Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Феодальная раздробленность на Руси"

Урок по теме

Автор: Торхова Жанна Вячеславовна, учитель истории, МОУ "Средняя школа 26", город Ярославль



В раздел основное общее образование




Урок :Феодальная раздробленность на Руси прф.10-11
Продолжительность-(40 мин)
Тип урока:
комбинированный(повторение и изучение нового материала с элементами проблемного изложения)
Учебно-воспитательные задачи
1. Обобщить знания учащихся о феодальной раздробленности на Руси, как закономерном этапе в условиях господства феодального строя. 2. Способствовать усвоению учащимися связи между ростом крупного землевладения и присвоением князьями функций государственной власти, а также самостоятельностью княжеств. 3. Развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, видать причинно- следственные связи, оценивать проделанную работу, ставить задачи и находить пути их решения. 4. Развивать навыки коллективной работы. 5. Формировать навыки работы с научным текстом, документами, историческими картами.
Материал:
1. Учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История средних веков»-М;Просвещение,2010 2. Алексеев С.И. История России в таблицах и схемах. М., 2011. 3. Отечественная история в таблицах и схемах. М.. 2001 4. В.В.Барабанов «Справочник школьника»-М;Астрель,2004. 5. Учебник А.С.Орлов «История России» изд.2.-М;Проспект,2004. 6. Атлас «История средних веков» с комплектом контурных карт. – М: ФГУП, 2010. 6. Презентация « Феодальная раздробленность на Руси».
Оборудование урока
1. Классная доска. 2. Слайд проектор. 3. Карточки с заданиями. 4. исторический документ 5. лоскутное одеяло 6. схема- таблица .

Ход урока.
1.орг момент,д.з. прф 10-11(п1-4,вопрос 4 письменно, доделать таблицу) Учитель обращает внимание на лоскутное одеяло-находящееся в классе и просит ребят обратить на него внимание.-Сегодня на уроке у нас находится предмет быта ,кто нибудь знает что это?-правильно это лоскутное одеяло. Ваша задача-понять как это одеяло подскажет нам, о чем пойдет сегодня речь на уроке? 2.повторение и актуализация знаний Открыт на доске (слайд карта 1) Ребята мы с вами изучили первую главу нашего учебника –Русь Древняя, и обращая ваше внимание на доску, напрашивается вопрос-что за процесс произошел к концу 9 века?(укрепление государства)- правильно…..я предлагаю вам повторить и проверить все ли события и даты вы усвоили?(не забываем ставить звездочку себе на полях) (учитель задает вопросы в ходе фронтального опроса учащихся,ученики делают себе отметки на полях о правильных ответах,в конце урока подсчитываются результаты)
Вопросы:
Владимир Мономах сын Ярослава мудрого(нет) В каком году был Любечский сьезд (1097) Годы правления Владимира Мономаха в киеве(1113-1125) Крещение Руси(988) Как называется свод законом Ярослава мудрого(русская Правда) Эксплуатация-это(присвоение результатов чужого труда) В каждом княжении теперь свой князь,и он именнуется-(великий) Наследственные земельные держания младших членов княжеского рода это-(уделы) Обратите внимание на карту (слайд карта 2) – что вы можете сказать о руси глядя на неё? раздробленность, Запись в тетради опр:
феодальная раздробленность
Работа с причинами раздробленности –какие причины раздробленности вы знаете?мы с вами знакомились и работали с причинами на прошлом уроке(если вызывает затруднение стр.78 учебник) Причины: Анализ источника по Ярославу мудрому(прил.1) 1вопрс:объясните,что хотел Ярослав Мудрый делая наказ своим сыновьям? 2.Сбылось ли его предсказание о «гибели земли»? как это проявилось?(да,сбылось земля раздробилась на небольшие земли)
Вы видите на карте как произошло дробление на кусочки земли Русской. Слайд карта3,карта 4 Как думаете какие земли могли претендовать на роль политических центров.(крупные по территории.)и те земли которые отдалены от набегов степняков!(какие?)ответ можнонайти если обратиться к карте в атласе стр17. Выделите крупную землю(новгородская,владимиро-сузд,….) Я предлагаю Вам создать таблицу и разделиться по группам(физкульт минутка):напарте у вас есть листы А4 с заготовкой таблицы,в ней есть критерии,но чего-то не хватает(название,что сравнивать)информацию вы можете найти пользуясь учебником стр.84,атлас стр 18- 20, для вас это ваш экземпляр….а то что у вас получится вы запишите в большую таблицу. по которой будете отвечать.не забудьте распределить роли в команде. Таблица: Влад.суздальское новгородское природа Хозяйствееное развитие Социально- политическое устрйство Выдающиеся князья Экономическое разв Внешне политическое устр Проверка и закрепление изученного материала: на парте у вас тест и вопросы, вам 3 минутки для выполнения. Поменяйтесь с соседом проверьте и оцените себя. Ф.И.О.____________________________класс____________дата___________ 1 2 3 4 5 б б а а в Оценка___________ Вопросы: 1.как звали младшего сына Владимира Мономаха? А. Всеволод Большое Гнездо Б. Юрий долгорукий* В. Андрей Боголюбский Г. Всеволод 2.С именем Ю.Долгорукова связано:
А.летописное упоминание о Звенигороде Б.летописное упоминание о Москве* В.основание Киева Г.Крещение Руси 3.В каком году А.Боголюбский вступил на престол: А.1157* Б.1156 В1175 Г1357 4.При Всеволоде Большое Гнездо МогуществоВладимиро-суздальской земли: А.Возросло* Б.Уменьшилось В.Не изменилось 5.В каком году В.С. княжество раздробилось на ряд удельных? А.1201 Б.1398 В.1212* Г.1010 Рефлексия: Получилось ли у вас достичь цели поставленной в начале урока? Довольны ли вы своей работой? Такой формой работы? Что нам с вами удалось на уроке? что не удалось? Всем спасибо, до свидания.


В раздел основное общее образование