"Использование ИКТ на уроках химии"
статья
Автор: Шабанова Елена Анатольевна, учитель химии, МБОУ "СОШ №1" п.г.т.Уренгой Пуровского района, п.г.т.Уренгой Пуровского района ЯНАО
В раздел основное общее образование
Шабанова
Елена
Анатольевна
,
учитель
химии
и
биологии
,
МБОУ
«
СОШ
№
1»
п
.
г
.
т
.
Уренгой
Пуровского
района
ЯНАО
Использование
ИКТ
на
уроках
химии
В
настоящее
время
в
нашу
жизнь
прочно
вошли
такие
понятия
,
как
«
информационные
и
коммуникационные
технологии
» (
ИКТ
), «
новые
информационные
технологии
обучения
»
(
НИТ
),
«
цифровые
образовательные
ресурсы
»
(
ЦОР
),
«
интерактивная
доска
»
(
ИД
).
Информационные
и
коммуникационные
технологии
–
обобщающее
понятие
,
описывающее
различные
устройства
,
механизмы
,
способы
,
алгоритмы
обработки
информации
.
Новые
информационные
технологии
обучения
–
процесс
подготовки
и
передачи
информации
обучаемому
,
средством
осуществления
которого
является
персональный
компьютер
.
НИТ
включает
в
себя
программированное
,
интерактивное
и
имитационное
обучение
,
экспертные
системы
,
гипертекст
и
мультидемиа
,
микромиры
,
демонстрации
,
виртуальные
лаборатории
,
ЦОРы
.
ИКТ
и
НИТ
оказывают
влияние
на
все
сферы
жизнедеятельности
человека
,
на
информационную
деятельность
,
на
обучение
,
учебный
процесс
.
С
использованием
ИКТ
и
НИТ
в
образовании
связывают
перспективы
повышения
качества
образовательного
процесса
,
увеличение
наглядности
обучения
,
как
способ
повышения
эффективности
и
интенсификации
образования
и
самообразования
.
Сейчас
большое
внимание
в
образовательных
учреждениях
уделяется
внедрению
новых
информационных
технологий
обучения
.
Одним
из
последних
современных
цифровых
устройств
из
класса
ИКТ
является
электронная
интерактивная
доска
–
это
сенсорная
панель
,
работающая
в
комплексе
с
компьютером
и
проектором
.
Она
дает
новые
возможности
образовательному
процессу
:
интерактив
,
мультимедиа
,
коммуникативность
,
новый
уровень
производительности
.
ИКТ
и
НИТ
в
учебном
процессе
можно
использовать
как
:
инструмент
исследования
;
источник
дополнительной
информации
;
способ
самоорганизации
труда
и
самообразования
и
расширения
зоны
индивидуальной
активности
учащихся
;
возможность
личностно
ориентированного
подхода
для
учителя
.
Другой
способ
использования
мультимедийных
технологий
в
образовании
-
это
компьютерное
сопровождение
школьных
уроков
.
Компьютерное
сопровождение
уроков
может
быть
реализовано
с
помощью
комплекса
аппаратно
-
программных
средств
,
которое
предусматривает
использование
учителем
интерактивной
компьютерной
графики
в
процессе
изложения
нового
материала
.
Компьютерный
графический
материал
представляется
аудитории
с
помощью
проектора
,
презентационного
монитора
или
электронной
интерактивной
доски
.
При
этом
традиционные
средства
лектора
(
доска
,
эксперимент
и
пр
.)
используются
в
полном
объеме
.
Использование
фрагментов
такой
программы
на
уроке
имеет
следующие
достоинства
:
1.
Изображение
с
компьютера
выводится
на
экран
,
ИД
.
Изображение
занимает
весь
экран
,
хорошо
просматривается
с
любой
парты
.
Изображение
-
яркое
и
цветное
,
оно
вызывает
интерес
и
легко
запоминается
учащимися
.
2.
Экономия
времени
на
уроке
.
Учитель
за
короткое
время
может
раскрыть
,
объяснить
,
подтвердить
формулами
и
экспериментом
наиболее
трудные
моменты
программы
.
3.
Некоторые
опыты
по
химии
с
ядовитыми
веществами
учитель
не
может
демонстрировать
на
уроке
,
фрагменты
компьютерного
сопровождения
подобного
эксперимента
дают
учащимся
убедительные
знания
о
веществах
и
явлениях
,
сопровождающих
данные
превращения
.
Например
,
опыты
с
аминами
:
взаимодействие
амина
с
кислотой
,
горение
,
амфотерные
свойства
аминокислот
.
Идет
демонстрация
химического
эксперимента
,
который
в
силу
опасности
для
здоровья
детей
,
желательно
наблюдать
с
экрана
.
