"Формирование научно-исследовательских навыков учащихся"
социальный проект
Автор: Паутонен Валентина Андреевна, учитель истории, обществознания, МБОУ Шурышкарская СОШ, п. Шурышкары ЯНАО
В раздел основное общее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шурышкарская средняя школа»
«Формирование исследовательских
навыков учащихся во внеурочной
деятельности».
Социальный проект. Автор: Паутонен Валентина Андреевна, учитель истории и обществознания. Шурышкары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шурышкарская средняя школа»
«Формирование исследовательских
навыков учащихся во внеурочной
деятельности».
Дата начала проекта: сентябрь 2012 г. Дата окончания проекта: май 2012 г. Целевая аудитория: учащиеся 6-10 классов, возраст 12-16 лет Руководитель проекта: Паутонен Валентина Андреевна, учитель истории и обществознания. Телефон: 843994-62-374 Проектная группа: Паутонен Валентина Андреевна – учитель истории и обществознания Новикова Светлана Витальевна – психолог.
1.
Аннотация проекта.
Использование научно-исследовательского метода обучения позволяет сделать акцент на активную деятельность учащихся. Проект «Формирование исследовательских навыков учащихся во внеурочной деятельности» предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся 6-10 классов с целью формирования у учащихся навыков научной исследовательской деятельности. Проект выполняет учитель высшей категории Почетный работник образования Паутонен Валентина Андреевна совместно с Новиковой С. В., психологом первой категории. В процессе занятий в течение двух лет учащиеся будут обучаться навыкам и приемам исследовательской работы, выберут и разработают свои темы, выступят со своими исследованиями на конференциях и конкурсах разного уровня. Исследовательская деятельность будет способствовать развитию самостоятельности, умению общаться, проектировать, прогнозировать результаты, быть востребованными и успешными, применять полученные навыки в учебном процессе, успешно осваивать учебные дисциплины, быстро адаптироваться в новой обстановке.
2.
Актуальность проекта.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) – вот задача школы сегодня. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Акцент на активную деятельность учащихся с использованием исследовательского метода необходим как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Участие в данном проекте даст возможность всем желающим помимо уроков информатики получить новые навыки работы и пользоваться компьютером, что является проблемой для детей из малообеспеченных семей, так как доходы таких семей не позволяют приобрести и оплачивать работу компьютера.
Вопрос о пополнении портфолио сертификатами, дипломами, особенно для выпускников, также очень актуален. Участие в конференциях, конкурсах по научно-исследовательской работе позволит выпускникам школы иметь дополнительный шанс выдержать конкурс и поступить в престижный вуз. Овладев навыками научно-исследовательской работы, учащиеся готовят себя к обучению в вузах, учатся работать с источниками, смогут правильно построить свое выступление на семинарах в высших учебных заведениях, написать реферат, правильно его оформить, подобрать литературу.
3.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: Формирование научно-исследовательских навыков во внеурочное время. Задачи: -создать условия для занятий исследовательской деятельностью -обучить учащихся навыкам научно-исследовательской работы -написать исследовательские работы с учащимися - организовать выступления учащихся со своими исследованиями на конференциях -организовать поездки детей для участия в конкурсах и конференциях разного уровня.
4. Описание проекта.
Для участия в проекте проводится анкетирование среди учащихся 6-10 классов. По итогам анкетирования выявляются желающие заниматься научно-исследовательской деятельностью. На занятиях, которые проводятся в здании школы, в кабинете истории, созданы условия для работы по проекту. Имеются компьютеры, есть выход в Интернет, принтеры - черно-белый и цветной, имеется сканер, проектор мультимедиа. Обучение учащихся методам и приемам научно- исследовательской деятельности проводит учитель высшей категории Паутонен Валентина Андреевна, которая имеет большой опыт работы в этом направлении. Ее воспитанники имеют дипломы победителей конкурсов и конференций от муниципального уровня до всероссийского. Для работы по проекту учителем разработана специальная модифицированная программа. Программа
«Управление научными исследованиями учащихся по краеведению»
Авторы:
Паршуков В. Г. «Технология научно - исследовательской деятельности учащихся» г. Салехард, 2003 год, ЯНОИПК Паутонен В. А МБОУ Шурышкарская СОШ
Пояснительная записка
к модифицированной программе
«Управление научными исследованиями учащихся»
Концепция развития современной школы, инновационные педагогические технологии нацеливают на формирование и развитие креативных способностей учащихся, на необходимость включения детей в научно-исследовательскую деятельность. Управление исследовательской деятельностью учащихся по данной программе способствует развитию потребности личности к самосовершенствованию.
Цели программы:
-развитие интеллектуальной одаренности ученика, умение выделять главное, обобщать и анализировать материал. -обучение методике ведения научного исследования.
