"Информация и её виды"
Конспект урока
Автор: Смирнова Светлана Викторовна, заместитель директора по УВР, учитель информатики, МБОУ "СОШ № 22 с углубленным изучением французского языка", город Дзержинск
В раздел основное общее образование
КОНСПЕКТ УРОКА
«Информация и её виды»
(5 класс)
Тип урока:
урок объяснения нового материала.
Структура урока:
1. Оргмомент. (2 мин.) 2. Актуализация знаний. (2 мин.) 3. Постановка проблемы. «Открытие» новых знаний. (12 мин.) 4. Самостоятельная работа с проверкой по образцу. (17 мин.) 5. Включение в систему знаний. (7 мин.) 6. Подведение итогов урока. (2 мин.) 7. Определение домашнего задания. (3 мин.)
Цели урока:
образовательные — разъяснить учащимся понятие информация, познакомить с видами информации, носителями информации,
Задачи
: 1. добиться усвоения учащимися понятий информация, виды информации, носители информации; 2. обеспечить усвоение учащимися особенностей различных видов информации. развивающие — развитие мышления учащихся, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие познавательного интереса учащихся;
Задачи
: 1. развитие психических качеств учащихся: мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), умений применять знания на практике; 2.развитие познавательных умений (выделять главное, вести конспект); 3.развитие общетрудовых и коммуникативно-технических умений; 4.развитие умений учебного труда: умения работать в должном темпе (читать, писать); 5.развитие воли, самостоятельности (инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой и действовать самостоятельно). воспитательные — воспитание ответственного отношения к учебному труду, воспитание культуры общения
Задачи
: 1.воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; 2.воспитание дисциплинированности; 3.воспитание эстетических взглядов.
Ход урока:
I.
Организационный этап.
(Цель: подготовка учащихся к работе на уроке; проверка готовности к уроку.)
II. Актуализация знаний.
Цель: повторить пройденное, в форме фронтального опроса. По данным определениям подберите компьютерный термин или понятие информатики, которое является многозначным словом: «Своевременная, объективная, ложная, проверенная, полная, исчерпывающая, секретная, массовая, генетическая, газетная, телевизионная, научно-техническая».
III. Постановка проблемы. «Открытие» новых знаний.
Цель: создать проблемную ситуацию, в результате которой учащиеся сами формулируют тему и цель урока.
В приведённых текстах идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины
,
связанные с информатикой и компьютерами
.
Найдите их. Работаем в группах (задание по карточкам для групп): 1. Грачи с ловкостью подражают различным звукам, выучиваются даже петь, но не говорить. 2. В пещере подойдите к сталактиту, известковому капельнику, нависающему сосульками сверху. 3. Оказалось, что граф и Катенин – одно и то же лицо. 4. Я его привёз в указанное место, но там никого не оказалось. 5. 71% площади поверхности Земли представлен в виде океанов. Можно ли эти термины применять для «информации»? Какова тема урока? Какую цель поставим перед собой сначала? Давайте заполним схему, представленную на доске. информация … … … … … Проверим правильность выполнения задания. Какое слово применяют для объединения всех пяти видов информации, с которыми может работать современный компьютер (числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация)? Верно, мультимедиа. Это иностранное слово, которое в дословном переводе с английского (multimedia) означает «калька». Ели разобрать простые слова, из которых оно состоит, то получается – multi – множество, много; media – средства информации, среда. Таким образом, multimedia – множество средств информации. Современный компьютер может преобразовывать один вид информации в другой, но для этого ему нужны специальные программные продукты. С какими из них Вы знакомы? Какие мы использовали на уроках? Какую цель теперь поставим перед собой?
