Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Методология учебно-исследовательской деятельности"

Разработка программы курса по выбору

Автор: Кудаева Алима Бахтыгамеевна, учитель истории и обществознания, МБОУ Зареченская классическая гимназия, посёлок Тоцкое Второе



В раздел основное общее образование




Разработка программы курса по выбору ''Методология учебно-

исследовательской деятельности'' для учащихся 9 классов.
Выполнила
Кудаева Алима Бахтыгамеевна,
учитель истории и обществознания МБЩУ Зареченская классическая гимназия. Данный учебный курс по выбору разработан в рамках предпрофильной подго- товки учащихся основной школы. Как известно, профильное обучение в сред- ней школе состоит из четырех блоков: базовые общеобразовательные предметы, профильные предметы, элективные курсы и учебные практики, проекты, иссле- довательская деятельность. Наиболее трудоемким является четвертый блок – организация исследовательской деятельности. Поэтому данный курс необходим для подготовки будущих 10-классников для дальнейшего обучения в профиль- ном классе. Этот курс позволяет создать условия для дифференциации и инди- видуализации обучения, развития и саморазвития личности. Он отвечает всем требованиям к содержанию и методике элективных курсов и курсов по выбору, а именно: актуальная личностно и социально значимая тематика, поддержка ба- зовых курсов, включение учащихся в теоретически обоснованную практиче- скую деятельность, обеспечение формирования и развития общеучебных, ин- теллектуальных и организационных способностей и навыков. Я считаю, что этот курс оптимально учитывает компетентностный подход в образовании. Курс разработан с учетом всех требований и может быть реализован любым учителем в любой школе.
2
Содержание.

I Введение.
Стр. 2-4 1. Состояние и перспективы развития исследовательской деятельности уча- щихся.
II. Пояснительная записка к курсу.
Стр. 5
III. Учебный план.
Стр. 6
IV. Цели курса.
Стр. 6 -7
V. Презентация курса.
Стр. 7 1. Особенности курса.
VI. Структура рабочей программы курса.
Стр. 8
VII. Содержание курса.
Стр. 9-10
VIII. Критерии оценивания работы учащихся.
Стр. 11-13 1. Критерии оценивания умений и навыков, сформированных к окончанию курса. 2. Критерии оценки учебно-исследовательских работ школьников
.

IX. Приложение.
1. Наука. – 14 - 15 2. Материалы для самоопроса. Тест. – 15 - 17 3. Памятка исследователя. Как выбрать тему исследования. –18 4. Гипотеза. –18 - 19 5. Виды исследовательских работ. –19 - 21 6. Требования к содержанию научной работы. –21 7. Правила ведения дискуссии. Памятка участнику дискуссии. -22
8. Гигиенические требования к проведению курса. – 22 - 23

X. Глоссарий. Стр. 23

XI. Список литературы, используемой для написания программы
. Стр. 24
I. Состояние и перспективы развития исследовательской деятельности

учащихся.
Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициа- тивы, стремления к самореализации и самоопределению. Гуманизация образо- вания как путь достижения цели реформ предполагает максимальную персони- фикацию и дифференциацию обучения и воспитания детей. Положение ''Кон- цепции профильного обучения на старшей ступени общего образования'', утвержденной Приказом Минообразования РФ №2783 от 18. 07. 2002 г. опреде- ляет профильное обучение как ''средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организа- ции образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в со- ответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении
3 продолжения образования''. В концепции уделяется особое внимание возможно- сти ученику выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Эти положения концепции успешно реализуются при построении содержания образования на основе исследовательской деятельности. При таком универсаль- ном профиле в школьную программу вводится ряд специальных курсов и дис- циплин, в рамках которых учащиеся выполняют и представляют исследователь- ские работы в различных предметных областях. При этом школьники не только осваивают дополнительные знания в отдельных областях (естественно – научные, гуманитарные и т. д.), но и развивают способность занимать исследо- вательскую позицию к окружающему миру, другим и самому себе; осваивают общие принципы организации и проведения исследования, обучаясь их приме- нять в самых разнообразных областях науки и при выстраивании собственного жизненного пути. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится: ''Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модерни- зация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навы- ков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся''. Сложившийся за многие годы опыт учебно-исследовательской деятельности учащихся стал базой для разработки новых подходов к организации образова- тельного процесса в контексте педагогики развития, освоения инновационных технологий, направленных на изменение характера образования как усвоения суммы знаний, умений и навыков — к поисковому, мотивирующему учащихся к самоопределению. В 1996 году вводится термин ''учебно-исследовательская деятельность''. Так, в решении коллегии Минобразования России предлагается следующая формули- ровка: ''Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением уча- щимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результа- том…и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования''. В исследовательской работе учащихся содержатся обязательные элементы научного исследования:
постановка цели, формулирование задач, выбор ме-

тодов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений,

опытов и экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, в

результате которых исследователь получает ответы на поставленные в за-

дачах вопросы.
Различия между учебно-исследовательской и исследовательской работами мало существенны. Учебно-исследовательские работы выполняются уч-ся под посто- янным надзором и контролем со стороны преподавателей и часто с использова- нием упрощенных методик сбора и обработки данных или по некоторому набо- ру последовательных заданий, разработанных с учетом возраста и опыта начи- нающего исследователя. Результаты, которые могут получиться в процессе вы- полнения таких работ, часто известны руководителям заранее. Таким образом, эти работы являются как бы упражнением на заданную тему, когда учащийся оттачивает преподнесенные ему умения и знания, необходимые для выполнения
4 в будущем самостоятельного исследования. Учебно-исследовательская деятель- ность подразумевает в первую очередь ознакомление уч-ся с различными мето- диками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а также направлена на выработку умения обобщать данные и форму- лировать результаты. Учебно-исследовательскую деятельность можно определить как творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понима- ния) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой становится развитие исследова- тельской позиции к миру, другим и самому себе, а также формирование (или расширение) мировоззрения. Как показывает опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях различного типа и вида, учебно- исследовательская деятельность способствует:  развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных свя- зях;  развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;  созданию предпосылок для развития научного образа мышления;  освоению творческого подхода к любому виду деятельности;  формированию установки на престижность занятий научной деятельно- стью, фундаментальными науками;  становлению сферы содержательного предметного общения внутри дет- ского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;  обучению информационным технологиям и работе со средствами ком- муникации;  формированию развивающей образовательной среды для ребенка;  профессиональное самоопределение детей;  получению предпрофессиональной подготовки;  содержательной организации свободного времени детей;  формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно- исследовательской деятельности. В настоящее время можно выделить следующие
уровни организации исследо-