Задачи программы:
1. Содействовать становлению личности через научно- исследовательскую деятельность. 2. Приобщить подростков, склонных к научной деятельности, вывести их на реальный результат. 3. Сформировать навыки публичного выступления, ведения научной полемики. Программа рассчитана на учащихся 6-10 классов. 4,5 часа в неделю, 126 часов в год. Срок реализации программы до 2 лет, в зависимости от индивидуальных способностей учащихся. Группа набирается на конкурсной основе из учащихся, склонных к исследовательской деятельности, состав постоянный. Система отслеживания результатов - участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Модифицированная программа
«Управление научными исследованиями учащихся»
Часть 1. 3 часа.
Введение .1 час. Цели и задачи программы. Виды научной работы . 2 часа. Сущность и виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование.
Часть 2. 3 часа.
Формирование понятийного аппарата для ведения научной работы. Выбор темы исследования. Широкие и узкие темы. Лаконизм. Определение объекта и предмета, методов исследования. В чем новизна, теоретическая и практическая значимость освещаемой проблемы.
Часть 3. 3 часа.
Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировки. Уточнение объекта и предмета исследования.
Часть 4. 5 час.
Подбор и анализ источников информации по теме: научная, публицистическая, художественная литература. Музеи, комнаты славы, полевые дневники, встречи с людьми (очевидцами и участниками событий, консультации с учеными, работающими по данной проблеме), фото-, аудио-, киноматериалы, интернет и др.
Часть 5. 5 час.
Разработка программы и методик исследования в соответствии с темой, гипотезой, целями и задачами точность формулировки темы.
Часть 6. 5 час.
Практические занятия в музее им. И. С. Шемановского, в районном музее села Мужи, в окружном архиве, библиотеках, по ознакомлению с краеведческим материалом, связанным с избранной темой научного исследования.
Часть 7. 5 час.
Составление первичного плана и определение структуры работы.
Часть 8. 10 час.
Методика работы с разными источниками информации. Обработка полученной информации. Выделение главного и второстепенного в письменных источниках
информации. Корректирование, цитирование, ссылки на источник информации. Составление плана прочитанного, свободное переложение, маркировка (в собственной книге), ксерокопирование текста, его частей, тезисы. Использование различных принципов исследования. Консультирование по написанию: основные требования к научному стилю изложения - точность, ясность, краткость. Обоснование темы, обзор литературы, существующие точки зрения на проблему. Авторское отношение к различным решениям проблемы, выводы по введению.
Часть 9. 6 час.
Основная часть работы: проблема, цель, как велось исследование, анализ данных, сопоставление их с уже известными фактами. Аргументы и факты, доказывающие теорию. Теория, подкрепляющая практику. Заключение: что дало исследование? Его значение для науки, практическое применение, над чем предстоит поработать.
Часть 10. 8 час.
Правка черновика работы.
Часть 11. 6 час
Требования к оформлению работы: титульный лист, план работы, список использованной литературы, основные части работы, приложения, карты, схемы, способ и техника печати, эстетика, грамотность оформления.
Часть 12. 4 час.
Правильность подачи цитат, ссылок на источники информации
Часть 13. 3 час.
Отзыв научного руководителя о работе.
Рецензирование исследования одним из работников, который занимается соответствующей проблемой (внешняя экспертиза).
Часть 14. 8 час.
Подготовка работы к защите: автореферат, содержательно-композиционная основа текста, выделение микротем текста для выступления, стилистическое единство, тип речи) Наглядность, форма подачи материала, ксерокопирование
Часть 15. 4 час.
Морально-психологический настрой, требования к подаче материала, четкость, логичность, лаконичность изложения, аргументированность, готовность ответить на вопросы, культура изложения материала, владение аудиторией.
Часть 16. 2 час.
Защита работы. Участие в школьной конференции.
Часть 17. 2 час.
Выполнение рекомендаций конференции.
Часть 18. 2 час.
Подведение итогов. Доработка работы. Подготовка к публикациям, участие в конференциях.
Методическое обеспечение:
Формы
занятий
: лекция, практическое занятие, экскурсия, встречи с очевидцами событий, конференции.
Техническое
оснащение
занятий
: компьютер, принтер, проектор, экран, флешки, сканер.
Формы
подведения
итогов
: школьная конференция, всероссийские конференции.
Умения и навыки, полученные в ходе реализации программы
: -работа с первоисточниками -составление плана и обоснование темы -составление тезисов статьи -культура оформления статьи -защита, доказательность темы исследования Культура речи и поведения на конференциях.
Календарно-тематическое планирование 4 часа в неделю 126 час.
№ п\п
№
у
Р.
К
\
ч
а
с.
