"ДОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ"
СТАТЬЯ
Автор: Газизуллина Вера Павловна, учитель математики, МБОУ "ВСОШ №5", город Пермь
В раздел основное общее образование
Газизуллина Вера Павловна, МБОУ "ВСОШ №5" г. Пермь, учитель математики
ДОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам. А. Гина Актуальность темы обусловлена новыми требованиями, которые предъявляются человеку в современном, быстро меняющемся мире. Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят быть успешными в современных условиях перехода к обществу с рыночной экономикой. Управление качеством образования - это особое управление, организованное и направленное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получаются, а вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования. Результаты должны быть спрогнозированы в зоне развития возможных для конкретного школьника качеств. Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества системе образования, который был сформулирован в документах, посвященных модернизации образования [1, 2, 4]. Что нужно знать и уметь современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях? Наш ученик - выпускник современной школы, чтобы жить в современном обществе, должен обладать следующими качествами личности: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания; умело применять их на практике для решения разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить; видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным; уметь контактировать с представителями различных социальных групп; уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях. Перечисленные выше качества личности школьника не формируются сами собой. Учителю необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые ученики осознали бы необходимость воспитания их у себя. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению "хочу" и "могу". Построить такое пространство учебной деятельности, по моему мнению, может учитель только при активном участии своих учеников; пространство, которое обеспечивает достижение нового уровня, способствует становлению самостоятельной, инициативной, творческой личности, способной к самоопределению и самореализации в процессе обучения. Как управлять качеством образования? Данный процесс состоит из непрерывной последовательности действий, осуществляемых учителем, в результате которых формируется и изменяется образ ученика; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются
способы их достижения. Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа - системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть - поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность. Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять: целеполаганием учащихся; мотивацией их деятельности; формированием умений учащихся; созданием обратных связей "учитель"-"ученик"; созданием проблемных ситуаций; комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса. Необходимо выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности ("зачем учиться математике"), обучить способам ее осуществления ("как учиться"). Освободить ребенка от боязни наказания за невыученное. Для профессионально работающего учителя очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагогов коррективы в ход урока. Путей управления качеством образования много. Один из способов - управление через развитие индивидуальности личности. В основе лежит "пирамида” А. Маслоу [3].
Линии (направления) развития индивидуальности
личности в учебном процессе (по А. Маслоу)
Самопознание - познание себя как субъекта учебной деятельности и познание своих способностей с использованием учебного материала. Самоопределение – самостоятельный, осознанный выбор учебных целей, задач, заданий и форм учебной деятельности. Самореализация – проявление своего творческого потенциала в учебных ситуациях. Совместное развитие – восприятие школьниками себя как источника для развития других и других как источника своего развития. Саморазвитие – специфический процесс, целенаправленное изменение себя как субъекта учения ради собственного совершенствования. Саморазвитие в учебном процессе есть движение не нуля, а следствие определённого уровня развития самопознания, самоопределения, самореализации.
Рассмотрим приёмы организации учебной деятельности,
которые можно использовать на уроке математики.
Задания на создание возможностей самопознания (“Узнай себя!”):
анализ и самооценка школьниками содержания проверенной учебной работы (например, проверить выполненную работу по заданному учебному плану, схеме, алгоритму и сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки?); анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задачи); оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности (“умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и оценивать результаты”); анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.).
Задания на создание возможностей для самоопределения (“Выбирай себя!”):
самостоятельный выбор факультативов и спецкурсов; задания с аргументированным выбором способа учебной работы (как и с кем делать учебные задания);
выбор форм отчетности учебной работы (письменный или устный отчёт, досрочный, в намеченные сроки, с опозданием.); выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, режим – работа порциями и прочее); задания на определение самим школьником зоны своего ближайшего развития.
Задания на "включение" самореализации ("Проявляй себя!"):
требующие творчества в содержании работы (придумывание задач, заданий одноклассникам, кроссвордов; математические сочинения, нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении или выполнении за продуктивный уровень и т.п.); требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты; самостоятельная, не по образцу, постановка опытов, лабораторных заданий, самостоятельное прохождение учебных тем и пр.); создающие возможность проявить себя в определённых ролях, отражающих место и функции человека в познавательной деятельности (оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор и пр.); проекты, в ходе выполнения которых учебные знания и учебное содержание реализуются вне учебной деятельности.
Задания, ориентированные на совместное развитие школьников ("Твори совместно!"):
совместное творчество с применением форм групповой творческой работы: "мозговой штурм", "математический бой", театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.; творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем (!) ролей в группе (работа в парах и группах по выполнению заданий); творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе: руководитель, лаборант, оформитель, эксперт-контролёр и т.п.; творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр, театрализации; совместный анализ результата и процесса учебной работы; задания, предполагающие взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы; стимулирование, мотивирование совместной творческой, индивидуальной работы; подчёркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного развития.
Задания
,
направленные на развитие стремления изменять себя,
совершенствовать и саморазвивать ("Меняй себя ради себя!"):
задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (например, рекомендация дома решить задачи по выбору); проанализировать на добровольной основе результаты работы самим учеником; оценить каждому учащемуся свою работу после серии тренировочных задач по выбору, обращая внимание на динамику оценок; задания на выбор в соответствии с идеалом желаемой профессии. Использование различных приёмов организации учебной деятельности создаёт предпосылки для активизации работы по саморазвитию и самосовершенствованию ученика. Дети лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Рассмотрим некоторые ситуации на уроке. Например, на этапе закрепления новой темы "Умножение десятичных дробей" можно предложить учащимся записать в тетради любые десятичные дроби и дать соседу по парте ту или иную задачу на умножение: указать на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение того, как этот ответ получен; разрешить учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделите на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5
минут. В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо проде- монстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Это небольшое упражнение очень действенно. Проводить его можно как сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении различных тем. Состав пар можно, конечно, менять, совсем не обязательно, чтобы это были ученики, сидящие за одной партой. Ученики могут даже перемещаться по классу, свободно выбирая себе партнеров, и работать с той скоростью, которая именно им необходима. Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Есте- ственно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало остаётся за учителем. На некоторых этапах урока учащиеся сами могут определить и выделить главное, предусмотреть варианты проверки их знаний и умений, обосновать связь новой темы с предыдущей. Могут предвидеть ход изложения новой информации по изображённым на доске схемам, моделям и другим опорным сигналам, т.е., как бы взять на себя роль учителя при объяснении нового материала. Очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост. Можно использовать карточки на этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием "Ученик - учитель". Каждый играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводится до 10 минут урока. В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу "учителя". Положительным моментом такой работы является то, что половина учащихся класса одновременно учится говорить, видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая и закрепляя свои знания. Каждому надо предоставить возможность высказать своё мнение и быть услышанным. После завершения этой работы ещё раз, но уже перед всем классом одна из групп даёт ответы по карточкам. Можно организовать работу в паре "ученик-учитель", в которую включены ученики с разным уровнем подготовки. На небольшом промежутке времени можно создать условия для самопознания, самоопределения и самореализации личности. В результате применения заданий, описанных выше, повышается качество знаний учащихся в зоне ближайшего развития, процесс обучения становится более успешным, формируется и позитивное отношение к предмету. Учитель имеет возможность управлять качеством образования через развитие индивидуальности личности на каждом этапе уроке и во внеурочной деятельности. Ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Закон Российской Федерации "Об образовании". 2. Поляков С.Д. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе / С.Д.Поляков. - М.: "Сентябрь”, 1999. 3. Региональный комплексный проект модернизации образования в Пермском крае.
В раздел основное общее образование