вательской деятельности учащихся:
образовательных учреждений; муници- пальный; региональный; межрегиональный; всероссийский.
Уровень образовательных учреждений
(школы, лицеи, гимназии, учреждения дополнительного образования детей и другие). Сравнительный анализ участия детей и педагогов во всероссийских массовых мероприятиях по учебно-исследовательской деятельности позволяет сделать вывод о том, что если в 1970— годы центрами такой работы были внешкольные учреждения, то в настоящее время центрами их становятся все чаще лицеи, гимназии, школы. Это объясняется процессами дифференциации образования в общей школе, а также притоком научных и инженерных кадров в педагогическую среду.
5
II. Пояснительная записка.
Курс по выбору ''Методология учебно-исследовательской деятельности'' пред- назначен для учащихся 9 классов.
Основанием для создания курса
явилось с одной стороны - насущная потребность школы в старшеклассниках, умеющих самостоятельно добывать знания, владеющие навыками исследовательской дея- тельности, с другой стороны – недостаточная подготовка учащихся основной школы к исследовательской деятельности. Этот курс является авторским. Основная функция курса – развивающая, так как курс ориентирован на развитие исследовательских навыков, логического мыш- ления, развитие творческого потенциала. Цели курса определены в специальном разделе. Курс рассчитан на 22 часа. Часовая нагрузка курса может быть измене- на преподавателем, но рекомендуется сохранить теоретическую и практическую части курса. Строить курс только на теоретической подготовке нецелесообраз- но. Поэтому
ведущим методом обучения
исследованию является организация такого исследования. Профиль исследования, тему и т. д. ученик
выбирает сам
, не допускается определение темы исследования преподавателем. Однако, пре- подаватель может помочь определить область исследования, либо предложить перечень тем. Теоретическая подготовка должна предшествовать практической. Практическая часть не должна быть удалена по времени от теоретической, так как учебно-методический комплекс не разработан полностью, учащиеся не все- гда имеют возможность проработать теорию самостоятельно. Учитель имеет ''монополию'' на информацию, но теоретическая подготовка (лекции) носят ско- рее прикладной характер, поэтому на школьном уровне обучения организации исследования может быть достаточной. Рекомендуется проводить занятия по курсу два раза в неделю. До начала занятий по курсу необходимо провести со- беседование с учащимися на предмет определения мотивации. Первые занятия можно посвятить коррекции мотивации, а также определению уровня психоло- гической готовности. Желательно использовать психологическую службу шко- лы. По мере изучения курса необходимо проводить промежуточный контроль. Контроль должен касаться практической части, а именно – правильно ли сфор- мулирована гипотеза, написано ли введение, верно выбраны методы исследо- вания и т. д. Таким образом, знания теории проверяются на практике. Итоговый результат подводится на основании исследовательских работ учащихся. При написании работы желательно использовать компьютерные технологии. Для развития умений работы с компьютером можно организовать несколько занятий в компьютерном зале, принимать итоговые работы в электронном виде, презен- тацию исследования проводить в виде слайд-шоу.
6
''Методология учебно-исследовательской деятельности''.

III. Учебный план:



Тема урока.

Количе-

ство ча-

сов

т

е

о

р

и

я

п

р

а

к

т

.
1-2 Что такое наука? 1 1 3-4 Учебно-исследовательская деятельность. 1 1 5-6 Составление плана исследователя. 1 1 7-8 Работа с научной литературой. 1 1 9,10,1 1 Методы исследования. 2 1 12-13 Формы представления проектов. 1 1 14-15 Оформление результатов исследования общепринятым языком. 1 1 16-19 Содержание исследования. 2 2 20- 22. Защита исследовательской работы. 1 2 Итого
11

11

22 часа

IV. Цели курса.
Номер цели Содержание цели
Ученик будет иметь представление:
1. - о научно – исследовательской деятельности; 2. - об эмпирическом и теоретическом уровне научного познания; 3. - о методах научного познания. 4. - о межпредметных связях
Ученик будет знать:
5. - понятия ''гипотеза'', ''реферат'', ''монография'', ''научный доклад'', ''оп- понент'', ''дискуссия''. 6. - методы исследования, структуру архивов, музеев, библиотек. 7. - правила оформления реферата, научной статьи.
7
Ученик будет уметь:
8. - формулировать гипотезу 9. - планировать свою деятельность 10. - систематизировать факты, явления, объекты. 11. - составлять план исследователя и вести по нему исследовательскую деятельность. 12. - работать со средствами коммуникации
Ученик будет иметь опыт:
13. - работы с каталогами. 14. - проведения эксперимента (естественно - научного либо социального) 15. - публичного выступления.
V. Особенности курса.

