Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"

Программа

Автор: Ильина Ирина Владимировна, преподаватель русского языка и литературы, ГБОУ СПО "Березниковский строительный техникум", город Березники, Пермский край



В раздел основное общее образование




МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ

СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО

СИРОТСТВА СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

1 уровень – учебная группа.

ЗАДАЧИ:
-раннее выявление несовершеннолетних и семей группы риска, -участие в составлении и реализации индивидуальных планов сопровождения с семьей и ребенком; - организация и проведение первичной профилактики социально опасного положения и социального сиротства - составление социального паспорта группы № п/п Структурные формы Содержательные формы 1. Классный руководитель, социальный педагог -своевременное выявление отклонений в развитии и поведении подростков -реализация индивидуальных программ на уровне студенческой группы *выявляет и ведет учет детей и семей «группы риска» СОП на основании наблюдения, бесед со студентами, диагностики * составляет социальный паспорт группы * является куратором в реализации индивидуального плана сопровождения детей «группы риска» * участвует в реализации плана ИПР семей детей в СОП * входит в состав ШПМПк и реализует ИПС * информирует Совет профилактики о результатах проведения ИПС * выполняет рекомендации консилиума * организует работу с детьми, нуждающимися в педагогической поддержке * координирует педагогическую деятельность учителей с данной категорией детей *осуществляет ежедневный контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов; * осуществляет линии взаимодействия с другими структурными формами всех уровней; * вовлечение детей и родителей в классную внеурочную деятельность, кружки и спортивные секции; * правовое просвещение подростков и родителей; *защита прав студентов. * формирование ЗОЖ через реализацию программ ЗОЖ 2. Преподаватели общеобразовательн ых и специальных *взаимодействует с классными руководителями; * участвуют в реализации ИПСа и плана ИПР *поиск форм, приемов и методов индивидуальной
дисциплин работы с детьми; * вовлечение студентов «группы риска» в предметную внеурочную деятельность. * может выполнять функции куратора 3. Родители студентов * Предоставляют документы, подтверждающие статус семьи и подростка * заключают договор с ОУ * участвуют в реализации индивидуального плана сопровождения семьи и подростка.
2 уровень – образовательное учреждение.