IV. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
Цель: научить учащихся работать по инструкции – образцу (создавать диаграммы). А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу на компьютере по инструкции, которая лежит на вашей парте. Если что-то будет непонятно или вызовет у вас затруднения, вы в любой момент можете обратиться ко мне за помощью. Приступайте. Индивидуальные задания на компьютере по вариантам: Название Скорость Пешеход 2 Нервный импульс 70 Шторм 23.8 Стриж 42 Стрекоза 8 Муха 3 1. Создайте
гистограмму
(обычную) распределения скорости по названиям. 2. Создайте
круговую
диаграмму распределения скорости по названиям. 3. Создайте
линейчатую
диаграмму распределения скорости по названиям. 4. Создайте
кольцевую
диаграмму распределения скорости по названиям. 5. Создайте
гистограмму
(объёмный вариант обычной гистограммы) распределения скорости по названиям. 6. Создайте
круговую
диаграмму (объёмный вариант круговой диаграммы) распределения скорости по названиям. 7. Создайте
линейчатую
диаграмму (объёмный вариант обычной линейчатой диаграммы) распределения скорости по названиям. 8. Создайте
гистограмму
(трёхмерную) распределения скорости по названиям. 9. Создайте
круговую
диаграмму (объёмный вариант разрезанной круговой диаграммы) распределения скорости по названиям.
10. Создайте
цилиндрическую
диаграмму (объёмный вариант гистограммы со столбцами в виде цилиндров) распределения скорости по названиям. 11. Создайте
коническую
диаграмму (объёмный вариант гистограммы со столбцами в виде конусов) распределения скорости по названиям. 12. Создайте
пирамидальную
диаграмму (объёмный вариант гистограммы со столбцами в виде пирамид) распределения скорости по названиям. 13. Создайте
круговую
диаграмму (разрезанную) распределения скорости по названиям. 14. Создайте
цилиндрическую
диаграмму (гистограмма со столбцами в виде цилиндров) распределения скорости по названиям.
- Физкультминутка.
А сейчас давайте немного отдохнём – физкультминутка. (каждое упражнение повторяется 4–5 раз, общая длительность должна равняться 2 минутам). На счёт 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счёт 1-6 раскрыть глаза. Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх–вправо–вниз–влево и в обратную сторону: вверх– влево–вниз– вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1–6. Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счёт 1–4 – вверх, на счёт 1–6 – прямо; затем также вниз – прямо, вправо – прямо, влево – прямо. Проделать движение глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем посмотреть прямо, на счёт 1–6.
V. Включение в систему знаний.
Цель: познакомить учащихся с понятием носитель информации. - Разгадайте компьютерную анаграмму. ТОН + СИ +ЕЛЬ > Н _ _ _ _ _ _ _(хранилище информации). Какую цель поставим перед собой? На доске представлены различные рисунки. Классифицируйте их по группам. Выберете такие носители, которые хранят информацию. А теперь выберите такие носители, которые позволяют передавать информацию. При классификации рисунков у нас возникали затруднения. Что мы делали, чтобы продолжить выполнение задания?
VI. Подведение итогов урока.
Цель: подвести итог урока, дать анализ успешности овладения знаниями. С какими понятиями мы сегодня познакомились? Какое действие мы производили с информацией? Какие программные продукты использовали? Каких целей мы достигли сегодня на уроке? А сейчас оцените своё настроение. Какое оно сейчас? Чтобы оценить свою деятельность на уроке «зажгите фонарик». Выберете одно из утверждений: (Учитель просматривает самооценку учеников). Теперь я оценю вашу работу на уроке. Мне было очень интересно и приятно с вами работать. Спасибо за продуктивную работу.
VII. Определение домашнего задания.
Цель: мотивировать учащихся на выполнение домашней работы.
Домашнее задание (на карточках):
1. Разгадайте компьютерные анаграммы. ФАРА + ГИК > Г _ _ _ _ _ _ (компьютерные художества). МИФ + РАЦИЯ + ОН > И _ _ _ _ _ _ _ _ _ (… к размышлению). ВОЛОС > С _ _ _ _ (количество информации).
КОЖА + РОД > Д _ _ _ _ _ _ (магнитное информационное кольцо). 2. Проведите словесное сложение. Отгадайте слова-слагаемые и получите
слово-сумму
из области информатики.
Крутой берег или обрыв + Собачье лакомство = Регулируемый параметр монитора
_ _ _ _ _ _ _ Вершина горы + Грязе-каменный поток в горах = Минимальный элемент изображения _ _ _ _ __ _ _ Река и город на Южном Урале + Бык-трудяга = Минимальный элемент текстового редактора. _ _ _ _ Лососевая рыба + Жаргонное название наличной суммы денег = Условный знак или физический процесс, передающий некоторую информацию _ _ _ _ _ _ 3. Найдите слово,
объединяющее
предложенные вам пары слов. Оперативная память, магнитный диск, магнитная лента, оптический диск – …
В раздел основное общее образование