Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Сценарий самопрезентации молодого педагога на конкурс "Падагогический дебют"

сценарий

Автор: Короткова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ № 128, город Челябинск, Челябинская область



В раздел основное общее образование




Сценарий визитной карточки молодого педагога.

(«Разговор педагога с любимой игрушкой из детства»)

Учитель:
Здравствуйте уважаемые коллеги, гости и члены жюри. Нас сегодня 20 человек. 20 участников, каждый из которых пришел в педагогику своим путем. И все же между нами много общего. Сегодня уже было (еще будет) много сказано о любви к детям, о преданности своей профессии и других правильных вещах, которые принято говорить со сцены. Но я ….не об этом. Давайте выключим проектор, пусть он пока немного отдохнет. Сегодня мне бы хотелось поговорить о том, что тревожит нас всех. О чем, рано или поздно задумывается каждый педагог. Со страниц газет, с экранов телевизоров на все лады вопрошают: «Как поднять престижность педагогической профессии?» И тысячи учителей по всей стране с надеждой смотрят на верх: «Ну подн-и-ми-те нам прест-и-и-жность…» Позвольте, господа…Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Пусть каждый из вас сейчас задумается: «А что лично я сделал для поднятия этого самого престижа?» Вот. А надо бы этот вопрос задавать почаще. Знаете, у меня есть Боря. Боря – это ежик. Живет он со смою уже около 20-ти лет Возраст для ежа очень почтенный. Так вот! Все самые важные вопросы я привыкла решать с ним вместе. - Боря, поздоровайся с публикой.
Боря:
О-о-о! Здрастье! Сколько в зале училок! Мне, дак, и одной хватает…
Учитель:
Боря у нас страшный ворчун, он всегда говорит то, что думает.
Боря:
Разумеется. А о престиже так и вообще говорить нечего. Подними зарплату разов в пять. Небось все зауважают.
Учитель:
Да уж, Боря, к сожалению, так считаешь не только ты. А, по- моему, уважение к учителю – величина не очень-то конвертируемая.
Боря:
Кор-вер-ти…Больно умная стала в своих институтах. То ли дело раньше… Боря, помоги, я самая маленькая в классе…Боря, что мне делать, мне нравится…Коротков из соседнего подъезда. И что? Вон какая вымахала и фамилия у тебя теперь – Короткова. А все – Боря. Теперь вот престижу ей захотелось. И, вообще, говорил я тебе: «Иди работать на овощную базу. Престижу, конечно, тоже немного, зато хоть яблок там – завались. Вообщем, так! Либо много яблок. Либо много денег. Чтобы опять же…купить много яблок.
Учитель:
Как у тебя все просто. А разве можно купить? Вот вспомни, какими глазами смотрели дети на Мэри Попинс. Разве можно купить этот взгляд?
Боря:
Ну…кого вспомнила. Мэри Попинс. Она же волшебница. Ха-ха. Такая большая, а верит в сказки.
Учитель:
Значит, ты предлагаешь мне не верить в сказки? В таком случае и ты просто маленькая тряпочка…(учитель снимает с руки тряпичную куклу – ежа)
Порой мой Боря становится просто невыносимым. А что касается престижа…Вот недавно прошли вечера встреч одноклассников. - Ну ты кем? - Я завотделом в налоговой. - О-о-о. - А я компьютерами торгую. - О. - А я…Да вот тут…Пока… Да я там…Учителем в школе (шепотом). - Кем-кем? - Учителем. - Ну ничего. Бывает. Сейчас, вообще, работу найти сложно. Знакомая картина? А вот у меня не так. Ну, вернее, сначала было примерно так. А потом я начала рассказывать о школе… А потом читала отрывки из детских сочинений… А потом, устроила для бывших одноклассников маленький ЕГЭ. И все стало на свои места. Особенно на фоне невнятных повествований о приобретенных авто, размерах премиальных и тому подобного. Мне искренне жаль людей, чья любовь к профессии заключается в циферках, начисляемых в бухгалтерии. А еще была мадам, которую якобы все время знобило, и так ли , сяк ли, она пыталась продемонстрировать свою новую норковую шубку, абсолютно не к месту сетуя на дороговизну шуб. В конце вечера она все же не утерпела: «Свет, а какая у тебя зарплата?» На что я ей ответила, что в моей семье зарабатывает муж, и уж его зарплаты на пару шуб хватит, которых, впрочем, мне и даром не надо, потому что после уроков я с детьми часто иду на горку. Вообщем, большую часть вечера слушали меня. В итоге я услышала фразу, знакомую еще со школьной скамьи: «Света рулит!» Да, Света - рулит. Потому что Света уважает себя, и уважает свою профессию. И, что самое главное она делает все, чтобы и другие уважали ее выбор. Но что для этого нужно? Да, вообщем-то, ничего особенного. Какие- то ежедневные рутинные вещи. К примеру, должна ли быть дистанция между учителем и учеником? Порой она непозволительно сокращается. Ну не должен учитель, ни при каких обстоятельствах, становиться вровень с учеником. Никогда. При любых ситуациях, по любым вопросам учитель должен быть выше. Уважение учеников зарабатывается постепенно, а потерять его, можно в один момент, просто сказав: «Этого я не знаю» или «Ой, я этого не умею!» Я должна знать и уметь все те вещи, которыми живут мои дети. - Светлана Васильевна, а помогите настроить мне «аську». - Пожалуйста. - Светлана Васильевна, а вам нравятся «Ранетки»? - Вообще-то, я слушаю немного другую музыку, но в « Ранетках» меня привлекает их задор и молодость. Даже если чего-то не знаешь, ни в коем случае нельзя в этом признаваться. Есть много способов уйти от прямого ответа, сохранив при этом свою значимость.
