Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Компетенция и компетентность на уроке физики"

статья

Автор: Толстых Елена Владимировна, учитель физики, МБОУ Гимназия, г.Ливны, Орловская область



В раздел основное общее образование




Толстых Е.В., Гимназия г.Ливны

Компетенция и компетентность на уроке физики
Рассуждая о компетенции и компетентности учеников, я имею ввиду результаты образовательной деятельности гимназии в которой, я работаю. С моей точки зрения образование – это не только процесс, но ещё и результат присвоения личностью всех тех ценностей, которые рождаются в процессе образовательной деятельности, которые важны для интеллектуального и нравственного состояния личности. Этот результат присвоения знаний гимназистами определяет их компетентность. Я, как преподаватель физики, считаю, что к компетенции моих учеников можно отнести умение вести дискуссию спокойно и доказательно, отстаивая свою позицию, свою точку зрения. Во время учебной дискуссии я вовлекаю учащихся в открытое исследовательское обсуждение определённых проблем, с целью развития верных представлений по данному вопросу. Например, в курсе 10 класса в разделе: «Основы термодинамики» мною организуется дискуссия «Невозможность создания вечного двигателя». В начале обсуждаются два сообщения: тепловые двигатели, вечные двигатели. Затем каждый учащийся группы выносит на рассмотрение один из проектов вечного двигателя с объяснением его устройства, а затем обсуждается вопрос: «Будет ли работать этот двигатель вечно и почему?». Рассказы о проектах вечных двигателей учащиеся готовят по литературе, которую подбирают при совместном сотрудничестве со мною. Рисунки для обсуждения они выполняют на небольших планшетах, которые пополняют выставку в кабинете физики. Некоторые учащиеся выполняют макеты вечных двигателей. Вопросы обсуждаемые в ходе дискуссии, позволяют проверить готовность учащихся к неожиданному спору, требующему веско аргументированных собственных мнений, высказываний. Итак, компетентный ученик должен уметь делать самостоятельные выводы на основе знаний, развивать инициативу во время дискуссии и уважать чужие взгляды. К компетенции учеников можно отнести и умение самостоятельно добывать знания. Задача развития умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в получаемой информации в настоящее время очень актуальна. Это одна из задач личностно-ориентированного метода обучения. В альтернативных учебниках, по которым мы сейчас работаем, сделан шаг для формирования умений учеников самостоятельно пополнять знания, усилена роль самостоятельной работы при изучении приборов и технических устройств. В предстоящей трудовой деятельности моим выпускникам придётся осваивать устройства, конструкции которых для них будут новыми. Чтобы подготовить их к этому , следует дать им прочные знания физических основ техники и научить использовать эти знания для освоения конструкции приборов и механизмов. С этой целью ряд технических устройств я предлагаю учащимся изучать самостоятельно. В учебнике «Физика. 9 класс» под редакцией А.В. Пёрышкина после рассмотрения теоретического материала (например, темы «Магнитное поле прямого тока и соленоида») излагаются физические основы применения его в технике, т. е. вопрос об электромагнитах, а затем вопрос об электродвигателе. Другие устройства (электрический звонок, телеграфная установка, электромагнитное реле) ученики изучают
самостоятельно. Изучая материал самостоятельно, они развивают внимание, мышление, память, уверенность в своих силах. Они учатся обобщать материал, выделять главное и составлять опорные сведения для конспекта. И все эти перечисленные качества необходимы компетентному выпускнику гимназии. Самостоятельно работать с учебником в классе и дома помогают памятки, находящиеся на стендах в кабинете. Грамотно работать с информацией это ещё одно умение компетентного ученика. Этим умением могут овладеть особые дети. Они готовы для сложной мыслительной деятельности. Индивидуальная работа с сильными учащимися даёт мне большую пользу. Подбирая дополнительную литературу, составляя повышенной сложности задания, решая более трудные задачи, я сама вынуждена более глубоко вникать в учебный материал. И эта работа необходима для профессионального выбора выпускника гимназии. Научившись трудиться в полную меру сил, получив глубокие знания, способные ученики с увлечением занимаются в вузе, становятся грамотными, высококвалифицированными специалистами. Способными к физике можно считать тех учащихся, которые хорошо понимают сущность физических явлений, обладают развитой речью, достаточной математической подготовкой и имеют интерес к работе с приборами. Такие учащиеся есть в каждой параллели классов, и я их стараюсь выявить на уроке физики. Для этого предлагаю задания различного уровня сложности и вопросы творческого характера, в том числе и экспериментальные. Например, показав колебания шарика на нити и на пружине, прошу рассказать, что они пронаблюдали на этих опытах, какие подметили закономерности. Некоторые задания, учащиеся выполняют дома, например, измерить как можно точнее диаметр тонкой проволоки, вычислить объём листа бумаги. Главное в моей работе – это научить работать учеников систематически и с увлечением, побуждая интерес к предмету. А физика, как наука содержит богатый материал в этом отношении. Умение грамотно работать с информацией, изучая учебную литературу, важно для большинства ребят, т. к. после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет являться книга, и к работе с книгой молодёжь надо готовить со школьной скамьи, причём преимущественно под руководством учителя. Я стараюсь знакомить своих учеников с содержанием, структурой и общим порядком работы с книгой. Я стремлюсь, чтобы они овладели умениями выделять главное, самостоятельно разбираться в выводах формул, понимать рисунки, графики, таблицы, дополнять материал сведениями из других источников, пользоваться оглавлением, предметным и именным указателями, составлять библиографию по данному вопрос. Перечисленные умения и навыки я формирую при работе учащегося над научно – поисковой работой. Кропотливый совместный труд даёт хорошие результаты. Сегодня я с гордостью могу отметить, что наши гимназисты способны быть компетентными: на городском, областном, всероссийском уровне они защищают научно- поисковые работы, твёрдо отстаивают свою точку зрения и правоту, умело отвечают на поставленные вопросы, дискуссируют. Чётко планируемая работа и систематические консультации необходимы для того, чтобы способные ученики, умеющие трудиться, заявили о себе. Большинство моих
выпускников умело пользуются новинками литературы и используют свои творческие школьные работы, как курсовые рефераты. В заключение хочется отметить, что умения компетентного ученика в значительной степени повышает качество образования. Качественно образовать ученика, значит помочь ему в становлении своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала, повлиять на качество результатов учебной деятельности, сформировать умения и навыки. Всё это реализуется в процессе образовательной деятельности.


В раздел основное общее образование