Дата
Раздел, тема
К-во час
Фор
ма
занят
ия
Итог
работы
Тео
р
пра
кт
1 1 2 3 3 05.10 06.10 07.10 1.Введение. 2.Виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование. 3 лекци я 2 4 5 6 7 8 9 10 7 12.10 12.10 13.10 13.10 14.10 14.10 14.10 1.Выбор темы исследования. А.Ф. Макеев. Темы научно- исследовательских работ по краеведению Ямала (для учащихся и учителей школ округа). 2.Определение объекта и предмета, методов исследования, новизна, теоретическая и практическая значимость проблемы. 1 6 практ икум Оформ ление титульн ого листа работы 3 11 12 13 14 15 16 17 7 19.10 19.10 19.10 20.10 20.10 21.10 21.10 1.Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировки. 1 6 практ икум Оформ ление аннота ции 4 18 19 20 21 22 23 24 25 26 9 26.10 26.10 27.10 27.10 28.10 28.10 02.11 02.11 03.11 1.Подбор и анализ источников информации по теме: научная, публицистическая, художественная литература. 2.Музеи, комнаты славы, полевые дневники, встречи с людьми(очевидцами и участниками событий, консультации с учеными, работающими по данной проблеме),фото-, аудио-, киноматериалы, интернет и др. 1 8 практ икум Состав ление списка использ ованно й лит- ры 5 27 28 29 30 31 32 33 34 35 9 09.11 09.11 09.11 10.11 10.11 11.11 11.11 16.11 16.11 1.Разработка программы и методик исследования в соответствии с темой, гипотезой, целями и задачами. 1 8 лекци я практ икум 6 36 37 38 39 40 41 42 43 8 18.11 18.11 23.11 23.11 24.11 24.11 25.11 30.11 1.Практические занятия в местных музеях, музее им. И. С. Шемановского, в районном музее с. Мужи, в окружном архиве, библиотеках, по ознакомлению с краеведческим материалом, связанным с избранной темой научного исследования. 8 практ икум 7 44 45 46 47 48 49 50 51 52 9 01.12 01.12 02.12 02.12 07.12 07.12 08.12 08.12 09.12 1.Составление плана и определение структуры работы. 1 8 практ икум Оглавл ение работы 8 53 54 55 56 57 58 1 3 14.12 14.12 15.12 15.12 16.12 16.12 1.Методика работы с разными источниками информации. Обработка полученной информации. 2-3.Корректирование, цитирование, ссылки на источник информации. Составление плана прочитанного, свободное переложение, 3 10 Лекц ия Прак тику м Инте Интерн ет
59 60 61 62 63 64 65 21.12 22.12 23.12 28.12 29.12 30.12 11.01 маркировка(в собственной книге), ксерокопирование текста, его частей, тезисы. 4. Консультирование по написанию: основные требования к научному стилю изложения - точность, ясность, краткость. 5. Обоснование темы, обзор литературы, существующие точки зрения на проблему. рнет 9 66 67 68 69 70 71 72 7 12.01 13.01 13.01 18.01 19.01 20.01 25.01 1.Основная часть работы: проблема, цель, как велось исследование, анализ данных, сопоставление их с уже известными фактами. 2. Аргументы и факты, доказывающие теорию. 3.Заключение: что дало исследование? Его значение для науки, практическое применение, над чем предстоит поработать. 7 практ икум Написа ние основн ой части 10 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 10 26.01 27.01 01.02 01.02 02.02 03.02 03.02 08.02 09.02 10.02 1-2.Правка черновика работы. 10 практ икум Напи сание основ ной части 11 83 84 85 86 87 88 89 90 8 15.02 16.02 17.02 22.02 24.02 24.02 01.03 1.03 1-2. Требования к оформлению работы (титульный лист, план работы, список использованной литературы, основные части работы, приложения, карты, схемы, способ и техника печати), эстетика, грамотность оформления. 8 практ икум Пров ерка офор млен ия 12 91 92 93 94 95 96 97 98 8 02.03 02.03 03.03 03.03 09.03 09.09 10.03 10.03 1.Правильность подачи цитат, ссылок на источники информации. 8 практ икум Пров ерка постр анич но работ ы 13 99 100 101 102 4 15.03 15.03 16.03 17.03 1.Отзыв научного руководителя о работе. Рецензирование исследования одним из работников, который занимается соответствующей проблемой.(внешняя экспертиза). 4 рецен зия
4.
Рабочий план реализации проекта.