Ведь в тот момент, когда ученик понимает, что знает что-то, чего не знает учитель, сказка закончилась. Учитель из некой таинственной всесильной и всезнающей волшебницы превращается в обыкновенного человека со всеми своими слабостями. Это может быть и не плохо для взрослеющего самосознания ребенка, но для авторитета учителя, это непоправимый удар. Несколько таких ударов и будет абсолютно неважно, какие правильные вещи и непреложные истины будешь ты изрекать на уроке. Слушать тебя будут в пол уха, и немногое из сказанного тобой будет запечатлено в детских умах. Ведь восприятие информации во многом зависит от источника. И учитель должен оставаться авторитетным источником на протяжении всех школьных лет. Или вот еще. У детей есть такой термин - «добренькая учительница». Заметьте, даже не «добрая», а «добренькая». Та, что никогда не поставит двойки. Та, у которой можно не готовить домашнее задание. Та, которая всегда улыбалась немного виноватой улыбкой: «Ребята, потише!», когда класс «стоял на ушах». Что там говорить. У каждого из нас в детстве была такая учительница. Что она там преподавала? Какие знания по предмету вы вынесли из школы? То-то. Считается, что дети любят таких учителей. Я бы сравнила бы это скорее с влюбленностью. Той мимолетной влюбленностью, которая проходит сразу за дверью школы. А настоящая любовь к учителю. С ней намного сложней. Во-первых, приходит она постепенно, да и осознаешь ее не сразу. Есть в ней место и обидам и конфликтам, но нет одного – равнодушия. Все мы с благодарностью вспоминаем того «строгого» учителя. Как лихорадочно шелестели учебниками перед его уроком, как ловили каждое его слово, и это слово было весомо и значимо для нас. «Дулись» на поставленные им «двойки». Да. Но в глубине души осознавали справедливость поставленной оценки. Зато как радовались долгожданной положительной отметке, полученной не просто так, а трудно и заслуженно. С благодарностью мы вспоминаем о таких учителях на протяжении всей жизни. Вот вам разница между влюбленностью и любовью учеников. Влюбленность заслужить легко, но и цена ее невелика. И по-моему, «добренькие» - это просто ленивые учителя, выбравшие самый легкий, как им кажется, путь к сердцам детей. Быть примером для учеников во всем. Я никогда не позволю себе прийти на урок неряшливо одетой, без макияжа. Никогда не принесу на урок плохое настроение или свои проблемы. На каждом уроке, в независимости от темы, учеников должно ждать открытие, некий момент удивления. И быть источником этого удивления должна я. Всегда неожиданная и в чем-то непредсказуемая, всезнающая и загадочная. Только в этом случае можно получить ощущение того, что у тебя получается ВЕСТИ урок. Когда класс по твоей воле может взорваться смехом и уже через мгновение под легким жестом руки – стихает. Когда одного мимолетного взгляда и небольшой паузы достаточно, чтобы угомонились самые отъявленные непоседы. Кстати, для меня до сих пор загадка, почему одни учителя тщетно пытаются перекричать класс, извергая страшные угрозы и проклятия - и все без толку, а
другим достаточно просто взгляда. Так вот. Когда понимаешь, что сказанное тобой на уроке не ушло в песок, а отпечаталось в детских умах. Когда ты ощущаешь себя неким дирижером и класс-оркестр послушен твоей дирижерской воле. Только учителя могут меня понять. Это непередаваемое чувство, которое не может дать ни одна другая профессия. И у меня это получается! Я вижу это в детских глазах. А вот еще характерный случай. Прибегает ко мне недавно возмущенная мамочка. У нее, видите ли, первый серьезный конфликт с одиннадцатилетней дочерью. Всегда покладистая, она вдруг взбунтовалась и не хочет убирать челку, которая, по словам мамы, делает ее неряшливой. И так каждое утро, до истерик с обеих сторон. Что ж ситуация закономерная и рано или поздно происходит в каждой семье, когда ребенок взрослеет. Здесь важно другое. Единственным аргументом, который как заклинание повторяла взбунтовавшаяся девочка, был: « А Светлана Васильевна сказала, что мне с челкой лучше!» Ой, признаюсь, как эта ее «Светлана Васильевна» греет душу. Значит, мне удалось. Значит, я смога. Я становлюсь для детей тем, кем должна быть. Учителем с большой буквы. Немного о другом. Однажды я подготовила к очередному уроку великолепную презентацию. И только взяла в руки пульт, услышала разочарованное: «Оп-я-я-ть». Знаете, меня как осенило. Что ж мы делаем? Цифровые технологии, которые пришли в образование, сначала робко, теперь все более уверенно занимают своё место в образовательном процессе.
Боря:
И не только своё…
Учитель:
Это опять Боря. Ему, вообще, эта тема покоя не дает. Что ж, послушаем его мнение.
Боря:
А моё мнение таково. Если так пойдет, скоро в школах учителя совсем будут не нужны. Кругом будут одни компьютеры.
Учитель:
Ну ты, как всегда, преувеличиваешь. Техникой все же управляет человек.
Боря:
Ну да. Человек. Только такому человеку в дипломе нужно писать не учитель, а оператор по обслуживанию АРМ. А то, ишь ты, хорошо строились. Свет приглушили, проектор жужжит, сами у уголок забились, журналом шелестим. И дети, вроде бы, при делах, и урок сам себе помаленьку идет. Красота!
Учитель:
Да неужели ж, Боря, есть такие учителя?
Боря:
Ну, в этом зале, может быть и нет…Или все же…А, вообще-то, встречаются.
Учитель:
Как бы там ни было, а цифровые технологии все же необходимы. Единственно, с некоторых пор, я мысленно взвешиваю, что скорее приведет к намеченной цели урока? Яркая и эффективная презентация или живое общение? Во всем необходимо чувство меры.
Боря:
Конечно, живое общение. Разве могут твои технологии позволить вот так вот по-ша-лить (теребит учителя за нос)

