"Интерактивные формы и методы обучения"
статья
Автор: Шпилевская Оксана Алексеевна, учитель математики, МКОУ Устьянцевская СОШ, Новосибирская область, Барабинский район, с. Устьянцево
В раздел основное общее образование
Интерактивные формы и методы обучения
Интерактивные методы обучения – формы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая решает несколько задач: - развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; - решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией; - развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач; - обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению. Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: - Творческие задания; - Работа в малых группах; - Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); - Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); - Социальные проекты, аудиторные методы обучения (социальные пpoeкты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки); - Разминки;
- Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными видео- и аудио материалами, «ученик в роли учителя», каждый учит каждого, мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог); - Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию», «шкала мнении», ПОПС - формула, проективные техники, «Один - вдвоем - все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток - шоу», дебаты); - Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов») Использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику: - развитие личностной рефлексии; - осознание включенности в общую работу; - становление активной субъектной позиции; - развитие навыков общения; - принятие правил совместной деятельности; - повышение познавательной активности класса; - формирование класса как групповой общности; - развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях. Образовательный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, где каждый
вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Основные методические принципы интерактивного обучения: - тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий; - всесторонний анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной деятельности, в котором обучаемые выполняют различные ролевые функции; - поддержание всеми обучаемыми непрерывного визуального контакта между собой; - выполнение на каждом занятии одним из обучающихся функции руководителя, который инициирует обсуждение учебной проблемы; - активное использование технических учебных средств, в том числе слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, интерактивной доски, с помощью которых иллюстрируется учебный материал; - постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия, снятие им напряженности; - оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для слушателей положений учебной программы; - интенсивное использование индивидуальных занятий (домашние задания творческого характера) и индивидуальных способностей в групповых занятиях; - осуществление взаимодействия в режиме строгого соблюдения сформулированных преподавателем норм, правил, поощрений (наказаний) за достигнутые результаты; - обучение принятию решений в условиях жесткого регламента и наличия элемента неопределенности информации.
Интерактивное обучение предполагает: - Регулярное обновление и использование электронных учебно- методических изданий; - Использование для проведения учебных занятий современных мультимедийных средств обучения. Из технологии интерактивного обучения можно взять много нового и полезного для своего профессионального роста, для решения проблемы активизации познавательной деятельности детей. Ученики из года в год становятся взрослее, развитее с помощью нетрадиционного подхода к обучению. Они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Благодаря технологии сотрудничества они становятся самостоятельней, активнее, общительнее и способны работать на более высоком уровне. Создается ситуация творческого роста педагога, благодаря которой он выходит на более высокий виток своего профессионального развития. Школа должна закладывать фундамент для дальнейшего обучения выпускников, используемая система работы позволяет реализовать данную задачу. Учащиеся умеют применять свои знания в новых ситуациях, умеют их использовать на практике и самостоятельно добывать их. Они умеют общаться, дружить, быть милосердными, внимательными друг к другу – это тоже результат учебного сотрудничества. Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.
В раздел основное общее образование