Что делать сроки ответственный Что нужно Ожидаемый результат 1. Анкетирование сентябрь Новикова С. В. Составить анкету Отбор участников проекта 2. Диагностика «Родители и проект» сентябрь Новикова С. В. Провести родительское собрание Группа поддержки проекта от родителей 3. Выделение направлений и составление плана- графика действий до окончания проекта октябрь Паутонен В. А. Программа обучения План-график 4. Организационный сбор учащихся, желающих заниматься исследованиями октябрь Паутонен В. А. Вводная лекция: цели, задачи, значение исследовательской работы Программа работы группы 5. Плановые занятия с группой Октябрь- декабрь Паутонен В. А. Работа по программе Выбор тем для исследования 6. Плановые поездки в Декабрь- Новикова С. Организация Консультации, 14 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 12 22.03 22.03 23.03 24.03 24.03 29.03 29.03 30.03 31.03 05.04 05.04 06.04 1-2. Подготовка работы к защите: автореферат, содержательно-композиционная основа текста, выделение микротем текста для выступления, стилистическое единство, тип речи) 3-4. Наглядность, форма подачи материала, ксерокопирование. 12 практ икум Созда ние слайд ов по презе нтаци и 15 115 116 117 118 4 07.04 12.04 13.04 14.04 1.Морально-психологический настрой, требования к подаче материала,четкость, логичность, лаконичность изложения, аргументированность, готовность ответить на вопросы, культура изложения материала, владение аудиторией. Н.В.Цымбалистенко «Общие требования к публичному выступлению» 2008 г. 4 практ икум Трен инг 16 119 120 2 19.04 20.04 1-2. Защита работы. Участие в конференции. 2 Выст уплен ие 17 121 122 123 3 21.04 21.04 26.04 1.Выполнение рекомендаций конференции. 3 18 124 125 126 3 27.04 27.04 28.04 1-2.Подведение итогов. Доработка работы. Подготовка к публикациям, участию в конференциях. 3
музей январь В. поездки поиск информации Работа с источниками 7. Занятия по плану декабрь Паутонен В. А. работа по программе Оформление работ 8. Занятия по плану январь Паутонен В. А. работа по программе Подготовка к конференциям 9. Занятия по плану Февраль- март Паутонен В. А работа по программе Корректировка работ Участие в конференциях 10. Поездки учащихся на всероссийские конференции, конкурсы Март-май Новикова С. В. Организация поездки Выступления учащихся итоги- сертификаты, дипломы 11. Занятия по плану апрель Паутонен В. А работа по программе Подготовка к защите исследований 12. Итоговая школьная конференция апрель Паутонен В. А. Подготовка защиты работ Защита научно- исследовательских работ 13. Итоговое занятие май Паутонен В. А. Новикова С. В. «Круглый стол» Подведение итогов работы отзывы 14. Освещение работы по проекту через СМИ май Новикова С. В. Группа поддержки Статья-отзыв о результатах проекта публикация
6.Ожидаемые результаты
: -овладение учащимися навыками научно-исследовательской работы -написание исследовательских работ учащимися -повышение уровня социальной успешности, активности участников проекта -выступления учащихся со своими исследованиями на школьной конференции -участие в заочных всероссийских конкурсах -поездки и участие детей в очных всероссийских конференциях -освещение проекта в СМИ -повышение рейтинга 7. Механизм оценки результатов. -эффективность проекта - количество разработанных тем -активность участников проекта -сертификаты и дипломы лауреатов, призеров, участников конкурсов, конференций -отзывы группы поддержки о результатах проекта
8. Перспективы развития проекта.
-продолжить занятия с участниками проекта -работать над недочетами
-привлечь в группу наибольшее количество учащихся из разных классов -активно участвовать в конференциях всероссийского уровня.
9. Смета расходов на реализацию проекта.
I. Материальные ресурсы
№ п/п Наименование
Количество
1. Ноутбук 1 2 Принтер черно-белый 1 3 Принтер цветной 1 4 Картридж ч/б 1 5 Картридж цв. 1 6 Флэшки 2 7 Диски 20 8 Фотоаппарат 1 9 Бумага офисная 5 10 Фотобумага 5 11 Проезд 4 12 Суточные 4 13. Гостиница 4 14 Призовой фонд 20
II. Закупаемая продукция
№п/п
Наименование
Кол-во
Цена
(руб)
Общая
стоимость
(руб)
1 Ноутбук 1 35000 35000 2 Катридж ч-б 1 2000 2000 3 Бумага офисная А4 5 600 3000 4 Флэшки 2 1000 2000 5 Диски 20 30 600 6 Фотоаппарат 1 12000 12000 7 Катридж цв 1 3000 3000 8 Принтер цв 1 7000 7000 9 Принтер ч-б 1 3000 3000 Итого:67600
III. Смета на проезд
№ п/п Маршрут Количество ч-к Цена (руб) Общая стоимость(руб) 1 Шурышкары-Салехард 4 1200 4800 2 Салехард-Москва 4 5600 22400 3 Москва-Непецино 4 500 2000 4 Непецино-Москва 4 500 2000 5 Москва-салехард 4 5600 22400 6 Салехард-Шурышкары 4 1200 4800 7. Гостиница 4 2500 10000
8 Суточные(7 дней) 4 500 14000 9 Шурышкары-Мужи- Шурышкары(машина) 4 100 л*28 руб 2800 10 Шурышкары-Салехард- Шурышкары 4 120*28 руб 3360 11 Призовой фонд 20 271 5420 Итого: 93980
Общая стоимость проекта: 161.580 руб
Список литературы.
1. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. М., 1999 г 2. Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников // Народное образование -2000.-№ 9.-С.188-191. 3. Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения. - Салехард, 1999 г. 4. Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников // Дополнительное образование -2000. №9.-Стр.9-11. 5. Макеев А.Ф. Примерная тематика научных исследований учащихся по краеведению Ямала (для учащихся и учителей школ округа).-Салехард, 2008 г. 6. Цымбалистенко Н.В. Общие требования к публичному выступлению (рекомендации для учащихся образовательных учреждений ЯНАО) Салехард 2008 г. 7. Куцев . Г. Ф. Ямал. Энциклопедия ЯНАО. Г. Салехард,2004 г. 8. Паршуков В. Г. «Технология научно - исследовательской деятельности учащихся» г. Салехард, 2003 год, ЯНОИПК
«Формирование исследовательских
навыков учащихся во внеурочной
деятельности».
