Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование рациональных путей и способов выполнения учебных заданий в рамках личностно-ориентированного урока".

выступление по само обобщение

Автор: Кондрашкина Светлана Викторовна, учители биологии, географии, МКОУ "Клочковская СОШ", село Клочки Ребрихинского района Алтайского края

Смотреть презентацию



В раздел основное общее образование




Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Клочковская средняя общеобразовательная школа»

Ребрихинского Района Алтайского края

Обобщение по теме

Самообразования:

«Формирование рациональных путей и

способов выполнения учебных заданий в

рамках личностно-ориентированного

урока».
С.Клочки, 2014
(Слайд 1) Тема моего самообразования «Формирование рациональных путей и способов выполнения учебных заданий в рамках личностно- ориентированного урока». (Слайд 2) Основой обучения является активная познавательная деятельность. Невозможно научить ребёнка, если ему не интересно, если он не увлечён процессом познания. Активная работа ученика на уроке - залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания. Учитель является организатором и руководителем познавательной деятельности детей. Он должен ставить перед ними такие задачи, которые бы неизбежно требовали от них активной мыслительной деятельности, активной переработки учебного материала. (Слайд 3) В Личностно – ориентированном обучение главной задачей учителя является – • Формирование и развитие гармоничной личности; • Активизирование познавательной деятельности учащихся; • Обучение учащихся самостоятельной познавательной деятельности; (Слайд 4) Для учителя в учебно-воспитательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни. В современном учебно-воспитательном процессе очень важны партнерские отношения, взаимодействие учителя и ученика на основе взаимоуважения и взаимопонимания. Для того, чтобы процесс обучения был более успешным необходимо очень хорошо знать методы и приемы обучения. Чем лучше учитель и учащиеся владеют приемами и соответствующими умениями , тем процесс обучения будет более интересным и эффективным. Урок- это основная и главная форма организации учебного процесса, основное звено процесса обучения. На современном этапе образования, творческий поиск учителя просто необходим. Учитель должен использовать различные формы уроков, которые соответствуют требованиям времени. Ученик должен учиться думать, добывать знания, нестандартно мыслить, ему нужно искать ответы на
проблемные вопросы. (Слайд 5) В своей практике я использую нестандартные уроки или уроки с применением различных игровых моментов. Это урок путешествия, урок- игра, урок- семинар, урок - экскурсии и др. Они способствуют развитию творческого и системного мышления, создают атмосферу поиска при решении различных образовательных задач. (Слайд 6) Например интегрированные уроки развивают у детей • Гибкость мышления; • Оригинальность мышления; • Любознательность; • Критичность мышления. (Слайд 7) Мной проводились следующие интегрированные уроки : 1. Энергетика мира (10 класс)(география химия) 2. Вода в природе (8 класс химия, биология, география) 3. Белки (11 класс, биология химия) 4. Природные ресурсы (9 класс география, биология) 5. Влияние климата на здоровье человека (8 класс биология, география) - (Слайд 8)Подробней остановлюсь на интегрированном уроке географии и биологии «Влияние климата на здоровье человека». Основная цель урока: показать актуальность проблемы влияния климата на здоровье и жизнедеятельность человека. Для достижения данной цели используются такие формы работы, как словесные, практические, наглядные, методы: работа в группах и парах. (Слайд 9) Данный урок позволил сформировать знания об основных типах климата России, их особенностях, закономерностях размещения на территории страны, Проанализировав климатические карты , составили портрет самого благоприятного типа климата для жизни и деятельности человека. А так же работая в парах используя справочные материалы учащиеся формулируют методы которые будут смягчать влияние неблагоприятного климата на здоровье человека, обозначьте на карте России места, где вы поместили бы здравницы, курорты, санатории. К концу урока учащиеся пришли к выводу , что территории с оптимальным климатом для здоровья и жизнедеятельности составляют не более 25 % территории, а с благоприятным климатом – не более 4% территории страны.
Территории же с неблагоприятным климатом занимают порядка 75- 85 % территории России. ( Слайд 10)Данный урок позволил активизировать познавательную деятельность детей, научил их использовать изученный материал в реальной жизни. ( Слайд 11)Особый интерес у детей вызывают уроки – путешествия . Они могут быть самыми различными и по разным предметам. Например, урок по биологии в 7 классе «Путешествие в страну птиц» проходит под девизом «Кто такой? Что такое?». ( Слайд 12)Учащиеся на протяжении урока проходят по станциям и решают проблемные задачи разного уровня. Показать слайды 13-16 Во время урока географии в 8 классе «Путешествие по рекам и озерам России» развивается познавательная активность школьников, умение работать с картой, умение работать с дополнительной литературой, наблюдать, рассуждать, делать выводы; формируется их самостоятельность, самоконтроль и самооценка; воспитывается чувство гордости и любви к своей страну. Ну главное – нет скучающих детей на уроке. ( Слайд 17) Следующая форма урока, которую я использую, это урок- игра. Такие уроки позволяют создать условия для реализации свободного выбора детей, учит их работать в команде. Игра позволяет обобщить и систематизировать знания по изучаемой теме. Поэтому это в большей степени обобщающие уроки. ( Слайд 18) Например ролевая игра «Суд над хлорофиллом». Роли распределяются заранее (хлорофилл, судья, прокурор, адвокат, фотосинтез, дыхание, углекислый газ, кислород и вода).во время игры участники рассказывают о значении хлорофилла в жизни растений, о процессах фотосинтеза и дыхании. Судья, прокурор и адвокат задают вопросы всем участникам с целью выяснить роль каждого вещества. ( Слайд 19) Или Игра-состязание по биологии в 7 классе по теме «Ох уж эти насекомые». Данная игра – пример известной телепередачи «Своя игра». Класс разбивается на три команды (ряда).Ребятам заранее предлагается тема игры «Класс Насекомые» и возможная научно-популярная литература. На доске предложены рубрики и баллы за правильные ответы. Постоянная смена игровых ситуаций поддерживает у учащихся в течении всего урока интерес, активность, удерживает внимание, снимает усталость. На своих уроках часто использую игровые моменты. Они требуют меньше времени на подготовку и проведение.
