Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование ИКТ на уроках химии"

статья

Автор: Шабанова Елена Анатольевна, учитель химии, МБОУ "СОШ №1" п.г.т.Уренгой Пуровского района, п.г.т.Уренгой Пуровского района ЯНАО



В раздел основное общее образование



Шабанова Елена Анатольевна , учитель химии и биологии , МБОУ « СОШ № 1» п . г . т . Уренгой Пуровского района ЯНАО Использование ИКТ на уроках химии В настоящее время в нашу жизнь прочно вошли такие понятия , как « информационные и коммуникационные технологии » ( ИКТ ), « новые информационные технологии обучения » ( НИТ ), « цифровые образовательные ресурсы » ( ЦОР ), « интерактивная доска » ( ИД ). Информационные и коммуникационные технологии – обобщающее понятие , описывающее различные устройства , механизмы , способы , алгоритмы обработки информации . Новые информационные технологии обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому , средством осуществления которого является персональный компьютер . НИТ включает в себя программированное , интерактивное и имитационное обучение , экспертные системы , гипертекст и мультидемиа , микромиры , демонстрации , виртуальные лаборатории , ЦОРы . ИКТ и НИТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека , на информационную деятельность , на обучение , учебный процесс . С использованием ИКТ и НИТ в образовании связывают перспективы повышения качества образовательного процесса , увеличение наглядности обучения , как способ повышения эффективности и интенсификации образования и самообразования . Сейчас большое внимание в образовательных учреждениях уделяется внедрению новых информационных технологий обучения . Одним из последних современных цифровых устройств из класса ИКТ является электронная интерактивная доска – это сенсорная панель , работающая в комплексе с компьютером и проектором . Она дает новые возможности образовательному процессу : интерактив , мультимедиа , коммуникативность , новый уровень производительности . ИКТ и НИТ в учебном процессе можно использовать как : инструмент исследования ; источник дополнительной информации ; способ самоорганизации труда и самообразования и расширения зоны индивидуальной активности учащихся ; возможность личностно ориентированного подхода для учителя . Другой способ использования мультимедийных технологий в образовании - это компьютерное сопровождение школьных уроков . Компьютерное сопровождение уроков может быть реализовано с помощью комплекса аппаратно - программных средств , которое предусматривает использование учителем интерактивной компьютерной графики в процессе изложения нового материала . Компьютерный графический материал представляется аудитории с помощью проектора , презентационного монитора или электронной интерактивной доски . При этом традиционные средства лектора ( доска , эксперимент и пр .) используются в полном объеме . Использование фрагментов такой программы на уроке имеет следующие достоинства : 1. Изображение с компьютера выводится на экран , ИД . Изображение занимает весь экран , хорошо просматривается с любой парты . Изображение - яркое и цветное , оно вызывает интерес и легко запоминается учащимися . 2. Экономия времени на уроке . Учитель за короткое время может раскрыть , объяснить , подтвердить формулами и экспериментом наиболее трудные моменты программы . 3. Некоторые опыты по химии с ядовитыми веществами учитель не может демонстрировать на уроке , фрагменты компьютерного сопровождения подобного эксперимента дают учащимся убедительные знания о веществах и явлениях , сопровождающих данные превращения . Например , опыты с аминами : взаимодействие амина с кислотой , горение , амфотерные свойства аминокислот . Идет демонстрация химического эксперимента , который в силу опасности для здоровья детей , желательно наблюдать с экрана .
Шабанова Елена Анатольевна , учитель химии и биологии , МБОУ « СОШ № 1» п . г . т . Уренгой Пуровского района ЯНАО В результате работы на уроках с программой компьютерного сопровождения , учителя убедились в необходимости их использования для более глубокого изучения учащимися материала по химии , наглядности и оптимизации учебного процесса . Среди различных типов педагогических программных средств особенно выделяются те , в которых используются компьютерные модели . Применение учебных компьютерных моделей ( УКМ ) позволяет повысить наглядность процесса обучения и интенсифицировать его , кардинально изменить этот процесс . В изучении школьного курса химии выделяют несколько основных направлений , где оправдано использование УКМ : наглядное представление объектов и явлений микромира ; изучение производств химических продуктов ; моделирование химического эксперимента и химических реакций , лабораторные и практические работы . Использование программных средств на уроках химии имеет следующие достоинства : наличие демонстраций тех химических опытов , которые опасны для здоровья детей ; ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей ; учащиеся проявляют интерес к предмету и легко усваивают материал . Компьютерные технологии учителя химии используют для проведения уроков , лабораторных и практических занятий . При проведении исследовательских практикумов , лабораторных и практических работ , для подготовки учащихся компьютер используется как средство моделирования химических процессов . Один из наиболее сложных вопросов для учеников в изучении химии — это пространственное строение вещества и механизмы химических реакций . Использование мультипликации помогает учащимся освоить этот сложный материал . Оправдано использование ЦОР для наглядного представления объектов и явлений микромира – структурных элементов атомов , ионов , молекул , кристаллических решеток , природы химических связей . Эффективность восприятия химических знаний во многом зависит от того , насколько учитель сумеет заинтересовать учащихся . Очевидно , что одним из самых сильно действующих средств для создания и поддержания интереса к предмету является демонстрационный химический эксперимент . Практически он предусмотрен при изучении всех разделов химии в средней школе . Однако при отборе опытов для демонстрации действуют ограничения , связанные с повышенной опасностью некоторых веществ . По этой причине многие интересные , зрелищные и познавательные опыты никогда не включали в школьную программу . Например , опыты с белым фосфором . Главное достоинство компьютерного моделирования — бесспорная целесообразность его использования при рассмотрении взрыво - и пожароопасных процессов , реакций с участием токсичных веществ . Отличительной особенностью электронного издания « Химия (8-11 класс ). Виртуальная лаборатория », включающая более 150 химических опытов , дает возможность моделирования химических экспериментов , молекул органических и неорганических веществ . Плодотворная работа с использованием компьютерных технологий позволяет резко повысить мотивацию детей к исследовательской деятельности , что необходимо им в современном мире . О правильности выбранного пути говорят возрастающий интерес учащихся к предмету , радостное ожидание ими уроков химии , их успехи на олимпиадах . Чтобы добиться высокого результата в обучении , необходимо научить детей мыслить , решать проблемы , используя знания из разных областей , а также коммуникативные и информационно - технологические умения . Вопросы использования компьютерных технологий на уроках химии чрезвычайно разнообразны и интересны .
Шабанова Елена Анатольевна , учитель химии и биологии , МБОУ « СОШ № 1» п . г . т . Уренгой Пуровского района ЯНАО


В раздел основное общее образование