: фронтально-непрерывный, одновременный, словесный, наглядный.
Основная часть – 22 - 25 мин.
Задача: Проверить уровень развития силовой выносливости; воспитание личностных качеств. Средства: выполнение комплекса гимнастических упражнений, ориентированные на развитие специальных физических качеств (силовая выносливость). 1 группа - подъём туловища по сокращённой амплитуде из положения лёжа. 2 группа - приседание с отягощением 5 кг. 3 группа – сгибание и разгибание рук в упоре от пола, ноги на скамейке. 4 группа – прыжки через гимнастическую скакалку. 5 группа – сгибание и разгибание в висе на высокой перекладине. 6 группа – подъём ног лёжа на скамейке. 7 группа – «верх по лестнице» - подтягивание с продвижением. Методы: групповой, индивидуальный. Самостоятельная работа: выбор из числа детей «старшего» в каждой группе. Выполнение заданий одновременно по группам. Результативность: запись результатов в инструктивную карту. Учащиеся получают навык самостоятельно и сознательной работы. Решение проблемы, вывод: что способствует развитию специальной выносливости?

Заключительная часть – 5 – 10 мин.
Задачи: Создание благоприятных условий для более быстрого протекания восстановительных процессов; подведение итогов – обобщение понятия – силовая выносливость; домашнее задание: Средства: ходьба, упражнения на дыхание и расслабление. Методы: поточный, одновременно-групповой в сочетании с словесным, наглядным методами обучения. Результативность: снижение ЧСС. Результаты урока:  Анализ деятельности учащихся на уроке  Выполнение программных требований.  Решение цели и проблемы урока

5

СПОРТИВНО – ИГРОВОЙ УРОК

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Данная модель урока предлагает проектирование путём реализации цели:

формирование у учащихся представлений о детских спортивных

соревнованиях, о правилах спортивного поведения, стремление к честной

игре, к общению и дружеским отношениям: воспитывать культуру

эмоционального поведения в спортивной игровой деятельности

ЭСТАФЕТА, ЭСТАФЕТА







Лютая Лариса Владимировна

Место работы: МОУ "Лицей № 62" г.

