"Трудовая профессиональная подготовка учащихся"
статья
Автор: Налётов Сергей Михайлович, учитель технологии, МБОУ "Боханская СОШ №!1", П.Бохан, Иркутская область
В раздел основное общее образование
МБОУ «Боханская СОШ №1» Иркутская область,
п.Бохан.
Автор: Налётов Сергей Михайлович, учитель
«Технологии»
Труд
является
ведущим
видом
деятельности
в
жизни
людей.
Только
благодаря
качеству
и
количеству
продуктов
труда
поддерживается
уровень
существования и характер дальнейшего развития человечества. Все другие виды
деятельности тесно связаны с трудом, процесс и результаты которого постоянно
подвержены их влиянию. В свою очередь, труд определяет ход, изменения и
достижения других видов деятельности.
Образовательная
область
«Технология»
-
это
оптимизированная
трудовая
подготовка в общеобразовательных учреждениях. В нее входят применение на
практике
основ
наук,
трудовое
воспитание,
трудовое
обучение
и
профессиональное самоопределение. Образовательная область «Технология»
является начальной стадией в многоуровневом технологическом образовании.
Технологическое
образование
–
это
наилучшим
образом
организованный
процесс и результат обучения и воспитание с целью формирования у человека
готовности и умений оптимального изменения и преобразования материи в
продукты и услуги для удовлетворения его потребностей.
Результат обучения прямо зависит от уровня овладения учащимися общими
специальными учебными умениями. Свою ленту в решение этой сложной и
многогранной задачи вносят учителя всех школьных дисциплин. Если в работе по формированию общеучебных умений немало сходного, то обучение специальным умениям связано со спецификой каждого учебного предмета. Не менее важно последовательное формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки процесса и результатов выполняемой ими работы. Для этого они должны ясно представлять себе оценочные суждения и критерии, которыми руководствуется учитель. Последние должны быть четко сформулированы, ясно изложены. Трудовое обучение имеет огромное значение для идейно-политического и нравственного воспитания учащихся. В процессе трудового обучения создаются условия для эстетического воспитания школьников, которое заключается в том, что у подростков формируется способность воспринимать и чувствовать художественный вкус, создаются правильные представления о гармонии форм. Декоративно- прикладное искусство играет существенную роль в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству, способствуя гармоничному развитию. Взяв в руки резен, сделав впервые узоры, ученик испытывает радостное изумление, обнаруживая что можно создать вещи,
казавшиеся ранее нерукотворными. Он становится участником увлекательного трудового процесса по созданию полезных и красивых изделий. Занятия декоративно-прикладным искусством не только формирует эстетический вкус у ребят. Знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Уже несколько лет я работаю над проблемой обучения школьников техническому труду, при изготовлении предметов декоративно- прикладного искусства. Такой подход, сохраняя достоинства традиционного, обладает тем неоспоримым преимуществом, что дает реальную возможность объединить трудовое обучение с эстетическим воспитанием учащихся, познакомить их на практике с образцами и технологиями народно- прикладного искусства. В России издавна славящейся лесными богатствами, дерево всегда было одно из любимых материалов мастеров. Среди художественной резьбы, самой распространенной является резьба по дереву. Резьбой украшают жилища, мебель, посуду, орудия труда, игрушки. Резьба обычно сочетается с формой и назначением самой вещи. В последнее время искусство резьбы переживает подъем, резко возрос интерес к этому виду творчества. В основе резьбы лежат
всевозможные комбинации простейших внешне не сложных геометрических фигур, простейших рельефов. Резьба бывает геометрическая, контурная, плоскорельефная, прорезная, глухая рельефная. Скульптурная. Чувство меры гармонии при выполнении резьбы вырабатывается постепенно в процессе неустанной тренировки резки и глаза, внимательного разбора и даже на первых порах копирования лучших образцов. Геометрическая резьба- один из самых древних ее видов- выполняется в виде двухгранных выемов, образующих на поверхности узор из треугольников, квадратов, окружностей. Она выгодно отличается от контурной резьбы тем, что несложна в выполнении и не требует хорошего владения техникой рисования. Техника вырезания всех элементов одинакова, поэтому можно рассмотреть ее на примере одного треугольника. В работе чередуется два основных этапа - накалывание и подрезка. Желательно сначала потренироваться на куске дерева, а уж потом переходить на изделие. В последствии, когда будут отработаны навыки резьбы по плоскости, можно переходить к более сложным изделиям с фигурными плоскостями. С первых уроков, надо формировать у учащихся аккуратность в работе. Одними беседами и Одними беседами и наставлениями не обойтись. По моему
убеждению, чем больше детский труд не похож на взрослый, тем он интересней. Также на уроках выполняем рельефную резьбу. Этот вид резьбы самый распространенный. Рельефная резьба бывает высокорельефной и плоскорельефной. Рисунок для резьбы подготавливается сначала в эскизе на бумаге, затем переводится на кальку. Рельефная резьба режется значительно глубже. Ее элементы выступают над фоном, порой почти отрывается от него и приближается к объемной, скульптурной резьбе. Более сложная в сравнении с другими видами резьба. Во время работы у ребят формируется общая культура труда. Они овладевают графической грамотой при выполнении рабочих чертежей, а также знакомятся с физическими и декоративными свойствами различных материалов, технологическими процессами их обработки, оборудованием, инструментом.