Основная цель
. В результате изучения данного курса ученик будет обучен приемам исследовательской деятельности. 
Курс разработан
для учащихся 9 классов, ориентированных в дальнейшем на получение среднего и высшего образования. 
Ядро курса
составляет исследовательская деятельность ученика 
Для

успешного

изучения

курса
ученику необходимо иметь хорошие навыки функционального чтения, логическое мышление. 
Курс имеет
практическую направленность. Ученики получают навыки ис- следовательской деятельности, овладение которой необходимо на старшей ступени общеобразовательной школы в условиях современной профильной школы. 
Основанием для выбора курса
может стать потребность учащихся в овла- дении приемами исследовательской деятельности, расширении кругозора, углубленном изучении школьного курса определенного предмета. 
Курс рассчитан
на 22 часа. Теоретическая подготовка чередуется с практи- ческой деятельностью на занятиях и самостоятельной работой дома. Знания учащихся углубляются на индивидуальных консультациях у научного руко- водителя по предмету. 
Практическая часть
курса представлена в виде работы над исследователь- ским проектом. 
Построение курса
позволяет учитывать индивидуальные особенности уче- ников. Каждый ученик выбирает тему исследования, сообразуясь со своими интересами и возможностями. Темп работы определяется самостоятельно, объем и глубина исследования – индивидуальны. Все занятия носят трени- ровочный характер. 
В результате изучения курса
у учащихся развиваются общепредметные и общеинтеллектуальные умения: обобщение, анализ, синтез, классификация, оценивание, абстрагирование, моделирование, выдвижение гипотез, выде- ление главного, формулирование проблем, рефлексия. 
Курс предполагает контроль
начального уровня психологической готов- ности в виде теста, промежуточный контроль осуществляется путем кор- рекции заданий уроков. Итоговый контроль – наличие реферата, исследова- тельской работы. 
Итоговая работа
по курсу должна быть представлена в компьютерном ва- рианте, возможно выполнение работы в электронном виде.

3.
Учебно- исследовательская деятельность .
Теория. Цели: 1

4.
Тема исследо- вания, цели, за- дачи.
практика

1.
Что такое наука?
Теория

Цели: 2, 3

2.
Определе- ние области исследования
практика

5.
План исследова- теля
Теория

Цели: 5, 8,9,11,

6.
Составление личного плана исследования.
практика

9-10.
Методы ис- следования
теория Цели: 6

11.
Практическое применение мето- дов исследования.
практика

12.
Формы пред- ставления проекта.
Теория

Цели: 7, 10, 14

13.
Составление личного ''пилот- ного проекта''.
практика

14-15.
Оформление ре- зультатов исследования общепринятым языком.
Теория

Цели: 11,12,

16-

17.
Редактирование текста исследова- тельской работы;
практика

Формирование мотивации к занятиям по курсу ''Методология исследовательской дея-

тельности'' – самосовершенствование, саморазвитие.

9
VII. Содержание курса:

1-2. Что такое наука?
Теоретическая часть: Философия науки. Методология науки. Эмпирический уровень научного познания. Теоретический уровень научного исследования. Методы научного познания. Практическая часть: Определение области исследования. Индивидуальная консультация: Мотивация выбора. Помощь в подборе научного руководителя.
3-4. Учебно-исследовательская деятельность.
Теоретическая часть: Элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического матери- ала, проведение наблюдений, опытов и экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы. Практическая часть: Формулировка темы исследования, целей и задач. Индивидуальная консультация: Согласно теме.
5-6. Составление плана исследователя.
Теоретическая часть: Личный план исследователя. Правила оформления рефе- рата. Правила оформления записи воспоминания, статьи. Логическое содержа- ние исследования. Гипотеза. Научность как главный критерий исследования. Практическая часть: Выбор методов сбора и обработки фактического материа- ла к конкретной теме, составление личного плана исследования. Индивидуальная консультация: Согласно теме.
7-8. Работа с научной литературой.
Теоретическая часть: Учебники и монографии. Авторы. Как работать с содер- жанием. Как работать со ссылками. Расположение газетных статей. Иллюстра- ции. Библиография. Практическая часть: Составление библиографического списка по теме иссле- дования. Составление личного каталога исследователя. Индивидуальная консультация: Согласно теме.
9-11. Методы исследования.
Теоретическая часть: Наблюдения. Эксперимент. Собеседование. Опрос. Ар- хивы и музеи. Их классификация. Виды архивных документов. Музейные экс- понаты. Информационное содержание музейных экспонатов. Практическая часть: Применение методов исследования на практике целесо- образно выбранной теме. Посещение архива и музея, с целью выявления мате- риалов по теме исследования. Индивидуальная консультация работников архива и музея.
12-13. Формы представления проектов.
Теоретическая часть: Научная статья, доклад, стендовый доклад, реферат про- блемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его дей- ствия, видео- и аудиоматериалы. Практическая часть: Создание личного проектного пилота. Индивидуальная консультация: Согласно теме.
14-15.

Оформление результатов исследования общепринятым языком.

10 Теоретическая часть: Соответствие собранного материала теме и целям иссле- дования. Научная речь. Практическая часть: Редактирование текста. Индивидуальная консультация: Согласно теме.
16-19. Содержание исследования.
Индивидуальные консультации по содержанию исследования.
20-22.

Пробная защита исследовательской работы.
Теоретическая часть: Оппоненты. Правила дискуссии. Практическая часть: Защита своей исследовательской работы.
VIII. Критерии оценивания умений и навыков, сформированных к оконча-