Должность: учитель физкультуры

Саратов 2010


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


На современном этапе развития общества в области физкультурного образования учащихся созрела необходимость формирования физической культуры личности, т.е. качественного системного свойства человека, проявляющего в единстве физического, психического и нравственного здоровья, знания и умения самостоятельно организовывать физкультурную деятельность, в ведении здорового образа жизни. Одним из главных направлений физкультурного образования школьников является обновление содержаний условий организации дидактических процессов предмета «Физическая культура» в соответствии с целью. Данное обстоятельство предъявляет определённые требования к деятельности преподавания и учебной деятельности учащихся. Данная модель урока предлагает проектирование путём реализации цели: формирование у учащихся представлений о детских спортивных соревнованиях, о правилах спортивного поведения, стремление к честной игре, к обобщению и дружеским отношениями: воспитывать культуру эмоционального поведения в спортивной игровой деятельности. Реализация данной цели позволяет раскрыть тему: «Правила и нормы поведения на уроках физической культуры, способы взаимодействия во время подвижных игр и состязаний», входящую в содержание примерной программы по физической культуре (под редакцией А. П. Матвеева) для учащихся начальной школы. Данный урок построен в спортивно-игровом виде. Имеет стихотворный стиль. В этом уроке рассматривается как основное средство формирования двигательных умений и навыков, учащихся 3 классов на уроках физической культуры. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Игра представляет собой одно из действенных средств воспитания. В модель урока входят: 1. Пояснительная записка 2. План-конспект урока 3. Самоанализ урока
Тип урока: Игровой урок с образовательной направленностью. Вид урока: Спортивно-игровой урок для учащихся 2-3 классов Тема урока: «Эстафета, эстафета, Пронесёмся как ракета, Есть в ней правило одно Один за всех и все за одного» Цель урока: Организовать и провести мини-соревнования на уроке используя стихотворный стиль Проблема урока: Победи себя Направления при решении проблемы: 1. Оздоровительное направление – укрепление здоровья, Содействие гармоничному и физическому развитию всех систем организма и их функций. (выполнение дыхательных упражнений) 2. Образовательное направление – выработка умений использовать физические упражнения для здоровья. (развитие двигательных качеств). 3. Воспитательное направление – формирование общественных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности, а так же воспитывать потребность и умение сознательно заниматься физическими упражнениями и применять их в целях повышения работоспособности и укрепления здоровья. Время урока: 40 мин. Место урока: Спортивный зал Инвентарь : 1. Фишки 5-6 шт. 2. Гимнастические обручи 5-6 шт. 3. Воздушные шарики 20-30 шт. 4. Баскетбольные мячи 3-4 шт. 5. Гимнастические скакалки 3-4 шт. 6. Гимнастические скамейки 3-4 шт. 7. Гимнастические палки 3-4 шт. Музыкальное сопровождение
САМОАНАЛИЗ УРОКА Спортивно-игровой урок по физической культуре
Средствами решения воспитательной задачи являются:
физические упражнения – применяемые в целях повышения работоспособности и укрепления здоровья, воспитывают культуру эмоционального поведения в спортивной игровой деятельности.
Средствами решения оздоровительной задачи являются:
Выполнения комплекса упражнений дыхательной гимнастики - контролируют дыхание, положительно воздействуют на психику, осуществляют контроль за мыслительными процессами, укрепляют здоровье, устанавливают равновесие физических и жизненных энергий.
Средствами решения образовательной задачи являются:
выработка умений использовать физические упражнения для здоровья (развитие двигательных качеств).
Содержание урока подчинено достижению следующих результатов:
Совершенствование жизненно важных двигательных качеств и навыков; укрепление здоровья и физического развития детей. СТРУКТУРА УРОКА
Организационный момент:
Мотивация деятельности учащихся достигнута путём чёткой, логической связи темы, цели и задач урока.
Средства:
словесный метод
Результат:
восприятие и осознание учебных задач.
Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока:
Средний уровень физической нагрузки достигнут с помощью выполнения физических упражнений в движении, физических упражнений на месте и в стихотворном виде.
Форма организации
: фронтальная
Форма выполнения:
одновременная Развитие двигательных качеств: Эстафета:
Задачи:
- воспитание взаимопонимания, чувства ответственности, дружеским отношениям; - воспитывать культуру эмоционального поведения в спортивной игровой деятельности.
Средства
: словесный метод, физические упражнения в виде игры.
Форма организации:
фронтальная
Форма выполнения:
поточная
Результат урока:
достигнута с помощью выполнения элементарных соревнований в развитии ф.к.

6

Лютая Лариса Владимировна

учитель физической культуры

МОУ Лицей № 2

г. Саратов
Модель урока по физической культуре для учащихся 7 «В» класса Тип урока: Урок с образовательно-тренировочной направленностью Тема урока : Гимнастические упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств (развитие силовой (общей) выносливости) Цель урока: Направлено на развитие физических качеств (силовой (общей) выносливости) Проблема урока: «Движение и мышечное усилие являются ступенью для формирования здорового тела и духа. Работая над мышцами, заставляя их действовать, человек таким образом, целенаправленно занимается оздоровлением «своего организма» Задачи урока:
Воспитательная
– формирование общественных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности, а также воспитывать потребность и умение сознательно заниматься физическими упражнениями и применять их в целях повышения работоспособности и укрепления здоровья
Оздоровительная
– укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию всех систем организма и их функций
Образовательная
– выработка умений использовать физические упражнения для здоровья (развитие силовой (общей) выносливости) Место проведения: Спортивный зал МОУ Лицея№2 Дата проведения: 24.01.2012/2013 учебный год Продолжительность урока: 40-45 мин. Инвентарь: - гимнастические маты – 2-3 шт. - гимнастические скамейки - 1-2 шт. - гимнастические скакалки – 5-6 шт. - шведская стенка – 4-5 шт. - гимнастическая (нестандартная) перекладина – 4-5 шт. - секундомер – 1 шт.