Социальный проект. Автор: Паутонен Валентина Андреевна, учитель истории и обществознания. Шурышкары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шурышкарская средняя школа»
«Формирование исследовательских
навыков учащихся во внеурочной
деятельности».
Дата начала проекта: сентябрь 2012 г. Дата окончания проекта: май 2012 г. Целевая аудитория: учащиеся 6-10 классов, возраст 12-16 лет Руководитель проекта: Паутонен Валентина Андреевна, учитель истории и обществознания. Телефон: 843994-62-374 Проектная группа: Паутонен Валентина Андреевна – учитель истории и обществознания Новикова Светлана Витальевна – психолог.
1.
Аннотация проекта.
Использование научно-исследовательского метода обучения позволяет сделать акцент на активную деятельность учащихся. Проект «Формирование исследовательских навыков учащихся во внеурочной деятельности» предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся 6-10 классов с целью формирования у учащихся навыков научной исследовательской деятельности. Проект выполняет учитель высшей категории Почетный работник образования Паутонен Валентина Андреевна совместно с Новиковой С. В., психологом первой категории. В процессе занятий в течение двух лет учащиеся будут обучаться навыкам и приемам исследовательской работы, выберут и разработают свои темы, выступят со своими исследованиями на конференциях и конкурсах разного уровня. Исследовательская деятельность будет способствовать развитию самостоятельности, умению общаться, проектировать, прогнозировать результаты, быть востребованными и успешными, применять полученные навыки в учебном процессе, успешно осваивать учебные дисциплины, быстро адаптироваться в новой обстановке.
2.
Актуальность проекта.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) – вот задача школы сегодня. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Акцент на активную деятельность учащихся с использованием исследовательского метода необходим как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Участие в данном проекте даст возможность всем желающим помимо уроков информатики получить новые навыки работы и пользоваться компьютером, что является проблемой для детей из малообеспеченных семей, так как доходы таких семей не позволяют приобрести и оплачивать работу компьютера.
Вопрос о пополнении портфолио сертификатами, дипломами, особенно для выпускников, также очень актуален. Участие в конференциях, конкурсах по научно-исследовательской работе позволит выпускникам школы иметь дополнительный шанс выдержать конкурс и поступить в престижный вуз. Овладев навыками научно-исследовательской работы, учащиеся готовят себя к обучению в вузах, учатся работать с источниками, смогут правильно построить свое выступление на семинарах в высших учебных заведениях, написать реферат, правильно его оформить, подобрать литературу.
3.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: Формирование научно-исследовательских навыков во внеурочное время. Задачи: -создать условия для занятий исследовательской деятельностью -обучить учащихся навыкам научно-исследовательской работы -написать исследовательские работы с учащимися - организовать выступления учащихся со своими исследованиями на конференциях -организовать поездки детей для участия в конкурсах и конференциях разного уровня.
4. Описание проекта.
Для участия в проекте проводится анкетирование среди учащихся 6-10 классов. По итогам анкетирования выявляются желающие заниматься научно-исследовательской деятельностью. На занятиях, которые проводятся в здании школы, в кабинете истории, созданы условия для работы по проекту. Имеются компьютеры, есть выход в Интернет, принтеры - черно-белый и цветной, имеется сканер, проектор мультимедиа. Обучение учащихся методам и приемам научно- исследовательской деятельности проводит учитель высшей категории Паутонен Валентина Андреевна, которая имеет большой опыт работы в этом направлении. Ее воспитанники имеют дипломы победителей конкурсов и конференций от муниципального уровня до всероссийского. Для работы по проекту учителем разработана специальная модифицированная программа. Программа
«Управление научными исследованиями учащихся по краеведению»
Авторы:
Паршуков В. Г. «Технология научно - исследовательской деятельности учащихся» г. Салехард, 2003 год, ЯНОИПК Паутонен В. А МБОУ Шурышкарская СОШ
Пояснительная записка
к модифицированной программе
«Управление научными исследованиями учащихся»
Концепция развития современной школы, инновационные педагогические технологии нацеливают на формирование и развитие креативных способностей учащихся, на необходимость включения детей в научно-исследовательскую деятельность. Управление исследовательской деятельностью учащихся по данной программе способствует развитию потребности личности к самосовершенствованию.
Цели программы:
-развитие интеллектуальной одаренности ученика, умение выделять главное, обобщать и анализировать материал. -обучение методике ведения научного исследования.
Задачи программы:
1. Содействовать становлению личности через научно- исследовательскую деятельность. 2. Приобщить подростков, склонных к научной деятельности, вывести их на реальный результат. 3. Сформировать навыки публичного выступления, ведения научной полемики. Программа рассчитана на учащихся 6-10 классов. 4,5 часа в неделю, 126 часов в год. Срок реализации программы до 2 лет, в зависимости от индивидуальных способностей учащихся. Группа набирается на конкурсной основе из учащихся, склонных к исследовательской деятельности, состав постоянный. Система отслеживания результатов - участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Модифицированная программа
«Управление научными исследованиями учащихся»
Часть 1. 3 часа.
