Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Игровая деятельность на уроках английского языка в условиях модернизации современной школы".

обобщение опыта

Автор: Савкина Ольга Александровна, учитель английского языка, МБОУ СОШ №75, Нижний Новгород



В раздел основное общее образование




Игровая деятельность на уроках английского языка в условиях

модернизации современной школы.
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так путь перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка…», - писал В. А. Сухомлинский. Да, именно игровая деятельность помогает учителю найти «ключик» к каждому ребенку, заинтересовать детей в получении знаний. Эффективность игровых моментов на уроке неоспорима. Ведь игровые моменты на уроке стимулируют мыслительную деятельность, развивают творческое мышление. Они становятся ярким воспоминанием, в результате чего ученики лучше усваивают материал. Кроме того, ребенок не замечает, что играя, он что-то учит или повторят. Эти задачи видит лишь только учитель. Мы живем во время перемен. Перемены касаются и образования. Во всех школах появляется новое оборудование. Современным детям интересны уроки, на которых применяются ИКТ. Это меня натолкнуло на мысль, что эффективный урок должен сочетать в себе игровые моменты, использование ИКТ и правильный выбор методов и приемов обучения. Я хочу рассмотреть игру, как средство повышения эффективности урока. Игры с использованием ИКТ вызывают наибольшую заинтересованность у ребят, следовательно, именно они являются мощным стимулом к овладению иностранным языком. В этом состоит актуальность моего опыта.
Теоретическая интерпретация опыта.

Сущность.
- описание авторской серии игр с использованием Power Point Presentation (PPP), направленных на повышение познавательной деятельности учащихся; - описание серии игр, позволяющих сделать урок более эффективным.
Новизна.
- новые технологии структуры уроков - игр с использованием (PPP),
- путь повышения мотивации учащихся к обучению.
Результативность.

I.
Развитие личности: a) Познавательное развитие - развитие психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) b) Коммуникативное развитие - формирование коммуникативной компетенции. c) Креативное развитие.
II.
Помощь в овладении всеми четырьмя видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием и письмом.
III.
Формирование конкретных лексических, грамматических, произносительных, орфографических навыков.
IV.
Устойчивый интерес к предмету на разных этапах обучения. (По результатам анкетирования)
V.
Активное участие во всех школьных, районных, городских, областных и международных конкурсах по английскому языку. (Имеются призовые места в районных конкурсах)
VI.
Увеличение числа участников и результативности НОУ Учащиеся занимают призовые места на муниципальном уровне: 2012 г.– 1 и 2 место, 2013 г. -1и 2 место. 2014- 1 место) на региональном уровне: 2014 год – 1 место
VII.
Повышение качества обучения в тех классах, где наиболее часто проводят уроки- игры.

Трудоемкость.
Трудоемкость организация игровой деятельности зависит от типа игры. Одни игры не требуют специальной подготовки, для других же учителю необходимо готовить раздаточный материал. Некоторые уроки – игры предусматривают выполнение предварительных заданий учениками. Для организации игр с использованием ИКТ требуется специальное оборудование (компьютер, проектор). Для разработки игр – уроков учителю нужна большая подготовка.
Психолого-педагогические предпосылки организации игровых форм

обучения.
Основная цель изучения иностранного языка – формирование коммуникативной компетенции; все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления главной цели. Игровая деятельность на уроке способствует реализации этой цели, так как игра позволяет представить большинство упражнений как коммуникативные. Игра ведет за собой и развитие. Развивающее значение игры заложено в самой природе игры, ибо игра – это всегда эмоции, а там где эмоции там активность, внимание и воображение, там работают мышление и память. Игровая обстановка создает естественную ситуацию речевого общения и интенсифицирует учебный процесс. Ребята не боятся говорить на английском языке, когда они играют. Игровые ситуации вызывают наибольший познавательный интерес у школьников, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают навыкам общения, способствуют эффективной отработке языкового материала, обеспечивают практическую направленность обучения. На уроках английского языка необходимо обеспечить условия многократного употребления речевых образцов. Используя игровые ситуации это можно сделать увлекательно. В играх многократное проговаривание не вызывает усталости.
Обучение иностранному языку на начальном этапе невозможно без применения игровых технологий. Ведь именно игра является главным видом деятельности ребенка, его естественным состоянием. Повзрослевшие ребята тоже любят играть, так как способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. По мнению психолога А. А. Леонтьева мотивация, создаваемая игрой, то есть игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с эмоциональной, познавательной, социальной и волевой мотивациями.
Концептуальные основы.
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно с древности. Аристотель, Платон, Ф. Рабле, Ж. – Ж. Руссо, Д. А. Колоцца и др. рассматривали игровой метод как органично сочетающий в себе жажду знаний со стремлением к удовольствию и наслаждению. А. С. Макаренко писал: «У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять». Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняйся тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности. Суммируя взгляды В. А. Сухомлинского, Д. Б. Эльконина, Дж. Селли, К. Бюллера и др. становится ясно, что игра – это сплав определенных способностей, которые можно представить следующим образом: восприятие + память + мышление + воображение. Игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так одновременно является и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения. Все это позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности. Однако хочется отметить, что использование игры недостаточно хорошо изучено в преломлении к обучению иностранным языкам.
Основными

методическими

принципами
, имеющими концептуальное значение для организации игровой деятельности на уроке, являются:

1.