Список используемой литературы. 1.А.С.Хворостов «Декоративно- прикладное искусство в школе», М. «Просвещение»1988г. 2.Г.А.Молева.Формировать общеучебные умения. Журнал «Школа и производство»№7 2003г.
многогранной задачи вносят учителя всех школьных дисциплин. Если в работе по формированию общеучебных умений немало сходного, то обучение специальным умениям связано со спецификой каждого учебного предмета. Не менее важно последовательное формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки процесса и результатов выполняемой ими работы. Для этого они должны ясно представлять себе оценочные суждения и критерии, которыми руководствуется учитель. Последние должны быть четко сформулированы, ясно изложены. Трудовое обучение имеет огромное значение для идейно-политического и нравственного воспитания учащихся. В процессе трудового обучения создаются условия для эстетического воспитания школьников, которое заключается в том, что у подростков формируется способность воспринимать и чувствовать художественный вкус, создаются правильные представления о гармонии форм. Декоративно- прикладное искусство играет существенную роль в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству, способствуя гармоничному развитию. Взяв в руки резен, сделав впервые узоры, ученик испытывает радостное изумление, обнаруживая что можно создать вещи,
казавшиеся ранее нерукотворными. Он становится участником увлекательного трудового процесса по созданию полезных и красивых изделий. Занятия декоративно-прикладным искусством не только формирует эстетический вкус у ребят. Знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Уже несколько лет я работаю над проблемой обучения школьников техническому труду, при изготовлении предметов декоративно- прикладного искусства. Такой подход, сохраняя достоинства традиционного, обладает тем неоспоримым преимуществом, что дает реальную возможность объединить трудовое обучение с эстетическим воспитанием учащихся, познакомить их на практике с образцами и технологиями народно- прикладного искусства. В России издавна славящейся лесными богатствами, дерево всегда было одно из любимых материалов мастеров. Среди художественной резьбы, самой распространенной является резьба по дереву. Резьбой украшают жилища, мебель, посуду, орудия труда, игрушки. Резьба обычно сочетается с формой и назначением самой вещи. В последнее время искусство резьбы переживает подъем, резко возрос интерес к этому виду творчества. В основе резьбы лежат
всевозможные комбинации простейших внешне не сложных геометрических фигур, простейших рельефов. Резьба бывает геометрическая, контурная, плоскорельефная, прорезная, глухая рельефная. Скульптурная. Чувство меры гармонии при выполнении резьбы вырабатывается постепенно в процессе неустанной тренировки резки и глаза, внимательного разбора и даже на первых порах копирования лучших образцов. Геометрическая резьба- один из самых древних ее видов- выполняется в виде двухгранных выемов, образующих на поверхности узор из треугольников, квадратов, окружностей. Она выгодно отличается от контурной резьбы тем, что несложна в выполнении и не требует хорошего владения техникой рисования. Техника вырезания всех элементов одинакова, поэтому можно рассмотреть ее на примере одного треугольника. В работе чередуется два основных этапа - накалывание и подрезка. Желательно сначала потренироваться на куске дерева, а уж потом переходить на изделие. В последствии, когда будут отработаны навыки резьбы по плоскости, можно переходить к более сложным изделиям с фигурными плоскостями. С первых уроков, надо формировать у учащихся аккуратность в работе. Одними беседами и Одними беседами и наставлениями не обойтись. По моему
убеждению, чем больше детский труд не похож на взрослый, тем он интересней. Также на уроках выполняем рельефную резьбу. Этот вид резьбы самый распространенный. Рельефная резьба бывает высокорельефной и плоскорельефной. Рисунок для резьбы подготавливается сначала в эскизе на бумаге, затем переводится на кальку. Рельефная резьба режется значительно глубже. Ее элементы выступают над фоном, порой почти отрывается от него и приближается к объемной, скульптурной резьбе. Более сложная в сравнении с другими видами резьба. Во время работы у ребят формируется общая культура труда. Они овладевают графической грамотой при выполнении рабочих чертежей, а также знакомятся с физическими и декоративными свойствами различных материалов, технологическими процессами их обработки, оборудованием, инструментом.
Список используемой литературы. 1.А.С.Хворостов «Декоративно- прикладное искусство в школе», М. «Просвещение»1988г. 2.Г.А.Молева.Формировать общеучебные умения. Журнал «Школа и производство»№7 2003г.
В раздел основное общее образование