нию курса.
При формировании у учащихся исследовательских умений выделяется три условные группы таких умений:
Первая группа
умений характеризуется выполнением единичных операций ис- следования: 1) наблюдения; 2) сравнения фактов;3) нахождение причинно-следственных связей; 4) формулирование выводов на основе единичных операций исследова- ния.
Вторая группа
характеризуется сочетанием различных умений первой группы и включает в себя: 1) умение сформулировать цель работы;2) умение выразить зависимость между фактами, явлениями в виде графика, схемы, таблицы; 3) умение высказать суж- дение, построить умозаключение на основе ранее приобретенных знаний;4) умение проектировать опыт для подтверждения высказанного суждения; 5) умение провести опыт и сформулировать вывод.
Третья группа
исследовательских умений характеризуется комплексным ис- пользованием различных умений и включает в себя следующие умения: 1) видеть проблему; 2) строить гипотезу; 3) составлять план исследователя; 4) найти способ экспериментального подтверждения гипотезы; 5) провести экспе- римент, обработать его результаты и сформулировать выводы. Проблема критериев и показателей оценки результатов учебно- исследовательских умений школьников решается с ориентацией на качествен- ные показатели умений применять прием соответствующего исследовательско- го метода познания. Качественная характеристика исследовательских умений осуществляется по признакам:  правильности (умение применять прием правильно, частично правильно, неправильно);  переноса (умение применять прием в новой, частично измененной или из- вестной ситуации);  рациональности (умение или неумение рационально применять прием). Самостоятельность выполнения учебно-исследовательских заданий можно раз- делить на уровни.
Первый уровень
– прием не применятся или применяется неправильно, даже в известной ситуации.
Второй уровень
– прием применяется частично правильно в ситуации, ранее известной учащемуся.
Третий уровень
– прием применяется частично правильно в новой ситуации и правильно в ранее известной.
11
Четвертый уровень
– прием применяется правильно в новой ситуации в си- стеме с другими приемами, но недостаточно рационально.
Пятый уровень
– прием применяется и правильно, и рационально в новой си- туации.
Критерии оценки учебно-исследовательских работ школьников.

1.

Тип работы.
0 – работа не носит исследовательского характера. 1 – работа носит исследовательский характер, т.е. в работе имеется результат, который был неочевиден до ее выполнения. 2 – кроме выполнения требования, отвечающего оценке 1, автор знает о научной проблеме и задаче, к которым относится его работа.
2.

Имеются собственные оригинальные идеи.
0 – оригинальные идеи отсутствуют. 1 – принадлежат, в основном, научному руководителю, но учащийся может объ- яснить, в чем их оригинальность. 2 – разработаны совместно с научным руководителем, не очень значительны. 3 – разработаны, в основном, самим учащимся, не очень значительны. 4 – разработаны, в основном, самим учащимся и достаточно значительны. 5 – разработаны, в основном, самим учащимся, носят выдающийся характер.
3.

Имеется содержательный анализ литературы по теме.
0 – анализ литературы отсутствует. 1 – анализ литературы имеется, но целиком переписан откуда-то, без изучения источников, учащийся содержательно им не владеет. 2 – анализ литературы имеется, но целиком переписан откуда-то, без изучения источников, тем не менее учащийся содержательно владеет им. 3 – учащийся достаточно полно изучил один – два литературных источника, со- поставляет их данные с собственными результатами. 4 – учащийся достаточно полно изучил три и более литературных источника, сопоставляет их данные с собственными результатами. 5 – учащийся изучил и критически сопоставил между собой и с результатами своей работы несколько литературных источников.
4.

Учащимися освоены и применены новые для него обеспечивающие ме-

тоды, приемы и т. п., выходящие за пределы школьного курса.
0 – нет. 1 – освоены достаточно простые, не требующие больших затрат времени, не но- сящие универсального характера. 2 – освоены требующие достаточно затрат времени, но частные, не носящие универсального характера. 3 – освоены требующие достаточно затрат времени и носящие универсальный характер. 4 – освоены требующие весьма больших затрат времени универсальные сред- ства. 5 – детально освоены исключительные по универсальности и мощности обеспе- чивающие средства.
5.

Разработаны специальные средства для выполнения работы (компью-

терная программа, модели и пр.)
0 – нет. 1 – разработаны достаточно простые средства, не требующие больших затрат времени, высокой квалификации, не носящие универсального характера.
12 2 – разработаны средства, требующие достаточно затрат времени или высокой квалификации, но нечастые, не носящие универсального характера. 3 – разработаны средства, требующие достаточных затрат времени или высокой квалификации, но частые, не носящие универсального характера. 4 – разработаны средства, требующие достаточных затрат, высокой квалифика- ции и носящие универсальный характер. 5 – разработаны требующие весьма больших затрат времени и высокой квали- фикации универсальные средства.
6.

Сложность (трудоемкость разработанных средств).
0 – личный вклад автора в разработку средств незначителен. 1 – личный вклад автора составляет менее половины трудоемкости разработки средств. 2 – личный вклад автора составляет более половины трудоемкости разработки средств или весьма значителен по времени. 3 - личный вклад автора составляет более половины трудоемкости разработки средств и весьма значителен по времени. 4 – средство разработано автором полностью самостоятельно, но не требует значительных затрат труда. 5 – средства разработаны целиком самостоятельно в результате значительных усилий автора.
7.

Качество разработанных средств.
0 – весьма низкое. 1 – разработанные средства пригодны лишь для данного исследования. 2 – разработанные средства пригодны для использования другими авторами в аналогичных исследованиях. 3 – разработанные средства приближаются хотя бы по нескольким характери- стикам к уровню аналогичных профессионально разработанных средств. 4 - разработанные средства приближаются по основным характеристикам к уровню аналогичных профессионально разработанных средств. 5 - разработанные средства полностью соответствуют уровню аналогичных профессионально разработанных средств.
8.

Учащимся выполнено исследование проблемы.
0 – исследование отсутствует или личный вклад автора в него незначителен. 1 – личный вклад автора составляет менее половины содержания исследования. 2 – личный вклад автора составляет более половины содержания исследования, или менее половины, однако, весьма значителен по времени. 3 – личный вклад автора составляет более половины содержания исследования, и весьма значителен по времени. 4 – исследование выполнено автором полностью самостоятельно, но не требует значительных затрат труда. 5 – исследование выполнено автором полностью самостоятельно в результате значительных усилий автора.
9.

Качество исследования.
0 – исследование отсутствует. 1 – исследование выполнено, однако, его результаты не являются новыми. 2 – в качестве результата сформулированы новые положения, однако, недоста- точно обоснованные. 3 – в качестве результата сформулированы и доказаны новые положения, кото- рые могут быть доложены на студенческой научной конференции в вузе.
13 4 - в качестве результата сформулированы и доказаны новые положения, кото- рые могут быть доложены на взрослой научной конференции в вузе. 5 – в качестве результата сформулированы и доказаны новые положения, кото- рые могут быть направлены в центральную научную печать.
10.