Коммуникативный принцип.

2.

Принцип сознательности,
который предусматривает опору на определённую систему правил.
3.

Принцип опоры на родной язык обучаемых.

4.

Принцип наглядности,
который предусматривает различные виды и формы наглядности: языковую наглядность (отбор аутентичных текстов, речевых образцов, демонстрирующих функциональные особенности изучаемого языкового материала в определённой культурной среде страны изучаемого иностранного языка), слуховую наглядность, зрительную наглядность при использовании разнообразных мультимедийных средств.
5.

Принцип

доступности,
который обеспечивается за счёт соответствующей разработки учебного материала разных уровней сложности.
6.

Принцип положительного эмоционального фона.
При соблюдении всех этих принципов, использование игровой деятельности на уроке иностранного языка позволяет успешно решить следующие
учебные задачи:
- осознание языковых явлений; - автоматизация языковых и речевых действий; - создание простейших ситуаций общения; - естественное и многократное повторение языкового материла; - стимуляция коммуникативной деятельности учащихся; - интенсификация обучения, повышение мотивации; - создание комфортной среды обучения; - возможность избежать рутины и др. Реализация игровых приемов и ситуации при урочной форме занятий происходит по
основным направлениям:

-
дидактическая цель ставится перед учащимися в виде игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции: Организуя игровую деятельность на уроке, я пользуюсь двумя правилами.
Правило первое.
Прежде чем предложить игру, спросите сами себя: зачем нужна эта игра, что она дает. Игра ради игры – это потерянное время. Преподаватель должен всегда четко ставить перед собой дидактическую цель. Сообщать ее учащимся необязательно. Игра, конечно, имеет и чисто игровую цель. Именно ее можно поставить перед учащимися.
Правило второе.
Нельзя пытаться решить одной игрой две задачи: отработать новый грамматический материал и выучить новые слова. Удовольствие от игры ученики, может, и получат, а вот пользы никакой не будет. Нужно определить, какая главная цель и ее и добиваться. Если необходимо отработать новую грамматическую структуру, то лексика должна быть хорошо знакома. Ели же задачей учителя в игре является запоминание новых слов, то делать это надо на хорошо усвоенном грамматическом материале.
Функции игровой деятельности
релаксационная психологическая развивающая обучающая воспитательная коммуникативная развлекательная