Введение .1 час. Цели и задачи программы. Виды научной работы . 2 часа. Сущность и виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование.
Часть 2. 3 часа.
Формирование понятийного аппарата для ведения научной работы. Выбор темы исследования. Широкие и узкие темы. Лаконизм. Определение объекта и предмета, методов исследования. В чем новизна, теоретическая и практическая значимость освещаемой проблемы.
Часть 3. 3 часа.
Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировки. Уточнение объекта и предмета исследования.
Часть 4. 5 час.
Подбор и анализ источников информации по теме: научная, публицистическая, художественная литература. Музеи, комнаты славы, полевые дневники, встречи с людьми (очевидцами и участниками событий, консультации с учеными, работающими по данной проблеме), фото-, аудио-, киноматериалы, интернет и др.
Часть 5. 5 час.
Разработка программы и методик исследования в соответствии с темой, гипотезой, целями и задачами точность формулировки темы.
Часть 6. 5 час.
Практические занятия в музее им. И. С. Шемановского, в районном музее села Мужи, в окружном архиве, библиотеках, по ознакомлению с краеведческим материалом, связанным с избранной темой научного исследования.
Часть 7. 5 час.
Составление первичного плана и определение структуры работы.
Часть 8. 10 час.
Методика работы с разными источниками информации. Обработка полученной информации. Выделение главного и второстепенного в письменных источниках
информации. Корректирование, цитирование, ссылки на источник информации. Составление плана прочитанного, свободное переложение, маркировка (в собственной книге), ксерокопирование текста, его частей, тезисы. Использование различных принципов исследования. Консультирование по написанию: основные требования к научному стилю изложения - точность, ясность, краткость. Обоснование темы, обзор литературы, существующие точки зрения на проблему. Авторское отношение к различным решениям проблемы, выводы по введению.
Часть 9. 6 час.
Основная часть работы: проблема, цель, как велось исследование, анализ данных, сопоставление их с уже известными фактами. Аргументы и факты, доказывающие теорию. Теория, подкрепляющая практику. Заключение: что дало исследование? Его значение для науки, практическое применение, над чем предстоит поработать.
Часть 10. 8 час.
Правка черновика работы.
Часть 11. 6 час
Требования к оформлению работы: титульный лист, план работы, список использованной литературы, основные части работы, приложения, карты, схемы, способ и техника печати, эстетика, грамотность оформления.
Часть 12. 4 час.
Правильность подачи цитат, ссылок на источники информации
Часть 13. 3 час.
Отзыв научного руководителя о работе.
Рецензирование исследования одним из работников, который занимается соответствующей проблемой (внешняя экспертиза).
Часть 14. 8 час.
Подготовка работы к защите: автореферат, содержательно-композиционная основа текста, выделение микротем текста для выступления, стилистическое единство, тип речи) Наглядность, форма подачи материала, ксерокопирование
Часть 15. 4 час.
Морально-психологический настрой, требования к подаче материала, четкость, логичность, лаконичность изложения, аргументированность, готовность ответить на вопросы, культура изложения материала, владение аудиторией.
Часть 16. 2 час.
Защита работы. Участие в школьной конференции.
Часть 17. 2 час.
Выполнение рекомендаций конференции.
Часть 18. 2 час.
Подведение итогов. Доработка работы. Подготовка к публикациям, участие в конференциях.
Методическое обеспечение:
Формы
занятий
: лекция, практическое занятие, экскурсия, встречи с очевидцами событий, конференции.
Техническое
оснащение
занятий
: компьютер, принтер, проектор, экран, флешки, сканер.
Формы
подведения
итогов
: школьная конференция, всероссийские конференции.
Умения и навыки, полученные в ходе реализации программы
: -работа с первоисточниками -составление плана и обоснование темы -составление тезисов статьи -культура оформления статьи -защита, доказательность темы исследования Культура речи и поведения на конференциях.
Календарно-тематическое планирование 4 часа в неделю 126 час.
№ п\п
№
у
Р.
К
\
ч
а
с.