Практическая значимость работы.
0 – работа не имеет практического значения. 1 – работа может быть использована в учебных целях в своем учебном заведе- нии. 2 – работа уже используется в своем учебном заведении (есть справка о внедре- нии). 3 – работа уже используется в нескольких учебных заведениях (есть справка о внедрении). 4 – работа принята к внедрению в конкретной организации (не учебном заведе- нии). 5 – работа уже используется в конкретной организации (не учебном заведении), есть акт внедрения.
11.

Оригинальность подхода.
0 – уже надоевшая, часто встречающая тематика работы. 1 – традиционная тематика. 2 – тематика но новым перспективным направлениям науки и техники. 3 – работа строится вокруг новых идей, вызывающих споры в большой науке. 4 – в основе работы – неожиданные новые идеи научного руководителя по но- вым перспективным направлениям науки и техники. 5 – в работе доказательно опровергаются ранее принятые в науке положения.
12.

Качество оформления работ.
0 – неряшливое, неграмотное, непонятное описание работы. 1 – работа аккуратно оформлена, но без ''изысков'', описание непонятно, негра- мотно. 2 – работа оформлена аккуратно, описание четко, последовательно, понятно, но неграмотно. 3 - работа оформлена аккуратно, описание четко, последовательно, понятно, грамотно. 4 – работа оформлена не только аккуратно, но изобретательно, описание четко, последовательно, понятно, грамотно. 5 – при выполнении всех условий, отвечающих оценке 4, применены нетради- ционные средства, повышающие качество описания работы( например, прила- гается действующая модель).
13.

Качество доклада и ответов на вопросы.
0 – не может четко объяснить суть работы, ответить на вопросы, по-видимому, не понимает то, что докладывает. 1 – видно, что понимает то, что докладывает, но не может четко объяснить суть работы, ответить на вопросы. 2 – докладывает самостоятельно, четко, однако, не может ответить на большин- ство вопросов. 3 – докладывает самостоятельно, четко, хорошо, отвечает на большинство во- просов. 4 – при выполнении всех условий, отвечающих оценке 3, подготовил и эффек- тивно использует иллюстративные средства (плакаты, слайды). 5 – доклад производит выдающееся впечатление.
14
IX. Приложение 1.

