"Проектная деятельность"
статья
Автор: Бураева Любовь Юрьевна, учитель технологии, МБОУ "Боханская СОШ №1", п. БОХАН Боханский район Иркутской области
В раздел основное общее образование
Применение проектной деятельности на уроках технологии
Основой
программы
общеобразовательной
области
«Технология»
наиболее
продуктивными
являются проектные творческие технологии обучения. Метод проектов - дидактическое средство
способствует
формированию
навыков
целеполагания
и
позволяет
обучающимся
находить
оптимальные пути достижения сформулированных целей.
Проектное обучение даёт развитие активной творческой личности, способной самостоятельно
приобретать новые знания и навыки. Он позволяет учесть потребности, интересы, склонности,
способности и возможности детей. Исходя из опыта работы, проектный метод и ИКТ я с
успехом
применяю при
коллективной
и
индивидуальной
работе
учащихся
на
уроках
технологии, а так же во внеклассной работе. Метод расширяет возможности творчества учеников,
делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.
Проект для выполнения должен быть посильным. Я провожу специальную ориентацию для
того, чтобы у детей было время для выбора темы проекта, создаю необходимые условия для его
успешного выполнения (формирую соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.). Во время
организационно-подготовительного
этапа
выполнения
проекта
обучающиеся
выбирают
и
обосновывают
проект.
Выполняют
эскизы
задуманного
изделия
на
основе
современных
направлений моды и истории шитья или вышивки, выбирают швы, подбирают ткань и нити,
детально
прорабатывают
изделие
(узор),
составляют
план.
Я
учу
учеников,
создавая
художественное произведение, не забывать об экономии средств, определять стоимость своего
изделия: рассчитать прямые материальные расходы (на приобретение ткани, ниток, игл, пялец и т.
п.), косвенные (на расход электроэнергии при освещении вашего рабочего места). Сравнив сумму
затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается в магазине, они могут
оценить, удалось ли сэкономить семейный бюджет.
Варианты
проектов
могут
быть
самыми
различными.
Необязательно,
чтобы
весь
проект
(особенно сложный) выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или
выполнена совместно несколькими одноклассниками, при этом работа каждого должна быть четко
оговорена.
Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды.
Дети
должны
уяснить,
что
проект
должен
предусматривать
изготовление
нового,
конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом
потребителей.
Форма
соответствует
назначению,
соразмерна
фигуре
человека,
экономична,
удобна и при этом еще красива.
Выполняя проект, ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по
достижению поставленной цели, научиться планировать, приобрести навыки сбора и обработки
информации,
материалов
(обучающийся
должен
уметь
выбрать
подходящую
информацию
и
правильно ее использовать).
Уметь анализировать, составлять письменный отчет (составлять план работы, презентовать четко
информацию,
иметь
понятие
о
библиографии),
проявлять
инициативу,
стараться
выполнить
работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы. Уметь дать оценку полученным результатам и сделать вывод. Обязательно сделать презентацию результатов работы по проекту в любой форме. Проектная деятельность – дело хорошее, интересное, привлекательное, но организация её вызывает определенные трудности. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования
.
При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне. Лучшие работы используются как пособия на уроках, в качестве образца, отправляются на выставку технического и декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям.
Лучшие
проекты
, которые учащиеся представляли на конкурсах и олимпиадах, занимая призовые места: ФИО Название проекта Уровень год место «Работа с натуральной шерстью, овчиной» III районный краеведческий фестиваль « Я люблю эту землю» в номинации «Ремёсла моего села» 2012 год II место XII районная научно- практическая конференции школьников «Шаг в будущее-2013» 2013 Диплом «Разноцветные нити» районный заочный интернет- конкурс декоративно- прикладного творчества «Детских рук творенье» 1 место районный заочный конкурс исследовательских работ «Через прошлое к будущему» 1 место муниципальный этап всероссийской олимпиады по технологии среди 11 2012г 2 место
классов. Муниципальный этап всероссийской олимпиады по технологии среди 11 классов 2014г. 3 место муниципальный этап всероссийской олимпиады по технологии среди 9 классов 2012г. 3 место Проектная деятельность учащихся учит самостоятельности, способности делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, учит умению взаимодействовать с окружающими людьми, владеть устным и письменным обобщением, а также информационными технологиями. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. Используя метод проектов течение нескольких лет, я увидела, как меняется отношение ребят к технологии как к предмету школьной программы. Автор статьи: Бураева Любовь Юрьевна, учитель технологии МБОУ Боханская СОШ №1 Иркутской области
работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы. Уметь дать оценку полученным результатам и сделать вывод. Обязательно сделать презентацию результатов работы по проекту в любой форме. Проектная деятельность – дело хорошее, интересное, привлекательное, но организация её вызывает определенные трудности. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования
.
При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне. Лучшие работы используются как пособия на уроках, в качестве образца, отправляются на выставку технического и декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям.
Лучшие
проекты
, которые учащиеся представляли на конкурсах и олимпиадах, занимая призовые места: ФИО Название проекта Уровень год место «Работа с натуральной шерстью, овчиной» III районный краеведческий фестиваль « Я люблю эту землю» в номинации «Ремёсла моего села» 2012 год II место XII районная научно- практическая конференции школьников «Шаг в будущее-2013» 2013 Диплом «Разноцветные нити» районный заочный интернет- конкурс декоративно- прикладного творчества «Детских рук творенье» 1 место районный заочный конкурс исследовательских работ «Через прошлое к будущему» 1 место муниципальный этап всероссийской олимпиады по технологии среди 11 2012г 2 место
классов. Муниципальный этап всероссийской олимпиады по технологии среди 11 классов 2014г. 3 место муниципальный этап всероссийской олимпиады по технологии среди 9 классов 2012г. 3 место Проектная деятельность учащихся учит самостоятельности, способности делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, учит умению взаимодействовать с окружающими людьми, владеть устным и письменным обобщением, а также информационными технологиями. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. Используя метод проектов течение нескольких лет, я увидела, как меняется отношение ребят к технологии как к предмету школьной программы. Автор статьи: Бураева Любовь Юрьевна, учитель технологии МБОУ Боханская СОШ №1 Иркутской области
В раздел основное общее образование