Дата
Раздел, тема
К-во час
Фор
ма
занят
ия
Итог
работы
Тео
р
пра
кт
1 1 2 3 3 05.10 06.10 07.10 1.Введение. 2.Виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование. 3 лекци я 2 4 5 6 7 8 9 10 7 12.10 12.10 13.10 13.10 14.10 14.10 14.10 1.Выбор темы исследования. А.Ф. Макеев. Темы научно- исследовательских работ по краеведению Ямала (для учащихся и учителей школ округа). 2.Определение объекта и предмета, методов исследования, новизна, теоретическая и практическая значимость проблемы. 1 6 практ икум Оформ ление титульн ого листа работы 3 11 12 13 14 15 16 17 7 19.10 19.10 19.10 20.10 20.10 21.10 21.10 1.Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировки. 1 6 практ икум Оформ ление аннота ции 4 18 19 20 21 22 23 24 25 26 9 26.10 26.10 27.10 27.10 28.10 28.10 02.11 02.11 03.11 1.Подбор и анализ источников информации по теме: научная, публицистическая, художественная литература. 2.Музеи, комнаты славы, полевые дневники, встречи с людьми(очевидцами и участниками событий, консультации с учеными, работающими по данной проблеме),фото-, аудио-, киноматериалы, интернет и др. 1 8 практ икум Состав ление списка использ ованно й лит- ры 5 27 28 29 30 31 32 33 34 35 9 09.11 09.11 09.11 10.11 10.11 11.11 11.11 16.11 16.11 1.Разработка программы и методик исследования в соответствии с темой, гипотезой, целями и задачами. 1 8 лекци я практ икум 6 36 37 38 39 40 41 42 43 8 18.11 18.11 23.11 23.11 24.11 24.11 25.11 30.11 1.Практические занятия в местных музеях, музее им. И. С. Шемановского, в районном музее с. Мужи, в окружном архиве, библиотеках, по ознакомлению с краеведческим материалом, связанным с избранной темой научного исследования. 8 практ икум 7 44 45 46 47 48 49 50 51 52 9 01.12 01.12 02.12 02.12 07.12 07.12 08.12 08.12 09.12 1.Составление плана и определение структуры работы. 1 8 практ икум Оглавл ение работы 8 53 54 55 56 57 58 1 3 14.12 14.12 15.12 15.12 16.12 16.12 1.Методика работы с разными источниками информации. Обработка полученной информации. 2-3.Корректирование, цитирование, ссылки на источник информации. Составление плана прочитанного, свободное переложение, 3 10 Лекц ия Прак тику м Инте Интерн ет
59 60 61 62 63 64 65 21.12 22.12 23.12 28.12 29.12 30.12 11.01 маркировка(в собственной книге), ксерокопирование текста, его частей, тезисы. 4. Консультирование по написанию: основные требования к научному стилю изложения - точность, ясность, краткость. 5. Обоснование темы, обзор литературы, существующие точки зрения на проблему. рнет 9 66 67 68 69 70 71 72 7 12.01 13.01 13.01 18.01 19.01 20.01 25.01 1.Основная часть работы: проблема, цель, как велось исследование, анализ данных, сопоставление их с уже известными фактами. 2. Аргументы и факты, доказывающие теорию. 3.Заключение: что дало исследование? Его значение для науки, практическое применение, над чем предстоит поработать. 7 практ икум Написа ние основн ой части 10 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 10 26.01 27.01 01.02 01.02 02.02 03.02 03.02 08.02 09.02 10.02 1-2.Правка черновика работы. 10 практ икум Напи сание основ ной части 11 83 84 85 86 87 88 89 90 8 15.02 16.02 17.02 22.02 24.02 24.02 01.03 1.03 1-2. Требования к оформлению работы (титульный лист, план работы, список использованной литературы, основные части работы, приложения, карты, схемы, способ и техника печати), эстетика, грамотность оформления. 8 практ икум Пров ерка офор млен ия 12 91 92 93 94 95 96 97 98 8 02.03 02.03 03.03 03.03 09.03 09.09 10.03 10.03 1.Правильность подачи цитат, ссылок на источники информации. 8 практ икум Пров ерка постр анич но работ ы 13 99 100 101 102 4 15.03 15.03 16.03 17.03 1.Отзыв научного руководителя о работе. Рецензирование исследования одним из работников, который занимается соответствующей проблемой.(внешняя экспертиза). 4 рецен зия
4.
Рабочий план реализации проекта.