ЗАДАЧИ:
- организация и проведение первичной и вторичной профилактики социально-опасного положения и социального сиротства.
-
координация индивидуального плана сопровождения (ИПС) на уровне образовательного учреждения; - создание условий для успешной реализации ИПС; - обобщение и распространение положительного опыта работы данного направления; - защита прав и интересов студентов; № п/п Структурные формы Содержательные формы 1. Администрация образовательного учреждения * Один из представителей администрации является координатором организации деятельности по ранней профилактике СОП студентов * разработка и внедрение программ законопослушного поведения, программ формирования ЗОЖ и профилактики, программ работы с родителями * координация деятельности организационных структур образовательного учреждения; * контроль за проведением профилактической работы на 1 уровне; * осуществление взаимодействия с управлением образования и другими ведомствами системы безнадзорности и правонарушений. * контроль за выявлением студентов, находящихся в СОП. 2. Родительский комитет * организация оказания материальной помощи семей в СОП (многодетным малообеспеченным и малообеспеченным по справкам соцзащиты). 3. Совет школы. * утверждение программных документов в данном
Попечительский Совет. направлении. 4. Совет профилактики Совет профилактики – 1 рассматривает личные дела студентов, склонных к правонарушениям или уже совершивших правонарушения. Совет профилактики – 2 работает с подростками группы риска 1.* Осуществляет профилактическую работу с студентами «группы риска» и находящихся в СОП * выявляет и устраняет причины и мотивы антиобщественного поведения студентов 2. На основании социального паспорта школы выделяет детей, нуждающихся в педагогической поддержке, находящихся в СОП, входящих в группу риска. Ставит на ВШУ детей категории «группы риска» *заключает договор с семьей о взаимодействии по оказанию помощи семье и подростку, распределяет зоны прав и ответственности обеих сторон. * в случае положительного результата работы принимает решение о снятии с внутреннего учета студентов группы риска и в случае отрицательного результата – корректирует ИПС, продлевает договор с семьей, а в случае отказа родителей от услуг образовательного учреждения пишет представление * принимает решение о снятии с учета или о продлении договора с составлением нового ИПС или о подготовке документов для выявителя студентов в СОП. 5. Педагогический совет *Утверждает на своем заседании списки категории детей, нуждающихся в педагогической поддержке. Назначает ответственного (классного руководителя) * организует работу с категорией студентов, нуждающихся в педагогической поддержке. 6. Психолого-медико- педагогический консилиум работает со студентами, имеющими проблемы в обучении; осуществляет работу с подростками группы риска 1. * выявляет отклонения в поведении и развитии учащихся * изменяет условия получения образования в рамках возможностей образовательного учреждения * определяет направления коррекционной работы * разрабатывает методические рекомендации *2. Определяет характер, продолжительность и эффективность специальной (коррекционной) помощи учащимся и их семьям, находящимся на * Разрабатывает индивидуальные планы сопровождения студентов группы риска, поставленных на внутришкольный учет, определяет ответственных и сроки выполнения.
* назначает куратора * подводит итоги реализации. Принимает решение: о продолжении профилактической работы, продлении договора, составлении нового ИПСа; о подготовке документов для специалиста во выявлению студентов в СОП; или о положительных итогах реализации ИПСа и ходатайстве перед советом профилактики о снятии с учета 7. Социальный педагог * составляет социальный паспорт УЗ * выявляет студентов и семьи, находящиеся в социально опасном положении и направляет информацию о них специалисту по выявлению в КДН * выявляет подростков «группы риска» и ведет учет на уровне УЗ * ведет банк данных студентов группы риска * осуществляет индивидуальную работу с семьями и детьми * защита прав и интересов несовершеннолетних * осуществляет взаимодействие с классными руководителями, учителями-предметниками, организациями и органами системы профилактики 8. Медицинский работник * участвует в работе * выявляет отклонения в физическом развитии студентов * организует профилактическую работу по профилактике социально значимых заболеваний *ведет учет подростков, употребляющих ПАВ 9. Студенческое самоуправление * деятельность студенческих органов правопорядка * вовлекает учащихся в подготовку и проведение мероприятий *организует деятельность волонтеров с подростками, склонными к безнадзорности 10. Система дополнительного образования * вовлекает студентов «группы риска» в систему дополнительного образования 11. Педагог-психолог * выявляет и ведет учет дезадаптированных студентов, а также детей, имеющих отклонения в развитии и поведении, отверженных * проводит с ними коррекционную работу * разрабатывает рекомендации для ИПСа * консультирует родителей, педагогов и студентов *ведет сопровождение ИПСа(по решению ПМПк) 12. Инспектор ОДН, * участвует в выявлении семей и студентов,
закрепленный за УЗ находящихся в социально опасном положении; * информирует директора УЗ и совет профилактики о выявленных несовершеннолетних; * участвует в профилактической работе с данной категорией в рамках своих полномочий * участвует в профилактической работе с подростками группы риска
РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО

ПОЛОЖЕНИЯ и СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА УРОВНЯ УЗ

ОФОРМЛЯЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ДОКУМЕНТАХ.
1. Комплексный план работы с включением разделов: - «Профилактика безнадзорности и правонарушений» - «Ранняя профилактика социально опасного положения и социального сиротства» - «Профилактике ПАВ, СОЗ»; - «Формирование ЗОЖ» 2. План работы совета профилактики 3. План работы психолого-медико-педагогического консилиума 4. Книга протоколов заседаний Совета профилактики 5. Книга протоколов консилиума УЗ 6. Картотека с ИПСами 7. Планы ИПР со студентами и семьями в СОП ( в рамках полномочий ОУ) 8. Банк данных категорий студентов в соответствии с Положением об учете УЗ 9. Социальный паспорт УЗ (в соответствии с формой) 10. Должностные инструкции работников образовательного учреждения по организации и проведению работы с подростками группы риска и СОП: - заместителя директора УЗ по учебно-воспитательной работе - заместителя директора по воспитательной работе - педагога-организатора - социального педагога - педагога-психолога - классного руководителя - медицинского работника - педагога дополнительного образования - преподавателя 11. Договоры (соглашения) образовательного учреждения и родителей о совместной деятельности 12. Документация куратора: - аналитическая справка по работе с несовершеннолетними и их семьями, состоящими на учете в УЗ - личная карточка семьи несовершеннолетнего с планом работы и его реализацией - оценка семьи
13. Внутренний мониторинг и внешний мониторинг
РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО

ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА ГРУППОВОГО

УРОВНЯ ОФОРМЛЯЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ДОКУМЕНТАХ.
1. План работы классного руководителя. 2. Банк данных студентов группы, состоящих на внутреннем учете в соответствии с «Положением» 3. Социальный паспорт группы. 4. Должностная инструкция классного руководителя.
3 уровень – управление образования
ЗАДАЧИ: - выстраивание системы ранней профилактики социально опасного положения; - организация методического сопровождения данной системы работы; - организация мониторинга эффективности ИПС всех уровней; - защита прав несовершеннолетних студентов; - создание условий для реализации индивидуальных планов сопровождения. № п/п Структурные формы Содержательные формы (направления работы) 1. Управление образования; специалист по воспитательной работе. * создает модель организации работы по ранней профилактике социально-опасного положения в системе образования * координация деятельности структур 3 уровня * контроль за исполнением федерального и регионального законодательства по вопросам организации ранней профилактики социально опасного положения детей и семей, по защите прав студентов; * ведет банк данных о студентах, пропускающих уроки без уважительных причин * организует взаимодействие образовательных учреждений со специалистом КДН по выявлению детей и семей в социально-опасном положении * контролирует выполнение образовательными учреждениями программы индивидуальной профилактической работы с детьми и семьями в СОП, разработанной специалистами социальной защиты, в части педагогической составляющей. * ведет общий банк данных студентов группы риска СОП
* ведет сводный мониторинг по всем образовательным учреждениям. 2. Психолого-медико- педагогическая комиссия * своевременное выявление отклонений в развитии учащихся и их коррекция * разработка методических рекомендаций по работе с учащимися, находящимися на внутреннем учете; * индивидуальная работа с подростками * консультации для педагогов и родителей * методическое сопровождение консилиумов 3. Центр психолого- медико-социального сопровождения * организация групповой коррекционной работы с учащимися, педагогами и родителями; * оказывает психологическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении * консультирует родителей и педагогов по подростковым проблемам 4. Информационно- методический центр *разрабатывает методические рекомендации по работе с детьми «группы риска» * организует курсовую подготовку кураторов и других специалистов по работе с данной категорией студентов * оказывает практическую помощь руководителям, социальным педагогам, классным руководителям, учителям- предметникам, консультации и семинары; * обобщает опыт работы данных специалистов и отвечает за его распространение. 5. Учреждения дополнительного образования * вовлекают детей в работу объединений * организуют досуг * ведут учет студентов, посещающих УДО, состоящих на учете в ОДН и находящихся в социально опасном положении (из районного банка данных) * по запросу образовательных учреждений привлекают в работу объединений детей «группы риска» * организуют летнюю занятость детей всех указанных выше категорий.

Методические рекомендации

классному руководителю по организации

индивидуального плана сопровождения студента «группы риска»

на 1 уровне (локальном)
1. Используя методы и формы диагностики, выявите:
- студентов и семьи, находящихся в социально опасном положении;