Пояснительная записка
На современном этапе развития общества в области физкультурного образования учащихся созрела необходимость формирования физической культуры личности, т.е. качественного системного свойства человека, проявляющегося в единстве физического, психического и нравственного здоровья, знаниях и умениях самостоятельно организовывать физкультурную деятельность, в ведении здорового образа жизни. Одним из главных направлений физкультурного образования школьников обновление содержание и, как следствие, условий организации дидактических процессов предмета «Физическая культура» в соответствии с целью. Данное обстоятельство предъявляет определенные требования к деятельности преподавания и учебной деятельности учащихся. В соответствии с концепцией структуры и содержания образования по физической культуре, целью физкультурного образования учащихся 7классов является формирование физической культуры личности с профессионально - прикладной и корригирующей направленностью. Данная модель урока предлагает проектирование путей реализации цели: формирования мнения о гимнастических упражнениях, ориентированный на развитиесиловой (общей) выносливости и укрепление нервной системы, как универсальном средстве общей физической подготовки. Реализация данной цели позволяет раскрыть тему: Гимнастические упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств (развитие силовой (общей) выносливости)входящую в содержание примерной программы по физической культуре (под ред. А.П. Матвеева) для учащихся 5- 11 классов, раздел «Физическое совершенство». В модель урока входит: Пояснительная записка Краткая психолого-педагогическая характеристика 7 В класса План – конспект урока (модель урока) Самоанализ урока

Краткая психолого-педагогическая характеристика 7 «В» класса
В данном классе обучается ____ учеников. Из них ____ юношей, _____ человек девушек. ______ имеет специальную медицинскую группу, _____ человек имеют основную медицинскую группу. В результате проведения мониторинга (сентябрь-октябрь 2012/2013 учебный год) по определению уровня развития двигательных способностей учащиеся этого класса показали следующие результаты: ____ высокий уровень; ____средний уровень; ____ ниже среднего; ____низкий уровень; Тематическое планирование составлено на основе примерной программы по физической культуре (под ред. А.П. Матвеева) для учащихся 5-11 классов и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений РФ.

План – конспект по физической культуре для учащихся 7 «В»

класса

(модель урока)

Части

урока

Этапы урока

Частная

задача

этапа

Дозиров

ка

Организационно –

методические

указания

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся
1.
1.1. Организационный момент.
Мотивация деятельности учащихся. 1,5 мин. Приветствие. Знакомство с планом урока. Постановка проблемы: «Движение и мышечное усилие являются ступенью для формирования здорового тела и духа. Работая надмышцами, заставляя их действовать, человек таким образом, целенаправленно занимается оздоровлением «своего организма» Активизация внимания Организованный вход в спортивный зал; построение в шеренгу; проверка готовности: наличие спортивной формы, положительного настроя на предстоящую работу.
1.2. Психофизиологическая подготовка

учащихся к усвоению содержания урока,

сообщение учащимся задач этапов урока.
Достичь среднего уровня чсс в подготовительной части урока (120 – 130 уд.в мин.) . 1.3. Проведение ОРУв движении и на месте 1.4. Сообщение команд и распоряжений к перестроению. Организация выполнения комплекса ОРУ на месте. Наблюдение за качеством выполнения упражнений, по мере необходимости их коррекция. Оценить свое состояние по своему самочувствию от сделанных упражнений. Выполнение заданий учителя. Выполнение команд и распоряжений к перестроению. Проведение учащимися комплекса упражнений на все группы мышц. Выполнение заданий учителя – выбирая наиболее рациональный способ, индивидуально для себя, учитывая своё физическое и психическое развитие. Подготовка к предстоящей работе в основной части урока. 3 мин. На кажд. Станцию 30 сек. по 2 . Перестроение из колонны по одному в колонну 4-3 Форма организации – фронтальная; способ выполнения – одновременный. Перестроение через центр в колонну по два- четыре. Форма организации – фронтально- непрерывный; способ выполнения – одновременный. Средства - ходьба, бег, ору на месте и движении, упражнения на развитие двигательных качеств, дыхательных упражнений.Учащиеся перестраиваются по группам. Форма организации – групповой метод, индивидуальный. Средства – комплекс гимнастических упражнений, направленные на развитие силовой (общей) выносливости.
Плавный переход от подготовительной к основной части урока. 2.1. Объяснение и организация выполнения упражнений по станциям 1.ст.- отжимание 2.ст. – скакалка 3.ст.- пресс 4.ст. - стенка 5.ст. - приседание Наблюдает за выполнением упражнений. Коррекция действий по мере перемещения по станциям 2.3 Сообщение команд и распоряжений к перестроению с переходом к заключительной части урока. Выполнение команд учителя. Укрепление мышц пресса; мышц рук и плечевого пояса. Развитие двигательных способностей и воспитание чувства взаимопомощи умения работать в команде. Постепенное снижение активности учащихся, приведение ЧСС к исходному уровню. Учитель находится на «нейтральной стороне», так чтобы было видно весь спортивный зал. Форма организации групповая; способ выполнения – одновременно учащимися. 3. 3.1. Подведение итогов урока. 3.2. Домашнее задание. Комплекс общеразвивающих упражнений 3.3. Организованное завершение урока. Благодарим учащихся за совместную деятельность на уроке. Выполнение команд учителя Создание благоприятных условий для более быстрого протекания восстановительны х процессов 0,5 мин. 0,5 мин. 0.5 мин. Результативность урока – анализ деятельности учащихся на уроке. Подведение программных требований. Форма организации – поточный одновременно групповой в сочетании с словесным, наглядным методами обучения Средства – ходьба, упр. На расслабление. Результативность урока сравнение и анализ работы

