"Применение проектной деятельности на уроках технологии"
статья
Автор: Бураева Любовь Юрьевна, учитель технологии, МБОУ "Боханская СОШ №1", п. БОХАН Боханский район Иркутской области
В раздел основное общее образование
Применение проектной деятельности на уроках технологии
Творческий процесс в самом своем течении
приобретает новые качества, усложняется и богатеет.
К. Г.Паустовский
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди,
которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их
возможные последствия.
Основной целью образования является улучшение подготовки молодежи к эффективной
жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях. Низкая конкурентоспособность
молодежи делает ее наиболее незащищенной категорией на рынке труда. Чаще всего это
обусловлено несоответствием полученного образования, профессиональным интересом и
рыночному спросу, недостаточной квалификацией.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в
учении;
- Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские,
рефлексивные, самооценочные;
- Формировали бы не просто умения, а компетенции, т е. умения, непосредственно
сопряженные с опытом их применения, в практической деятельности;
- Были бы приоритетно нацелены на развитее познавательного интереса учащихся;
- Реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего,
необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и
задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание
проекта.
Проект - это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под
руководством учителя, ученику необходимо поставить перед собой и решить значимую для него
проблему. Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого
консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся
выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у
школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и
обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их
преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе
проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере
неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно: -
намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусмотреть последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных
этапах проектирования.
Взаимодействия учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в
роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на
процесс применения имеющихся знаний.
Учащиеся выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах
помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование
конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме
обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не
действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе
способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что
необходимо делать.
«Этапы проектной деятельности
».
ПОИСКОВЫЙ ЭТАП 1. Поиск и анализ проблемы. 2. Выбор темы проекта. 3. Планирование проектной деятельности по этапам. 4. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
КОНСТРУКТОРСКИЙ ЭТАП 1. Поиск оптимального решения задачи проекта. 1.1 исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна 1.2 выбор технологии изготовления 1.3 экономическая оценка, 1.4. экологическая экспертиза. 2. Составление конструкторской и технологической документации. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП 1. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования. 2. Выполнение запланированных технологических операций. 3. Текущий контроль качества. 4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 1. Оценка качества выполнения проекта. 2. Анализ результатов выполнения проекта. 3. Изучение возможностей использования результатов проектирования. Я применяю проектную деятельность на уроках технологии в 5 - 11 классах. При определении содержания проектной деятельности учитываю возрастные особенности школьников. В каждом классе творческая проектная деятельность усложняется. Учащиеся 9 класса выполняют проекты, которые являются подготовленными к профессиональным пробам. Обучение проектной деятельности предполагает, что уровень творческого проекта, выполняемого учеником, должен возрастать по мере взросления ученика. Автор статьи: Бураева Любовь Юрьевна, учитель технологии МБОУ Боханская СОШ №1
».
ПОИСКОВЫЙ ЭТАП 1. Поиск и анализ проблемы. 2. Выбор темы проекта. 3. Планирование проектной деятельности по этапам. 4. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
КОНСТРУКТОРСКИЙ ЭТАП 1. Поиск оптимального решения задачи проекта. 1.1 исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна 1.2 выбор технологии изготовления 1.3 экономическая оценка, 1.4. экологическая экспертиза. 2. Составление конструкторской и технологической документации. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП 1. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования. 2. Выполнение запланированных технологических операций. 3. Текущий контроль качества. 4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 1. Оценка качества выполнения проекта. 2. Анализ результатов выполнения проекта. 3. Изучение возможностей использования результатов проектирования. Я применяю проектную деятельность на уроках технологии в 5 - 11 классах. При определении содержания проектной деятельности учитываю возрастные особенности школьников. В каждом классе творческая проектная деятельность усложняется. Учащиеся 9 класса выполняют проекты, которые являются подготовленными к профессиональным пробам. Обучение проектной деятельности предполагает, что уровень творческого проекта, выполняемого учеником, должен возрастать по мере взросления ученика. Автор статьи: Бураева Любовь Юрьевна, учитель технологии МБОУ Боханская СОШ №1
В раздел основное общее образование