Наука.
Развитие науки и техники в современном мире столь грандиозно, воздействие на нашу жизнь столь впечатляющее, что мы редко задумываемся над тем, что наука – это уникальная особенность именно европейской цивилизации. Возник- ла наука совсем недавно в истории человечества. Феномен науки появляется только с развитием демократии, в какой-то степени ''пропорционален'' уровню развития демократии, а научный стиль мышления, возникая на базовых ценно- стях гуманизма, относится к основным ценностям европейской цивилизации и, безусловно, является главным вкладом, который эта цивилизация сделала в раз- витие человечества. Афины, 594 г. до. н. э. – место и время, от которого можно начать отсчет евро- пейской цивилизации. Именно законы Солона, реформировавшие в это время общественную жизнь Афин, были тем деянием, отдаленным последствием ко- торого явилось ''чудо'' греческой философии и науки. В этих реформах Солон, причисляемый к одному из ''семи мудрецов'', усилил роль народного собрания, создал два новых органа управления (Совет четырехсот и суд присяжных) и провел ряд других экономических и управленческих реформ, которые заложили основы той формы государственного устройства, которая греками же и была названа ''демократией''. В течение очень небольшого срока после этого относи- тельно маленькая по численности и занимаемой территории Эллада стала лиде- ром среди народов средиземноморского бассейна, опередив более древние и мо- гущественные цивилизации Вавилона и Египта. Это было эпохой великого пе- релома в жизни греческого общества, освобождением от власти родовых во- ждей, возникновением самоуправляющихся городов-полисов. Греческие полисы создали формы жизни, обеспечивающие возможность довольно свободной ком- муникации и информационного обмена. Афинское общество состояло из равноправных мужчин, которые именно в силу свое равноправности были вынуждены убеждать друг друга и доказывать свою правоту Словом. И слово это приобретало свою убедительность не на авторите- те Власти или Силы, а благодаря воздействию на Разум. Человек высказывал мнение вслух, и ему приходилось его доказывать в условиях, когда каждый вправе сомневаться, задавать вопросы и возражать. Подобное невозможно во время проповеди или в условиях, когда приказ отдает облаченное непререкае- мой властью лицо. Именно там, на площадях древнегреческих городов, в спорах об общественных работах, о ценах, о виновности подсудимого, о правилах налогообложения, о достоинствах и недостатках литературных произведений и т. п. получили свой исток законы логики и методы рассуждения, которые с са- мого начала носили характер диалога, были механизмом человеческого обще- ния в условиях равноправия. После создания системы доказательств и анализа мнений достаточно легко был переброшен мост к другим областям человеческой деятельности, в первую оче- редь, анализу подверглись различные знания, при этом создались теоретические модели окружающего мира. Известно, что жрецы Вавилона умели с поразитель- ной точностью рассчитывать астрономические явления, но они не ставили во- проса о том, почему эти явления повторяются. Для греков именно этот вопрос был основным, и они начали строить модель Космоса. В великой цивилизации Древней Индии обнаруживаются зачатки знаний, похожие на логические рас- суждения Аристотеля. Но нигде нет осознания значения этого открытия, кроме
15 как в Греции. Действительно, еще древние египтяне обладали обширными ма- тематическими знаниями, однако любое решение, дававшее практически при- емлемые результаты, считалось хорошим, т.е. знания не являлись целью, а лишь средством для решения практических задач. Этим было положено начало разви- тию научного мышления и логико-математических наук. До того как наука выделилась в особую форму деятельности людей и стала профессией, она воплотила в себе духовные искания эпохи Возрождения, кото- рая сформировала систему взглядов гуманизма, создала идеал свободной все- сторонне развитой личности. Возникновение собственно науки относят к XVII веку, трудам Фрэнсиса Бэкона, Галилео Галилея, Исаака Ньютона, возникнове- нию Лондонского Королевского общества ученых (1662г) и Парижской Акаде- мии наук (1777 г). Что явилось предпосылкой этих работ и возникновению этих обществ? Быстрый технический прогресс привел к развитию экономической ра- циональности, подорвал силу традиций и привычки, которыми управлялось фе- одальное общество. Были также созданы условия для проявления людей, доста- точно свободных от задач удовлетворения насущных потребностей (еда, жилье, одежда) и образованных, но не принадлежащих к классу духовенства или ры- царства, так как наука является светской и невоенной по духу своему. Кроме того, борьба религиозных идеологий в эпоху Реформации стимулировала раз- рушение оков традиционализма, слепой веры в авторитеты, что способствовало развитию индивидуальности. Английская буржуазная революция XVII века да- ла политические свободы и гражданское равенство значительной части населе- ния, стимулировало свободомыслие, сомнение в старых догмах, традициях, ав- торитетах. Такого рода критический дух и является одним из оснований научно- го мышления. Надо отметить, что в этот бурный период наука выступила в определенной степени в противовес господствующим идеологиям, резко отгра- ничила себя от других феноменов культуры, от религии, морали, образования, и, провозгласила основополагающие принципы: объективность, бескорыст- ность, нейтральность, автономность. Наука формируется в XVII веке в Европе как специфическая деятельность, це- лью которой является получение и теоретическая систематизация объективных знаний о реальности. Непосредственная деятельность в науке связана с исследо- ванием, описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений дей- ствительности, стремлением к созданию обезличенного, максимально объек- тивного и рационально обобщенного знания. Ученые производят знания. Ответственность за их использование лежит на всем обществе.
Приложение 2.
Исследовательская деятельность, как правило, привлекает ребят, которых педа- гоги условно называют интеллектуально одаренными. Среди них есть такие, кто сами с удовольствием демонстрирует свои интеллектуальные умения. Это ак- тивные, уверенные в себе дети, они помогают учителю на уроке, не боятся де- монстрировать свои способности и умения. Однако существуют дети, которых называют интеллектуально пассивными. Они обладают широкой эрудицией, конструктивным складом ума, но при этом могут быть не уверены в себе, бояз- ливы, инертны. Их труд отличает глубина, богатая языковая палитра, обилие прочитанной, изученной и использованной для написания научной работы ли- тературы. Выявить таких детей, помочь им реализоваться – задача педагога. Для этого можно провести несколько диагностических заданий. 4. Самоопрос
16 № Сделать это мне… …трудно …легко 1 Говорить перед классом 2 Во время выступления не потерять нить рас- суждения 3 Сделать сообщение по ключевым словам 4 Пояснить что-либо у доски 5 Сказать что-то, в чем не уверен 6 Говорить так, чтобы привлечь внимание одно- классников 7 Выступать с докладом, не читая, а рассказывая 8 Ставить вопросы 9 Чувствовать себя уверенно во время выступле- ния 10 Работать длительное время в библиотеке Помимо данного опроса уместно параллельно провести изучение коммуника- тивных умений учащихся. Ребятам предлагается тема для обсуждения, напри- мер: -Должна ли быть захоронена мумия Тутанхамона? -Следует ли разрешить получать права в 16 лет? После окончания обсуждения учителем заполняется оценочный лист Поведение во время беседы Активен Неактивен Придерживается темы Отклоняется от темы Обращается к другим Говорит только сам Говорит четко Говорит нечетко Дружелюбен Агрессивен Проявляет инициативу Не проявляет инициативу Внимателен Невнимателен Умеет строить логические вы- сказывания Не умеет строить логические вы- сказывания Смотрит на ребят Не смотрит на ребят Привносит собственные идеи Бессмысленно повторяет то, что уже сказано Воодушевляет других Расслабляет других Способствует беседе Тормозит беседу Говорит полными предложения- ми Говорит обрывками фраз Говорит убедительно Говорит неубедительно Готов пойти на компромисс Отрицает компромисс Говорит кратко Говорит слишком много Говорит понятно Говорит непонятно Говорит интересно Говорит скучно Дает высказаться другим Прерывает других Общая оценка поведения во время беседы можно оценить от 1 до 5. Для изучения интеллектуального потенциала школьников полезным может быть тест для оценки коэффициента нереализованного интеллектуального потенциа- ла (КНИП).
17 Тест. ( Тест взят из книги Дереклеева Н. И. ''Научно – исследовательская работа в школе''. – М.: Вербум – М, 2001 год.) Ниже приведен ряд высказываний с указанием вариантов ответа. Подчеркните выбранный вами вариант ответа. 4. Какое слово из приведенных ниже Вам хотелось бы соотнести со словом крокодил? А) экскаватор б) зеленый в)бегемот 2. Какое выражение из приведенных ниже Вам больше нравится? А) Если ты атеист, то все равно должен уважать ценности религиозной культу- ры. Б) если ты атеист, то не переходи дорогу на красный свет. В) Никакое не нравится. 3. Какое выражение из приведенных ниже Вам больше нравится? А) Жизнь – это путешествие в будущее. Б) Жизнь – это путешествие в прошлое. В) Никакое не нравится. 4. Какое выражение из приведенных ниже Вам больше нравится? А) Заставь глупца богу молиться, он свой лоб расшибет, отучи – чужой. Б) За- ставь глупца богу молиться, он все равно глупцом останется. В) Никакое не нравится. 5. Падающий град похож на… а)…десант парашютистов б)…слезы плачущего мамонта в) …падающий град. 6. Какое выражение из приведенных ниже вам нравится? А) Трудно быть божеством. Б) Скучно быть божеством в) Никакое не нравится. 7. Какое выражение из приведенных ниже Вам больше нравится? А) Если бы человек, которому при жизни поклоняются многие, стал богом, то Луну назвали бы его именем. Б) Если бы человек, которому многие при жизни поклоняются стал божеством, то на небе стало бы гораздо больше звезд. В) Ни- какое не нравится. 8. Какое выражение из приведенных ниже Вам больше нравится? А) Путешествуя, мы изменяем свое настоящее. Б) Путешествуя, мы улучшаем свое прошлое. В) Никакое не нравится. 9. Какое выражение из приведенных ниже Вам больше нравится? А) Часто ломающиеся цветные телевизоры экономят Ваше рабочее время. Б) Часто ломающиеся цветные телевизоры говорят о низком качестве изделий нашей электронной промышленности. В) Никакое не нравится. 10. Какое выражение из приведенных ниже Вам больше нравится? А) Утопающий понял, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Б) Утопающий понял, что является делом всей его жизни. В) Никакое не нра- вится. 11. Какое выражение из приведенных ниже Вам больше нравится? А) Изобретатель подобен вору, взламывающему сейфы. Б) Изобретатель подо- бен антенне. В) Никакое не нравится. Оценивание: А – 10 баллов Б – 5 баллов В – 0 баллов Меньше 40 – низкий КНИП, от 40 до 60 – средний (нормативный) КНИП, выше 60 – высокий КНИП.
18
Приложение 3.

