Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Активные методы обучения как путь повышения эффективности и качества уроков математики"

статья

Автор: Деркач Елена Викторовна, учитель математики, МОУ СОШ №13, г.Железногорск, Курская область



В раздел основное общее образование




Активные

методы

обучения

как

путь

повышения

эффективности

и

качества уроков математики
В последнее время мы наблюдаем снижение интереса к обучению у учащихся. Обучение – это нелёгкий труд, требующий от учащихся специальных умений, силы воли, настойчивости, терпения, трудолюбия. На второе место можно поставить большой объём и сложность материала, который нужно освоить и запомнить. Ещё одна важная причина нежелания учиться – монотонность и однообразие занятий, отсутствие изменений событий, ярких впечатлений и новых встреч, необходимость долгое время сидеть и почти не говорить. Всё это делает школьную жизнь нудной и невесёлой. Не стимулирует желание учиться бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса. Устаревшие средства обучения, отсутствие новых значительно снижают качество уроков. Многие учителя строят урок, используя традиционную структуру, где преобладают пассивные формы работы учеников. Мы, учителя, тратим колоссальные усилия на то, чтобы сделать изложение программного материала на уроке максимально понятным, чтобы ученику было легко его усвоить, то есть облегчаем его работу, и в то же время – мешаем процессу его самоутверждения как личности. Мы освобождаем его от права иметь собственное мнение, не создаём на уроке ситуаций для размышлений, рассуждений, исследований, притупляем любознательность ученика, превратив процесс обучения в загрузку памяти ученика большим количеством правил, формул, терминов. Ученик не учится думать, а привыкает, что всё даётся в готовом виде. Но ученику нужно научиться понимать, размышлять, познавать, сравнивать, анализировать и делать выводы. Какие методы обучения способствуют повышению эффективности образовательного процесса, при использовании системно – деятельностного подхода? Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство,
общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения (АМО) в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
Активные методы обучения
– методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.
АМ начала урока «Шаг навстречу».
Целью является быстрое включение класса в работу, задание нужного ритма, обеспечение рабочего настроя и доброжелательной атмосферы в классе.Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи, «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена»и т.д. Главное «захватить» внимание учащихся. Из личного опыта: метод «Поздоровайся локтями»
Прошу учеников встать в круг, предлагаю им рассчитаться на первый-второй- третий и сделать следующее: • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. Говорю обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
АМ выяснения целей, ожиданий и опасений.
Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Он также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения. Можно использовать такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» и другие. Из личного опыта: метод «Дерево возможных вариантов» Предлагаю учащимся на желтых стикерах написать, что они ждут на уроке, а на красных что опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения-желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными. Метод «Фруктовый сад». Заранее готовлю два больших плаката с нарисованным на каждом из них
деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Предлагаю обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения по данной теме и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д. Свои ожидания ученикам предлагаю записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, озвучиваю их, вместе обсуждаем, уточняем.
АМ презентации учебного материала.
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Из личного опыта: метод «Инфо-угадайка». На стене или доске прикреплен лист ватмана, в его центре указано название изучаемой главы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, вписываю в сектор название темы, которую будем изучать. Обучающимся предлагается обдумать наиболее существенные моменты для изучения. Они вносятся на плакат. Закончив обсуждение первой темы, вписываю во второй сектор название второй темы, и так далее. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.

АМ организации самостоятельной работы над темой.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка». Из личного опыта: метод «Автобусная остановка» Определяю количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Ученики разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Ставлю задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. При необходимости вношу коррективы.
АМ релаксации.
Если обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, можно сделать паузу. Иногда достаточно 5 – 7 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить
энергию. Активные методы «Энергия», «Роботы», «Постройся по росту» и многие другие позволят это сделать. Из личного опыта: метод «Земля, воздух, огонь и вода». Прошу обучающихся по команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Затем даю еще 3 минуты, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов. И сама принимаю участие в этих упражнениях, помогая неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнениях.
АМ подведения итогов урока.
Для завершения урока можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. Из личного опыта: метод «Ресторан». Предлага ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:  Я съел бы еще этого…  Больше всего мне понравилось…  Я почти переварил...  Я переел…  Пожалуйста, добавьте… Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет скорректировать урок на будущее. Приведенные здесь активные методы – лишь малая толика известных на сегодняшний день методов игрообучения. Перечисленные АМО действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и
практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.


В раздел основное общее образование