-подростков «группы риска»:
- пропускающих уроки без уважительных причин; - оставленных на повторный год обучения; - нарушающих дисциплину; - детей, снятых с учета как СОП, после реабилитации; - учащихся, сопричастных к несовершеннолетним, находящихся в СОП;
- студентов, нуждающихся в педагогической поддержке.
2. Составьте социально-педагогический паспорт группы по прилагаемой форме. Передайте его координатору профилактической работы образовательного учреждения. 3. Оформите ходатайства в отношении студентов, сопричастных к употреблению ПАВ, правонарушениям, общественно опасным деяниям, попрошайничеству, бродяжничеству в своей референтной группе. 4. Соберите документы, подтверждающие следующие статусы: *Студенты, оставшиеся без попечения родителей *Студенты из малообеспеченных семей * Инвалиды * Студенты из семей вынужденных переселенцев, иностранных граждан * Студенты с трудностями в обучении * Несовершеннолетние матери * Студенты из многодетных семей Работа выполняется в течение сентября. 5. Формы работы классного руководителя по профилактике социально сиротства и социально опасного положения. Проблемные группы студентов Содержание работы классного руководителя 1. Студенты со статусом социально опасного положения а) работа по ИПР (после утверждения его на КДН) в соответствии с полномочиями классного руководителя – педагогическая составляющая. 2. Студенты группы риска, состоящие на внутреннем учете. а) Работа по рекомендациям специалистов школьного ПМПк, зафиксированных в ИПС учащегося. б) Курирование (организация работы, контроль исполнения) реализации ИПС учащихся, своей группы по решению консилиума. 3. Студенты, нуждающиеся в педагогической поддержке а) Определяет формы и методы педагогической поддержки:
Помощь в поиске позиции в группе , коррекция отношений в коллективе. Помощь в преодолении трудностей в обучении Вовлечение в различные внеклассные мероприятия Расширение кругозора и сферы общественно полезных интересов учащегося. б) Осуществляет взаимодействие с учителями-предметниками и родителями учащегося.
Методические рекомендации руководителю ОУ

по организации работы по ранней профилактике социально-опасного

положения и социального сиротства на 2 уровне

(институциональном)
1. Проанализируйте состояние работы по профилактике бродяжничества и правонарушений студентов, состояние работы с разными категориями семей и детей в Вашем ОУ на момент отработки модели, а именно: - подростков, имеющих отклонения в развитии и поведении; - детей и семьи, находящихся в социально опасном положении; -подростков «группы риска»: - пропускающих уроки без уважительных причин; - нарушающих дисциплину; - аутсайдеров (отверженных); - студентов, снятых с учета как СОП, после реабилитации; - студентов, сопричастных к несовершеннолетним, находящихся в СОП; 2. Выявите положительные и отрицательные моменты в проводимой работе. 3. Изучите опыт работы в данном направлении: - описанный в литературе - других ОУ - на 1 уровне Вашего ОУ. 4. Определите категории детей и семей, требующих пристального внимания на 2 уровне.(«норма», СОП, «группа риска») 5. Определите структурные и содержательные формы работы с данными категориями. 6. Продумайте формы взаимодействия данных структур внутри ОУ. 7. Продумайте формы необходимой и достаточной документации для организации и проведения работы по ранней профилактике социально опасного положения и социального сиротства.. 8. Проанализируйте имеющуюся материальную базу с целью создания электронных банков. 9. Продумайте план мероприятий с педагогическим коллективом и родительской общественностью.
10. Продумайте формы и методы работы с данной категорией несовершеннолетних и их семей. 11. Продумайте внедрение в педагогическую практику инновационных технологий, в том числе примирительных технологий в работе с семьями. 12. Продумайте линии взаимодействия с управлением образования, ведомственными и общественными организациями. 13. Назначьте координатора работы по ранней профилактике СОП. 14. Продумайте формы поощрения специалистов, работающих с детьми и семьями группы риска. 15. В связи с увеличением объема работы внесите дополнений в Положение о надтарифном фонде в части доплат специалистам, выполняющим функции кураторов и координаторов данного направления работы.
Критерии результативности по работе с детьми «группы

риска»
№ п/п Критерии результативности Документ, подтверждающий положительную динамику в поведении учащегося 1. Не пропускает уроки без уважительных причин в течение учебного года. Информация классного руководителя 2. Успевает по всем предметам по итогам учебного года. Справка заместителя директора школы по УВР 3. - Нет случаев нарушения дисциплины. - Не нарушает Устава образовательного учреждения. Информация классного руководителя, согласованная с социальным педагогом 4. Взаимоотношения с ровесниками стабильно ровные. Заключение психолога 5. Проживает в семье, случаев ухода из семьи не отмечается Информация классного руководителя 6. Условия проживания в семье удовлетворительные. Акт обследования жилищно- бытовых условий 7. Противоправных действий не совершает. Информация классного руководителя, согласованная с инспектором ОДН


В раздел основное общее образование