Памятка исследователя.

Проблема
исследования понимается как категория, означающая нечто неиз- вестное, что предстоит открыть и доказать.
Тема
– отражает характерные черты проблемы.
Гипотеза –
возможный вариант решения проблемы.
Объект
– это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для иссле- дователя информации.
Предмет
же исследования более конкретен. Он включает только те связи и от- ношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавли- вают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет
Цель и Задачи
са- мого исследования.
Цель
формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выра- жая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизиру- ется и развивается в
Задачах
исследования.
Как выбрать тему исследования.
Все темы для исследовательской работы можно условно объединить в три ос- новные группы:  Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;  Эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюде- ний и экспериментов;  Теоретические – это группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др. Правила выбора темы исследования.
1.Тема должна быть интересна исследователю.

2.Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную

пользу участникам исследования.

3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданно-

сти, необычности.

4.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относи-

тельно быстро.
Кроме того, выбирая тему, надо учитывать:  Возможный уровень решения. Проблема должна соответствовать возраст- ным особенностям. Это касается не столько выбора темы, сколько уровня ее подачи, имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться с различной степенью глубины.  Желание и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необхо- димые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необ- ходимой ''исследовательской базы'', невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностным решениям.
Приложение 4.

Гипотеза.
Слово ''гипотеза'' происходит от древнегреческого – hypothesis - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Выдвижение гипотез,
19 предположений и нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки, обес- печивающие, в конечном счете, прогресс в любой сфере. Как рождаются гипотезы. Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это проблема. В профессиональной исследовательской работе обычно действует несложная последовательность. Сначала собираются и анализируются отдель- ные факты, источником их являются наблюдения, предшествующие экспери- менты (их обычно называют пилотажными), размышления и многое другое. За- тем эти факты и размышления позволяют увидеть что-то необычное, неожидан- ное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказа- тельств и др. В результате выявляется множество проблем и для решения каждой проблемы вырабатывается ряд гипотез. Проблемы могут быть сложными и не очень. Гипотеза или гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотезы – основа процесса творческого мышления. Гипотезы позволяют от- крывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и за- тем, в ходе мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Ценность предположений, даже нелепых, провокационных в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений. В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот не- сколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать ги- потезы и провакационные идеи. 4. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Мо- жете ли вы придумать условия, в которых будут полезными два или более из этих предметов: деревянный брусок, велосипедная шина, молоток, пирож- ное, игрушечный автомобиль. 2. Как вы думаета, почему щенки и котята любят играть? Предположите не- сколько разных гипотез по данному поводу. 3.Найдите возможную причину событий:  Дети стали больше играть во дворах;  Миша стал совсем серьзным;  Пожарный вертолет весь день кружил над лесом;  Автомобиль одиноко стоял на дороге. 4.Рыба плещется в пруду. Сделайте два самых логичных предположения и при- думайте два самых логичных объяснения. Придумайте два самых фантастиче- ских и неправдоподобных объяснения.
Приложение 5.
Виды исследовательских работ. Формы Структура Доклад  В кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы;  Сущность темы, обоснованные научные предложения;  Выводы и предложения. Тезисы доклада  Основные положения доклада;  Основные выводы и предложения. Научная статья  Заголовок;
20  Вводные замечания;  Краткие данные о методике исследования;  Анализ собственных научных результатов и их обоб- щение;  Выводы и предложения;  Ссылки на цитируемую литературу. Научный отчет  Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;  Значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;  Детальная характеристика применявшихся методов;  Существование новых научных результатов;  Заключение, подводящее итоги исследования и отме- чающее нерешенные вопросы;  Выводы и предложения. Реферат  Вводная часть;  Основной текст;  Заключительная часть;  Список литературы;  Указатели. Монографии  Введение;  Подробно и всесторонне исследуется и освещается ка- кая-либо одна из проблем или тема;  Выводы по каждому разделу;  Заключение.
Представление исследований.
Представление исследования, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характер- ным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько:
тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, мо-

нография, популярная статья.
В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго сле- довать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих фор- мах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, ре- фераты или описательные работы.
Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гу-

манитарных наук.
Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы: Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе несколь- ких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. Экспериментальные

творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят ско-
21 рее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку осо- бенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь эле- мент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие кор- ректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В послед- нее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода. Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой мето- дики собственный экспериментальный материал, на основании которого дела- ется анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является не предопределенность результата, который могут дать исследо- вания.
Приложение 6.
Требования к содержанию научной работы Структура Требования к содержанию Титульный лист Содержит:  Наименование учебного заведения, где выполнена ра- бота;  Фамилию, имя и отчество автора;  Тему научной работы;  Фамилию, имя и отчество научного руководителя;  Город и год. Оглавление Включает:  Наименование всех глав, разделов с указанием номе- ров страниц, на которых размещается материал. Введение (вступ- ление) (рекоменду- емый объем до двух страниц) Содержит:  Оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи;  Обоснование необходимости проведения работы. Основная часть (не более 10 страниц) Состоит из глав (разделов), в которых содержится матери- ал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источ- ник, из которого он заимствует материалы. Выводы Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы. Список литературы Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы.
22
Приложение 7.