Игры на уроке иностранного языка
. В соответствии со школьной системой обучения, игры на уроке иностранного языка можно разделить на две группы: подготовительные и творческие игры. Подготовительные игры способствуют формированию речевых навыков. Цель творческих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых умений и навыков, самостоятельности в решении речемыслительных задач.
Подготовительные игры
Как правило, обучение мы начинаем с фонетических упражнений, так почему же не провести фонетическую зарядку в форме
фонетической игры.
Она предназначается для отработки и корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. Ребята с удовольствием слушают сказку о приключениях Мистера Язычка и имитируют английские звуки и повторяют слова. Если каждый английский звук будет у них с чем-то ассоциироваться, они будут произносить сложные английские звуки правильно.
[
d
]
,
[
t
]
- выбиваем пыль.
[
h
]
,- у нас замерзла рука, и мы согреваем ее дыханием,
[
w
]
– задуваем свечи и т.д. Работать над артикуляцией помогает театрализация специально подобранных стихотворений. В роли клоуна дети чувствуют себя более раскрепощено, не стесняются выполнять движения губами и челюстями. В старших классах огромный интерес вызывает соревнование на лучшего скороговорщика. В этом году я занимаюсь составлением банка фонетических материалов для учителей района по следующим разделам: Phonetic Drills, Tongue – Twisters, Phonetic Games, English Rhymes, Limericks и др. Создать возможность овладения грамматическим материалом для перехода к активной речи учащихся помогают
грамматические игры
. Такие игры преследуют следующие задачи:  научить учащихся употреблять речевые образцы, содержащие определенные трудности;
 создать естественную ситуацию для употребления речевого образца;  развивать активность и самостоятельность учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Отработать структуры There is / there are, I have, I would like и др. помогает игра «Парочки». Учащиеся стараются выиграть, найти нужную пару и не замечают того, что они проговаривают образец многократно. Закрепить формы глагола to be помогает игра “We are all naughty”. Все учителя сталкивались с тем, что необходимо проверить знание учащимися форм неправильных глаголов. У детей этот контроль вызывает ужас. Я предлагаю детям поиграть. На руках у них по 6 карточек с формами неправильных глаголов. Цель - избавится от карт. На глагол в 1 форме, они могут положить карточку этого же глагола во 2 или 3 форме или любой другой глагол только в 1 форме. Если же нужной карты нет, берем из колоды. Отработать личные и притяжательные местоимения позволяет игра “We wash our hands”. Научить составлять вопросительные предложения позволяет игра «Funny Questions». Особенно мне нравиться игра «You did it again», которая автоматизирует вопросительные предложения в Past Simple.Эта предполагает небольшую театрализацию. Учитель играет роль сердитой мамы, которая недовольна своими дочками и сыновьями. Они переспрашивают ее, чем она недовольна. Незаменимым помощником в отработке всевозможных грамматических структур является мяч. Например, мяч можно использовать при отработке окончаний множественного числа. Учитель говорит существительное в единственном числе, ученик ловит мяч и произносит его во множественном. Можно отрабатывать  Глагол to be. Бросаем мяч - I , в ответ – am (можно наоборот)
 Отрицательные формы с глаголом to be, can, must, should. Бросаем мяч положительная форма, в ответ – отрицательная (можно наоборот)  Личные и притяжательные местоимения,  Вспомогательные глаголы do, does,  Краткие ответы на общие вопросы и т.д. В игре c мячом дети учатся быстро реагировать на поставленные перед ними задания.
Лексические игры
помогают добиться решения следующих задач:  тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях приближенных к естественной обстановке;  развивать речемыслительную реакцию учащихся;  познакомить учащихся с новыми словами, словосочетаниями. В классе дошкольной подготовки ребята знакомятся со следующими моделями. I like…, I see…, I can… запомнить и не путать их помогает игра. Произносим I и показываем на себя. Произносим see и подносим руки к глазам в форме бинокля. Говорим like и кладем руку на сердце. А при встрече с глаголом сan сгибаем руку в локте. Достаточно учителю показать жест, у учеников моментально возникает реакция. Очень часто я предлагаю детям подвигаться. Физическая активность обостряет все виды памяти: тактильную, двигательную, зрительную, образную и слуховую. Дети не забудут глаголы fly, jump, run, swim и др., если изучая и закрепляя их, они «летают», прыгают, бегают, «плавают». Физическая активность помогает запомнить ЛЕ по темам «Погода», «Внешность», «Игры и спорт» и др. Учащиеся усвоили ЛЕ, пора усложнить игру. Пусть они выполняют команды только, если услышат вежливое слово «please», или слова «Simon says» (аутентичная игра). Кроме автоматизации ЛЕ, эти игры позволяют развивать внимание. Игра «I know six names» не требует специальной подготовки от учителя. Ее можно адаптировать для любого уровня и для любой темы. Ученику в руки
дается игрушка. Ведущий просит: «Name six animals that have fur». Если ученик справляется, игрушка остается у него. Если нет, переходит к другому ученику. Игру можно варьировать, например, передавать игрушку по кругу. Тот, кто не смог сказать слово, становится ведущим. С детьми можно поиграть в «Съедобное – несъедобное», «Веселый поезд», сев в который они должны на каждой станции называть слово в соответствии с ее названием, «Прикоснись быстрее», «Гримасы» и другие.
Орфографические игры
преследуют задачи:  упражняться в написании английских слов;  узнавать закономерности в написании английских слов;  тренировать память;  научится видеть и исправлять орфографические ошибки. Эти игры в большинстве случаев не требуют специального оснащения, все, что нужно листок бумаги и ручка. Можно также выполнять эти игры на классной доске. Часто в своей практике я использую следующие игры «Лестница из слов», «Чайнворд», «Расческа», «Правильное слово». «Поиски слова», «Mistakes» и др.
Творческие игры

Речевые игры
способствуют осуществлению следующих задач:  научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;  научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки;  обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации . Для составления рассказа на любую тему помогает игра «Steps». Ученик говорит предложение и делает шаг, ошибается, стоит на месте. Игру модно организовать и индивидуально и парами и небольшими группами. Очень дети любят загадки. Сначала они их отгадывают. А потом с увлечением загадывают сами. Можно описывать животных, внешность людей,
времена года, профессии. В старших классах страны, жанры книг, фильмов и др. В своей практике я широко применяю
дидактические