( Слайд 20). Мной используются такие игровые формы как собери цветок, исправь ошибку,загадки, пятый лишний, составь трехзначное число. поподробней остановлюсь на ( Слайд 21) Мини игра «Пятый лишний» Играющим предлагается набор материалов (гербарий растений, коллекция животных, рисунки, открытки и др.), четыре элемента которых принадлежат к одной систематической категории (семейству, отряду, и др.), а пятый – случайный. Это предстоит обнаружить играющему и после чего доказать правильность выбора. Слайд 22 В игровом моменте «Составь трёхзначное число» Перед играющими ставится задача обнаружить закономерности в построении и расположении содержания таблицы, состоящей из трёх строк и трёх колонок, каждая из которых несёт определённую информацию. Использую при проверке домашнего задания. Слайд 23 В своей деятельности я использую сочетание индивидуальной, парной и групповой работы учащихся. Одно из условий успеха обучения – активная включенность ученика в работу на уроке. Это условие выполнимо в группе, так как групповая работа заставляет каждого учащегося ставит свои цели и находить соразмерные его возможностям способы деятельности. Залогом успешного использования групповой формы работы может стать жесткий регламент времени, особая четкость и внятность операционных команд. Слайд 24 Например, я использую групповую работу на уроках географии в 7-10 классах
.
Каждая группа получает карточки с написанными на них географическими объектами. Задача состоит в том, чтобы распределить названия на картосхеме материков. Часто использую групповую работу при изучение нового материала. Основной вариант – работа по вопросам. Слайд 25 Здесь возможны два варианта: каждая группа отвечает на все вопросы, а затем идет общее обсуждение, или каждая группа отвечает на «свои» два вопроса, остальные группы слушают сообщения и могут задавать вопросы. При подготовке ответа ученики могут использовать любую литературу. Желательно заранее приготовить учебники, энциклопедии, научные статьи, подборки фотографий, которые помогут ответить на вопросы. Слайд 25,26 27 Другой вариант работа по заданиям. Каждой группе выдаются задания . Задача каждой группы – заполнить бланк. Первая
группа отвечает на вопросы №1 первого и второго уровня, вторая группа – на вопросы №2 и т.д. Затем каждая группа отчитывается по своим вопросам, остальные учащиеся в это же время заполняют бланки (ответы сообщает докладчик от группы). При оценке результатов работы групп отмечается степень сотрудничества и качества представления результатов. Или работа в парах постоянно сменного состава. В результате ребята активно включаются в учебный процесс, работают более увлеченно, учатся общению, конструктивному диалогу. У них вырабатываются навыки совместной работы. Личностно- ориентированный подход предполагает создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемное обучение основано на мышлении, поставленном в проблемную ситуацию, когда ученик сталкивается с новыми условиями и должен найти новый способ действия. Происходит активизация мысли, развитие интеллектуальных способностей. Мыслить человек начинает тогда, когда надо понять что – то . Мышление начинается с вопроса, удивления, недоумения. В отличие от простой тренировочной и практической работы, проблемная задача должна содержать противоречие, требующее решения. В своей работе я применяю различные способы организации проблемно - поисковой деятельности, направленные на формирование основных предметных компетенций курса биологии, географии. Например, при изучении курса «Многообразие живых организмов» в 7 классе постоянно использую способы проблемно-поискового обучения. Слайд 28 при изучении темы царство бактерий, царство грибы использую такие способы проблемного обучения как Проблемное изложение, Поисковая беседа , Решение проблемных задач, Игровая деятельность, Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность. Слайд 28 Важным моментом в структуре современного урока является рефлексия. Для развития рефлексии решающим моментом является обращение детей к собственным действиям через «проговаривание» как уже готового решения, так и планируемых действий. Ребенок учится контролировать и оценивать свои шаги. Я использую следующие методы и приемы рефлексии: - Продолжи фразу «Если бы я вел урок, я …… Рефлексивный тест:
- Узнал (А) много нового - Мне это пригодится в жизни - На уроке было над чем подумать - На все вопросы, возникшие на уроке, я получил ответы - На уроке я работал добросовестно и цели урока достиг. По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем у кого получилось три или четыре плюса. Это именно те оценки, которые они мне поставили за урок.(знания учащихся не оцениваются на таком уровне). Рефлексия в цвете: - выбирают смайлик зелены- понравился урок, красный нет - группам раздаются конверты с разноцветными лепестками. Ребята приклеивают лепесточек с выбранным цветом к середине альбомного листа (который тоже выдается группе). Вербальная форма (устная или письменная:) - сегодня на уроке я… - Самым полезным интересным для меня было... - Я встретился с трудностями.. - Это мне необходимо для… - У меня хорошо получилось… Таким образом, подводя итог, хотелось бы сказать, что эффективность учебной работы по всем предметам достигается при использовании разнообразных форм и методов обучения. Огромное значение имеет живой интерес к предмету самого учителя, его творческий подход к процессу обучения, вовлечение в этот процесс самих детей, умение наладить взаимопонимание с учащимися. Эффективность учебной работы достигается при непременном использовании опыта других учителей, умения самосовершенствоваться, т.е. творчески подходить к своей работе. Слайд 30Хочу пожелать своим коллегам • Вдохновляйте своих учеников на добрые поступки; • Дайте возможность ученикам гордится собой; • Заряжайте своим умением общаться.


В раздел основное общее образование