Учитель:
Ну ,может быть, пока и не могут, но….Зато они позволяют многое другое. Например, пообщаться с моими ребятами ,которые сейчас очень далеко. Спрячься пока (Включается скайп или запись видео заранее) - Здравствуйте, ребята! Ребята, вы меня слышите?
Ученики через скайп:

-
Здравствуйте, Светлана Васильевна! - Светлана Васильевна, мы все за вас переживаем! - Мы желаем вас удачи в конкурсе! - Светлана Васильевна – самая лучшая учительница!
Учитель:
А что же Кирилл молчит?
Кирилл:
Я не молчу, Светлана Васильевна….Светлана Васильевна (помехи)
Учитель:
Да, Боря, техника все еще не совершена…
Кирилл:
Светлана Васильевна…Светлана Васильевна
Учитель:
Кирилл, я тебя не вижу!
Кирилл
: Да здесь я, Светлана Васильевна (выходит из-за ширмы).
Учитель:
Кирилл!!! (учитель прячет Борю) Ты как здесь? Неужели современные цифровые технологии позволяют…
Кирилл
: Да технологии здесь ни при чем. Просто мне показалось, что вам необходима наша поддержка, и вот я здесь. (зрителям) И вы скажите: «Так не бывает, сказка какая-то». Ну, да, сказка. А Светлана Васильевна нас учила, что чудеса случаются. Нужно только верить. А Светлана Васильевна нас никогда не обманывает. Светлана Васильевна, а где же Боря?
Учитель:
Боря?
Кирилл
: Да мы все знаем. Он живет у вас в верхнем ящике стола и помогает вам готовиться к урокам.
Боря:
Ура! Меня рассекретили! Теперь можно не прятаться! Теперь можно и на уроках повыступать.
Кирилл:
Ну у Светланы Васильевны не больно-то повыступаешь не по делу.
Боря:
А я буду ее любимчиком.
Кирилл:
Это тоже вряд ли!
Боря:
А вот посмотрим.
Учитель:
Ну ладно, не ссорьтесь.
Кирилл:
Светлана Васильевна, а можно мне Боря (учитель передает игрушку ученики, одевает ее ему на руку) А у каждого учителя есть такой Боря? (любуется игрушкой) Учитель: Ну, может быть, не такой. Но наверняка кто-то есть. Ведь ты же знаешь, учитель – он всегда немного волшебник. Кстати, целью моего участия в конкурсе – доказать ,что мой профессиональный выбор не случайность…Знаете, себе я уже это доказала. И у меня есть еще 2 конкурсных дня, чтобы доказать это всем вам.


В раздел основное общее образование