Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Применение проектной деятельности на уроках технологии"

статья

Автор: Бураева Любовь Юрьевна, учитель технологии, МБОУ "Боханская СОШ №1", п. БОХАН Боханский район Иркутской области



В раздел основное общее образование



Применение проектной деятельности на уроках технологии Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет. К. Г.Паустовский Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия. Основной целью образования является улучшение подготовки молодежи к эффективной жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях. Низкая конкурентоспособность молодежи делает ее наиболее незащищенной категорией на рынке труда. Чаще всего это обусловлено несоответствием полученного образования, профессиональным интересом и рыночному спросу, недостаточной квалификацией. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: - Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; - Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; - Формировали бы не просто умения, а компетенции, т е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения, в практической деятельности; - Были бы приоритетно нацелены на развитее познавательного интереса учащихся; - Реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Проект - это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя, ученику необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников. У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно: - намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; - искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы; - осуществлять и аргументировать выбор; - предусмотреть последствия выбора; - действовать самостоятельно (без подсказки); - сравнивать полученное с требуемым; - объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования. При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Взаимодействия учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний. Учащиеся выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать. «Этапы проектной деятельности
».
ПОИСКОВЫЙ ЭТАП 1. Поиск и анализ проблемы. 2. Выбор темы проекта. 3. Планирование проектной деятельности по этапам. 4. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
КОНСТРУКТОРСКИЙ ЭТАП 1. Поиск оптимального решения задачи проекта. 1.1 исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна 1.2 выбор технологии изготовления 1.3 экономическая оценка, 1.4. экологическая экспертиза. 2. Составление конструкторской и технологической документации. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП 1. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования. 2. Выполнение запланированных технологических операций. 3. Текущий контроль качества. 4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 1. Оценка качества выполнения проекта. 2. Анализ результатов выполнения проекта. 3. Изучение возможностей использования результатов проектирования. Я применяю проектную деятельность на уроках технологии в 5 - 11 классах. При определении содержания проектной деятельности учитываю возрастные особенности школьников. В каждом классе творческая проектная деятельность усложняется. Учащиеся 9 класса выполняют проекты, которые являются подготовленными к профессиональным пробам. Обучение проектной деятельности предполагает, что уровень творческого проекта, выполняемого учеником, должен возрастать по мере взросления ученика. Автор статьи: Бураева Любовь Юрьевна, учитель технологии МБОУ Боханская СОШ №1


В раздел основное общее образование