Самоанализ урока в 7 «В» классе
Тип урока: Урок с образовательно-тренировочной направленностью Тема урока: Гимнастические упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств (развитие силовой (общей) выносливости) Цель урока: Направлено на развитие физических качеств (силовой (общей) выносливости) Проблема урока: «Движение и мышечное усилие являются ступенью для формирования здорового тела и духа. Работая над мышцами, заставляя их действовать, человек таким образом, целенаправленно занимается оздоровлением «своего организма» Задачи урока: 
Образовательная
– выработка умений использовать физические упражнения для здоровья (развитие силовой (общей) выносливости)
Средства решения образовательных задач:
самостоятельное проведение ОРУ на месте; самостоятельная работа по станциям; выполнение упражнений групповым методом. 
Воспитательная
– формирование общественных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности, а также воспитывать потребность и умение сознательно заниматься физическими упражнениями и применять их в целях повышения работоспособности и укрепления здоровья
Средства решения воспитательных задач:
развитие техники выполнения упражнений на развитие силовой выносливости; содействие развитию моральных и волевых качеств учащихся; ответственности, дисциплинированности и т.п. 
Оздоровительная
– укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию всех систем организма и их функций.
Средства решения оздоровительных задач:
выполнение комплекса упражнений на развитие основных мышечных групп. Выполнение дыхательных упражнений
Содержание урока подчинено достижению следующих результатов
1. Укрепление здоровья и физического развития детей 2. Обеспечение двигательного режима детей 3. Выполнение программных требований 4. Решение поставленной проблемы

Структура урока

1.

Организационный момент – 2 мин.
Задача:Психофизиологическая подготовка учащихся к освоению содержания урока. Мотивация достигнута путём чёткой логической связи темы, цели, задач урока и постановленной проблемы. Средства:словесный метод Результативность:восприятие и осознание учащихся задач урока и проблемы ЧСС
2.

Психофизиологическая подготовка: - 10 – 8 мин.
Задача: подготовить организм к основной деятельности на уроке. Средства: выполнение строевых упражнений на месте, в движении, ОРУ на месте и в движении, упражнения на развитие двигательных качеств, упражнения дыхательной гимнастики. Самостоятельная работа: выполнение ОРУ Методы: фронтально-непрерывный, одновременный, словесный, наглядный Результативность:правильное выполнение упражнений; готовность учащихся к работе в основной части урока. ЧСС
3.

Основная часть урока – 22-25 мин.
Задача: развитие силовой (общей) выносливости, воспитание личностных качеств. Средства: выполнение комплекса гимнастических упражнений локального воздействия без отягощений, ориентированные на развитие физических качеств Методы: групповой; индивидуальный Самостоятельная работа: выполнение заданий Результативность: приобретение навыков самостоятельной работы.
4.

Заключительная часть – 5-10 мин.
Задачи: создание благоприятных условий для более быстрого протекания восстановительных процессов; подведение итогов Средства: ходьба, упражнения на дыхание, броски мяча в кольцо. Методы: поточный, одновременно-групповой в сочетании словесным, наглядными методами обучения. Результативность: снижение ЧСС; выставление отметки.
Домашнее задание
является логическим продолжением урока, где полученные знания переводятся в практические умения.
Результативность урока:
1. Анализ деятельности учащихся на уроке 2. Выполнение программных требований. 3. Формирование знаний о физкультурной деятельности. 4. Обеспечение двигательного режима. 5. Решение поставленной проблемы.


В раздел основное общее образование