Шабанова Елена Анатольевна , учитель химии и биологии , МБОУ « СОШ № 1» п . г . т . Уренгой Пуровского района ЯНАО В результате работы на уроках с программой компьютерного сопровождения , учителя убедились в необходимости их использования для более глубокого изучения учащимися материала по химии , наглядности и оптимизации учебного процесса . Среди различных типов педагогических программных средств особенно выделяются те , в которых используются компьютерные модели . Применение учебных компьютерных моделей ( УКМ ) позволяет повысить наглядность процесса обучения и интенсифицировать его , кардинально изменить этот процесс . В изучении школьного курса химии выделяют несколько основных направлений , где оправдано использование УКМ : наглядное представление объектов и явлений микромира ; изучение производств химических продуктов ; моделирование химического эксперимента и химических реакций , лабораторные и практические работы . Использование программных средств на уроках химии имеет следующие достоинства : наличие демонстраций тех химических опытов , которые опасны для здоровья детей ; ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей ; учащиеся проявляют интерес к предмету и легко усваивают материал . Компьютерные технологии учителя химии используют для проведения уроков , лабораторных и практических занятий . При проведении исследовательских практикумов , лабораторных и практических работ , для подготовки учащихся компьютер используется как средство моделирования химических процессов . Один из наиболее сложных вопросов для учеников в изучении химии — это пространственное строение вещества и механизмы химических реакций . Использование мультипликации помогает учащимся освоить этот сложный материал . Оправдано использование ЦОР для наглядного представления объектов и явлений микромира – структурных элементов атомов , ионов , молекул , кристаллических решеток , природы химических связей . Эффективность восприятия химических знаний во многом зависит от того , насколько учитель сумеет заинтересовать учащихся . Очевидно , что одним из самых сильно действующих средств для создания и поддержания интереса к предмету является демонстрационный химический эксперимент . Практически он предусмотрен при изучении всех разделов химии в средней школе . Однако при отборе опытов для демонстрации действуют ограничения , связанные с повышенной опасностью некоторых веществ . По этой причине многие интересные , зрелищные и познавательные опыты никогда не включали в школьную программу . Например , опыты с белым фосфором . Главное достоинство компьютерного моделирования — бесспорная целесообразность его использования при рассмотрении взрыво - и пожароопасных процессов , реакций с участием токсичных веществ . Отличительной особенностью электронного издания « Химия (8-11 класс ). Виртуальная лаборатория », включающая более 150 химических опытов , дает возможность моделирования химических экспериментов , молекул органических и неорганических веществ . Плодотворная работа с использованием компьютерных технологий позволяет резко повысить мотивацию детей к исследовательской деятельности , что необходимо им в современном мире . О правильности выбранного пути говорят возрастающий интерес учащихся к предмету , радостное ожидание ими уроков химии , их успехи на олимпиадах . Чтобы добиться высокого результата в обучении , необходимо научить детей мыслить , решать проблемы , используя знания из разных областей , а также коммуникативные и информационно - технологические умения . Вопросы использования компьютерных технологий на уроках химии чрезвычайно разнообразны и интересны .
Шабанова Елена Анатольевна , учитель химии и биологии , МБОУ « СОШ № 1» п . г . т . Уренгой Пуровского района ЯНАО
Шабанова Елена Анатольевна , учитель химии и биологии , МБОУ « СОШ № 1» п . г . т . Уренгой Пуровского района ЯНАО В результате работы на уроках с программой компьютерного сопровождения , учителя убедились в необходимости их использования для более глубокого изучения учащимися материала по химии , наглядности и оптимизации учебного процесса . Среди различных типов педагогических программных средств особенно выделяются те , в которых используются компьютерные модели . Применение учебных компьютерных моделей ( УКМ ) позволяет повысить наглядность процесса обучения и интенсифицировать его , кардинально изменить этот процесс . В изучении школьного курса химии выделяют несколько основных направлений , где оправдано использование УКМ : наглядное представление объектов и явлений микромира ; изучение производств химических продуктов ; моделирование химического эксперимента и химических реакций , лабораторные и практические работы . Использование программных средств на уроках химии имеет следующие достоинства : наличие демонстраций тех химических опытов , которые опасны для здоровья детей ; ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей ; учащиеся проявляют интерес к предмету и легко усваивают материал . Компьютерные технологии учителя химии используют для проведения уроков , лабораторных и практических занятий . При проведении исследовательских практикумов , лабораторных и практических работ , для подготовки учащихся компьютер используется как средство моделирования химических процессов . Один из наиболее сложных вопросов для учеников в изучении химии — это пространственное строение вещества и механизмы химических реакций . Использование мультипликации помогает учащимся освоить этот сложный материал . Оправдано использование ЦОР для наглядного представления объектов и явлений микромира – структурных элементов атомов , ионов , молекул , кристаллических решеток , природы химических связей . Эффективность восприятия химических знаний во многом зависит от того , насколько учитель сумеет заинтересовать учащихся . Очевидно , что одним из самых сильно действующих средств для создания и поддержания интереса к предмету является демонстрационный химический эксперимент . Практически он предусмотрен при изучении всех разделов химии в средней школе . Однако при отборе опытов для демонстрации действуют ограничения , связанные с повышенной опасностью некоторых веществ . По этой причине многие интересные , зрелищные и познавательные опыты никогда не включали в школьную программу . Например , опыты с белым фосфором . Главное достоинство компьютерного моделирования — бесспорная целесообразность его использования при рассмотрении взрыво - и пожароопасных процессов , реакций с участием токсичных веществ . Отличительной особенностью электронного издания « Химия (8-11 класс ). Виртуальная лаборатория », включающая более 150 химических опытов , дает возможность моделирования химических экспериментов , молекул органических и неорганических веществ . Плодотворная работа с использованием компьютерных технологий позволяет резко повысить мотивацию детей к исследовательской деятельности , что необходимо им в современном мире . О правильности выбранного пути говорят возрастающий интерес учащихся к предмету , радостное ожидание ими уроков химии , их успехи на олимпиадах . Чтобы добиться высокого результата в обучении , необходимо научить детей мыслить , решать проблемы , используя знания из разных областей , а также коммуникативные и информационно - технологические умения . Вопросы использования компьютерных технологий на уроках химии чрезвычайно разнообразны и интересны .
Шабанова Елена Анатольевна , учитель химии и биологии , МБОУ « СОШ № 1» п . г . т . Уренгой Пуровского района ЯНАО
В раздел основное общее образование