Правила ведения дискуссии.
Памятка для оппонентов. 1. Критикуй не оппонентов, а их идеи. 2. Цель дискуссии не в определении победителя, а в консенсусе. 3. Все участники должны быть вовлечены в дискуссию. 4. Выступления должны проходить организованно, с разрешения ведущего. 5. Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться. 6. Обсуждению подлежат все без исключения позиции. 7. В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию под воздей- ствием фактов и аргументов. 8. Подведение промежуточных и конечных итогов необходимо.
Памятка участнику дискуссии.
1. Прежде чем выступать, определи четко свою позицию. 2. Проверь, правильно ли ты понимаешь суть проблемы. 3. Внимательно выслушивай оппонента, затем уже излагай свою точку зрения. 4. Помни, что лучшим способ доказательства являются бесспорные факты. 5. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих оппонентов. 6. Говори ясно, точно, просто, отчетливо и своими словами. 7. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты оказался не прав. 8. Заканчивая свое выступление, подведи итоги и сформулируй выводы.
Приложение 8.

Гигиенические требования к проведению занятий по курсу ''Методология

исследовательской деятельности''.
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологиче- ский оптиум умственной работоспособности у детей школьного возраста при- ходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффектив- ность усвоения материала при наименьших психофизических затратах организ- ма. Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким об- разом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. При составлении расписания уроков используется таблица И. Г. Сивкова (1975), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах. Предмет Кол. баллов Математика 11 Иностранный язык 10 Физика, химия 9 История 8 Родной язык, литература 7 Естествознание, география 6 Физкультура 5 Труд 4
23 Черчение 3 Рисование 2 Музыка 1 Дополнением к таблице И. Г. Сивкова могут служить данные опроса обучаю- щихся, которые к наиболее трудным предметам относят информатику,
про-

фильные дисциплины, новые для них предметы.
Указанные предметы следует оценивать не менее чем в
10 баллов.

Таким образом, исходя из выше сказанного, курс по выбору целесообразно

проводить во вторник и в среду. Так как учащиеся 9 классов занимаются в

первую смену, то курсы по выбору ставятся в расписании третьим или

четвертым уроком. В исключительных случаях возможен перенос занятия

на вторую смену, но не позднее вторника.

X. Глоссарий.

1.

Учебное исследование –
вид самостоятельной аналитической работы по си- стематизированному изучению какого-то вопроса или практически актуаль- ной проблемы, заключающийся в постановке проблемы, выдвижении и про- верке гипотез, проведении или моделировании эксперимента.
2.

Наука –
это деятельность человека по выработке, систематизации и провер- ке знаний.
3.

Методология –
учение о принципах построения, формах и способах научно- познавательной деятельности.
4.

Теория –
это совокупность обобщенных положений.
5.

Оппонент –
противник в споре или лицо, которому поручена оценка диссер- тации или доклада.
6.

Дискуссия –
обсуждение какого – либо спорного вопроса, проблемы на со- брании, в печати, в беседе.
7.

Гипотеза –
предположительное суждение о закономерной (причинной) свя- зи явлений; форма развития науки.
8.

Каталог –
перечень каких-либо предметов, книг, экспонатов, составленный в определенном порядке.
9.

Реферат –
краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по теме.
10.

Монография –
научный труд, посвященный исследованию одной темы.
11.

Музей –
научно-исследовательское или научно-образовательное учрежде- ние, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяриза- цию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
12.

Архив –
1) учреждение или его часть, хранящая документы. 2) Совокуп- ность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, предприятий и отдельных лиц.
13.

Наблюдение –
целенаправленное восприятие, обусловленное задачей дея- тельности.
14.

Консультация –
один из видов учебных занятий – беседа преподавателя с учащимися с целью углубления и расширения их знаний, дополнительной помощи в усвоении предмета.
15.

Эксперимент –
метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.
16.

Библиография –
подготовка и представление основных сведений о доку- ментах, произведениях письменности и печати.
17.

Учебник –
книга для учащихся или студентов, в котором систематически излагается материал из определенной области знаний.
24
XI. Литература.
1. Дереклеева Н. И. ''Научно – исследовательская работа в школе''. – М.: Вербум – М, 2001 год. 2. Скок Г. Б., Лыгина Н. И. ''Как спроектировать учебный процесс по курсу''. – Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2003 год 3.Обухов А. ''Развитие исследовательской деятельности учащихся''. – ''Народное образование'' №2 2004 год стр. 146-148 4. Постановление главного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 года №44 ''О введении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2. 4. 2. 1178 – 02. 5. Е. С. Цикало ''Исследовательская деятельность школьников по биологии как условие их творческого развития''. – Ж. ''Дополнительное образование'', №8 2004 г. стр. 12. 6. ''Исследовательская работа школьников'' №1 2002 год 7. Л. Ф. Фомина ''О некоторых тенденциях развития учебно-исследовательской деятельности школьников''. 8. А. В. Леонтович ''Исследовательская деятельность учащихся как образова- тельная технология''. – ''Исследовательская деятельность учащихся'' (сборник статей). М. 2003г. 9. ''О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе до- полнительного образования''. Решение коллегии Министерства образования РФ от 10 января 1996 года. №1/1.- Вестник образования. – 1996. - №5. – с. 32. 10. Канке В. А. Философия: учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Логос, 2002. 11. Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В. А. Мижериков; Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 12. Новая иллюстрированная энциклопедия в 20 томах. – М.: Большая Россий- ская энциклопедия, 2003.
25


В раздел основное общее образование