игры
. Это, например, игра «Уes/No». В ней ребенок, отвечающий на вопросы других, может лишь отвечать да или нет. Обучение включает в себя два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти два компонента и обеспечивают дидактический опыт учащихся. При обучении счету, мы играем в лото. С удовольствием дети собирают из букв слова, из предложений - текст. Интересно походит игра аукцион, где ребята покупают грамматически правильные предложения. Удовлетворение от них интеллектуального усилия школьники получают в процессе разгадывания, кроссвордов, викторин, ребусов, головоломок, шарад и др. Познавательная активность симулируется конкурсностью, соревновательным характером игр. Мотивировать речевую деятельность так, чтобы обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником помогает
ролевая игра.
В отличие от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать, ролевая игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Большинство разработанных игр предназначено для младших школьников. А как же школьники среднего и старшего звена, им тоже хочется «учиться с увлечением». Тогда я решила начать разработку уроков игр для них. Какая должна быть игра, чтобы подростки захотели принять в ней участие, чтобы им было интересно. Я задала себе вопрос: «Что они любят?». Ответ лежит на поверхности – компьютер. Поэтому уроки – игры для подростков должны создаваться использованием ИКТ. Свою первую игру я разработала к «Фестивальной неделе», чтобы сделать урок – игру ярким и запоминающимся. Игра «The Star Hour» имеет форму викторины, предназначена для учеников 8 -
11 классов. Она позволяет ученика проверить свои знания по страноведенью Великобритании и США в увлекательной форме, а если в этих знаниях имеются пробелы, восполнить их. Последний конкурс игры «Without any versions» способствует развитию навыков устной речи учащихся. Эту игру можно проводить как конкурс между командами, так и между учениками. Игра «Crosses and Zeroes» предназначена для учащихся 6 классов, изучающих английский по программе Биболетовой М. З. Эта игра проводится по окончанию темы «Faces of London» и способствует закреплению и систематизации материала учащимися. Учащиеся делятся на 2 команды – команда «Крестики» и команда «Нолики». Как и в оригинальной игре перед учащимися игровое поле, состоящее из 9 клеток. Каждая клетка соответствует одному конкурсу. Команды выбирают конкурсы по очереди. Но, в отличие от оригинальной игры, на игровом поле, ставится знак той команды, которая будет победителем. Учащиеся стремятся, как и в оригинальной игре, выстроить крестики или нолики в один ряд, чтобы модно было зачеркнуть его. Но, им не всегда это удается, тогда победитель определяется по большему количеству крестиков ил ноликов. Мною также разработана игра «In the World of British and American Writers». Эта игра может проводиться как внеклассное мероприятие или при изучении темы «Книги». Более подробно с этими играми можно ознакомиться в приложении. Презентационные материалы по авторским играм имеются на диске. В своей практике я использую разнообразные уроки – игры: грамматическое шоу, урок - КВН, урок - экскурсия, урок - дискуссия урок – конкурс, урок – викторина, и др. Я никогда не останавливаюсь на достигнутом, и собираюсь продолжить разработку серии игр с использованием PPP, знакомиться с новыми методами и примами обучения иностранному языку для достижения более эффективных результатов в обучении и воспитании.
Воспитать «крылатого» ученика может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – современный.

Список использованной литературы
1. Барашкова Е. А. Не все дети талантливые, но все дети способные… Играйте, и ваши дети будут говорить правильно. // Английский язык №9, 2005, Издательский дом «Первое сентября». 2. Березина Н. В. Игры в парах на уроках английского языка. //Методическая мозаика, И.Я.Ш. № 3, 2003. 3. Битякова М. Волшебные кнопки. //Школьный психолог №12, 2004, Издательский дом «Первое сентября». 4. Дворник М. Л. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступени обучения. // И.Я.Ш. № 6, 1990. 5. Заир –Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке//М., «Просвещение», 2004 6. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. // Санкт Петербург «Каро» , 2008 7. Коптелова И. Е. Игры со словами. // И.Я.Ш. №1, 2003 г. 8. Маклаков А. Г. Общая психология.// Учебник для ВУЗов, Питер 2003 г. 9. Морозова Е. А. Добро пожаловать в страну игр.// Коммуникативная методика № 6, 2002, Методическая школа Пассова. 10. Пучова Ю. Я. Игры на уроках английского языка. // М. «Астрель», 2004 11. Степанова Е. А. Игра как средство развития интереса к иностранному языку. // И.Я.Ш. №2, 2004 г. 12. Степичев Г. Игры в карты… Новый взгляд на изучение неправильных глаголов. // Английский язык № 19, 2004, Издательский дом «Первое сентября». 13. Стронин М. Ф. Обучающие игры на английском языке. //М., 1984 г. 14. Сухорусова М. А. Сценарии школьных праздников на английском языке. М. «Астрель», 2004 15. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. //М.: Новая школа, 1994 г.


В раздел основное общее образование