Что делать сроки ответственный Что нужно Ожидаемый результат 1. Анкетирование сентябрь Новикова С. В. Составить анкету Отбор участников проекта 2. Диагностика «Родители и проект» сентябрь Новикова С. В. Провести родительское собрание Группа поддержки проекта от родителей 3. Выделение направлений и составление плана- графика действий до окончания проекта октябрь Паутонен В. А. Программа обучения План-график 4. Организационный сбор учащихся, желающих заниматься исследованиями октябрь Паутонен В. А. Вводная лекция: цели, задачи, значение исследовательской работы Программа работы группы 5. Плановые занятия с группой Октябрь- декабрь Паутонен В. А. Работа по программе Выбор тем для исследования 6. Плановые поездки в Декабрь- Новикова С. Организация Консультации, 14 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 12 22.03 22.03 23.03 24.03 24.03 29.03 29.03 30.03 31.03 05.04 05.04 06.04 1-2. Подготовка работы к защите: автореферат, содержательно-композиционная основа текста, выделение микротем текста для выступления, стилистическое единство, тип речи) 3-4. Наглядность, форма подачи материала, ксерокопирование. 12 практ икум Созда ние слайд ов по презе нтаци и 15 115 116 117 118 4 07.04 12.04 13.04 14.04 1.Морально-психологический настрой, требования к подаче материала,четкость, логичность, лаконичность изложения, аргументированность, готовность ответить на вопросы, культура изложения материала, владение аудиторией. Н.В.Цымбалистенко «Общие требования к публичному выступлению» 2008 г. 4 практ икум Трен инг 16 119 120 2 19.04 20.04 1-2. Защита работы. Участие в конференции. 2 Выст уплен ие 17 121 122 123 3 21.04 21.04 26.04 1.Выполнение рекомендаций конференции. 3 18 124 125 126 3 27.04 27.04 28.04 1-2.Подведение итогов. Доработка работы. Подготовка к публикациям, участию в конференциях. 3
музей январь В. поездки поиск информации Работа с источниками 7. Занятия по плану декабрь Паутонен В. А. работа по программе Оформление работ 8. Занятия по плану январь Паутонен В. А. работа по программе Подготовка к конференциям 9. Занятия по плану Февраль- март Паутонен В. А работа по программе Корректировка работ Участие в конференциях 10. Поездки учащихся на всероссийские конференции, конкурсы Март-май Новикова С. В. Организация поездки Выступления учащихся итоги- сертификаты, дипломы 11. Занятия по плану апрель Паутонен В. А работа по программе Подготовка к защите исследований 12. Итоговая школьная конференция апрель Паутонен В. А. Подготовка защиты работ Защита научно- исследовательских работ 13. Итоговое занятие май Паутонен В. А. Новикова С. В. «Круглый стол» Подведение итогов работы отзывы 14. Освещение работы по проекту через СМИ май Новикова С. В. Группа поддержки Статья-отзыв о результатах проекта публикация
6.Ожидаемые результаты
: -овладение учащимися навыками научно-исследовательской работы -написание исследовательских работ учащимися -повышение уровня социальной успешности, активности участников проекта -выступления учащихся со своими исследованиями на школьной конференции -участие в заочных всероссийских конкурсах -поездки и участие детей в очных всероссийских конференциях -освещение проекта в СМИ -повышение рейтинга 7. Механизм оценки результатов. -эффективность проекта - количество разработанных тем -активность участников проекта -сертификаты и дипломы лауреатов, призеров, участников конкурсов, конференций -отзывы группы поддержки о результатах проекта
8. Перспективы развития проекта.
-продолжить занятия с участниками проекта -работать над недочетами
-привлечь в группу наибольшее количество учащихся из разных классов -активно участвовать в конференциях всероссийского уровня.
9. Смета расходов на реализацию проекта.
I. Материальные ресурсы
№ п/п Наименование
Количество
1. Ноутбук 1 2 Принтер черно-белый 1 3 Принтер цветной 1 4 Картридж ч/б 1 5 Картридж цв. 1 6 Флэшки 2 7 Диски 20 8 Фотоаппарат 1 9 Бумага офисная 5 10 Фотобумага 5 11 Проезд 4 12 Суточные 4 13. Гостиница 4 14 Призовой фонд 20
II. Закупаемая продукция
№п/п
Наименование
Кол-во
Цена
(руб)
Общая
стоимость
(руб)
1 Ноутбук 1 35000 35000 2 Катридж ч-б 1 2000 2000 3 Бумага офисная А4 5 600 3000 4 Флэшки 2 1000 2000 5 Диски 20 30 600 6 Фотоаппарат 1 12000 12000 7 Катридж цв 1 3000 3000 8 Принтер цв 1 7000 7000 9 Принтер ч-б 1 3000 3000 Итого:67600
III. Смета на проезд
№ п/п Маршрут Количество ч-к Цена (руб) Общая стоимость(руб) 1 Шурышкары-Салехард 4 1200 4800 2 Салехард-Москва 4 5600 22400 3 Москва-Непецино 4 500 2000 4 Непецино-Москва 4 500 2000 5 Москва-салехард 4 5600 22400 6 Салехард-Шурышкары 4 1200 4800 7. Гостиница 4 2500 10000
8 Суточные(7 дней) 4 500 14000 9 Шурышкары-Мужи- Шурышкары(машина) 4 100 л*28 руб 2800 10 Шурышкары-Салехард- Шурышкары 4 120*28 руб 3360 11 Призовой фонд 20 271 5420 Итого: 93980
Общая стоимость проекта: 161.580 руб
Список литературы.
1. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. М., 1999 г 2. Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников // Народное образование -2000.-№ 9.-С.188-191. 3. Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения. - Салехард, 1999 г. 4. Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников // Дополнительное образование -2000. №9.-Стр.9-11. 5. Макеев А.Ф. Примерная тематика научных исследований учащихся по краеведению Ямала (для учащихся и учителей школ округа).-Салехард, 2008 г. 6. Цымбалистенко Н.В. Общие требования к публичному выступлению (рекомендации для учащихся образовательных учреждений ЯНАО) Салехард 2008 г. 7. Куцев . Г. Ф. Ямал. Энциклопедия ЯНАО. Г. Салехард,2004 г. 8. Паршуков В. Г. «Технология научно - исследовательской деятельности учащихся» г. Салехард, 2003 год, ЯНОИПК
В раздел основное общее образование